Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Кафедра хорового дирижирования


  • История кафедры начинается в годы Великой Отечественной войны. Осенью 1941 г. в Саратов была эвакуирована большая часть педагогов и студентов Московской консерватории имени П.И. Чайковского, а также Киевской, Минской, Ленинградской, Харьковской консерваторий.

    Приезд видных хоровых мастеров, таких как Г.А. Дмитревский, В.П. Мухин, В.Г. Соколов, И.П. Пономарьков послужил импульсом к созданию в Саратове кафедры хорового дирижирования, которая была образована в далеком 1943 г. Эстафету московских педагогов-музыкантов приняли приглашённые квалифицированные специалисты из других музыкальных вузов, многие годы проработавшие на кафедре хорового дирижирования. Это С.А. Шумский (выпускник Московской консерватории), первый заведующий кафедрой хорового дирижирования; С.А. Заливухин (выпускник Петербургской консерватории) в разные годы был ректором Саратовской консерватории, заведующим кафедрой в 1949-1965 гг., П.Д. Линьков (выпускник Московской консерватории), М.В. Тельтевская (одна из талантливых учениц хорового дирижера, регента, профессора Московской консерватории Н.М. Данилина), заведующая кафедрой в 1945-1949 гг., в 1965-1976 гг., Л.С. Заливухина (выпускница Московской консерватории, ученица известного хорового деятеля Г.А. Дмитревского), Е.П. Сидорова (выпускница Музыкально-педагогического института им. Гнесиных, ученица выдающегося русского дирижера К.Б. Птицы), заведующая кафедрой в 1976-1979 гг. Позже кафедру возглавляли талантливые выпускники Саратовской консерватории: Н.С. Владимирцева (выпускница М.В. Тельтевской) – заведующая кафедрой в 1979-1986 гг., Ю.И. Датская (класс Л.С. Заливухиной) – заведующая кафедрой в 1986-1992 гг., Л.А. Лицова (класс Е.П. Сидоровой) – заведующая кафедрой в 1992-2017 гг., Е.П. Мельникова (класс Е.П. Сидоровой) – и.о. заведующего в 2017-2018 гг. С сентября 2018 г. кафедру возглавляет Заслуженный работник Высшей школы РФ, профессор Н.Н. Владимирцева.

  • Послевоенные годы кафедры были начальным и трудным периодом становления разнообразной деятельности педагогического и студенческого коллективов. Приток студентов после войны естественно вызвал увеличение педагогического коллектива, который в 1960-е годы достиг стабильности не только количественного, но и значительного профессионального роста.

    Состав педагогов пополнялся молодыми специалистами, выпускниками кафедры. На кафедре работали с 1946 г. В.И. Грудман-Грицепанова, с 1953 г. Г.Я. Черноморская, А.А. Добромирова, с 1957 г. Н.С. Владимирцева (заведующая кафедрой в 1979-1986 гг.) - все выпускницы М.В. Тельтевской. С 1962 г. Ю.И. Датская (заведующая кафедрой в 1986-1992 гг.), с 1965 г.Б.К. Милютин, с 1968 г. И.Ф. Шарац - выпускники Л.С. Заливухиной, с1965 г. Ю.Н. Боголюбов - выпускник С.А. Заливухина.

    В 1950-1960 гг. выделились три самостоятельных вида работы кафедры, связанные между собой. Это: учебная работа, исполнительская работа студенческого коллектива и научно-методическая работа педагогов и студентов.

    Происходило упорядочивание учебного процесса согласно учебным планам, расширялся контингент студентов. В 1960 г. в Саратовской консерватории было открыто заочное отделение, которое просуществовало до 1996 г. Многие студенты того периода поступали в консерваторию после службы в армии, со стажем работы в самодеятельных хоровых коллективах, музыкальных училищах. В результате открытия заочного отделения увеличился численный состав студентов, на кафедре был организован хор заочного отделения (в разные годы руководителями хора были Г.Я. Черноморская, Н.С. Владимирцева).

    В период 1960-х гг. кафедру хорового дирижирования СГК заканчивают ряд одарённых студентов, многие из которых стали известными дирижёрами-практиками, работавшими с профессиональными и самодеятельными хоровыми коллективами, среди них Т. Сайфулин, Г. Занорин, В. Датский и др. Некоторые выпускники кафедры продолжили своё обучение по специальности оперно-симфонического дирижирования и в дальнейшем работали не только с хором, но и оркестром: В. Степаненко, В. Датский, В. Игнатьев, И. Семёнов, М. Попова и др.

    Исполнительская деятельность кафедры была связана с работой студенческого хора, который был укомплектован певцами оперного театра, работавшими в студенческом коллективе, имел разнообразный репертуар, обладал возможностями исполнять сочинения высокой степени трудности.

    Особенностью концертных программ тех лет являлось обязательное включение собственных обработок народных песен или переложений, сделанных дипломниками в классе аранжировки под руководством С.А. Заливухина. Эта форма работы давала возможность проявить композиторские склонности студента и развивать их. Склонность к композиторскому творчеству всячески поддерживалась на кафедре, сочинения молодых дирижёров печатались и издавались (произведения Г. Занорина, В. Датского, В. Игнатьева и др.).

    Несмотря на прямое своё назначение учебного хора, коллектив вёл активную концертную деятельность. Хор участвовал в концертах тематических, отчётных, кафедральных, официально-праздничных (к юбилейным датам Октябрьской революции 1917 года, Дню рождения В.И. Ленина, посвящённым различным съездам КПСС, юбилейным датам выдающихся композиторов). Самыми памятными стали выступления объединённого хора консерватории, музыкального училища и хора Центральной детской музыкальной школы с симфоническим оркестром филармонии (дирижёр заслуженный деятель искусств РФ Н.Г. Факторович) с исполнением Патетической оратории Г. Свиридова, кантаты «Москва» П. Чайковского, Фантазии для фортепиано с хором и оркестром и Девятой Симфонии Л. ван Бетховена, а также выступления на творческих пленумах Саратовского отделения Союза композиторов РСФСР, где неоднократно исполнялись сочинения саратовских композиторов В. Ковалёва, Б. Сосновцева. Руководителями хорового класса в эти годы были С.А. Заливухин, Л.С. Заливухина, М.В. Тельтевская.

    Большое значение придавалось практическим занятиям студентов с хором. В 1952 году при консерватории был организован детский хор, которым в разное время руководили Е.П. Сидорова, Г.Я. Черноморская, М.В. Тельтевская. Коллектив успешно работал, став одновременно базой для практических занятий студентов старших курсов. В 1960 г. исполнительская практика начиналась на IV курсе с подготовки произведений, включаемых в программы концертов, посвящённых знаменательным, юбилейным событий общественно-политического значения. Впервые в 1969 г. отчёт по исполнительской практике студентов IV курса состоялся в виде концерта-конкурса. В последующие годы эта форма учебно-исполнительской практики стала применяться довольно часто.

    В эти годы определяется тематика научно-методической работы педагогов, которая во многом была связана с педагогической деятельностью, ведением лекционных курсов. Это методические разработки курсов лекций по хороведению (М.В. Тельтевская), детскому музыкальному воспитанию (М.В. Тельтевская), методики преподавания хоровых дисциплин в музыкальном училище (Е.П. Сидорова), западной хоровой литературе (Ю.И. Датская, Н.С. Владимирцева), русской хоровой литературе (Г.Я. Черноморская), советской хоровой литературе (В.И. Грицепанова). Традиционно каждый педагог специализировался на определённых направлениях научных исследований. М.В. Тельтевская серию работ посвятила проблемам детского хорового воспитания и истории развития хорового искусства; Е.П. Сидорова проблемам методики преподавания хоровых дисциплин и вопросам дирижёрской техники. Научные интересы Н.С. Владимирцевой и Ю.И. Датской были сосредоточены на зарубежной хоровой музыке; научная деятельность Г.Я. Черноморской была посвящена хоровому творчеству русских композиторов; вокально-симфоническое творчество С.С. Прокофьева анализировалось в работах И.Ф. Шарац; хоровая музыка саратовских композиторов стала предметом рассмотрения Н.С. Владимирцевой и др. Весьма ценным вкладом в обеспечение учебного процесса явилось создание хрестоматий по различным дисциплинам и сборников хоровых произведений (Л.С. Заливухина, Е.П. Сидорова, В.И. Грицепанова, Г.Я. Черноморская, Н.С. Владимирцева, Ю.Н. Боголюбов).

    Важным событием в истории кафедры стало открытие в 1965 году исполнительской аспирантуры, переформированной в дальнейшем в ассистентуру-стажировку. Первыми выпускниками стали Б.К. Милютин и Ю.Н. Боголюбов – выпускники М.В. Тельтевской. Это послевузовское образование служило совершенствованию профессионального уровня молодых музыкантов.

    Многообразна общественная деятельность педагогов кафедры: работа в Учёном совете консерватории, партийном бюро, местном комитете, в жюри городских конкурсов и смотров художественной самодеятельности. В период с 1960 по 1990 гг. на административных должностях работали: деканами М.В. Тельтевская, В.И. Грицепанова, Н.С. Владимирцева, Ю.И. Датская; проректорами по заочному и вечернему отделению В.И. Грицепанова, Л.А. Лицова; Б.К. Милютин.

    Деятельное участие педагоги кафедры приняли в организации в 1958 г. Всероссийского хорового общества (ВХО) с отделением его в Саратове, первым председателем которого стал С.А. Заливухин, а ответственным секретарём - М.В. Тельтевская. В дальнейшем председателями Саратовского отделения ВХО становились М.В. Тельтевская, А.А. Добромирова. Очень серьёзным мероприятием явилась для педагогов кафедры организация деятельности и практическая работа на музыкально-педагогическом факультете Саратовского педагогического института. Участвовать в его создании и становлении была приглашена М.В. Тельтевская. В состав вошли педагоги консерватории: Н.С. Владимирцева, Г.Я. Черноморская.

    1950-1960 гг. был периодом тесного сотрудничества кафедры хорового дирижирования Саратовской консерватории и хорового отделения Саратовского музыкального училища. В разные годы в музыкальном училище работали многие педагоги кафедры (Е.П. Сидорова, Н.С. Владимирцева, Л.С. Заливухина, В.И. Грицепанова, Ю.И. Датская, в период 1990-2000 гг. Л.А. Лицова, Н.Н. Владимирцева). Такое сотрудничество было весьма плодотворно для обоих учреждений. Многие выпускники училища продолжали своё обучение у своих наставников в консерватории. Эта преемственность сохранялась десятки лет.

    В 1970-1980 гг. кафедра хорового дирижирования не только продолжала сложившиеся традиции, но и внедряла новые формы учебной, исполнительской и научно-методической работы.

    С 1972 г. свою педагогическую работу на кафедре начинает Л.А. Лицова (выпускница Е.П. Сидоровой), закончившая ассистентуру-стажировку у своего педагога, заведующая кафедрой с 1992 г. по настоящее время. В 1981 г. после окончания ассистентуры-стажировки с состав кафедры вошёл Б.П. Попович (выпускник В.И. Грицепановой), в 1984 г. после окончания ассистентуры-стажировки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского свою педагогическую деятельность на кафедре начала Н.Н. Владимирцева (выпускница М.В. Тельтевской), в 1989 г. А.Э. Абдуллаев (выпускник Л.А. Лицовой), в 1990 г. была приглашена на кафедру Л.Г. Тадтаева (выпускница Г.Я. Черноморской).

    В качестве нового вида учебной работы в классе Е.П. Сидоровой впервые введена форма концерта-зачета, на который приглашались все желающие. Первый такой концерт-зачёт был посвящён 140-летию со дня рождения А.П. Бородина. Данная форма учебной работы в дальнейшем наполнялась разными видами выступлений студентов: дирижирование, чтение стихотворения, краткая аннотация к исполняемому произведению, исполнение вокальных и фортепианных произведений – всё это способствовало раскрытию творческих способностей молодых музыкантов. Тематика классных концертов была весьма разнообразна: монографические, тематические, посвящённые юбилейным датам известных композиторов: 75-летию Д. Шостаковича, 125-летию М.М. Ипполитова-Иванова (класс Е.П. Сидоровой); 95-летию В. Салманова (класс Ю.И. Датской); 150-летию И. Брамса (класс Н.С. Владимирцевой); «Вальс в хоровой музыке» (класс Е.П. Сидоровой); «Музыка в театре, кино, на телевидении», «По страницам музыкального Саратова – к 400-летию города», «Как прекрасен этот мир» (класс Л.А. Лицовой), «Колокольные звоны в хоровой музыке», «Образ Москвы в музыке, живописи, поэзии», «Жанр частушки в хоровой музыке» (класс Н.Н. Владимирцевой) и др.

    Традиционными на кафедре становятся конкурсы по специальным дисциплинам: дирижирование, работа с хором, методика детского хорового воспитания. Такой вид конкурсных состязаний способствовал повышению профессионального уровня студентов. Благодаря активизации работы по проведению профессиональных конкурсов на кафедре стало возможным участие студентов в профессиональных конкурсах более высокого уровня: межвузовских, региональных, всероссийских. В 1979 г. студентка Н. Владимирцева (класс М.В. Тельтевской) стала лауреатом регионального этапа Всероссийского конкурса в г. Уфе. В 1981 г. впервые студенты кафедры приняли участие в внутривузовском этапе конкурса-олимпиады «Студент и научно-технический прогресс». Его победитель студентка кафедры хорового дирижирования Е. Кудашова (класс Н.С. Владимирцевой) стала лауреатом регионального этапа в г. Казани. В 1988 г. диплом лауреата получила студентка М. Семёнова (класс Н.Н. Владимирцевой) на межвузовском конкурсе дирижёров-хормейстеров музыкальных вузов РСФСР в г. Горьком. В 1990 г. студенты кафедры принимали участие во Всероссийском смотре-конкурсе студентов хормейстеров вузов искусств в г. Новосибирске.

    Хоровой коллектив продолжает вести активную исполнительскую деятельность, участвуя в больших концертах мастеров искусств и коллективов области, приуроченных к знаменательным событиям (300-летие И.С. Баха, 100-летие со дня рождения С.В. Рахманинова, 70-летие Саратовской консерватории, 25-летие открытия заочного отделения, 40-летие Великой Победы, XXVI и XXVII съезд КПСС и др.). Руководителями хорового класса в 1970-1980 гг. были Б.К. Милютин, Б.П. Попович.

    Одной из основных сфер исполнительской деятельности кафедры в эти годы становится активная шефская работа вне консерватории, выступление хора в воинских частях, военных училищах, организация музыкальных бригад для выезда с концертом в подшефные сёла. Примечательным событием в истории кафедры стало участие студенческого коллектива в спектаклях оперного театра. С постановками двух спектаклей – «Борис Годунов» М.П. Мусоргского и «Аида» Дж. Верди (хормейстером являлась Ю.И. Датская) хор консерватории впервые участвует в гастролях Саратовского оперного театра в Москве и выступает на сцене Большого театра СССР.

    По инициативе студентов старших курсов, решивших заняться изучением и пропагандой редко исполняемые произведений, на кафедре был создан Ансамбль старинной музыки (руководитель Б.К. Милютин). На протяжении многих лет он вёл активную исполнительскую деятельность.

    Кафедра находила возможность предоставления студентам прохождения практики в существующих хоровых коллективах, руководимых педагогами кафедры: Академическом хоре подшипникового завода, Камерном хоре музыкального общества (руководитель Б.К. Милютин), Камерном хоре научно-исследовательского института геологии и геофизики (руководитель Б.П. Попович), Народной академической хоровой капелле института «Гипропромсельстрой», Городской академической хоровой капелле (руководитель Л.А. Лицова), оперном хоре Саратовского Театра оперы и балета имени Н.Г. Чернышевского (кураторы А.А. Добромирова, Л.Г. Тадтаева).

    Большое внимание кафедра уделяла работе Научного студенческого общества (руководителями которого в разные годы были Г.Я. Черноморская, Н.Н. Владимирцева), стремясь расширить и активизировать деятельность студенческой научной организации. Для развития и повышения интереса к научной работе среди студентов кафедры были организованы конкурсы студенческих работ, посвящённые различным юбилейным датам, самые лучшие работы представлялись на ежегодных студенческих научных конференциях, проводимых в СГК.

    В 1970 гг. для усиления требований к профессиональной подготовки выпускника происходят изменения в проведении Государственного аттестационного экзамена на V курсе. Вводится экзамен по Методике музыкального воспитания, который включал в себя вопросы по всем специальным дисциплинам: хороведение, хоровая литература, методика детского музыкального воспитания, методика специальных дисциплин.

    Одним из традиционных направлений работы кафедры становится оказание профессиональной помощи дирижёрско-хоровым отделениям музыкальных училищ зоны методического руководства Саратовской консерватории. Впоследствии это проявилось в виде кураторства отдельных педагогов определённых училищ: Марксовское училище – Е.П. Сидорова, Л.А. Лицова; Камышинское училище – Ю.И. Датская, Б.П. Попович; Кузнецкое и Пензенское училище – Б.К. Милютин; Тольяттинское училище – Б.П. Попович, Н.Н. Владимирцева; Балашовское училище – Е.П. Сидорова, Л.А. Лицова; Саратовское училище – Н.С. Владимирцева, Ю.И. Датская. Кафедрой проводились зональные смотры хоровых коллективов средних музыкальных учебных заведений (хоры Вольского, Камышинского, Саратовского, Балашовского, Марксовского музыкального училищ), конкурсы дирижёров-студентов музыкальных училищ.

    Кафедра явилась инициатором проведения ежегодных фестивалей хоров детских музыкальных школ, во главе с председателем комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества Саратовского областного отделения хорового общества Е.П. Сидоровой, методической комиссией хоровиков музыкальных школ, а также концертных выступлений самодеятельных хоровых коллективов г. Саратова, в которых выпускники кафедры демонстрировали свои творческие успехи.

    На протяжении всех лет существования кафедры, педагоги всегда поддерживали творческие контакты и организовывали встречи, мастер-классы с музыкантами, композиторами, дирижёрами, гастролировавшими в Саратове. Это: Государственная академическая капелла БССР (руководитель народный артист СССР Г.Р. Ширма – 1960 г.), Государственная академическая русская хоровая капелла (руководитель народный артист РСФСР А.А. Юрлов – 1961, 1971 гг.), Государственный академический русский хор СССР (руководитель народный артист СССР, профессор А.В. Свешников - 1965 г.), Ленинградская академическая капелла им. М.И. Глинки (дирижер В.Н. Чернушенко – 1969 г.), Московский детский хор «Весна» (художественный руководитель и дирижёр А.С. Пономарёв – 1982 г.), Мужской ансамбль «Рустави», Государственный хор Грузинской ССР, композитор О. Тактакишвили (1982 г.), композитор О. Хромушин (1985 г.) и др.

    Самым значительным событием 1989 года становится проведение III Всероссийской конференции руководителей академических хоров, «Русское хоровое пение», организованной Всероссийским музыкальным обществом совместно с музыкальным обществом города Саратова (председатель Л.А. Лицова). Всероссийская конференция проходила на базе Саратовской консерватории. Педагоги и студенты присутствовали на репетициях смешанного хора хормейстеров России, с которым работали профессора Московской консерватории Б.Г. Тевлин, Б.М. Ляшко, профессор Горьковской консерватории Л.К. Сивухин, доцент Московского государственного педагогического института А.Д. Кожевников. Их работа была настоящей школой профессионального мастерства. Были прослушаны лекции по различным вопросам хорового исполнительства, которые прочли кандидат искусствоведения Московской консерватории Т.Ф. Владышевская и кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Института искусствоведения Ю.И. Паисов.

    1990 годы становятся новым этапом в развитии кафедры хорового дирижирования, определяющим учебную, научно-исследовательскую и воспитательную работу. Серьёзные политические изменения, которые происходили в стране, связанные с празднованием 1000-летия Крещения Руси, послужили мощным толчком к изучению, исполнению и развитию духовного творчества, которое стало открыто и доступно. В 1989 г. в Большом зале консерватории состоялся первый в Саратове концерт духовной музыки. Под руководством дирижеров Б.П. Поповича, Н.Н. Владимирцевой академический хор консерватории исполнил шедевры русской духовной музыки. Именно с этого периода в учебные и концертные программы включаются произведения духовных жанров.

    С течением времени происходит естественная смена поколений. Из жизни уходят педагоги старшего поколения, состав кафедры заметно молодеет и пополняется новыми выпускниками. С 1994 г. на кафедре начинают педагогическую деятельность А.В. Николаева (выпускница Л.А. Лицовой), Е.П. Мельникова (выпускница Е.П. Сидоровой), в 1995 г. класс аранжировки поручают В.П. Ахмаметьеву (выпускник В.И. Грицепановой). В 2000 гг. свою педагогическую деятельность на кафедре начинают А.Г. Занорин (выпускник Л.А. Лицовой), А.Г. Труханова (выпускница Н.Н. Владимирцевой и А.В. Николаевой), Н.А. Кошелева (выпускница Н.Н. Владимирцевой), Е.О. Дворцова (выпускница Л.А. Лицовой), А.А. Балашов (выпускник А.В. Николаевой).

    Главными направлениями творческой работы на кафедре становится исполнительская работа, активизация производственной практики студентов, усиление связи обучения дирижированию в классе с практической работой в хоре (в качестве певцов и хормейстеров). Главное внимание кафедры сосредоточено на создании и совершенствовании уровня профессионального мастерства хорового коллектива, так как благодаря этому «инструменту» формируется мастерство молодых хормейстеров.

    Исполнительская работа на кафедре ведется в нескольких направлениях. Во-первых, концертная деятельность хорового класса, руководителями которого в 1990 гг. были Н.Н. Владимирцева (с 1991 по 1994 гг.), Л.А. Лицова (с 1991 по 2018 гг.), Н.А. Кошелева (с 2018 г.). Студенческим хором совместно с Театром хоровой музыки, образованном в 1991 г. (художественный руководитель и главный дирижёр Л.А. Лицова) подготовлено значительное число крупных программ, объединённых единым стилистическим направлением. Это: И.С. Бах «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Л. ван Бетховен 9 Симфония, оратория «Христос на Масличной горе», Б. Бриттен «Военный реквием», Г. Берлиоз Реквием и драматическая симфония «Ромео и Джульетта», Й. Гайдн «Сотворение мира», «Семь слов Спасителя на кресте», Г.Ф. Гендель «Мессия», А. Дворжак «Реквием», Ф. Мендельсон «Павел», Ф. Гласс 5 Симфония, Дж. Россини Stabat Mater, Торжественная месса, С. Танеев «Иоанн Дамаскин», Г. Свиридов «Патетическая оратория», «Курские песни», А. Гречанинов «Страстная Седмица», Н. Римский-Корсаков «Песнь о вещем Олеге» и др. В репертуаре хорового коллектива хоровые концерты – Д. Бортнянского, С. Дегтярева, П. Чеснокова, Г. Свиридова, Ю. Фалика. Сочинения a cappella: С. Танеева, П. Чайковского, С. Рахманинова, В. Калинникова, Н. Римского-Корсакова, Д. Перголези, О. Лассо, Б. Бриттена, Н. Сидельникова, Д. Смирнова, Е. Подгайца, Р. Леденёва, В. Калистратова, Э. Денисова и др.

    Студенческий хоровой коллектив является победителем международных и всероссийских конкурсов: Гран-При на I всероссийском конкурсе «Поющая Россия» (г. Москва, 1994 г.), Лауреат IV Международного конкурса камерных хоров (г. Марктобердорф, Германия, 1995 г.), Лауреат XXVIII международного конкурса полифонической музыки им. Сегицци (г. Гориция, Италия, 1997 г.), Лауреат международного конкурса «Самарская Лука» (г. Самара, Россия, 2001 г.), Лауреат XXI международного конкурса им. Б.Бартока (г. Дебрецен, Венгрия, 2004 г.). Академический хор участник многочисленных фестивалей: фестиваль, посвященный 90-летию Саратовской консерватории, который проходил в городах Саратове и Москве, Осеннего хорового фестиваля Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского «Шнитке и его современники», фестиваля Московского государственной консерватории им. П.И. Чайковского «Собираем друзей», фестиваля им. Г. Нейгауза, фестиваля, посвящённого 17-летию и 20-летию газеты «Музыкальное обозрение», фестиваля академических искусств «Новое передвижничество», III Региональных Пименовских чтений, ежегодного Собиновского фестиваля, Губернского фестиваля академических хоров «Золотые огни Саратова», международного фестиваля «Московская осень» и др. Академический хор Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова достойно представлял кафедру на фестивале «Саратов-Москва-Саратов» к 100-летию СГК имени Л.В. Собинова (2012), участвовал в проекте «Хор Российских консерваторий» (Москва, 2013), фестивале «Gloria» (Казань, 2017), Собиновские фестивали. В 2015 году Академический хор СГК имени Л.В. Собинова (художественный руководитель и главный дирижер – профессор Л.А. Лицова, хормейстер – ст. преподаватель А.А. Балашов) стал обладателем Гран-при XXXIV Международного Фестиваля «Хайновские дни церковной музыки» (Хайновка, Польша), в 2016 году стал Лауреатом XXI Международного конкурса-фестиваля «CHORUS INSIDE SARATOV» (дирижер – ст. преподаватель А.А. Балашов).

    Вторым направлением исполнительской работы стало выступления педагогов кафедры со студенческим хором консерватории. Первое такое выступление в 2004 г. было подготовлено к 60-летнему юбилею кафедры хорового дирижирования, последующие выступления, которые стали ежегодными, были посвящены 65-летию кафедры хорового дирижирования, 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, 140-летию со дня рождения В. Калинникова, 100-летию Саратовской государственной консерватории и др. (дирижёры Л.А. Лицова, Н.Н. Владимирцева, А.В. Николаева, Е.П. Мельникова, Э.А. Абдуллаев, А.Г. Занорин, Н.А. Горохова (Кошелева), А.А. Балашов, Е.О. Дворцова, А.Г. Труханова).

    Впервые в истории кафедры с 1991 года со студенческим хором стали работать приглашённые музыканты. Встречи, открытые уроки, мастер-классы проходили с профессором Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Б.Г. Тевлиным; композитором, пианистом заслуженным деятелем искусств РФ В. Рябовым; композитором, пианистом, кандидатом искусствоведения, заслуженным артистом РФ М. Аркадьевым, народным артистом РФ, профессором, композитором Ю.А. Фаликом, народным артистом РФ, профессором, хоровым дирижёром Л.К. Сивухиным. В рамках подготовки фестиваля «Немецкая классическая музыка» в 1992 г. был проведён семинар-практикум профессорами Мюллер-Лоренц (Высшая школа Ганновера), Мюллер-Блаттау (Саарбрюкенский Университет). Семинар охватил целый ряд теоретических и практических вопросов по стилистике исполнения музыки Баха.

    Одним из основных направлений учебной работы, углубляющим на практике навыки, полученные в спецклассах, остаётся исполнительская практика, которая проводится на всех курсах. На кафедре были образованы два вокальных ансамбля, которые одновременно стали коллективами для прохождения практики студентов I и II курсов: вокальный ансамбль «Debute» (руководитель Е.О Дворцова) и ансамбль старинной музыки (руководитель А.Г. Труханова). Оба коллектива стали Лауреатами V Открытого фестиваля-конкурса «Золотые огни Саратова». Для углубления навыков практической деятельности, при кафедре был организован женский хор, с которым работают студенты III курса (руководителями в разные годы были Э.А.Абдуллаев, А.В. Николаева, Е.П. Мельникова, Н.А. Кошелева, А.А. Балашов), студенты IV курса проходят практику с камерным хором (руководителями в разные годы были А.В. Николаева, Е.О. Дворцова, Н.А. Кошелева), V курс проходит исполнительскую практику с Академическим студенческим хором Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, а также с привлечением профессионального хорового коллектива – Театра хоровой музыки (руководитель Л.А. Лицова). Форма зачёта – открытые концерты с показом тематических и монографических программ.

    Начиная с 1990 г., на кафедре заметно активизировалась научно-исследовательская работа педагогов, которая развивается по нескольким направлениям. Во-первых, издание сборников научных статей педагогов кафедры: «По страницам истории дирижерско-хорового образования в Саратове» (2004), «Духовная музыка России: прошлое и настоящее» (2007), «Хоровое искусство и образование современной России» (2010), «Рожденная в лихие фронтовые... Из истории кафедры хорового дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова (1943–1991)» (2016), «Сидорова, Е.П. Учитель – человек, которому надо подражать» (2017).

    Во-вторых, проведение кафедральных конференций по вопросам развития хорового искусства, воспитания и образования молодых хоровиков. Среди наиболее значимых: конференция, посвящённая 70-летию со дня рождения А.А. Юрлова. Докладчиками стали не только педагоги кафедры (Л.А. Лицова, Е.П. Сидорова, Н.Н. Владимирцева, А.В. Николаева), но и приглашённые гости – проректор Российской академии хорового искусства А.Г. Тевосян, доцент той же академии Ю.А. Евграфов; межвузовская конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения М.В. Тельтевской «Художественное образование: проблемы психологии, педагогики, творчества»; конференция, посвящённая 90-летию Г.В. Свиридова; Из истории дирижерско-хорового образования в Саратове (к 65-летию кафедры и 95-летию СГК); Духовная музыка: история, теория, практика; Актуальные вопросы хорового искусства: традиции и преемственность и др.

  • В 2016 году кафедра дирижирования академическим хором была реорганизована путем присоединения педагогов-дирижеров симфонического оркестра и переименована в кафедру дирижирования.

    Кафедра дирижирования академическим хором была реорганизована в 2016 году путем присоединения педагогов-дирижеров симфонического оркестра и переименована в кафедру дирижирования. Педагоги кафедры постоянно повышают свой профессиональный уровень, участвуя в международных, всероссийских научных конференция, которые проводятся как на базе Саратовской государственной консерватории, так и в других учебных, общественных и богословских учреждениях страны с последующей публикацией материалов научных исследований (Л.А. Лицова, Н.Н. Владимирцева, А.Г. Труханова, А.В. Николаева, А.Г. Занорин, Е.П. Мельникова, И.А. Свиридова, В.П. Терещенко, И.В. Рыбкова). Ещё одним направлением научной работы является публикация авторских учебно-методических пособий, учебных программ (В.П. Ахмаметьев, Е.П. Мельникова, И.А. Свиридова).

    Интересной формой привнесения творческого начала в учебный процесс стало возрождение традиции проведения конкурсов по дирижированию. Эта форма вовлечения студентов в творческую деятельность через подготовку вступительного слова, знакомство с репертуаром, собранным и скомпонованным по тематике, стилю нашла отзыв в среде студентов. Проведённые конкурсы были посвящены 60-летию Великой Победы, 90-летию со дня рождения Г.В. Свиридова, 100-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича, юбилеям основания кафедры дирижирования академическим хором.

    Поиск новых форм учебной работы привёл к возникновению кафедрального проекта «Познай себя в профессии» (автор и руководитель Л.А. Лицова), тематика и содержание которого ежегодно обновляется: «Слово ожившее в музыке», посвященный 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя и 210-летию А.С. Пушкина; «Никто не забыт, ничто не забыто», посвящённый 65-летию Победы; «Год России во Франции, Франции в России», «Россия-Италия», «Искусство без границ», посвящение годам литературы и экологии в России и др. Данный проект включает различные виды учебной, исполнительской и научной работы: конкурсные выступления студентов по дирижированию, чтению хоровых партитур, исполнение вокальных сочинений, конкурс письменных творческих работ, конкурс по аранжировке, выступления студентов по исполнительской практики, классные концерты-зачёты по дирижированию, кафедральные конференции.

    Особое внимание на кафедре уделяется развитию научного потенциала студентов. Ежегодно проводятся конкурсы письменных работ по истории хоровой музыки, в которых участвуют студенты средних и высших музыкальных учебных заведений не только Саратовской области, но и других городов страны. Среди них: «Мой Шостакович» к 100-летию со дня рождения, «Век XXI» к 75-летнему юбилею Р. Щедрина, «Этот День Победы» к 65-летию Великой Победы, «Гимны Родине» к 95-летию Г.В. Свиридова, «Из вечности музыка вдруг раздалась», посвященный 155-летию со дня рождения С.И. Танеева, «1150 славных лет» (к 1150-летию Российской государственности), «России славные сыны» (к 215-летию А.С. Пушкина и 200-летию М.Ю. Лермонтова), «Славься, наш могучий край», посвященный 125-летию С.С. Прокофьева и 110-летию Д.Д. Шостаковича, «Русские звоны», посвященный 85-летию Р.К. Щедрина и мн.др. (автор и руководитель проекта Н.Н. Владимирцева).

    Высокий уровень профессионального образования студенты кафедры демонстрируют на конкурсных выступлениях и научно-практических конференциях различного уровня.

    Конкурсы по дирижированию: А. Мосолов и Е. Дворцова – IV Всероссийский конкурс дирижеров студентов высших и средних учебных заведений им. С.Г. Эйдинова в г. Магнитогорске (2006 г.); В. Мальцева – IV место на I Всероссийском музыкальном конкурсе (Москва, 2011), Г. Петросян – I премия Международного конкурса по хоровому дирижированию (Красноярск, 2015), Карпова Евгения – Лауреат I степени XXI Международного фестиваля-конкурса CHORUS INSIDE RUSSIA (Саратов, 2016 г.); Петросян Гурген – Дипломант V Международного Музыкального фестиваля имени Нургисы Тлендиева (Казахстан, Астана, 2017 г.); М. Генсицкая – Лауреат I степени, Д. Ремчуков – Лауреат II степени и А. Бутова – дипломант I Всероссийского конкурса студентов средних и высших учебных заведений «Хоровая провинция», посвященный 100-летию со дня рождения профессора Е.П. Сидоровой (Саратов, 2017), Я. Смоктий – диплом III степени V Всероссийского Московского конкурса хоровых дирижёров имени В.С. Попова (Москва, 2017), Е. Назаров – Лауреат III степени I Всероссийского конкурса хоровых дирижёров «Страницы российской истории и культуры» (Тамбов, 2017), И. Абрамов – Лауреат I степени и А. Ушакова – Лауреат III степени V Всероссийского конкурса дирижеров хормейстеров имени С.А. Казачкова, посвященный 140-летию со дня рождения П.Г. Чеснокова (Чебоксары, 2017); Карпова Евгения – Лауреат I степени Международного конкурса хоровых дирижёров имени И.А. Михайловского (Тула, 2018 г.); Хитев Роман – Лауреат II степени VI Всероссийского конкурса студентов «Дирижер-хормейстер» имени С.А. Казачкова (Чебоксары, 2019), обладатель Гран-При III Всероссийского конкурса «Хоровая провинция» (Саратов, 2020); Екатерина Николаева – Лауреат I степени III Всероссийского конкурса «Хоровая провинция» (Саратов, 2020); Гюзель Сапарова – Лауреат I степени III Всероссийского конкурса «Хоровая провинция» (Саратов, 2020); Анна Рыбникова – Лауреат I степени II Международного многожанрового фестиваля-конкурса творчества «Кубок Дружбы народов» (Санкт-Петербург, 2020).

    – по фортепиано (А. Паламаржа и Т. Паламаржа – Лауреаты I степени III Всероссийского конкурса просветительских программ «Музыка дуэта» в номинации «Фортепианный дуэт» (Москва, 2014);

    – по научно-исследовательским работам (А. Паламаржа – Лауреат III степени на VI Международном открытом конкурсе научно-исследовательских работ студентов «Музыкальная наука – будущее России» (Петрозаводск, 2015).

    Студенты принимают участие в ежегодном межвузовском конкурсе, проводимом факультетом искусств и художественного образования Педагогического института Саратовского государственного университета по вокальной подготовке студентов не вокальной специальности. Во Всероссийских научно-практических конференциях студентов и аспирантов «Проблемы культуры в мировоззрении современной молодёжи: преемственность и новаторство» (СГК, с 2002 по 2009 гг.), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы искусствознания: человек-текст-культура» (СГК, 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции им. Б.Л. Яворского «Проблемы художественного творчества» (СГК, 2009 г.), Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Актуальные вопросы искусствознания: музыка-личность-культура» (СГК, ежегодно с 2013 г.), межвузовских научно-практических конференциях «Исследовательская деятельность студентов: теория и практика» (Педагогический институт СГУ, 2009 г.).

    Кафедра дирижирования, как и Саратовская консерватория в целом, находится на подъеме. Мы с уверенностью смотрим в будущее, связывая наши планы по развитию хорового и дирижерского искусства с молодым поколением музыкантов – нынешними студентами средних и высших учебных заведений.

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма

События на кафедрах Саратовской Консерватории