В 2000 году окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова (класс профессора Л.А. Лицовой). В 2002 году окончил исполнительскую аспирантуру СГК (руководитель - профессор Л.А. Лицова). В этом же году началась педагогическая деятельность. В настоящее время читает курс лекций по хороведению, преподаёт дирижирование.
В период с 1995 г. по 2003 г. работал в Саратовском губернском театре хоровой музыки (1995 г. - артист, с 1997 г. - хормейстер коллектива).
В 2003 году становится регентом Архиерейского мужского хора Духосошественского кафедрального собора, созданного по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина. За период своего существования этот коллектив стал одним из ведущих церковных хоров в городе. Среди его творческих достижений - лауреатство в конкурсе «Золотые огни Саратова», участие в проекте всероссийского масштаба «Дни славянской письменности». Свой высокопрофессиональный уровень Архиерейский хор подтвердил успешным выступлением на сцене Большого зала Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Саратовской публике А.Г. Занорин известен не только как руководитель хора - как дирижёр он также выступает с Академическим симфоническим оркестром Саратовской областной филармонии им. А.Г. Шнитке и духовым оркестром «Волга-бэнд».
С 2009 по 2016 год являлся начальником концертного управления СГК им. Л.В. Собинова.
Исполнял обязанности ректора с 10 марта 2016 г. 29 декабря 2016 года на Общем собрании (конференции) научно-педагогических работников и представителей других категорий работников и обучающихся федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова» избран ректором консерватории
Лев Исаевич Шугом родился 8 марта 1946 года в Саратове. Выпускник Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова по классу С.С. Бендицкого и ассистентуры-стажировки ГМПИ им. Гнесиных (Российской академии музыки имени Гнесиных) по классу А.Л. Иохелеса. Проходил обучение на факультете повышения квалификации в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в классе народного артиста СССР, профессора Л.Н. Власенко.
Вся творческая деятельность Л.И. Шугома прошла в Саратовской консерватории, где он проработал 50 лет – с 1967 по 2017 годы. С 1987 по 1991 годы заведовал кафедрой специального фортепиано. С 1992 по 1997 годы возглавлял фортепианный отдел Академии для одаренных детей и юношества при Саратовской консерватории. В 1982 году Лев Исаевич получил ученое звание доцента, в 1989 – почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации», в 1995 году ему было присвоено ученое звание профессора. Высокий исполнительский и педагогический авторитет, значительные результаты в творческой деятельности послужили основанием для присуждения в 2006 году Льву Исаевичу Шугому почетного звания «Народный артист Российской Федерации».
Л.И. Шугом – музыкант высокой квалификации, обладающий всесторонней музыкальной эрудицией и высоким уровнем профессиональной и педагогической культуры. Им подготовлено свыше 80 специалистов, успешно работающих в России и за рубежом. Среди его учеников: кандидаты наук, доценты, заслуженные работники культуры РФ, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских музыкальных конкурсов и фестивалей.
Педагогическую работу Лев Исаевич успешно сочетал с интенсивной исполнительской деятельностью. Самобытный и тонкий музыкант, владевший чрезвычайно обширным и разнообразным репертуаром, обладавший уникальной работоспособностью, он много и успешно выступал в разных городах и странах. География гастрольных поездок пианиста включала в себя практически все крупные регионы России: Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Крым, Кавказ, а также ближнее (Беларусь, Украина) и дальнее зарубежье (Германия, Нидерланды, Греция, Австрия, Италия, Кипр, Финляндия, Португалия, США, Испания).
Лев Исаевич выступал более чем с 40 видными отечественными и зарубежными дирижерами, среди которых – народная артистка СССР В. Дударова, народный артист РФ и Казахстана Ф. Мансуров, народные артисты России: Р. Мартынов, В. Понькин, А. Милейковский, Ю. Кочнев, М. Аннамамедов, Г. Проваторов, В. Синайский, Э. Серов, Линь Тао, заслуженный деятель искусств РФ А. Фельдман, а также У. Шнайдер (Швейцария), Д. Вермюлен (Нидерланды), М. Кнель (Германия), Д. Каферис (Греция), В. Жордания (США), Г. Адамс (Испания). Как ансамблист и концертмейстер Л.И. Шугом выступал с известными отечественными и зарубежными солистами: В. Демидовым, Т. Сандлер, Л. Сметанниковым (Саратов), М. Миглау (Большой театр, Москва), А. Цыганковым (Москва), М. Янковичем и И. Грубертом (Голландия), Д. Шварцберг (Австрия) и др.
Репертуар Льва Шугома включает сложнейшие произведения мировой фортепианной литературы. Среди наиболее значительных исполнительских работ саратовского пианиста – целая серия сольных монографических концертов, посвящённых творчеству Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова. Подобная циклизация программ позволяла Льву Шугому создавать объемное и яркое представление о творчестве выдающихся композиторов. В сезоне 1988/1989 им были исполнены четыре фортепианных концерта и “Рапсодия на тему Паганини” С. Рахманинова совместно с академическим симфоническим оркестром Саратовской областной филармонии имени А.Г. Шнитке (дирижёр М. Аннамамедов); 1992/1993 – цикл из шести сольных концертов «Избранные фортепианные произведения», 2000/2001 – цикл из пяти концертов «Русская фортепианная и камерная музыка». Памяти Э.Г. Гилельса был посвящен цикл из четырёх концертов.
Репертуар Льва Шугома включает сложнейшие произведения мировой фортепианной литературы. Среди наиболее значительных исполнительских работ саратовского пианиста – целая серия сольных монографических концертов, посвящённых творчеству Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова. Подобная циклизация программ позволяла Льву Шугому создавать объемное и яркое представление о творчестве выдающихся композиторов. В сезоне 1988/1989 им были исполнены четыре фортепианных концерта и “Рапсодия на тему Паганини” С. Рахманинова совместно с академическим симфоническим оркестром Саратовской областной филармонии имени А.Г. Шнитке (дирижёр М. Аннамамедов); 1992/1993 – цикл из шести сольных концертов «Избранные фортепианные произведения», 2000/2001 – цикл из пяти концертов «Русская фортепианная и камерная музыка». Памяти Э.Г. Гилельса был посвящен цикл из четырёх концертов.
Признанием высокого авторитета Л.И. Шугома являлось постоянное приглашение в жюри многочисленных региональных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Он работал в жюри таких престижных конкурсов, как Всероссийский музыкальный конкурс, Всероссийский конкурс пианистов имени С.С. Бендицкого (Саратов), Международный конкурс пианистов имени В. Горовица (Киев), Международный конкурс пианистов имени Ф. Шопена (Москва), Всероссийский конкурс пианистов имени В.И. Сафонова (Пятигорск), а также во многих других конкурсах в России и за рубежом.
Признанием высокого авторитета Л.И. Шугома являлось постоянное приглашение в жюри многочисленных региональных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Он работал в жюри таких престижных конкурсов, как Всероссийский музыкальный конкурс, Всероссийский конкурс пианистов имени С.С. Бендицкого (Саратов), Международный конкурс пианистов имени В. Горовица (Киев), Международный конкурс пианистов имени Ф. Шопена (Москва), Всероссийский конкурс пианистов имени В.И. Сафонова (Пятигорск), а также во многих других конкурсах в России и за рубежом.
Среди многочисленных наград, полученных Л.И. Шугомом за последние годы: Орден «Почёт и слава» героя энциклопедии «Лучшие люди России» (2011); Орден «За вклад в науку» 1 степени в области культуры и искусства (2012); Памятная медаль и Грамота Президента России В.В. Путина (2014); Нагрудный знак Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в российскую культуру» (2016).
С 2008 по 2016 годы Лев Исаевич занимал пост ректора Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова. Годы его руководства были отмечены масштабными культурными и творческими проектами, среди которых ярчайшим событием стало празднование осенью 2012 года 100-летнего юбилея консерватории.
В этот знаменательный год Лев Исаевич Шугом открыл в консерватории новое структурное подразделение – Детскую музыкальную школу для одаренных детей. Безусловно, это было мудрым решением Л.И. Шугома – музыканта и руководителя, и факт создания школы именно в год столетнего юбилея навсегда вошел в славную летопись Саратовской консерватории.
Открытие школы, полная реконструкция помещения на первом этаже исторического здания консерватории, материально-техническое оборудование и кадровое обеспечение, привлечение дополнительных внебюджетных средств в больших объемах в период становления школы – все это было сделано под руководством и при личном активном участии Льва Исаевича.
Уже в первые годы существования школы Л.И. Шугом учредил два конкурса, которые проводятся с 2015 года и вызывают огромный интерес музыкальной общественности по сей день. Это Открытый конкурс исследовательских работ учащихся детских школ искусств «Саратовская консерватория глазами детей» и Открытый детский музыкальный Интернет-конкурс «Весна открытий», жюри которого возглавлял Л.И. Шугом.
С 2014 года и до конца своей жизни Лев Исаевич являлся консультантом учащихся школы, присутствовал на всех экзаменах, прослушиваниях, академических концертах.
С 2014 года и до конца своей жизни Лев Исаевич являлся консультантом учащихся школы, присутствовал на всех экзаменах, прослушиваниях, академических концертах.
СКРИПАЙ Анатолий Александрович (род. 1.12.1943, г.Энгельс Саратовской обл.) - пианист, педагог, общественный деятель, проф., зав. каф. спец. фортепиано, засл. артист РФ, засл. деятель искусств РФ, действительный член Академии педагогических и социальных наук РФ.
В 1968 закончил СГК им. Л.В.Собинова в классе проф. С.С. Бендицкого, в 1972 - ассистентуру-стажировку ГМПИ им. Гнесиных (Москва) в классе проф. Т.Д. Гутмана - лауреата конкурса им. Ф.Шопена, так же как и С.С. Бендицкий, ученика Г.Г. Нейгауза.
С 1967 работает на каф. специального фортепиано. С 1974 по 1985 являлся зав. кафедрой, 1990-1997 - проректор по учебной работе, 1997-2008 - ректор СГК им. Л.В.Собинова.
Среди учеников А.А.Скрипая преподаватели возглавляемой им кафедры специального фортепиано: проф., дипломант Всероссийского конкурса А.Е.Рыкель, доц. Л.И. Ангерт, доц., канд. искусствоведения, лауреат межд. конкурса А.А.Виниченко, ст. преп., лауреат межд. конкурсов М.Н. Соловова; преподаватели кафедры фортепиано - Е.А. Скрипай, Р.М. Гольдфейн, Н.М. Корепина; доктор музыки университета Северный Техас Е. Черная, концертмейстер Нью-Йоркской школы балета им. Дж. Баланчина, лауреат джазовых конкурсов Америки А.Фиглин, лауреат Всероссийского конкурса пианистов им. Сафонова О.Самохин (Канада), Н.Лециус (ФРГ), Е. Коврикова (Казань), А.Богачева, А.Ларионычев (СОКИ), В.Лысенко (Москва), И. Быкова (Красноярск), А. Давыдова (Москва).
С. - один из наиболее известных и востребованных исполнителей, с исполнительским творчеством которого хорошо знакомы слушатели Самары, Волгограда, Москвы, Казани, Астрахани, Кисловодска, Ессентуков и др. городов России. Его интерпретации отличает самобытность и глубина. Дважды гастролировал в США: в университетах гг. Ларами (Вайоминг) и Кливленда, выступал с концертами в Германии (гг. Шпай на Рейне, Кёльн, Франкфурт на Майне, Дармштадт). Играл с дирижерами: Ю.Кочневым, В.Игнатьевым, В.Дударовой, Ф.Мансуровым, Р.Матсовым, К.Орбеляном, А.Фельдманом, М.Кнелем (ФРГ), В.Лива (США). Выступал в ансамбле с Т.Докшицером, Э. Тарром, Н.Сёреги-Вундерлих (ФРГ).
В 1975-85 в качестве приглашенного солиста Саратовской филармонии принимал участие в цикле «Фортепианные шедевры» совместно с А.М. Таракановым, А.И. Катцем и музыковедом А.Я. Левиновским. в 1973-88 выступал в составе трио Саратовской консерватории совместно с Т.Я.Сандлер (скрипка) и Л.В. Ивановым (виолончель). За 15 лет работы Трио СГК было исполнено большинство произведений этого жанра, включая цикл «Все фортепианные трио Бетховена». Активно сотрудничал с Саратовской организацией Союза композиторов РФ, исполняя в концертах произведения Б.А. Сосновцева и Е.В. Гохман. С. - первый исполнитель «Сонаты» Сосновцева, «Семи эскизов» и «Каприса» Гохман. В 1984 совместно с певицей нар. арт. РФ Н. Тарасовой С. принял участие в показе в Москве вокального цикла Е.Гохман «Бессонница» на стихи М. Цветаевой, удостоенного Государственной премии России.
Значителен вклад С. в развитие СГК в области административной работы. в 1998 удалось открыть финансирование работ по спасению уникального Большого зала, в 2006-2007 организовать работы по укреплению фундамента памятника кулььтуры - старого здания консерватории, был также обновлен парк инструментов симфонического оркестра, проведена реставрация мемориального рояля с автографом С.В. Рахманинова специалистами фирмы «Bechtein». В период работы С. проректором и ректором, СГК прошла 4 аттестации с высокими показателями, по результатам последней аттестации консерватория получила статус Академии и президентский грант развития. По инициативе С. в СГК были открыт диссертационный совет.
С 2008 по инициативе С. организована вторая каф. специального фортепиано СГК им. Л.В. Собинова, на которой силами С. и его учеников реализуется авторская концепция муз. образования пианистов, суть которой можно свести к высказыванию Ф. Шопена: «Нет ничего ненавистнее музыки без скрытого смысла».
Лит.: Анатолий Скрипай. Творческий портрет музыканта. - Саратов: Изд.-во Саратовской государственной консерватории, 2003. - 64 с.; Анатолий Скрипай. Творческий путь музыканта. Изд. «Композитор», М., 2008.
Саратовская государственная консерватория им. Л.В. собинова: 1912-2012: Энциклопедия./ М-во культуры Саратовской обл.; Саратовская государственная консерватория; отв.ред. О.Б. Краснова. - Саратов.: Изд. И.П.Везметинова, 2012. - 444с.: ил.
ЛОМАКО Валерий Петрович (род. 4.12. 1937, Могилев, Белоруссия) - исполнитель, педагог, музыкально-общественный деятель.
В 1956 закончил Могилевское музыкальное училище; в 1961 - СГК им. Л.В.Собинова по классу баяна В.П. Плетнева; обучался у П.В.Ткачева, А.В.Рыбалкина, на 4 курсе - в классе проф. Б.А.Гольдфедера. Закончил ассистентуру-стажировку при Горьковской консерватории (ныне Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки) под рук. проф. Н.Я. Чайкина. Работает на каф. народных инструментов с 1961 (с 1971 - доцент, с 1992 - профессор). Зав. каф. народных инструментов (1972-1976); проректор по научной и учебной работе консерватории (1976-1986), в 1986-1997 - ректор СГК им. Л.В. Собинова.
Дипломант Всероссийского конкурса артистов эстрады (Москва, 1962), лауреат Всесоюзного фестиваля (Бишкек, 1991).
Среди выпускников: лауреат Международного конкурса «Кубок Мира» А. Сенин (США, Нью-Йорк, 1969), профессора В. Галактионов, В. Саранин, Заслуженные деятели искусств РФ А. Фельдман, Ю. Баранов, Заслуженный артист Украины Н. Железников, заслуженные работники культуры РФ А. Ахтырченко, И. Овчаренко, Н. Карнаухов, А. Кац, Ю. Балахонцев, М. Перфильев, Г. Лавриненко, Ю. Струговщиков, лауреаты всесоюзных и всероссийских конкурсов Н. Кислицын, С. Нехорошев, руководитель оркестровой группы Кубанского хора С. Чанцев.
Л. - инициатор проведения региональных конкурсов, посвященных творческой деятельности И.Я. Паницкого (Первый конкурс состоялся в 1973, в статусе всероссийского - с 1995). В период работы в должности ректора при СГК совместно с Управлением культуры области была открыта Музыкальная Академия для детей и юношества.
В 1985-1997 выступал с концертами, лекциями и проводил мастер-классы в Тамбове, Пензе, Самаре, Уральские (Казахстан), Бишкеке (Киргизия). Среди опубликованных в печати работ - статьи, сборники пьес, методические разработки, сочинения. Вокальные и инструментальные пьесы Ломако В.П. исполнялись Народным артистом СССР Л. Сметанниковым, Заслуженными артистами РФ В. Демидовым и В. Мироненко, Лауреатами Всероссийских конкурсов ансамблем «Лель» и В. Суходоевой, оркестром народных инструментов СГК, детской хоровой студией «Мечта», хором ДМШ №14. Сочинения Л. звучали в Москве, Туле, Днепропетровске, в ЧССР, Мозамбике.
В качестве солиста, концертмейстера, музыкального руководителя он выезжал в ФРГ, ЧССР, ГДР, Болгарию, Португалию, Мозамбик, Бельгию, Украину, Молдавию, Казахстан, Киргизию. Дано большое количество концертов на предприятиях, в учебных заведениях, селах и воинских частях, в том числе на Северном Флоте и Абаканском гарнизоне.
Л. являлся ректором Музыкального университета для учащихся ПТУ, директором Музыкальной академии для детей и юношества, действовавших на базе консерватории. Избирался депутатом Фрунзенского районного совета г. Саратова (1987-1989). На протяжении ряда лет являлся председателем правления Музыкального общества Саратовской области (с 1988), а также членом президиума правления Всероссийского музыкального общества. Член жюри II Всероссийского открытого конкурса исполнителей на народных инструментах им. И.Я.Паницкого (2011).
Л. награжден дипломами, почётными грамотами, приказами министерств культуры СССР и РСФСР, а также нагрудными знаками ВЦСПС, ЦК профсоюза работников культуры, министерства культуры СССР, медалью «Ветеран труда» (1986), почётным знаком Губернатора «За милосердие и благотворительность» (2002), орденом «Знак Почёта» (1986), почетной грамотой министра культуры Саратовской области (2007).
А.Е.Лебедев
Саратовская государственная консерватория им. Л.В. собинова: 1912-2012: Энциклопедия./ М-во культуры Саратовской обл.; Саратовская государственная консерватория; отв.ред. О.Б. Краснова. - Саратов.: Изд. И.П.Везметинова, 2012. - 444с.: ил.
Дорогой Георгий Эдуардович! В будущем сезоне я дирижирую в Петербургском музыкальном обществе 4-мя концертами. В 1-м или 2-м из них, следовательно, или в конце октября или в начале ноября мне, с Вашего позволения, непременно хочется исполнить очаровательную детскую сюиту... Я ужасно радуюсь, что буду играть Ваше обаятельно милое творение.
Обнимаю. П. Чайковский
(Из письма П.И. Чайковского Г.Э. Конюсу)
23 июля 1893г
Когда обращаешься к периоду становления Саратовской консерватории, всякий раз поражаешься удивительному чутью первого директора С.К. Экснера на педагогический и музыкальный талант приглашенных им для преподавания музыкальных и теоретических дисциплин. Что ни имя - то яркая музыкальная величина: певец М. Медведев, пианисты И. Сливинский, М. Пресман, А. Скляровский, виолончелист С. Козолупов, трубач В. Брандт, тромбонист И. Липаев...
В ряду этих имен одно из первых мест принадлежит выдающемуся музыкальному ученому, теоретику, композитору и дирижеру, профессору Георгию Эдуардовичу Конюсу.
Родился Г. Конюс в Москве 30 сентября 1862 года в семье пианиста, композитора и музыкального педагога /француза по происхождению, увидевшего свет, между прочим, в Саратове/. Мать его - итальянка. Предки их эмигрировали в Россию в начале XIX века.
В 1881 году Конюс поступил в Московскую консерваторию. Мечты о карьере пианиста-виртуоза пришлось оставить из-за болезни рук, и Конюс занимался на композиторском отделении у выдающихся музыкантов профессоров А. Аренского и С. Танеева. Его ученические работы очень внимательно и доброжелательно просматривал и П.И. Чайковский.
Денег постоянно не хватало, и Георгий с 14 лет вел репетиторскую работу, давая уроки фортепианной игры, теории музыки, французского языка и даже... математики.
С 1886 года он начал работать преподавателем в Московском Усачёвско-Чернавском училище, в Московской консерватории, затем еще в двух московских институтах: Екатерининском и Мариинском. Однако конфликт с тогдашним директором Московской консерватории В.И. Сафоновым «по поводу оздоровления правового строя в стенах консерватории», как отмечал сам Г. Конюс, вынудил музыканта покинуть консерваторию и принять должность преподавателя по классу свободного сочинения и теории музыки в Московском музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, где в 1902 году ему было присуждено звание ординарного профессора.
В 1905 году Конюс вместе с группой профессоров, требовавших автономии для музыкально-драматического училища, был уволен. Говоря о Георгии Эдуардовиче, нельзя не отметить его непримиримость к любым проявлениям несправедливости, от кого бы она ни исходила. Он сразу же бросался в бой, никого и ничего не боясь! Поговаривали, что в молодости Конюс даже дрался на дуэли.
Напомним, что в 1905 году политическая атмосфера в России была накалена до предела. Не остались в стороне и музыканты. 3 февраля петербургская газета «Наши дни» поместила постановление, принятое московскими музыкантами: «Когда в стране нет ни свободы мысли и совести, ни свободы слова и печати, когда всем живым творческим начинаниям народа ставятся преграды, чахнет и художественное творчество». Подписали это постановление 28 музыкантов, среди которых были Танеев, Рахманинов, Шаляпин, Гречанинов, Конюс и др.
Вынужденное отлучение от педагогической деятельности Конюс компенсировал сочинением музыки, работой в российских газетах в качестве музыкального критика и продолжением своих теоретических изысканий в области музыкальной формы.
Позволю себе привести небольшие выдержки из критических статей Г. Конюса, на примере которых явственно видны и его эрудиция, и великолепное знание материала, точность характеристик, и, что также весьма важно, уважительный, благожелательный тон. «... В лице Скрябина мы имеем тип композитора-эволюциониста, далеко еще не сказавшего своего последнего слова, но уже и теперь, несомненно, стоящего в передовой фаланге современных композиторов».
«Из многочисленных исполненных им в своем концерте пьес бóльшая часть /ряд прелюдий, этюды, мазурки и др./ представляет собою законченнейшие образцы - иногда миниатюрные - поэтически тонкого, интимного, салонного стиля. В таких вещах Скрябин-пианист является неподражаемым исполнителем. Музыкальные вещи выливаются из-под его пальцев столь глубоко одухотворенными, что нельзя мечтать о лучшем исполнении.
Другие пьесы, как, например, Четвёртая соната Fis dur, олицетворяют собой Скрябина, от фортепиано ушедшего к оркестру. В названной сонате заложены замыслы чисто оркестровой грандиозности и мощи. Здесь желателен исполнитель с титаническими физическими данными, нужен пианист подавляющей силы. Поэтому четвертая соната в авторском исполнении не дает всего того, что духовно в нее вложено композитором...»/«Утро России», 15 декабря 1910 г./.
«... Особенно пришлось оценить мастерство Менгельберга... в Шестой симфонии Чайковского... Следя по партитуре, я был поражен двумя обстоятельствами: обилием совершенно как бы ново звучащих в ней подробностей, и в то же время полным совпадением этих - новыми казавшихся - деталей с подлинными, в партитуре стоящими указаниями Чайковского. Таковы, например, удивительно красивые «incalzandi» /ускорения/ во второй теме первой части или остроумнейшие «crescendi» на выдержанных нотах в третьей части. И то и другое обозначено автором, и сегодня в первый раз пришлось их заметить.
Лишний раз сегодняшний концерт убедил, что Виллем Менгельберг очень выдающийся художник, исполнения которого не могут не доставить даже блазированным /пресыщенным/ профессионалам глубокого эстетического наслаждения». /»Утро России», 19 декабря 1910г. 5-е симфоническое собрание Филармонического общества/.
«... Бакгауз - блестящий представитель того типа пианистов, у которых материальная сторона игры - тон, отчетливость, чистота, мощность звучания, механическая законченность в пассажах - на первом плане. И в этом отношении надо признать познакомившего Москву со своей игрой артиста за величину, действительно из ряда вон выходящую. Такую неутомимую силу, безукоризненную технику, такое подавляющее совершенство всех внешних сторон игры - редко, очень редко приходится слышать. И если бы музыкальные творения имели своим назначением удивлять слушателей, Бакгауза надо бы признать за пианиста несомненно удивительного.
Но в музыке Баха, Бетховена и Шопена за материальной оболочкой звука таятся целые миры духовных откровений. И все это потустороннее остается за пределами доступного приехавшему к нам артисту, остается не охваченным, не понятым и не переданным... От безразличия пианиста к многотонной гамме душевных настроений слушателю делается не по себе, делается скучно...
Глядя на внешне привлекательный образ почти юного, поражающего цветущим здоровьем виртуоза, искренне хотелось бы для него обстоятельств, которые нарушили бы его душевное равновесие, взволновали его, принудили бы скорбеть, отзываться, вибрировать». / «Утро России» 11 января 1911г. Концерт Вильгельма Бакгауза/.
«... Метнер - одна из замечательнейших, выдвинутых последним десятилетием, музыкально-творческих фигур, выразившаяся пока в области преимущественно фортепианного композиторства... Сам собой, слушая Метнера, напрашивается оркестр. Тот факт, что образцово для фортепиано пишущий Метнер, первоклассный, чарующий своей игрой пианист, - чистая случайность.
Мощная же одухотворенность его таланта, присущий ему титанизм, несравненная изобретательность, красочность мыслей, наконец, своеобразная поэтическая прелесть, обволакивающая его звуковую речь в мельчайших ее оборотах, - все это признаки из ряда вон выдающегося необыкновенно крупного и разностороннего дарования к музыкальному творчеству вообще...
Как и вся многочисленная собравшаяся публика, я испытал от исполнения и от исполненного самое глубокое музыкально-эстетическое наслаждение. Художественная личность в составленной программе выявилась с такой цельностью, яркостью и привлекательностью, что из-под элемента суждения как бы ускользает почва...
Хочется выразить только свой восторг, свое глубокое, безусловное удовлетворение. Как от трех сыгранных сонат, так и от «сказок» и великолепного Es-dur'ного «Дифирамба». / «Утро России», 9 марта 1911г. Концерт Н. Метнера/.
С первых же дней пребывания Конюса в Саратовской консерватории он активно включился в ее жизнь: на торжественном акте открытия консерватории 21 октября 1912 года под его управлением был исполнен его же «Гимн труду» для хора и симфонического оркестра.
Георгий Эдуардович проработал в нашей консерватории со дня открытия до 1920 года. Преподавал музыкально-теоретические дисциплины и свободное сочинение. Как вспоминает дочь Наталья, «отец был очень трудолюбивым человеком: как бы ни был он загружен, он умел организовать свой день так, чтобы хватило времени на всё. Он вставал в 6 утра, чтобы поработать над очередной «книжкой», затем шёл в консерваторию. Там его ждали студенты, много времени и сил он посвящал общественным обязанностям. Дома его опять ждали ученики, и день завершался опять работой над «книжкой».
То, что дочь Конюса назвала «книжками», было делом всей его жизни. Ещё до Саратова, в Москве, вышло несколько учебников Г. Конюса по элементарной теории музыки, гармонии и инструментовке, и по сей день не потерявших своей значимости.
Но Конюс не был бы Конюсом, если бы ограничивал свою деятельность лишь написанием «книжек», сочинением музыки, преподаванием и дирижированием. Ему до всего было дело. Известно, что Конюс вместе с профессором М. Медведевым сделал все возможное, дабы дать возможность поступить в консерваторию бродячей певице «Кате-шарманщице», как ее называли в Саратове. В дальнейшем певица эта - обладательница великолепного меццо-сопрано Фатьма Саттаровна Мухтарова, закончив консерваторию, пела на многих российских сценах, где ее партнерами были Шаляпин, Собинов, Козловский. Ей было присвоено звание Народной артистки Азербайджанской ССР.
После революции 1917 года по решению художественного совета консерватории Г. Конюс в течение полутора лет исполнял директорские обязанности, а в 1920 году его переводят в Москву, где он вначале работает в Главпрофобре, а с 1922 года - в Московской консерватории.
В XIX и начале XX веков произведения Г. Конюса были широко известны в России. Начиная с 1886 года, когда под управлением С. Танеева в Москве прозвучала его Увертюра для симфонического оркестра, сочинения Г. Конюса все чаще стали звучать в Петербурге, Москве, а затем и в других российских городах. Во время первой гастрольной поездки на пароходе по Волге в 1910 году оркестр С. Кусевицкого впервые познакомил саратовцев с музыкой Г. Конюса. Была исполнена его симфоническая картина «Лес шумит» /по В. Короленко/. Известно, что это произведение, как и Сюита для оркестра и хора «Из детской жизни», вызвало горячее одобрение П. Чайковского:
«Вчера, 25 февраля (1893 года), в сфере московской музыки свершился факт, который мне хочется отметить как можно осязательнее. В концерте в первый раз была исполнена сюита «Из детской жизни» соч. Г. Конюса, молодого композитора, и прежде уже заявившего себя с наилучшей стороны, но на этот раз высказавшего такую силу таланта, такую глубоко симпатичную и оригинальную творческую индивидуальность, такое редкое сочетание богатой изобретательности, искренности, теплоты, с превосходной техникой, - что этому молодому человеку можно предсказать великую будущность... Я же ограничусь только выражением горячей благодарности высокодаровитому автору за минуты истинного восторга...»
Только внезапная смерть П.И. Чайковского не позволила ему исполнить сюиту Г. Конюса в Петербурге.
Всего же Г. Конюсом было написано 45 опусов, включавших помимо симфонических произведений балет «Даита», шедший в Большом театре, почти 50 романсов и песен, свыше 60 фортепианных сочинений, концерт для контрабаса и др.
В биографическом очерке, принадлежащем перу самого Г. Конюса, в котором он оригинально говорит о себе в третьем лице, Конюс отмечает: «...Сделавшись неожиданно для себя обладателем новооткрытого формообразования, Конюс с 1900 года со всевозрастающим увлечением отдается музыкальной науке, освещая все новые и новые стороны таинственного самооформления музыкального организма. В течение 17/!/ лет Конюс анализирует найденные законы на примере громадного количества произведений /свыше тысячи/». Здесь и 48 фуг «Хорошо темперированного клавесина» И.-С.Баха, все сонаты и симфонии Бетховена, прелюдии, ноктюрны, этюды и баллады Шопена, Песни без слов Мендельсона и др. К сожалению, этот грандиозный труд был опубликован лишь частично. Рукописи хранятся в ГЦММК. Теория метротектонизма с первых же докладов Г. Конюса вызвала живейший интерес современников. А.К. Глазунов в 1923 г. отмечал: «После появления в свет знаменитого контрапункта строгого стиля С.И. Танеева я считаю труд Георгия Эдуардовича Конюса величайшим открытием в области процессов музыкального творчества».
О бесспорности редкого педагогического таланта Г. Конюса говорит даже простое перечисление некоторых имен музыкантов, известных во всем мире, учившихся у него: А. Скрябин, Н. Метнер, А. Гольденвейзер, Р. Глиэр, М. Мейчик, Е. Бекман-Щербина, А. Гедике, Б. Хайкин, Т. Хренников, А. Хачатурян... Последний, вспоминая Конюса, писал: «... Как это важно, чтобы дружеское слово, согревающее и окрыляющее, было сказано именно в тот момент, когда художник - особенно молодой, начинающий художник - в нем нуждается! Для этого нужен большой такт, душевная тонкость и подлинная человечность - качества, которыми в полной мере обладал Георгий Эдуардович Конюс - музыкант, ученый, человек».
Умер Г. Конюс в 1933 году и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В наши дни музыка Г. Конюса практически не известна не только кругу слушателей, но даже музыкантам-профессионалам. Да и может ли быть иначе, если его сочинения не переиздаются? Лишь в 1985 году «Советский композитор» напечатал малую толику его детских и юношеских пьес для фортепиано, представляющих значительный интерес, но в основном для педагогов и учащихся музыкальных школ.
В преддверии 100-летия Саратовской консерватории и 150-летия Г.Э. Конюса в глубине души все же теплится надежда на воскрешение из небытия лучших творений этого большого музыканта, отдавшего Саратову часть своей жизни, способствующему становлению третьей консерватории в России, давшему путевку в музыкальную жизнь многим талантливым музыкантам.
Профессор В.Е. Ханецкий
В этом году Саратовская консерватория празднует 110 лет со дня основания. Богатая история вуза, выдающиеся музыканты, выступавшие и преподававшие здесь, знаменательные события разных лет - раскроются перед вами в нашей новой рубрике «Этот день в истории консерватории».
В апреле 1923 года в Саратове стал выходить еженедельный, единственный в губернии, общественно-научный литературно-художественный иллюстрированный журнал саратовского студенчества. Появление этого издания в период НЭПа, новой экономической политики в стране, — особая страница в истории местной журналистики.
Приглашаем всех, кто заинтересовался этими материалам, в читальный зал Государственного архива Саратовской области (ул. Кутякова. 15).
29 декабря 2016 года в консерватории открылся музей истории. Экспозиция музея знакомит посетителей с историей создания, открытием и началом работы Саратовской консерватории — первой российской провинциальной консерватории, открытой Императорским Российским Музыкальным Обществом по инициативе Саратовской Думы в 1912 году.
Экспозиция условно поделена на три части: события, которые предшествовали созданию консерватории в Саратове, собственно само открытие и первые годы работы консерватории. Разделы стендов посвящены архитектуре и строительству здания, первым ректорам консерватории, первым преподавателям. В витринах и настенных выставках представлены копии и подлинники документов, относящиеся к истории создания, открытия и деятельности консерватории, например, «Иллюстрированное приложение «Саратовского Листка к открытию Саратовской Консерватории» от 21 октября 1912 года.
Проследить ход исторических событий помогут фотографии тех лет, газетные вырезки, статьи, книги, рукописи, труды преподавателей, работавших в разное время в консерватории, копии документов и материалов, афиш из фондов Государственного архива Саратовской области и Саратовского областного музея краеведения. Особой ценностью обладают раритетные издания из фондов библиотеки консерватории, видеоматериалы фонотеки и записи из фондов ВГТРК. В музейном зале представлены фотографии и экспонаты из личных коллекций преподавателей. В зале демонстрируются виртуальные выставки и фото презентации, звучат записи произведений классиков в исполнении преподавателей консерватории.
Логичным завершением экскурсии по музею является настенный перекидной стенд с копиями поздравительных телеграмм в адрес консерватории с разницей в 100 лет — к открытию и к 100-летнему юбилею, а также архив газеты «Камертон».
В музейном зале будут проходить тематические выставки, посвященные истории кафедр консерватории, преподавателям и выпускникам, рассказывающие о деятельности консерватории во время Великой отечественной войны, о выдающихся музыкантах и знаменательных событиях в жизни Саратовской консерватории — первой в провинции, третьей в России.
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Понятно, спасибо
Здесь будет форма