Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Лаборатория по изучению традиций культовой музыки


  • В последние десятилетия в нашей стране актуализировался интерес к традициям культового музыкального искусства, как в научном, так и в исполнительском аспектах. Эта актуализация обеспечена не только значимыми политическими и социальными переменами, произошедшими еще в конце XX века в стране, но также необходимостью поиска истинных опор и ориентиров в стремительно меняющемся мире и социуме. Духовно-религиозная деятельность и формы ее художественного воплощения составляют одну из таких констант.

    За последние десятилетия накоплен внушительный потенциал знаний в области культовой музыки, написаны десятки научных работ – монографий, диссертаций, статей, проводятся ежегодные конференции, что существенно продвинуло развитие соответствующих областей музыкознания. Вместе с тем, сфера культовой музыки остается по определению безграничной для изучения и творческого претворения как в ретроспективном плане (изучение его древних форм: распевов, письменности, уникальных артефактов – рукописей), так и перспективном (изучение бытования и адаптации традиционных форм культовой музыки на современном этапе, в современном композиторском творчестве).

    Своей спецификой обладают и региональные традиции культовой музыки, которые могут рассматриваться в локальной оптике и в контексте общих процессов. Так, для Саратовского региона существенной составляющей является поликонфессиональность, прочные старообрядческие традиции и др.

    Не теряет актуальности процесс сбора, консервации, научной обработки и введения в научный оборот документальных (письменных) и устных источников по истории культовой музыки в регионе, как объектов духовно-религиозной деятельности предыдущих поколений.

    В конечном счете, изучение, сохранение и творческое воспроизведение образцов культовой музыки, в том числе её традиционных форм, являет собой выражение культурной памяти нации и путь приобщения к вечным ценностям бытия.

    КОНЦЕПЦИЯ

    В последние десятилетия в нашей стране актуализировался интерес к традициям культового музыкального искусства, как в научном, так и в исполнительском аспектах. Эта актуализация обеспечена не только значимыми политическими и социальными переменами, произошедшими еще в конце XX века в стране, но также необходимостью поиска истинных опор и ориентиров в стремительно меняющемся мире и социуме. Духовно-религиозная деятельность и формы его художественного воплощения составляют одну из таких констант.

    За последние десятилетия накоплен внушительный потенциал знаний в области культовой музыки, написаны десятки научных работ – монографий, диссертаций, статей, проводятся ежегодные конференции, что существенно продвинуло развитие соответствующих областей музыкознания. Вместе с тем, сфера культовой музыки остается по определению безграничной для изучения и творческого претворения как в ретроспективном плане (изучение его древних форм: распевов, письменности, уникальных артефактов – рукописей), так и перспективном (изучение бытования и адаптации традиционных форм культовой музыки на современном этапе, современное композиторское творчество).

    Своей спецификой обладают и региональные традиции культовой музыки, которые могут рассматриваться в локальной оптике и в контексте общих процессов. Так, для Саратовского региона существенной составляющей является поликонфессиональность, прочные старообрядческие традиции и др.

    Не теряет актуальности процесс сбора, консервации и научной обработки и введения в научный оборот документальных (письменных) и устных источников по истории культовой музыки в регионе, как объектов духовно-религиозной деятельности предыдущих поколений.

    В конечном счете, изучение, сохранение и творческое воспроизведение образцов культовой музыки, в том числе её традиционных форм, являет собой выражение культурной памяти нации и путь приобщения к вечным ценностям бытия.

    • 1
    • 2
  • Руководитель:

    31c15a436869ed3e7ef52637f08f3aad.jpg

    Хачаянц Анжела Григорьевна – кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки СГК им. Л.В. Собинова, сотрудник Отдела редких книг и рукописей Зональной научной библиотеки СГУ имени Н.Г. Чернышевского.

    Окончила Саратовскую государственную консерваторию имени Л.В. Собинова по специальности «музыковедение» и аспирантуру Российской академии музыки имени Гнесиных.

    В 2001 г. защитила диссертацию «Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII-XIX веков (на материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского)».

    С 1999 г. преподаёт в СГК им. Л.В. Собинова на кафедре истории музыки и по совместительству на кафедре народного пения и этномузыкологии. В 2004 году была удостоена Диплома I степени на Всероссийском конкурсе молодых учёных в области музыкального искусства за работу «Модель жития в опере Н.А. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”».

    Ведет курсы «История музыки», «Стилевые основы русской народной музыки» и «Древнерусское певческое искусство», осуществляет научное руководство работой студентов-музыковедов и аспирантов.

    С 2010 г. руководит Ансамблем древнерусского певческого искусства, созданным при кафедре народного пения и этномузыкологии СГК им. Собинова. В репертуаре ансамбля – средневековые распевы Русской православной церкви, раннее русское многоголосие XVII-XVIII вв., духовные стихи, певческое наследие старообрядцев Саратовского региона.

    Сфера научных интересов Анжелы Григорьевны – русская музыка, древнерусское церковно-певческое искусство, рукописная книжность. В 2000-2001 гг. в двух выпусках серии «Редкие книги ЗНБ СГУ» ею был опубликован и, тем самым, введен в научный оборот каталог описаний певческих рукописей XVII-XIX вв., хранящихся в библиотеке Саратовского государственного университета. Осуществлено издание: Певческая служба древнерусской традиции Казанской иконе Божией Матери. Исследование и расшифровка нотированного списка службы последней четверти XVII века из собрания Зональной научной библиотеки имени В.А. Артисевич Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского / Авторы-сост. А.Г. Хачаянц, К.В. Иванова. Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2022. Общее число публикаций – свыше 70.

    Являясь сотрудником отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки Саратовского университета, проводит экскурсии и занятия по рукописной кириллической и певческой книжности. А.Г. Хачаянц – постоянный участник Ежегодного международного симпозиума «Бражниковские Чтения» в Санкт-Петербурге. Член Венского общества изучения монодии.

    89d4a9017ce3d3e39b475df7c33061b7.jpg

    Занорин Александр Германович – ректор СГК им. Л.В. Собинова, профессор, регент Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии.

    В 2000 году окончил Саратовскую государственную консерваторию имени Л.В. Собинова (класс профессора Л.А. Лицовой). В 2002 году окончил исполнительскую аспирантуру СГК. В этом же году началась педагогическая деятельность. В настоящее время читает курс лекций по хороведению, преподаёт дирижирование.

    В период с 1995 г. по 2003 г. работал в Саратовском губернском театре хоровой музыки (с 1997 г. – хормейстер коллектива).

    В 2003 году возглавил Архиерейский мужской хор Духосошественского кафедрального собора, созданного по благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина. За период своего существования этот коллектив стал одним из ведущих церковных хоров в городе, получил признание в столице. Архиерейский мужской хор активно участвует в богослужениях в храмах Саратовской митрополии, а также ведет концертно-просветительскую деятельность. Под руководством А.Г. Занорина была осуществлена запись нескольких компакт-дисков, в которых собраны шедевры русской хоровой церковной и народной музыки. Вместе с коллективом А.Г. Занорин является постоянным участником ежегодных «Пименовских Чтений» (г. Саратов). Среди творческих достижений Архиерейского мужского хора – лауреатство в конкурсе «Золотые огни Саратова», участие в проекте всероссийского масштаба «Дни славянской письменности».

    Научные и творческие интересы А.Г. Занорина связаны с русской церковной хоровой культурой, историей русского богослужебного пения, в особенности – периода Синодальной школы пения начала XX века.

     

    10ee771a4dcd05c90cc67f4f53e01621.jpg

    Полозова Ирина Викторовна – доктор искусствоведения, проректор по научной и международной деятельности СГК им. Л.В. Собинова, профессор кафедры истории музыки.

    Окончила Новосибирскую государственную консерваторию имени М.И. Глинки и аспирантуру при ней в классе доктора искусствоведения, профессора Б.А. Шиндина. С 1997 г. работает в Саратовской консерватории. В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Традиции литургического пения старообрядцев поморского согласия Западной Сибири», а в 2009 г. – докторскую диссертацию по теме «Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте».

    Сфера научных интересов исследователя сопряжена с вопросами истории отечественной культуры. Средневековое церковно-певческое искусство, рукописные певческие памятники, крюковая нотация и знаменное пение находятся в центре внимания научной деятельности И.В. Полозовой. Кроме того, она занимается изучением региональной церковно-певческой культуры в ее историческом аспекте. Исследование местных традиций богослужебного пения, как официальной православной, так и старообрядческой конфессий, закладывает основы нового вектора в саратовской музыковедческой науке, направленного на изучение типологических признаков богослужебной певческой культуры и ее региональной специфики.

    Результаты исследовательской работы И.В. Полозовой отражены в монографии «Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев: формы бытования в исторической перспективе» (Саратов, 2009), учебном пособии «Русская музыкальная палеография» (Саратов, 2014), издании «Древнерусская церковно-певческая культура X-XIV веков. Цикл лекций по курсу “История музыки” для студентов по специальности “Музыковедение”» (Саратов, 2019) и в других публикациях общим числом более 100. И.В. Полозовой разработаны и ведутся авторские курсы по предметам «История отечественной музыки», «Музыкальная палеография» для студентов музыковедческой специальности, а также курсы по истории отечественной и зарубежной музыки для исполнительских специальностей. Кроме того, она осуществляет научное руководство работой студентов-музыковедов и аспирантов.

    Земцова Евгения Романовна – аспирант кафедры истории музыки СГК им. Собинова. Занимается вопросами гармонизации монодийных церковных распевов в композиторском творчестве.

     


  • План работы на 2023-2024 гг.


    Концертно-просветительская деятельность

    1. Концерт Ансамбля древнерусского певческого искусства СГК и ансамбля «Алиенор»: песнопения Русской Православной Церкви 17-19 вв. 5.10.2017, Малый зал. Рук. проекта доцент Хачаянц А.Г., ведущая профессор Полозова И.В.
    2. Участие Ансамбля древнерусского певческого искусства СГК в XII Международном общественно-культурном форуме «Живая традиция», 10-13.11.2017, Москва.
    3. Участие в проекте «Дни армянской культуры в России» Ансамбля древнерусского певческого искусства СГК, 17-24.11.2017, Саратов. Лекция-концерт.
    4. Выступление Ансамбля древнерусского певческого искусства СГК в рамках научно-практической конференции «Пименовские чтения», декабрь 2017, СГК.
    5. Выступление в г. Хвалынске в рамках Рождественских мероприятий (18.01.2018).
    6. Участие Ансамбля древнерусского певческого искусства СГК в XVII Областном Пасхальном фестивале. Апрель 2018.
    7. Участие в фестивале посвященном Н.И. Бахметьеву (Лысые горы Саратовской области, май 2018).

    Научно-исследовательская деятельность

    1. Участие в научных конференциях, посвященных традициям богослужебного пения.
    2. Оцифровка кассет с экспедиционными записями богослужебных песнопений.
    3. Экспедиционная работа: Изучение архивных и рукописных материалов из собрания Хвалынского краеведческого музея и частных коллекций старообрядцев Хвалынска. Посещение открывшегося мужского Свято-Успенского монастыря (Черемшаны).

    Организационная деятельность

    1. Организация работы секции «Пименовских чтений» по проблемам церковно-певческого искусства (ответств. Полозова И.В., Хачаянц А.Г., 8-9.12.2017).
    2. «Звучащие рукописи» – организация экскурсии и лекции в Отделе редких книг и рукописей ЗНБ СГУ (март, 2018).
    3. Формирование фонда аудио- и видеозаписей богослужебных песнопений, книжных изданий по истории богослужебного пения.
    4. Оборудование учебной аудитории для проведения занятий и репетиций, хранения костюмов, аудио- и видеоматериалов, библиотеки.

    2019\20 ГОД

    Концертно-просветительская деятельность

    1. Участие Ансамбля древнерусского певческого искусства СГК в праздновании 100-летия Хвалынского краеведческого музея. Хвалынск. Сентябрь 2019 г.

    2. Выступление Ансамбля древнерусского певческого искусства СГК в рамках Всероссийских научных чтений «Проблемы художественного творчества», посвящённых Б.Л. Яворскому. Саратов, СГК. Ноябрь 2019.

    3. Участие Ансамбля древнерусского певческого искусства СГК в XIX Областном Пасхальном фестивале. Апрель 2020.

    Научно-исследовательская деятельность

    1. Участие конкурсе научных работ молодых ученых в области культуры и искусства Министерства культуры РФ (Иванова К.)

    2. Участие в научных конференциях, посвященных традициям богослужебного пения.

    3. Оцифровка кассет с экспедиционными записями богослужебных песнопений.

    4. Экспедиционная работа.

    Организационная деятельность

    1. Организация работы секции «Духовное наследие христианской культуры»: история и современность во Всероссийских научных чтениях «Проблемы художественного творчества», посвящённых Б.Л. Яворскому. Саратов, СГК. Ноябрь 2019.

    2. Организация работы секции «Пименовских чтений» по проблемам церковно-певческого искусства (ответств. Полозова И.В., Хачаянц А.Г., Декабрь. 2020).

    3. «Звучащие рукописи» – организация экскурсии и лекции в Отделе редких книг и рукописей ЗНБ СГУ (март, 2020).

    4. Формирование фонда аудио- и видеозаписей богослужебных песнопений, книжных изданий по истории богослужебного пения.

    5. Оборудование учебной аудитории для проведения занятий и репетиций, хранения костюмов, аудио- и видеоматериалов, библиотеки.

     


  • 1. «Христос раждается». Ирмос 1-й песни канона Рождества Христова. Знаменный распев. Сборник XVII в. Отдел редких книг и рукописей
    Научной библиотеки СГУ им. Чернышевского. № 2727. Расшифровка А. Хачаянц.

    2. «Достойно есть». Напев старообрядцев с. Елховка Хвалынского района Саратовской области. Запись И. Полозовой, 2002 г. Расшифровка А. Хачаянц.

    3. «Ангел вопияше». Задостойник Пасхи. Знаменный распев. "Светися, светися" - задостойник Пасхи. Напев старообрядцев с. Елховка Хвалынского района Саратовской области. Запись И. Полозовой, 2002 г. Расшифровка А. Хачаянц.

    4. «Днесь Христос». Стихира-славник на Богоявление. Знаменный роспев. Сборник кон. XVII в. Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки СГУ им. Чернышевского. № 2806. Расшифровка А. Хачаянц

    5. «Архангельский глас». – величание Благовещению 2-х распевов (с аненайкой). Старообрядческий обиход. Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки СГУ им. Чернышевского. № 3382. Расшифровка А. Хачаянц.

    6. Трисвятое. Знаменный распев. // Литургия св. Иоанна Златоустого знаменного роспева. Пореформенная редакция / Сост. М. Макаровская; авт. вступ. ст. иеродиакон Павел (Коротких). М., 2005.; Трисвятое. Демественное многоголосие, распев «Волынка». РНБ. Погод. 399. Расшифровка Е. Смирновой.

    7. «Взирай с прилежанием». Стих-псальма на слова Стефана Яворского. Стиховник XIX в., частная коллекция. Расшифровка и гармонизация А. Хачаянц.
    • Список публикаций Полозовой И. В.

      Список публикаций Полозовой И. В.

      1. Полозова, И.В. К вопросу о бытовании старообрядцев поморского согласия в городах Западной Сибири // Духовная и светская культура как фактор социального развития региона: Тезисы докладов и сообщений межрегиональной научно-практической конференции. Кемерово, 1996. С. 140–144.

      2. Полозова, И.В. К вопросу о певческой культуре старообрядцев поморского согласия: традиции и перспективы // Народы России: возрождение и взаимодействие культур: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Уфа, 1996. С. 240–242.

      3. Полозова, И.В. О старообрядческих общинах поморского согласия в городах Западной Сибири // Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации. Новосибирск: "Трина", 1996. С. 55–70.

      4. Полозова, И.В. К проблеме интонационного архетипа в певческой практике старообрядцев поморского согласия Западной Сибири // Культурное наследие средневековой Руси в традициях урало-сибирского старообрядчества. Новосибирск, 1999. С. 232–242.

      5. Полозова, И.В. Стилистические особенности знаменного пения старообрядцев поморского согласия // Музыкальная культура христианского мира. Ростов-на-Дону, 2001. C. 385–391.

      6. Полозова, И.В.. К вопросу о взаимодействии культовой и фольклорной традиций в певческой практике старообрядцев поморского согласия // Национальная самобытность искусства на рубеже тысячелетий. Улан-Удэ, 2000. С. 63–65.

      7. Полозова, И.В. К вопросу о певческих традициях старообрядцев поморского согласия Западной Сибири // Из истории музыкальной культуры. Новокузнецк, 2001. С. 28–45.

      8. Полозова, И.В. Традиции и специфика чинопоследования суточных служб старообрядцев поморского согласия Западной Сибири // Из истории музыкальной культуры. Новокузнецк, 2001. С. 12–28.

      9. Полозова, И.В. Современная певческая культура саратовских старообрядцев // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции (4–5 декабря 2001 г.). Смоленск, 2001. С. 214–217.

      10. Полозова, И.В. Из истории саратовской поморской старообрядческой общины // Старообрядчество: история и современность, местная традиция, русские и зарубежные связи. Улан-Удэ, 2001. С. 86–89.

      11. Полозова, И.В. Старообрядческая культура как объект научного исследования (на примере саратовской региональной традиции) // Молодые ученые Волго-уральского региона на рубеже веков. Уфа, 2001. Т. 2. С. 203–205.

      12. Полозова, И.В. Проблемы контаминации богослужебного пения и народно-песенной культуры в литургической практике старообрядцев поморского согласия (на примере саратовской и западно-сибирской региональной традиции) // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 125-летию со дня рождения П.Н. Бигдаш-Богдашева (12–14 марта 2002 года). Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2002. С. 147–152.

      13. Полозова, И.В. Традиции осмогласного пения саратовских старообрядцев // Культура и искусство Поволжья. Саратов, 2002. С. 140–142.

      14. Полозова, И.В. "Древнерусское церковно-певческое искусство" как предмет музыкально-исторического цикла // Русская музыка в контексте мировой художественной культуры. Материалы научной конференции в рамках III международного конкурса молодых пианистов им. П.А. Серебрякова 12–13 апреля 2002 года. Волгоград–Саратов, 2002. С. 87–90.

      15. Полозова, И.В. Современная певческая практика старообрядцев Хвалынского района Саратовской области // Управление социальными процессами в регионах : Вторая Российская научно-практическая конференция. Екатеринбург, 2002. Ч. 1. С. 143–146.

      16. Полозова, И.В. Современная певческая культура старообрядцев г. Вольска // 125 лет Обществу археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Проблема историко-культурного развития Волго-Уральского региона. Ч. III. Казань, 2004. С. 64–68.

      17. Полозова, И.В. Современная старообрядческая культура: возрождение традиции // Проблемы художественного творчества. Сб. статей по материалам Научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому 25–26 ноября 2003 г. Саратов, 2005. С. 42–47.

      18. Полозова, И.В. Певческая культура старообрядцев Иргиза // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Новокузнецк, 2004. С. 39–59.

      19. Полозова, И.В. Современная певческая культура старообрядцев беглопоповского согласия г. Вольска // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований (Файнбурские чтения). Пермь, 2002. С. 215–216.

      20. Полозова, И.В. Некоторые аспекты певческой культуры старообрядцев Саратовского края // Управление социальными процессами в регионах: Третья Всероссийская науч.-практич. конф. Ч. 1. Екатеринбург, 2003. С. 141–144.

      21. Полозова, И.В. Полозов, С.П. Опыт исследования истории и современной богослужебной певческой практики старообрядцев Саратовской области // Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический аспекты. Т. I. Нижний Новгород, 2004. С. 422–426.

      22. Полозова, И.В. Система образования в старообрядческих монастырях Саратовской губернии // Искусство и образование. М., 2006 № 3 (41). С. 80–92.

      23. Полозова, И.В. Система старообрядческого образования XIX в. в Саратовской губернии // Вопросы музыкознания и музыкального образования: Сборник статей. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2007. С. 26–45.

      24. Полозова, И.В. Певческие традиции Черемшанских старообрядческих монастырей // Проблемы художественного творчества: Сб. статей по материалам Всероссийских Научных Чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (1–2 декабря 2005 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2006. С. 83–106.

      25. Полозова, И.В. Семиотический подход в изучении певческой культуры старообрядцев // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. Ч. 1. Астрахань: Изд-во ОПОУ ДПО АИПКП, 2006. С. 154–164.

      26. Полозова, И.В. Современная певческая культура старообрядцев Иргиза // Традиционная культура. М., 2006, № 4. С. 102–109.

      27. Полозова, И.В. Иргизский напев и певческое творчество старообрядцев Иргизских монастырей // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2007. С. 183–191.

      28. Полозова, И.В. Херувимская песнь иргизского напева: вопросы стилевой характеристики. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VIII Международной научной конференции. М., 2007. Т. II. С. 324–329.

      29. Полозова, И.В. Развитие традиций демественного пения в Иргизских старообрядческих монастырях: к вопросу об интерпретации музыкального текста. // Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов: Сборник статей по материалам научной конференции 8–9 ноября 2007 года. Астрахань, 2007. С. 247–255.

      30. Полозова, И.В. Традиции демественного пения в Иргизских старообрядческих монастырях // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Сб. ст. Вып. 6. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2009. С. 30–47.

      31. Полозова, И.В. Демественный распев в певческих рукописях Иргизских старообрядческих монастырей. // Музыковедение. М., 2008. № 9. С. 42–46.

      32. Полозова, И.В. Певческие старообрядческие центры Саратовской губернии // Художественное образование: преемственность и традиции: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Саратов, 2008. С. 87–98.

      33. Полозова, И.В. Певческое творчество старообрядцев Иргизских монастырей // Музыкальная академия. М., 2008. № 2. С. 129–138.

      34. Полозова, И.В. История Иргизских старообрядческих монастырей // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 13. М., 2009. С. 36–43.

      35. Полозова, И.В. Эстетические воззрения старообрядцев в контексте развития церковно-певческого искусства // Тысячелетие развития общественно-политической и исторической мысли России. Н.Новгород: НГПУ, 2008. С. 297–301.

      36. Полозова, И.В. Традиции демественного пения в богослужебной практике саратовских старообрядцев XX–XXI вв. // Искусство и образование. М., 2009. № 4 (60). С. 86–93.

      37. Полозова, И.В. Полемическая мысль по вопросам церковного пения как опыт рефлексии саратовских старообрядцев // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития. Астрахань, 2008. С. 271–277.

      38. Полозова, И.В. Культурное наследие Иргизских старообрядческих монастырей на основе изучения певческих рукописей // Русская музыка в полиэтническом культурном контексте. Материалы Международной научной конференции. Казань, 27–28 октября 2011. Казань, 2012. С. 235–246.

      39. Полозова, И.В. Церковно-певческие традиции саратовских старообрядцев на рубеже XX–XXI веков // Pax sonoris: история и современность (Памяти Этингера): Научный журнал. Выпуск III. Астрахань, 2008. С. 52–57.

      40. Полозова, И.В. Обновление церковно-певческой практики в старообрядческих общинах саратовской региональной традиции XVIII – начала XX вв. // Музыковедение. 2009. № 4. С. 31–35.

      41. Полозова, И.В. Певческое творчество саратовских старообрядцев // Проблемы художественного творчества: Сб. статей по материалам Всероссийских Научных Чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. С. 109–119.

      42. Полозова, И.В. Стилевые черты Нового времени в церковно-певческом искусстве саратовских старообрядцев // Музыкальное искусство: история и современность: Сборник научных статей к 40-летию Астраханской консерватории. Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. С. 153–156.

      43. Полозова, И.В. О музыкально-теоретических воззрениях современных старообрядцев // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования. Материалы Междунар. Научной конференции /РАМ им. Гнесиных. М., 2008. С. 477–485.

      44. Полозова, И.В. Изучение старообрядческой певческой культуры: вопросы методологии // Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия. Москва, 9–12 апреля 2012 г. М., 2012. С. 358–362.

      45. Полозова, И.В. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев: формы бытования в исторической перспективе. Исследование. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2009. 336 с.

      46. Полозова, И.В. Традиции литургического произношения в среде саратовских старообрядцев: прошлое и настоящее // Кабинет фольклора. Статьи, исследования и материалы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. Вып. 3. С. 33–40.

      47. Полозова, И.В. Современная певческая практика старообрядцев и традиции знаменного пения // Диалогическое пространство в меняющемся мире. Сборник по материалам Международной научно-практической конференции 20–22 ноября 2009 г. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2009. С. 354–360.

      48. Полозова, И.В. Библиотеки Иргизских и Черемшанских старообрядческих монастырей (к вопросу изучения рукописного певческого наследия) // Славянский альманах 2009. М.: Индрик, 2010. С. 258–274.

      49. Полозова, И.В. Традиции Русского Севера в церковно-певческой практике саратовских старообрядцев // Старообрядчество: история, культура, современность. – Материалы IX Международной научной конференции. М., 2010. С. 360–365.

      50. Полозова, И.В. Традиции знаменного пения в богослужебной практике саратовских старообрядцев рубежа XX–XXI вв. // Творческие стратегии в современной музыкальной науке: Материалы докладов международной научно-практическая конференции 16–20 ноября 2009 г. Уральская государственная консерватория им. М.П.Мусоргского. Екатеринбург, 2010. С. 109–116.

      51. Полозова, И.В. Иргизские и Черемшанские монастыри и их роль в жизни саратовского старообрядчества // Известия СГУ. Серия «История. Международные отношения». Вып. 1. 2013. Т. 13. С. 102–109.

      52. Полозова, И.В. Современная церковно-певческая практика саратовских старообрядцев // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: Сб. ст. по материалам Международной научной конференции, посвященной 40-летию Астраханской консерватории. Астрахань, ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. С. 207–212.

      53. Полозова, И.В. Певческие рукописи XVIII–XIX вв. как источник изучения знаменного пения // Православная культура: ценности классической науки, образования и искусства. Седьмые Пименовские чтения. Саратов, 2010. Т. 2. С. 151–158.

      54. Полозова, И.В. Творчество старообрядцев Саратовской губернии // Памяти Марианны Федоровны Гейлиг: Сборник научных статей. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. С. 63–72.

      55. Полозова, И.В. Старообрядческая культура Поволжья и Урала: контакты и влияния // Музыкальное искусство Урала в контексте национальных традиций и диалога культур: сб. тез. докл. 17 ноября, Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского. Челябинск: ЮУрГИИ, 2011. С. 22–24.

      56. Наточеева (Полозова), И.В. Сергей Полозов // Композиторы и музыковеды Саратова. М.: Композитор, 2008. С. 412–424.

      57. Полозова, И.В. Просветительская деятельность старообрядцев Саратовской губернии в XIX – начале XX вв. // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (К 90-летию учреждения Г.Л. Болычевцевым «Народной консерватории» в Курском крае). Междунар. науч.-практич. конф. 13–15 мая 2010 г. Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2010. С. 165–169.

      58. Полозова, И.В. Традиции знаменного пения и их развитие в певческой практике саратовских старообрядцев // Болховитиновские чтения – 2010. Культурное пространство России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (10–12 ноября 2010 года). Воронеж: ВГИИ, 2016. С. 39–45.

      59. Полозова, И.В. Крампе-Тейтельбаум В.И. // Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова: 1912–2012: Энциклопедия. Саратов: изд. ИП Везметинова, 2012. С. 189.

      60. Полозова, И.В. Куколев В.Е. // Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова: 1912–2012: Энциклопедия. Саратов: изд. ИП Везметинова, 2012. С. 194.

      61. Полозова, И.В. Майбурова Е.В. // Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова: 1912–2012: Энциклопедия. Саратов: изд. ИП Везметинова, 2012. С. 216.

      62. Полозова, И.В. Милованова Е.В. // Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова: 1912–2012: Энциклопедия. Саратов: изд. ИП Везметинова, 2012. С. 232–233.

      63. Полозова, И.В. Полозов С.П. // Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова: 1912–2012: Энциклопедия. Саратов: изд. ИП Везметинова, 2012. С. 276.

      64. Полозова, И.В. Старообрядческие певческие центры Саратовской губернии (XVIII – начала XX вв.) и их рукописное певческое наследие // Старообрядчество: история, культура, современность. Москва, ноябрь, 2011. Т.1. С. 305–317.

      65. Полозова, И.В. Монастырские старообрядческие школы Саратовской губернии как важный институт народного просвещения // Просветительство как форма освоения музыкального наследия: прошлое, настоящее, будущее. Курск, 2011. С. 185–191.

      66. Полозова, И.В. Певческое искусство старообрядцев в системе богослужебного обряда // Праздники и обряды как феномены этнической культуры: Мат. Десятых Санкт-Петербургских этнограф. чтений / Отв. ред. В.М. Грусман В.М., Е.Е. Герасименко. СПб., 2011. С. 288–290.

      67. Полозова, И.В. Диалог культур славянских народов: один пример из истории богослужебного пения // Славянский мир. Диалог культур: в 2 ч. Омск, Кемерово: КемГУКИ, 2011. Ч. 1. С. 387–398.

      68. Полозова, И.В. Музыкальная деятельность и творчество Н.И. Бахметьева // Музей в региональном пространстве: презентация исторического наследия, культурная и общественная миссия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 125-летию Саратовского областного музея краеведения, 13–15 декабря 2011 г. Саратов, 2011. С. 264–270.

      69. Полозова, И.В. Киевский распев и его развитие в певческой практике саратовских старообрядцев // Музыкальное произведение в контексте художественной культуры. Сборник научных статей. Астрахань, 2012. С. 91–102.

      70. Полозова, И.В. Певческие рукописи Черемшанских старообрядческих монастырей (из собрания певческих рукописей Хвалынского краеведческого музея) // Проблемы музыкальной науки. 2013 № 1 (12). С. 72–77.

      71. Полозова, И.В. Старообрядческие певческие рукописи Саратовского собрания из фондов Российской государственной библиотеки // Проблемы художественного творчества. Сб. ст. по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому 28–30 сентября 2012. Ч. 1. Саратов, 2013. С. 220–232.

      72. Полозова, И.В. Традиции богослужебного пения саратовских старообрядцев на рубеже XIX-XX веков (на примере Саратовского собрания НИОР РГБ) // Чтения памяти С. В. Смоленского: Хоровое искусство в XIX – XXI вв.: Тенденции и перспективы: материалы Международной научной конференции (Казань, 23–25 октября 2012 г.). Казань, 2013. С. 59–66.

      73. Полозова, И.В. О конфессиональной обособленности старообрядцев в современном социуме // Феномен социализации в этнической культуре: Мат. Одиннадцатых Санкт-Петербургских этнограф. чтений / Отв. ред. В.М. Грусман В.М., Е.Е.Герасименко. СПб., 2012. С. 383–389.

      74. Полозова, И.В. Наследие Иргизских монастырей в современной певческой практике саратовских старообрядцев в XX веке // Сборник научных статей по материалам IV Всероссийских научных чтений памяти Л.Л. Христиансена: История, теория и практика фольклора. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова, 2013. С. 264–275.

      75. Полозова, И.В. Жизнь и творчество Николая Ивановича Бахметьева в контексте русской культуры XIX века // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры Сб. ст. по материалам Международной научно-практической конференции 21-22 ноября 2012. Саратов, 2013. Ч. 1. С. 98–105.

      76. Полозова, И.В. Певческие рукописи саратовских старообрядцев из собрания НИОР РГБ: кодикологический и текстологический аспекты. // Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействия. Сборник научных статей по материалам Международной конференции 13–14 ноября 2012 года. Астрахань: ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки», 2012. С. 216–223.

      77. Полозова, И.В. Просветительская деятельность старообрядцев на рубеже XIX-XX веков // Актуальные проблемы формирования творческой личности в условиях единого культурного пространства региона. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 30 апреля 2013 г.) / отв. ред. Н.П. Монина. Омск: Изд-во Ом. ун-та, 2013. С. 199–203.

      78. Полозова, И.В. Древнерусская знаменная нотация: к вопросу о специфике и эволюции // Христианство и славянское культурное наследие. Междунар. научно-практический форум. Кемерово, 2013. Ч. 11. С. 67–75.

      79. Полозова, И.В. Специфика бытования старообрядцев в современном социуме. // Linguistic diversity and intercultural dialogue in the process of communication (Языковое разнообразие и межкультурный диалог в процессе коммуникации). Яссы – Кишинев, 2013. С. 103–109.

      80. Полозова, И. Old-believers' church singing as a cultural phenomenon in terms of the evolution of old-believers' tradition // Язык, культура и цивилизация. Вопросы и ответы. 7-я Международная конференция. Бухарест, 2013. С. 380–384.

      81. Полозова, И.В. Церковно-певческая традиция старообрядцев: охранительная и генеративная тенденции // История, теория и практика фольклора: сборник научных ста-тей по материалам V Всероссийских научных чтений памяти Л.Л. Христиансена: / Науч. ред. Ярешко А.С., ред.-сост. Михай-лова А.А. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 143–151.

      82. Полозова, И.В. К проблеме текстологического изучения древнерусской музыки // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия. Сборник материалов Международной научной конференции 14–19 апреля 2014 г. Москва, Edinburg, 2014. С. 436–445.

      83. Полозова, И.В. Русская церковно-певческая практика XVII века и пересмотр ее ключевых концептов в процессе исторического развития // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен: Сб. ст. по материалам II Всероссийской научно-практической конференции 21 марта 2014 года. Астрахань: Изд-во ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2014. С. 23–26.

      84. Полозова, И.В. Русская музыкальная палеография. Учебное пособие. Саратов: Саратовская консерватория им. Л.В. Собинова, 2014. 212 с.

      85. Irina Polozova. Musikam Zarenhofinderzweiten Hälftedes 17. Jahrhunderts. р. 55–64 // Musikam russischen Hof Vor,währendundnach Peterdem Großen (1650–1750). Oldenburg, 2017. Р. 55–64.

      86. Полозова, И.В. Д.С. Бортнянский. Опера «Сокол»: у истоков русской лирической оперы // Проблемы художественного творчества. Сб. ст. по мат-лам Всеросс. научных чтений, посв. Б.Л. Яворскому, 29 ноября 2013. Саратов, 2013. С. 137–146.

      87. Полозова, И.В. Трансформация ключевых концептов в русской церковно-певческой практике второй половины XVII – начала XIX веков. // Проблемы музыкальной науки. 2014 / 4 (17). С. 82–86.

      88. Полозова, И.В. Богослужебное пение в России XVIII – начала XX столетия. // Проблемы музыкальной науки, 2015 / 1 (18). С. 69–74.

      89. Полозова, И.В. Традиции литургического произношения в старообрядческой певческой практике // Identity constructs – echoes of the French cultural pattern in a European and universal context. Vol. 2. Cultural studies. Iasi: Vasiliana 98, 2014. P. 189–198.

      90. Полозова, И.В. Признаки архаизации в певческой практике старообрядцев // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика. Сб. научных статей по материалам Международной научной конференции, посвященной 45-летию Астраханской государственной консерватории, 5-6 ноября 2014. Астрахань: ГАОУ АО ДПО «Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки», 2014. С. 189–194.

      91. Полозова, И.В. О соотношении концептов «старообрядческая культура» и «эволюция» // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6; URL: http://www.science-education.ru/120-15613 (дата обращения: 27.11.2014).

      92. Полозова И.В., Злотников Д.Е. Особенности драматургии концертного жанра в творчестве Э. Денисова на примере Концерта для кларнета с оркестром // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (27–28 ноября 2014). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. С. 70–87.

      93. Полозова, И.В. Музыка при царском дворе в середине – второй половине XVII в. как отражение тенденций переходного времени в истории России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2015. № 4. С. 11–17.

      94. Полозова, И.В. Древнерусское церковно-певческое искусство: к вопросу о взаимодействии с юго-западными славянскими культурами // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник трудов Международной научной конференции 13–18 апреля 2015 года / Ред.-сост. Г.Р. Консон. М.: Liteo, 2015. С. 391–401.

      96. Полозова, И.В. Методологические аспекты изучения старообрядческой культуры // Инновации в науке и педагогике: проблемы и перспективы развития: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции «Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика. К 100-летию со дня рождения С.Т. Рихтера» (22 мая 2015). Саратов, 2016. С. 47–52.

      96. Полозова, И.В. Творчество В.А. Пашкевича и оперный театр XVIII века. // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2015. № 3. С. 113–119.

      97. Полозова, И.В. Э. Денисов. Концерт для кларнета с оркестром: новые пути взаимодействия солиста и оркестра // Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире. Международная научная конференция 9 октября 2015 г. Астрахань, 2015. С. 82–88.

      98. Полозова, И.В. «Вторые» симфонии С. Прокофьева и Д. Шостаковича: поворот к авангарду // Эпоха «великого перелома» в истории культуры: сборник научных статей / под ред. И.Ю. Иванюшиной, И.А. Тарасовой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. С. 317–326.

      99. Полозова, И.В. Методологические подходы к изучению взаимодействия древнерусского церковно-певческого искусства с юго-западными славянскими культурами // Сб. ст. по материалам Международной научной конференции «Музыкальное искусство и наука в современном мире» (12–13 ноября 2015 г.). Астрахань: ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2015. С. 48–57.

      100. Полозова, И.В. Русская комическая опера XVIII века в ее связях с литературой и театром (на примере оперного творчества В.А. Пашкевича) // Известия СГУ. Серия Филология и Журналистика. Саратов, 2016. № 1. С. 53–59.

      101. Полозова, И.В. Роль российско-германских культурных контактов в становлении отечественного профессионального музыкального искусства в XVII–XVIII веках // Культура и искусство Германии. Сб. статей по материалам Восьмой Международной научной интернет-конференции 20 октября – 30 ноября 2015 г. Тамбов, 2016. С. 81–88.

      102. Полозова, И.В. Российско-германские культурные связи в русском музыкальном искусстве XVII–XVIII веков // Проблемы художественного творчества. Сб. ст. по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому 26–28 ноября 2015 г. Саратов, 2016. С. 188–200.

      103. Полозов, С.П., Полозова, И.В. Межкультурная коммуникация и ее значение в развитии искусства канонического типа // Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе. / ред.сост. С.И. Хватова. Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2016 (19-22 сентября, Междунар. конф.). С. 509–531.

      104. Полозова, И.В. Россия и Германия: к вопросу о взаимодействии культур в процессе становления и развития отечественного музыкального искусства в XVII–XVIII вв. // Известия СГУ. История. Международные отношения. 2017. № 1. С. 22–27. ВАК

      105. Наточеева (Полозова), И.В. Об информационных исследованиях музыкального искусства // Музыкальная академия. 2016. № 4. С. 102.

      106. Полозова, И.В. Симфонии № 2 С. Прокофьева и Д. Шостаковича: путь к «Новым берегам» // IV Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен». Астрахань, 21–22 марта 2016. С. 16–22.

      106. Полозова, И.В. Проблема интерпретации в древнерусском певческом искусстве // Международная научно-практическая конференция «Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика» 19-20 мая 2016. Саратов, 2016. С. 34–41.

      107.Полозова, И.В., Е.Р. Мартынова Взаимодействие немецкой и русской культовых традиций на примере гармонизаций знаменного роспева А. Архангельского // Культура и искусство Германии. Сб. статей по материалам Восьмой Межународной научной интернет-конференции 20 октября – 30 ноября 2015 г. Тамбов, 2016. С. 101–107.

      108. Полозова, И.В. Обновление традиций знаменного пения в певческой практике старообрядцев: тенденции Нового времени // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. Материалы Международной научной конференции. Вып. 1. М.: Государственный институт искусствознания. С. 37–440.

      109. Полозова, И.В. Музыкальная культура Барокко в России: общее и специфическое // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия Вопросы истории и теории христианского искусства. М., 2016. № 3(23). С. 48–64.

      110. Полозова, И.В. Творчество певчих Иргизских монастырей // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика. Сб. ст. по материалам Международной научной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича (26-27 октября) 2016 года. Астрахань, 2016. С. 303–311.

      111. Полозова, И.В. Черемшанские святыни // Историк. 2016. Сентябрь. С. 62–65.

      112. Полозова, И.В. Эстетические принципы Барокко в русской музыкальной культуре XVII–XVIII веков // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому, 24–25 ноября 2016. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 65–72.

      113. Полозова, И.В. Ф. Шиллер и Д. Бортнянский: творческие параллели // Культура и искусство Германии: сб. ст. по материалам Девятой международной научной Интернет-конференции 19 октября – 10 ноября 2016 г. Тамбов, 2017. С. 30–40.

      114. Полозов С.П., Полозова И.В. Развитие искусства канонического типа от средневековья к Новому времени в контексте межкультурной коммуникации // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сб. науч. ст. Кемерово: КемГИК, 2017. Вып. 4. С. 4–12.

      115. Полозова, И.В. Десятилетний юбилей (о работе Диссертационного совета Саратовской консерватории имени Л.В. Собинова за 2015/2016 гг.) // Проблемы музыкальной науки. 2017 № 1 (26). С. 142–146.

      116. Полозова, И.В. Музыкальный быт «малого двора» и оперное творчество Д.С. Бортнянского // Проблемы музыкальной науки. 2017 № 1 (26). С. 6–13.

      117. Полозова, И.В. Творчество Сергея Полозова // Музыка и время. 2017 № 3. С. 42–46.

      118. Полозова, И.В. Научная деятельность в Саратовской консерватории в контексте развития отечественной науки в 1940-е гг. // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных памяти Б.Л. Яворского и приуроченных к 105-летию Саратовской консерватории (23–24 ноября 2017 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 75–88.

      119. Полозова, И.В. Церковно-певческая традиция старообрядцев: охранительная и генеративная тенденции // История, теория и практика фольклора. Сборник научных статей по материалам V Всероссийских научных чтений памяти Л.Л. Христиансена. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 143–151.

      120. Полозова, И.В. Научная деятельность в Саратовской консерватории в военные и первые послевоенные годы // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 мая 2017) и Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках III Всероссийского конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого «Фортепианное искусство и педагогика» (24 мая 2017). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 17–24.

      121. Полозова, И.В. Певческие традиции Иргизских монастырей: сохранение и обновление средневекового певческого канона // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук (специальный выпуск) VМальцевские краеведческие чтения, посвященные 255-летию начала заселения Большого Иргиза старообрядцами и возникновение на Иргизе старообрядческих монастырей. Международная научная конференция 18-19 октября 2018, Балаково. – Вольск, 2018. С. 76-81.

      122. Полозова, И.В. Old-Believers in Russia: Cultural Interaction with South-Western Europe // THE CHALLENGES OF COMMUNICATION. Contexts and Strategies in the World of Globalism ”Arhipelag XXI” Press, Tîrgu Mureş, 2018(КонференциявРумынии 20-21 октября 2018). Р. 77-82.

      123. Полозова, И.В. Культурное наследие саратовского старообрядчества и развитие церковно-певческой практики в XVIII–XIX вв. на примере Иргизских и Черемшанских монастырей // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018 № 1. С. 70–79. 1 п.л.

      124. Полозова, И.В. Развитие отечественной хоровой музыки второй половины XVIII – начала XIX века и эстетика музыкального классицизма // Манускрипт. Научно-теоретический и прикладной журнал. Тамбов, 2018. № 7 (93). С. 148–151.

      125. Полозова И.В., Полозов С.П.Певческие традиции старообрядцев Саратовского Поволжья: история и современное состояние на примере с. Самодуровка // PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2019. – № 4. – С. 68 - 80. DOI: 10.7256/2453-613X.2019.4.30748

      126. К проблеме эволюции русской музыкальной культуры X–XVII веков // Духовные смыслы национальной культуры России: ретроспекция, современность, перспективы. Сборник по материалам Международной научной конференции 27-28 ноября 2019 года. М.: Институт Наследия, 2020. С. 255-272.

      127. Саратовская старообрядческая традиция: юго-западные влияния и культурные взаимодействия // Проблемы художественного творчества. Всероссийские научные чтения, посвященные Б.Л. Яворскому, 26-28.11.2019. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. С. 98-106.

      128. Признаки архаизации в певческой практике старообрядцев как проявление охранительного механизма // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2019. № 3. С. 19-31.

      129. Музыкальная культура Саратова в первой четверти ХХ века и деятельность Ф.А. Пальчинского // Проблемы музыкальной науки. 2020 № 1 (38). С. 140-150.

      130.Старообрядческие певческие рукописи как отражение эволюции знаменного пения // Богослужебные певческие практики. Краснодар, 2020 12-16 мая. Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Выпуск 4. / ред.-сост. С. И. Хватова. – Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.»., 2020. – 1048 с., нот., илл. С. 199-223.

      131. Старообрядческая культура как объект междисциплинарного изучения // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы: Сборник статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 18-20 ноября 2020 года / под общ. научн. Ред. Я. И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М. Л. Зайцева, Р. Р. Будагян. – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина (Академия имени Маймонида), 2021. – 312 с. С. 165-178.

      132. (в соавторстве с Ю.В. Тюряковой) Концерты духовной музыки в российской провинции начала ХХ века на примере городов Среднего и Нижнего Поволжья // Вестник Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета. Вопросы теории и истории христианского искусства. 2022 № 1. Т. 45. С. 113-126.

      133. Отечественный музыкальный театр XVIII века: авторская стратегия и коллективное творчество (на примере «исторического представления» «Начальное управление Олега») // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. № 2 (16). С. 11-16.

      134. Современное состояние современной церковно-певческой традиции на примере общин Саратовской области // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам международных научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому: «Эпоха Петра I и преобразования в отечественной культуре и искусстве» (23–25 ноября 2022). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2022. С. 238-248.

      135. Пути изучения и возрождения нематериального культурного наследия Саратовской области: фольклорная и богослужебная традиции // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023 № 1 (20). С. 58-61.

      136. Образы и идеи старообрядчества в творчестве Родиона Щедрина на примере оперы «Боярыня Морозова» // Всероссийская научно-практическая конференция «Щедринские чтения». Электронный сборник материалов педагогических работников сферы культуры и искусства, дополнительного художественного и среднего профессионального образования. // Авторы-составители и редакторы: В.Н.Беляева, Н.Д. Классен, Е.В.Чаплагина. – Тольятти: ГБПОУ «Тольяттинский музыкальный колледж им. Р.К. Щедрина», 2022. С. 116-124.

      137. Старообрядческое церковное пение: современное состояние и вызовы времени // Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире: Сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции 6-7 апреля 2023. Астрахань, 2023. С. 23-29.

      138. «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова: опыт претворения знаменных напевов // Рахманиновская весна в Ташкенте. Сборник материалов Междунар. науч-практической конференции 9 апреля 2023. Ташкент, 2023. С. 157-167.

      139. Гармонизации монодических распевов в творчестве И. А. Гарднера – церковного композитора и исследователя // Вестник СГК. 2023 № 3.

      140. Развитие церковно-певческих традиций Русской Православной Церкви За рубежом на примере опыта гармонизации монодических распевов // Ташкент. Научный журнал. 2023 № 2.

      URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30748

    • Список публикаций А.Г. Хачаянц

      Список публикаций А.Г. Хачаянц

      1. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи XVII-XIX вв. // Редкие книги Зональной научной библиотеки СГУ. Сб. ст. Вып. 17. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 4–16.

      2. Хачаянц, А.Г. Записи в певческих рукописях // Опыт работы Зональной научной библиотеки им. В.А. Артисевич Саратовского университета. Сб. ст. Вып. 34. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 15–19.

      3. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи XVII-XIX веков. Каталог / Редкие книги Зональной научной библиотеки СГУ. Вып. 19. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. 68 с.

      4. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи XVII–XIX веков. Каталог / Редкие книги Зональной научной библиотеки СГУ. Вып. 20. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. 80 с.

      5. Хачаянц, А.Г. Типология старообрядческих певческих рукописей по рукописным источникам Саратова // Музыкальная культура христианского мира. Материалы международной научной конференции. Ростов-на- Дону, 2001. С. 392–401.

      6. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи из Пугачевского Музея местного края: к проблеме атрибуции // Опыт работы Зональной научной библиотеки им. В.А. Артисевич Саратовского университета: Сб. ст. Вып. 35. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2004. С. 15–18.

      7. Хачаянц, А.Г. Певческие (нотированные) рукописи в Саратовском областном музее краеведения и Государственном художественном музее им. А. Н. Радищева // Проблемы истории российской цивилизации: Сб. науч. статей. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2004. Вып. I. С. 246–253.

      8. Хачаянц, А.Г. Модель жития в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» // Наука о музыке: слово молодых ученых. Материалы I Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых в области музыкального искусства. Казань: Казанская государственная консерватория им. Н.Г.Жиганова, 2004. С. 53–72.

      9. Хачаянц, А.Г. Десакрализация искусства певчего по рукописным певческим памятникам // Художественное образование: преемственность и традиции. Сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Саратов, 2008. С. 98–106.

      10. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи иргизских монастырей // Звуковое пространство православной культуры: Сб. трудов. Вып. 173 / РАМ им. Гнесиных. М., 2008. С. 172–185.

      11. Хачаянц, А.Г. К вопросу о значении асемантических слогов в древнерусском церковном пении и народных песнях // http://www.vestnikram.ru (Вестник Российской Академии музыки им. Гнесиных. 2008.

      12. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи Иргизских монастырей как единый комплекс // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования. Материалы Международной научной конференции. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. С. 465–472.

      13. Хачаянц, А.Г. Краеведческие сведения по рукописям отдела редких книг и рукописей ЗНБ СГУ // Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. тр., посвящённый памяти В.А. Артисевич. Саратов: Изд. Центр «Наука», 2009. Вып. 9. С. 32–36.

      14. Хачаянц, А.Г. О рукописном старообрядческом Стиховнике (из собрания В. К. Архангельской) // Кабинет фольклора. Статьи, исследования и материалы: сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. Вып. 3. С. 29–33.

      15. Хачаянц, А.Г. Древнерусская певческая традиция в рукописном наследии старообрядцев: канон и интерпретация // Славянский альманах 2009. М., Индрик, 2010. С. 275–282.

      16. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи XVI-XVIII веков в Зональной научной библиотеке им. В.А. Артисевич Саратовского государственного университета // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 4. По материалам научных конференций «Бражниковские чтения» 2008–2009 годов / Сост. и науч. ред. А.Н. Кручинина, Н.В. Рамазанова. СПБ, 2010. С. 174–180.

      17. Хачаянц, А.Г. Иргизские монастыри. Певческая традиция // Православная энциклопедия. / Под ред. Патриарха московского и Всея Руси Кирилла. Т. XXVI. Иосиф I Галисиот – Исаак Сирин. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. С. 361–364.

      18. Хачаянц, А.Г. Книжные духовные стихи старообрядцев-поморцев (по рукописным Стиховникам Саратова) // К 100-летию Льва Львовича Христиансена (1910-1985). Сб. научных статей «История, теория, практика фольклора» по материалам III Всероссийских научных чтений. 11–13 марта 2010 г. Саратов, 2011. С. 162-171.

      19. Хачаянц, А.Г. Принципы тексто-музыкальной композиции поздних «книжных» духовных стихов // Поэтика и семантика фольклора. Научные статьи педагогов кафедры народного пения и этномузыкологии : Сб. статей. – Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2012. С. 228–236.

      20. Хачаянц, А.Г. История и певческое дело Иргизских старообрядческих монастырей // Сб. науч. статей по материалам IV Всероссийских научных чтений памяти Л.Л. Христиансена: История, теория и практика фольклора / Ред.-сост. А. Михайлова. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. С. 260–264.

      21. Хачаянц, А.Г. Прошлое поет, пока мы его слышим // Православие и современность. № 25 (41). Декабрь 2012 – март 2013. С. 92–97.

      22. Хачаянц, А.Г. О Елене Константиновне Шкариной // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика. II часть. Саратов, СГК им. Собинова, 2013. С. 60–63.

      23. Хачаянц, А.Г. Сербский молитвенник начала XVII века в собрании Научной библиотеки Саратовского государственного университета // Археографски прилози 35. Београд: Народна библиотека Србиjе, 2013. С. 103–112. (Белград, Сербия).

      24. Хачаянц, А.Г. Ненотированные богослужебные рукописи: к вопросу о певческом функционировании // Музыкальная археография: Материалы международной научно-практической конференции 14.05.2013 / Сост. Н.В. Заболотная. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С. 162–171.

      25. Хачаянц, А.Г. Специфика ранних буквенных помет в русской нотации «стихир евангельских» византийского императора Льва VI // Вестник Южно-Уральского государственного университета 2014. № 2. С. 61–66. (Социально-гуманитарные науки). ВАК

      26. Хачаянц, А.Г. Специфика ранних буквенных помет в стихирах евангельских большого распева из Сборника 30-х годов XVII библиотеки Саратовского государственного университета // Theorie und Geschihte der Monodie (Теория и история монодии). Доклады Международной конференции, Вена, 2012. Вена-Брно : Tribun EU s.r.o., 2014. С. 379–405 (Theorie und Geschihte der Monodie (Теория и история монодии); Вып. 7).

      27. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи XVI–XIX вв. Кодикологический аспект // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 2 (18). 2015. С. 117–122 (/170). ВАК

      28. Хачаянц, А.Г. К вопросу о вставных слогах в церковных песнопениях (по рукописям XVII века) // Theorie und Geschihte der Monodie (Теория и история монодии). Доклады Международной конференции, Вена, 2014. Вена-Брно : Tribun EU s.r.o., 2016. С. 213–245. (Theorie und Geschihte der Monodie (Теория и история монодии); Том. 8). (На нем. и рус. яз.).

      29. Хачаянц, А.Г. Турецкая Армения в русских книжных источниках рубежа XIX–XX вв. (по материалам отдела редких книг и рукописей научной библиотеки СГУ им. Чернышевского) // Армяне Поволжья и Юга России: история и современность. Материалы II Всероссийской научной конференции (Саратов, 15–16 апреля 2016 г.) / отв. ред. В.А. Чолахян. Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2016. С. 169–174.

      30. Хачаянц, А.Г. Отражение смены культурных парадигм в рукописной певческой книжности конца XVII – первой половины XVIII века // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: Материалы международной научной конференции. Вып. / Ред.-сост. Н.Ю. Плотникова. М.: Государственный институт искусствознания, 2016. С. 15–22.

      31. Хачаянц, А.Г. «Моцарт и Сальери» в прочтении Н.А. Римского- Корсакова // Проблемы художественного творчества : сб. статей по материалам всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому, 24–25 ноября 2016 года. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2017. С. 3–8.

      32. Хачаянц, А.Г. Книжные знаки на изданиях, хранящихся в библиотеке Саратовской государственной консерватории // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 мая 2017) и Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках III Всероссийского конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого «Фортепианное искусство и педагогика» (24 мая 2017). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 61–67.

      33. Полистилевое церковно-певческое пространство XVII века в зеркале одной рукописи // Музыкальная археография – 2015: Материалы научно-практической конференции «Звучащий мир Древней Руси». М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. – С. 117-124. (342 с.)

      34. Певческие рукописи старообрядческих монастырей на Иргизе // 255-летие Иргизского старообрядчества как явления Древлеправославия. Материалы Пятых Международных Мальцевских краеведческих чтений (18-19 октября 2018). Научный сборник. – Саратов-Москва: Издательство «Десятая Муза», 2018. – С. 101-105. (из 135). (0,3 п.л.)

      35. Moldavian manuscripts in the science library of Saratov State University // Literature as mediator. Intersecting discourses and dialogues in a multicultural world. Section: history, political sciences, international relations. Tîrgu Mureș: «Arhipelag XXI» Press, România. 2018. P. 227-233. (0,6 п.л.)

      36. Об Ансамбле древнерусского певческого искусства Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. 2 (4). С. 3-6

      37. Певческие традиции старообрядцев села Елховка Хвалынского района: творческое переосмысление канона // Историко-культурное наследие Хвалынска и Хвалынского района: проблемы сохранения и перспективы развития. Материалы областной научно-практической конференции. 19 апреля 2019 г. / Министерство культуры Саратовской области. Муниципальное учреждение культуры «Хвалынский краеведческий музей». Саратов: АМИРИТ, 2019. С. 52-60.

      38. О мелодических связях в знаменном распеве (компаративный взгляд на учение Б.Л. Яворского) // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (26–28 ноября 2019 г.). – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. С. 5-11.

      39. Ансамбль древнерусского певческого искусства Саратовской консерватории: учебная и просветительская деятельность // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Вып. 4. / ред.-сост. С.И. Хватова. Краснодар: Изд-во «Магарин О.Г.», 2020. С. 841-849.

      40. Древнерусское певческое искусство. Знаменный распев. Пособие для слушателей курсов повышения квалификации. Саратов. СГК. 2020. 40 с.

      41. Прочтение средневековой покаянной поэзии в хоровом цикле Альфреда Шнитке «Стихи покаянные» // Музыкальная академия. 2020. № 4. С. 133-151.

      42. Русская поэзия XVIII века в старообрядческих стиховниках // Проблемы художественного творчества: классицизм и классическое в произведениях искусства. К 250-летию со дня рождения Л. ван Бетховена : сб. статей по материалам Международных научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (26–28 ноября 2020 года). Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2021. С. 64-76.

      43.Книжные вклады как форма благотворительности (по сведениям из записей в рукописной и старопечатной книге) // Четвертые Репинские чтения. К 180-летиюю Ивана Акимовича Реппина. Сб. материалов. Астрахань, 2022 г. С. 65-73.

      44. Певческая служба Казанской иконе Богородицы в рукописях XVII века // Theorie und Geschihte der Monodie (Теория и история монодии). Доклады Международной конференции, Вена, 2020. / Под редакцией Марии Пишлёгер. – Вена-Брно 2022. – С. 59-74. – (Theorie und Geschihte der Monodie (Теория и история монодии); Том. 11. (На нем. и рус. яз.)

      45. Певческая служба древнерусской традиции Казанской иконе Божией Матери. Исследование и расшифровка нотированного списка службы последней четверти XVII века из собрания Зональной научной библиотеки имени В.А. Артисевич Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского / Авторы-сост. А.Г. Хачаянц, К.В. Иванова. Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2022. 136 с.

      46. (Совм. с Иванова К.В.) Нотированная служба Казанской иконе Богородицы (на материале рукописи конца XVII века из собрания Научной библиотеки Саратовского университета) // Шестнадцатые Загребинские чтения: сб. статей по итогам ежегод. междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 6-7 октября 2021 г.) / сост. и отв. ред. Ж.Л. Левшина. СПб.: Российская национальная библиотека, 2022. С. 130-143.

      47. Певческое наследие Древней Руси в старообрядческих рукописных памятниках // Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. трудов, посвященный памяти В.А. Артисевич / сост. А.В. Зюзин; отв. ред.: А.В. Зюзин, Е.В. Позднякова. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2022. – Вып. 16. С. 26-32.

    • Список публикаций Е. Земцовой

      Список публикаций Е. Земцовой

      1. Земцова (Мартынова) Е.Р. Гармонизации знаменного роспева П.Г. Чеснокова в контексте развтития московской школы церковных композиторов конца XIX ­– начала XX века // Музыкальное искусство и наука в современном мире: Сборник статей по материалам международной научной конференции 12-13 ноября 2015 года. – Астрахань: ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2015. – с. 124-128.

      2. Земцова (Мартынова) Е.Р., Полозова И.В. Взаимодействие немецкой и русской культовых традиций на примере гармонизаций знаменного роспева А. Архангельского. // Культура и искусство Германии. Сборник статей по материалам Восьмой международной научной Интернет-конференции 20 окт. – 30 нояб. 2015 г. – ТГМПИ им. С.В. Рахманинова. – с. 101-107.

      3. Земцова (Мартынова) Е.Р. Гармонизации знаменного роспева П.Г. Чеснокова в контексте развтития московской школы церковных композиторов конца XIX ­– начала XX века // Актуальные проблемы искусствознания: музыка-личность-культура: сборник статей по материалам XIV Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (20-25 апреля 2015 г.). – Саратов, Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. – с. 28-33.

      4. Земцова (Мартынова) Е.Р. Киевский роспев в творчестве церковных композиторов конца XIX – начала XX века (на примере творчества П.Г. Чеснокова и А.А. Архангельского) // Актуальные проблемы искусствознания: музыка-личность-культура: сборник статей по материалам XV Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (18-23 апреля 2015 г.). – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. – с. 69-75.

      5. Земцова (Мартынова) Е.Р. Гармонизации древнерусских распевов А. Архангельского: к вопросу о взаимодействии русских и западных традиций хорового письма // Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции 21-22 марта 2016 года. – Астрахань: Издательство ГАОУ АО ДПО «Институт развития образования», 2016. – с. 8-12.

      6. Земцова Е.Р. Традиции богослужебного пения в современной композиторской практике на примере «Литургии апостола Иакова» А.А. Кремаренко // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому и приуроченных к 105-летию Саратовской консерватории (23-24 ноября 2017 г.). – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. – с. 268-275.

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма