Должность: Профессор кафедры специального фортепиано.
Образование:
Институт искусств им. Г. Музическу МССР (Кишинёв) по специальности фортепиано (1970)
Аспирантура Государственного Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (Москва) (1976)
Наименование направления подготовки / специальности:
Музыкально-инструментальное искусство,
Искусство концертного исполнительства
Уровень образования: высшее образование
Квалификации: Концертный исполнитель, преподаватель, солист камерного ансамбля, концертмейстер
Учёное звание – профессор
Учёная степень: доктор искусствоведения
Стаж педагогической работы: 54 лет
Стаж работы в вузе: 48 года
Категория: высшая
Повышение квалификации: 2024 г.
Наименование специальности:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство 01 Фортепиано (бакалавриат)
53.05.01 Искусство концертного исполнительства 01 Фортепиано (специалитет)
53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (сольное исполнительство на фортепиано)
Преподаваемые дисциплины: специальный класс, чтение с листа, основы научных исследований, лекционный курс «История исполнительского искусства».
Творческие достижения – исполнительская работа:
Первым из пианистов Саратова исполнил сочинения композиторов ХХ в:
– Б. Барток, Соната для двух фортепиано и ударных – (совместно с: А.Д. Киреева, А. Крыжановский, А. Марьенко);
– Б. Барток, Сюита «На вольном воздухе»;
– А. Шнитке, Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1979) – с симфоническим оркестром Саратовской филармонии; дирижер Л. Корчмарь;
– А. Шнитке, Цикл «Пять афоризмов» (1990).
Участие в международных конкурсах:
– Диплом лауреата ГРАН-ПРИ. XII-й Международный конкурс-фестиваль исполнителей на музыкальных инструментах. «Всероссийское музыкальное общество», «Союз композиторов России» (Июнь 2016);
– Диплом лауреата II-й премии Международного конкурса “MONACO STAR” MONACO – MONTE-CARLO (Июль 2016);
– Диплом лауреата I-й премии Международного конкурса LIEСHTENSTEIN INTERNATIONAL KING COMPETITION VADUZ (Июль 2016).
– Концертные выступления за рубежом: Китай (2003); Израиль (2005)
Награды студентов класса:
Лауреат третьей премии международного конкурса пианистов. Киев – Ворзель, 2008 – Т. Софронова.
Лауреат третьей степени всероссийского фестиваля-конкурса «Музыкальные звездочки России», Москва, 2012 – И. Абатурова.
Диплом лауреата третьей степени Международного фестиваля-конкурса «Весенний перезвон», 2013 – И. Абатурова
Лауреат первой премии международного фестиваля-конкурса «Лестница к звездам», Москва, 2015 – Т. Маринина
Диплом III степени VIII международного конкурса «Романтизм: истоки и горизонты», Москва. РАМ им. Гнесиных, 2016 – А. Наривончик.
Диплом лауреата II премии Международного конкурса в Германии, март 2017 – А. Наривончик
Диплом Лауреата III премии Конкурса им.С.С. Бендицкого, Саратов, 2017 СОКИ. Консультант С.Я. Вартанов – Г. Глебов
Диплом Лауреата ХХ международного конкурса пианистов им. Марии Юдиной. Санкт-Петербург, 2019 – Н. Кириллова.
Диплом лауреата II премии XIX Конкурса-фестиваля в Ереване, 2019 – А. Арутюнян.
Дополнительная информация:
В 2014-2017 гг. Сергей Вартанов провел серию Концертов-Лекций: ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОНОГРАФИИ КОНЦЕПЦИЯ В ФОРТЕПИАННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ: ПОД ЗНАКОМ ФРАНЦА ЛИСТА И СЕРГЕЯ РАХМАНИНОВА
– Участие в музыкальных фестивалях, фортепианно-педагогических форумах и теоретических симпозиумах.
– ХIII конференция ЕРТА (Европейская Ассоциация Пианистов-Педагогов – Москва, Консерватория им. Чайковского – 1991;
– международный фестиваль им. Н. Рославца и Н. Габо – Брянск, 2000;
– Международная научно-практическая конференция «Музыкальное приношение Альфреду Шнитке» – Институт музыки им. А. Шнитке, Москва, 2004;
– Международная научно-практическая конференция «Музыкальное приношение Альфреду Шнитке» – Институт музыки им. А. Шнитке, Москва, 2006;
– «Скрябинские чтения» – Музей музыкальной культуры им. Глинки, Москва-2005;
– международная конференция: «Рахманинов: национальная память России» – Тамбов-2008;
– международная конференция: «Рахманинов и мировая культура» – Ивановка 2013;
– международная конференция: «Рахманинов и XXI век» – Консерватория им. П.И. Чайковского – Москва-2013;
Международный форум: Х Европейский Конгресс EuroMAC X, МОСКВА Консерватория им. П. И. Чайковского:
EuroMAC – X: 23.9. 2021 года, 18.30. Выступление с докладом на заседании секции 37 – теории и анализа интерпретации и педагогики.
№ 57 Vartanov Sergei. How a theorist and a performer follow different goals: the problem of holistic interpretation of music
Новая монография: Вартанов, С.Я. УРОКИ РАХМАНИНОВА: КОНЦЕПЦИЯ В ФОРТЕПИАННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. – принята к печати в издательстве КОМПОЗИТОР, Москва 2024.
Награды:
Благодарности, грамоты
Дополнительная информация:
Член редколлегии журнала Музыка и время (Москва).
Монографии:
1. Вартанов, С.Я. Концепция в фортепианной интерпретации: под знаком Франца Листа и Сергея Рахманинова. – М.: Композитор, 2013. – 584 с.
2. Вартанов, С.Я. Исполнение – интерпретация в фортепианной музыке – Саратов. Учебно-методическое пособие Издательство Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, 2016. – 96 с.
Публикации в журналах ВАК:
1. Вартанов, С.Я. Альфред Шнитке и Иосиф Бродский // Музыковедение. 2004. – № 1. – С. 28–37.
2. Вартанов, С.Я. Рука, повинующаяся интеллекту // Музыкальная Академия. 2008. – № 4. – С. 37–46.
3. Вартанов, С.Я. Концепция в фортепианной интерпретации (Бетховен Соната ор.57, концепт вторжения) // Проблемы музыкальной науки. 2009. – № 1 (4). – С. 40–48.
4. Вартанов, С.Я. Концепция в исполнительской интерпретации: Ф. Лист, Этюд № 6 a-moll (по Паганини) // Музыковедение. 2010. – № 9. – С. 34–43.
5. Вартанов, С.Я. Концептуальная интеграция и педальная идея (Шуберт Соната op. рost. B-dur, ч. II) // Проблемы музыкальной науки. 2011. – № 1 (8). – С. 231–238.
6. Вартанов, С.Я. А. Шнитке «Пять Афоризмов»: Прием Перепада // Проблемы музыкальной науки. 2011. – № 2 (9). – С. 99–105.
7. Вартанов, С.Я. Концепция в интерпретации: Лист “Il penseroso” // Музыкальная жизнь. 2011. – № 11. – C. 70–72.
8. Вартанов, С.Я. Концепция в интерпретации. К. Дебюсси: «Звуки и ароматы в вечернем воздухе реют» // Музыковедение. 2011. – № 12. С. 15–23.
9. Вартанов, С.Я. Б. Яворский и проблематика концепции в системе фортепианной интерпретации (ассоциативный образ «Лествица» в прелюдии и фуге И.С. Баха Е-dur, ХТК т. II) // Вестник СГТУ. Саратов, 2012. – № 1 (63). – Вып. 1. – С. 134–143.
10. Вартанов, С.Я. Четвертое измерение – памяти Александра Ивашкина // Музыкальная Академия. 2014. – № 1, С. 46-50.
11. Вартанов, С.Я. Святослав Рихтер, «Аппассионата»: «между Сциллой и Харибдой» // Музыкальная Академия. 2015. – № 3, С. 117-126.
12. Вартанов, С.Я. // Знаковая семантика и интеграция концепции в фортепианной интерпретации // Проблемы музыкальной науки. 2015. – № 4 С. 49–57.
13. Вартанов, С.Я. Загадка Владимира Спивакова: «Диалоги Владимира Спивакова с Соломоном Волковым» // Музыка и время 2015. – № 12, С.13-19.
14. Вартанов, С.Я. // Концепция «Сны о России» в интерпретации Вариаций на тему Корелли С. Рахманинова// Проблемы музыкальной науки. 2018. – № 2 С. 21–32.
15. Вартанов, С.Я. // Мотивно-пластические знаки (МПЗ) и концепция интерпретации» // Музыка и время. 2019. – № 5, С.38-50.
16. Вагнер и Лист – Тристан и Байройт// Музыка и время 2020. – № 7, С.22-27.
17. Вагнер-Лист: «Isolden’s Liebes-Tod» – концепция интерпретации // Музыка и время 2020. – № 8, С.18-26.
18. Концепция «От отчаяния к бессмертию души» в интерпретации Сонаты Бетховена ор. 111 // PHILHARMONICA. International Music Journal. — 2020. - № 4. - С.85-104. DOI: 10.7256/2453-613X.2020.4.33070.
URL: https://e-notabene.ru/phil/article_33070.html
19. Вартанов, С.Я. // С. Рахманинов, Первый концерт ор.1, две версии: 1-я редакция (1890–1891) – новая редакция (1917) // Музыка и время. 2021 – № 7, С.8-17.
20. Вартанов, С.Я. // Рапсодия на тему Паганини a-moll, ор. 43 (1934): «Жизнь и смерть, любовь и бессмертие артиста – на фоне эпохи»// Музыка и время. 2020 – № 9, С.18-33.
21. Сергей Рахманинов, «Этюды-картины»: программа, концепция, семантика знаков // Вестник СГК 2021. – № 3, С.25-34
22. Жанр фортепианного концерта в творчестве Сергея Рахманинова// Вестник СГК 2022. – № 4.С. 23-28
23. Рахманинов: концепция в фортепианной интерпретации. Прелюдия ор. 32 gis-moll: «Россия, зимняя дорога» // SCHOLARLY PAPERS OF GNESIN RUSSIAN ACADEMY OF MUSIC. 2024 № УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ РАМ им. ГНЕСИНЫХ. 2024 № 2. С. 104-121
Отдельные статьи в научных сборниках по материалам конференций
Вартанов, С.Я. С. Рахманинов – исполнитель и педагог: концепция и интертекстуальность / Материалы I Научного собрания памяти С. В. Рахманинова – Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка» Издательство Першина Р. В. 2015. 216 с. С.101-115.
Вартанов, С.Я. Претворение концепции Мистерии в Шестой сонате А.Н. Скрябина / Статья в сборнике: Мемориальный музей А.Н. Скрябина Ученые записки. Вып. 8. Книга 1. Москва 2016. – 296 с. С.50-71
Вартанов, С.Я. «Думка» Чайковского: концепция в фортепианной интерпретации / Статья в сборнике: Чайковский и ХХ век. Диалоги во времени и пространстве. Изд. Композитор Санкт-Петербург 2017. – 428 с. С.216-233.
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Понятно, спасибо
Здесь будет форма