Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Кафедра оркестровых духовых и ударных инструментов


  • И.о. заведующего кафедрой
    Скрипинская Ольга Вячеславовна
    Профессор

    Кафедра духовых и ударных инструментов Саратовской консерватории начала свою работу со дня её основания в 1912 году. Первый директор консерватории С.К. Экснер пригласил крупнейших мастеров в классы духовых инструментов. Первыми преподавателями духовых инструментов были:

    Василий Георгиевич Брандт (1869—1923), Карл-Вильгельм Брандт (так как он родом из Баварии) был солистом Гельсингфорского оркестра (ныне Хельсинки), а затем оркестра Большого театра и профессором Московской консерватории. Он автор сочинений для трубы, оркестровых этюдов, ансамблей. Это был один из лучших трубачей того времени. В.Г. Брандт был первым из иностранных музыкантов, который в воспитании трубачей опирался на русскую национальную культуру, традиции русского музыкального исполнительства. В Саратовской консерватории он преподавал трубу, валторну и литавры, был постоянным руководителем оркестрового класса.

    Иван Васильевич Липаев (1865—1942), с 1890 г. бас-тромбонист Большого театра, издатель и редактор журнала «Музыкальный труженик» (1906—1910) и журнала «Оркестр» (1910—1912), организатор первого в России медного квартета (1890) Большого театра. В Саратовской консерватории он преподавал тромбон, тубу, а также читал лекции по истории музыки и церковного пения. Им был опубликован курс лекций по истории музыки, написаны брошюры о Танееве, Скрябине и Рахманинове, а также воспоминания о Чайковском. Он вёл большую музыкально-просветительскую работу, постоянно выступал с публичными лекциями по искусству.

    Мухаммедмансур Исламович Султанов, окончивший в 1903 году Московскую консерваторию с большой серебряной медалью (класс флейты В.В. Кречмана), получив звание «свободного художника». До окончания Московской консерватории Султанов был приглашён в оркестр частной оперы Солодовникова, а в 1906 году принят по конкурсу в оркестр Большого театра, но по семейным обстоятельствам семья Султановых выехала в Крым. В 1910—1911 годах работал в Ялтинском симфоническом оркестре и музыкальном училище РМО, где вёл класс флейты, теорию и гармонию. В 1912 году — солист оркестра Кисловодского общества оркестровых музыкантов под управлением Л.П. Штейнберга. В Саратовской консерватории Султанов играл в симфоническом оркестре, выступал на вечерах камерной музыки. Среди его публикаций есть этюды и «Школа для флейты», рассчитанная на потребности учеников консерватории (работы эти были утрачены наследниками Султанова в годы гражданской войны).

    Гобоист Георгий Константинович Поповицкий, выпускник Петербургской консерватории (класс В. Шуберта и Ф. Каукалл), в будущем — директор Саратовской консерватории (1944-1948).

    Кларнетист В.Ц. Лаун, получивший образование в Пражской консерватории у профессора Рейтмаера, солист оркестра «Чешская филармония». Он приехал в Россию в 1904 году, играл в оркестре Павловского вокзала в Петербурге. Переехал в Саратов в 1907 году. и до открытия консерватории преподавал в музыкальном училище.

    Никита Романович Погребняк возглавил класс фагота. Он получил образование в Харьковском музыкальном училище у преподавателя Ф.В. Кучера. С 1894 года он работал в симфонических оркестрах Харькова, Баку, Ялты. В течение восьми лет служил в оркестре харьковской оперы, где играл под руководством выдающихся дирижеров Сука, Штернберга, Эйхенвальда. В 1910 году Никита Романович становится солистом Московского симфонического оркестра под управлением С.А. Кусевицкого. В 1912 году началась его педагогическая деятельность в Саратовской консерватории, продолжавшаяся до 1920 года. Сформированный коллегами Н.Р. Погребняка ансамбль духовых инструментов в составе: М.И. Султанов (флейта), Г.К. Поповицкий (гобой), В.Ц. Лаун (кларнет), Г.Н. Белоцерковский (валторна). Его выступления в 1913—1914 годах вызвали у саратовцев значительный интерес. С 1916 года Н.Р. Погребняк параллельно с педагогической деятельностью становится солистом симфонического оркестра Театра оперы и балета. Затем он переехал в город Новосибирск, а класс фагота в Саратовской консерватории возглавил Константин Афанасьевич Иоанно — исполнитель и педагог, окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по классу фагота.

    Валторнист Григорий Яковлевич Белоцерковский приехал в Саратов из Москвы Он был солистом театра оперы Зимина. Окончил Харьковское музыкальное училище. Вёл класс валторны, руководил оперным классом, дирижировал в оперных труппах города (позднее, в годы войны, возглавил вокальную кафедру).

    В 1915 году среди первых выпускников профессора В.Ц. Лауна был М.Я. Александров, блестящий кларнетист, солист Московской филармонии, отдавший консерватории 46 лет, кроме того, был солистом оркестров Саратовского оперного театра и филармонии, дирижером, в 1934—1935 гг. играл в оркестре Московской филармонии. Класс кларнета после М.Я. Александрова возглавлял его ученик, заслуженный деятель искусств РФ профессор В.С. Кузнецов, который в разное время был директором Саратовского музыкального училища, ректором СГК, ректором Куйбышевского государственного института культуры, ректором Астраханской государственной консерватории. В классе кларнета преподавал заслуженный артист РФ Е.В. Сконженко. В настоящее время классом руководит ученик профессора В.С. Кузнецова, солист Концертного духового оркестра «Волга-Бэнд», заслуженный артист РФ, профессор А.А. Косенко.

    Витольд Петрович Пацевич, после отъезда И.В. Липаева возглавил класс тромбона и тубы в 1923 г. С 1921 по 1922 гг. Пацевич играл в квартете медных инструментов, организованном В. Брандтом, вместе с Ф. Шевченко (труба) и Д. Грузинским (валторна). В.П. Пацевич проработал в консерватории до 1960 г., выпустил десятки подготовленных музыкантов. В 1947-1950 гг. В.П. Пацевич написал «Школу для тромбона» в 3-х частях, «40 этюдов для тромбона в альтовом ключе».

    С 1960 г. класс тромбона вёл кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, член саратовского союза композиторов, участник Великой Отечественной войны, и.о. начальника военно-оркестровой службы Монголии, профессор Борис Георгиевич Манжора. В числе трудов им написана «Методика обучения игры на тромбоне» (первая в СССР Методика игры на тромбоне). Б.Г. Манжора работал над усовершенствованием тромбона, в частности, над конструкцией тромбона с двойной кулисой.

    В классе тромбона преподавал Дипломант Международного конкурса, солист АСО, доцент Ю.А. Гусев (класс проф. Б.Г. Манжоры). Несколько лет класс тубы вёл Дипломант Международного конкурса, выпускник Института Искусств (г. Владивосток) Ю.К. Белоусов. В настоящее время класс возглавляет Лауреат всероссийского и международного конкурсов, солист «Брандт Брасс Ансамбля», старший преподаватель Юрий Николаевич Долгов (класс Б.Г. Манжоры, Ю.А. Гусева).

    В классе флейты, после М.И. Султанова, преподавал Ю.А. Вольферц, выпускник Московской консерватории, класс В. Кречмана. С 1938 по 1950 год класс флейты возглавил доцент И.Ф. Янус (с 1955 г. профессор Петербургской консерватории), который также являлся дирижером Театра оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского. Иосиф Федорович также руководил симфоническим оркестром консерватории, восстановив деятельность коллектива в 1941 году. В его классе много ярких выпускников, солистов концертных коллективов России, лауреаты всероссийского и всесоюзного конкурсов. С 1950 по 1972 гг. класс флейты вёл А.М. Найда, выпускник Саратовской консерватории (класс И.Ф. Януса). Александр Михайлович подготовил ряд ярких флейтистов, солистов оркестров Саратова, Новосибирска, Грозного, Омска, Кисловодска, Перми. Среди его выпускников — будущий профессор Ростовской консерватории Ю.В. Шишкин. С 1967 г. А.М. Найда возглавил кафедру духовых инструментов, с 1972 — доцент ГМПИ имени Гнесиных.

    С 1977 по 2008 гг. класс флейты возглавил ученик А.М. Найды, заслуженный артист РФ Евгений Анатольевич Балашов. С 1987 г. — декан исполнительского факультета. В 1993 году Евгению Анатольевичу присвоено ученое звание «доцент», в 2005 году — учёное звание «профессор». Е.А. Балашов — автор методических статей и пособий, посвященных вопросам формирования исполнительского аппарата флейтиста, методическим и исполнительским принципам выдающихся флейтистов. Работы Евгения Анатольевича не утратили своей актуальности и сегодня. Выпускники его класса представляют саратовскую флейтовую школу во многих городах России. С 1996 г. в классе флейты преподаёт выпускница Е.А. Балашова, лауреат международных конкурсов доцент Н.П. Туренкова. С 2008 г. в классе флейты преподает лауреат всероссийского и международных конкурсов, профессор О.В. Скрипинская (класс проф. Е.А. Балашова). С 2021 года также преподает выпускник класса Е.А. Балашова, дипломант международного конкурса, солист группы флейт оркестра Саратовского академического театра оперы и балета А.В. Трухачев.

    В 1936 году класс фагота консерватории возглавил Александр Григорьевич Никитанов — первый фаготист Большого театра СССР, солист Персимфанса. С 1936 года он преподает в Саратовской консерватории, работает солистом оркестра Театра оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского. В 1940 году Александру Григорьевичу присваивается звание профессора. За период работы в консерватории А.Г. Никитанов выполнял обязанности заведующего кафедрой струнных и духовых инструментов, декана оркестрового и дирижёрско-хорового факультета. Им написан ряд научных работ, которые не утратили своей актуальности и сегодня: «Комбинированная аппликатура на фаготе», «Особенности работы со студентами-духовиками в классе камерного ансамбля» и др., а также многочисленные переложения для фагота. Александр Григорьевич Никитанов проработал в Саратовской консерватории до 1964 года. Педагогическое дело Никитанова с 1966 года по 1989 год продолжил его воспитанник Д.В. Куликов. В 1941 году Дмитрий Владимирович окончил Саратовскую консерваторию, получив диплом с «отличием» он сразу уходит на фронт. В числе главных наград — орден Красной звезды. Затем в классе преподавал А.В. Курганов, выпускник Д.В. Куликова. В 2010 году вести класс фагота начал заслуженный артист РФ Ю.И. Скворцов. Он окончил Саратовскую консерваторию в 1971г. (класс доцента Д.В. Куликова). В 1978 г. ассистентуру-стажировку в Московской Государственной консерватории (класс проф. Р.П. Терёхина). С 1967 по 2004 солист АСО. Им выпущен компакт-диск Концерта для фагота с оркестром К.М. Вебера (1997 г.). В декабре 2012 года назначен заведующим кафедрой. Опубликованные работы: 8 статей и 5 сочинений для фагота. С 2008 года класс фагота вела Н.А. Роженецкая, выпускница МГК им. П.И. Чайковского, класс профессора, Народного артиста РФ, кандидата искусствоведения В.С. Попова. В настоящее время класс возглавил Л.Л. Барковский, выпускник Саратовской консерватории (класс Д.В. Куликова, А.В. Курганова).

    С 1988 г. по 2016 г. класс саксофона вёл дипломант международного конкурса им. Пьяццоллы (2009), лауреат международных конкурсов, доцент С.В. Бельгисов (класс В.Б. Купермана). С 2016 по 2018 гг. класс саксофона вёл Б.М. Волков. В настоящее время класс саксофона ведёт преподаватель, лауреат международного конкурса Д.С. Левин.

    После В.Г. Брандта, с 1923 г., класс трубы вели ученики Брандта — П.Я. Лямин и А.Т. Иванов, до 1971 г. — И.И. Шишков. Недолго классом занимался дипломант всесоюзного конкурса Е.А. Курманов. С 1972 г. класс трубы вёл заслуженный деятель искусств России, вице-президент Международной Гильдии трубачей, лауреат Международной премии «Award of Merit», профессор Анатолий Дмитриевич Селянин и старший преподаватель, заслуженный артист РФ, солист Театра оперы и балета им. Чернышевского Е.С. Маркин. В 2018 г. в классе преподавал также С.Г. Проскурин. С 2011 г. и по сегодняшний день класс трубы ведёт лауреат международных и всероссийских конкурсов, солист «Брандт Брасс Ансамбля», солист АСО СОФ им. Шнитке, доцент А.П. Даниленко.

    Класс валторны после Г.Я. Белоцерковского и недолгих занятий Б.И. Тютьманова, в 1958г . возглавил солист Саратовского академического театра оперы и балета им. Г.Н. Чернышевского, доцент А.Т. Сердюк, в 1980—1990-е гг. преподавали солист АСО А.Н. Щенников и артистка АСО Н.В. Медведева. Сегодня класс ведёт заслуженный артист РФ, лауреат международного конкурса, солист «Брандт Брасс Ансамбля», доцент В.И. Статник.

    Класс ударных инструментов, сменив Ю.М. Калинина, ведет заслуженный артист РФ, солист Театра оперы и балета им. Чернышевского, профессор А.Д. Марьенко. В последние годы также в классе ударных инструментов преподает старший преподаватель, выпускница А.Д. Марьенко, Е.В. Толочкова.

    После Г.К. Поповицкого класс гобоя в разное время возглавляли: Л.И. Губер — солист АСО; Е.Р. Носырев — выпускник МГК (класс проф. М.А. Иванова), артист оркестра в театре сатиры и камерного театра г. Москвы им. А.С. Пушкина, солист АСО, кандидат искусствоведения; Б.А. Шестопал — артист Московской областной филармонии, артист ГАО народных инструментов им. Н. Осипова, артист ансамбля старинной музыки Росконцерта; Ю.В. Митин — солист АСО, старший преподаватель. В настоящее время класс гобоя возглавляет заслуженный артист РФ, лауреат всероссийского и международных конкурсов, доцент В.П. Скляренко.

    Выпускники кафедры духовых и ударных инструментов успешно осуществляют педагогическую деятельность и являются ведущими преподавателями ДМШ, СПО и вузов не только в нашей стране, но и за ее пределами. Они также с успехом выступают в качестве солистов-исполнителей в различных ансамблях и оркестрах России и зарубежья.

    Многие студенты и выпускники кафедры завоевали звания дипломантов и лауреатов областных, региональных, всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов.

    Доцент Гусев Ю.А., профессор Скрипинская О.В.

  • Класс флейты
    Класс гобоя
    Класс кларнета
    Класс саксофона
    Класс фагота
    Класс валторны
    Класс трубы
    Класс тромбона
    Класс тубы
    Класс ударных инструментов

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма

События на кафедрах Саратовской Консерватории