Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Consortium omnis vitae

20 Сентября 2021,

Consortium omnis vitae

 

14 сентября в Большом зале Саратовской консерватории состоялся первый концерт в рамках фестиваля, посвященного 32-хлетию газеты «Музыкальное Обозрение». По давно установленной традиции, «головной» концерт фестиваля прошёл под названием «OPUS 32», связав день рождения «МО» с мировыми музыкальными шедеврами, отмеченными тем же числом: вошедшими в списки композиторских сочинений под номером 32, написанными в 32 года, имеющими в своем названии цифру 32... Проведение фестиваля в Саратове, с которым «Музыкальное обозрение» связывают 25 лет творческого партнёрства («МО» сотрудничает со многими музыкальными учреждениями и коллективами Саратова, среди которых Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, Областная филармония имени А. Г. Шнитке, Саратовский театр оперы и балета, Губернский театр хоровой музыки и др.), стало поводом для появления на баннерах этого большого многопрофильного проекта (включающего пять концертов, вернисаж, проведение научной конференции, мастер-классов, творческих встреч) всеобъединяющего названия «Сотворчество». Многолетнее творческое сотрудничество с музыкантами Саратова было отмечено особо: концерт 14 сентября стал воспоминанием о первом проведенном в нашем городе концерте «Музыкального обозрения» «OPUS 15», где и была заложена традиция исполнения «опусной» музыки. А идея сотворчества, как и предполагал главный редактор «МузОбоза» Андрей Устинов, позволила музыкантам, «нисколько не утратив своей индивидуальности» (А. Устинов), объединиться, став частью общего культурного пространства.

Под эгидой числа – и не только «32» – в программе концерта объединились произведения русской и зарубежной классики, разделенные на два отделения, каждое со своим особым внутренним ритмом и атмосферой. В первом, «русском» отделении ясно ощущалась тенденция к объединению – 4 прелюдии С. Рахманинова ор. 32 (Т. Нечаева) и фортепианное трио ор. 32 его учителя А. Аренского (О. Толкушкина, С. Стадникова, О. Надольская) прозвучали как единое стилевое, эмоционально наполненное целое, с почти незаметным переходом между произведениями. Во втором, «западном» отделении, которое составили трио-соната А. Корелли (Э. Гавриленков, В. Скляренко, Л. Голубцова и Е. Корастилева), «Звуки леса» резидента фестиваля, юбиляра 2021 года С. Губайдулиной (О. Скрипинская, Т. Нечаева), «Испанская рапсодия» М. Равеля (Т. Нечаева, М. Соловова), утвердились стилевые контрасты и вместе с ними – дискретность течения концерта. Эмоциональный градус заметно упал в барочном «начале», уступив место колористическим и звукоизобразительным эффектам в двух следующих шедеврах. Однако именно музыкальная живопись объединила пантеистическую миниатюру Губайдулиной (великолепно вписавшуюся в «западный» контекст второго отделения как напоминание о мессиановских птицах и общей любви французских композиторов к птичьей теме) и вытекающий из этой «музыки тишины» импрессионистический пейзаж Равеля, симфонический размах которого подготовил последний, ключевой номер всей концертной программы, ставший его подлинной вершиной – динамической, с участием четырёх роялей и выходом на сцену Поволжского камерного оркестра под управлением М. Мясникова, и концептуальной, связавшей настоящее и прошлое фестиваля идеей воспоминания, обозначенной на афише концерта:      

«Памяти Анатолия Скрипая (1943–2016), Льва Шугома (1946–2017), Анатолия Катца (1936–2017)», «Воспоминание о концерте 19 октября 2004 года в Большом зале Саратовской консерватории, в рамках Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – 2004», где на четырех роялях исполнили программу Альберт Тараканов, Лев Шугом, Анатолий Катц и Анатолий Скрипай».

Особое значение последнего номера концертной программы было подчеркнуто повторным появлением на сцене главного редактора «МузОбоза» и организатора фестиваля А. А. Устинова, открывавшего концерт вместе с ректором Саратовской консерватории А. Г. Занориным в самом начале первого отделения. Его новый выход с миссией восстановить «времён связующую нить» – рассказ о событии, с которого «всё началось», приветствие находящемуся в зале А. Тараканову – усилил внимание зала к последнему событию музыкального вечера и придал концерту форму, предвосхищённую мемориальным трио Аренского памяти виолончелиста Карла Давыдова. Так совпали два посвящения, за которыми стояло и стоит многолетнее творческое сотрудничество музыкантов.

Концерт для четырех клавиров с оркестром ля минор И. С. Баха (переложение Концерта для четырех скрипок си минор А. Вивальди из цикла «L’Estro armonico» – «Гармоническое вдохновение») памяти ушедших артистов и педагогов исполнили их младший коллега А. Рыкель, ученики Л. Ангерт и И. Виноградов и ученик учеников В. Левицкий. Экраны, на которые были выведены фотопортреты адресатов посвящения, музыка, в которой в «скрещеньи рук» отразилось «скрещенье судеб», соединив прошлое с настоящим, вызвала настоящий вихрь эмоций в Большом зале, который долго не стихал, несмотря на позднее время.      

В последнем номере концерта-пролога фестиваля идея сотворчества раскрылась как содружество, которое, хочется надеяться, и дальше будет продолжаться в музыкальных династиях консерватории и новых проектах «Музыкального обозрения» и перерастёт в содружество всей жизни – Consortium omnis vitae.

 

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма