Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Сергей Прокофьев в Саратове

Из письма Сергея Прокофьева

Петроград, наб. Фонтанки, 122, доходный дом

«Был мой концерт в Саратове (от Консерватории) и планируется в Москве (от «Музыкального Современника»). Я еле выехал: в центре России бушуют метели с чудовищными заносами и опозданиями поездов на сутки, да ещё назначили для подвоза в столицу продуктов «товарную неделю» (даже две) с отменой всех удобных поездов.

В Саратов вместо тридцати шести часов мы пропутешествовали сорок восемь, причем я огромную часть пути спал и с наслаждением отдыхал от петроградской суетни. В Саратове я, не имея права по моему санитарскому паспорту жить в гостинице, остановился у Скворцова, главнейшего деятеля саратовской Консерватории, талантливого адвоката, человека молодого, необычайно подвижного, гимнаста, спортсмена, модника и милейшего собеседника. Гулял я по замерзшей Волге, повторял то, что не успел доучить для Саратова, и разыгрывал новые романсы Рахманинова, очень славные.

В девять часов вечера состоялся мой первый клавирабенд и мое первое выступление в провинции, если не считать симфонического концерта в Киеве (за который, кстати, очень попало Глиэру от Рахманинова и Глазунова: как можно было развращать учеников Консерватории, заставляя меня перед ними разыгрывать мои сочинения). Меня очень интересовало предстоящее выступление в Москве, на Саратов же я смотрел больше как на диверсию».

Из книги В.Е. Ханецкого «Отзвучавшее…»

«02 февраля 1917 г. в 4-м музыкальном собрании выступил 25-летний пианист и композитор Сергей Прокофьев. … Рецензию на концерт молодого С. Прокофьева в Саратовской консерватории хочется поместить почти полностью. Вдумайтесь – ведь это 1917 год! Помнится, ещё в середине 50-х годов студенты кафедры специального фортепиано Саратовской консерватории играли все сонаты С.С. Прокофьева. Так вот – далеко не все музыканты достаточно благосклонно внимали этой музыке. Это теперь уже музыка Прокофьева – классика, а каково было слушателям в 17-м году?

Предоставим слово рецензенту: «...Дирекция местного отделения РМО заслуживает благодарности за приглашение в Саратов пианиста и композитора С. Прокофьева, который, несмотря на кратковременность своей карьеры, успел уже завоевать внимание и любителей музыки, и специалистов Петрограда, – как своим огромным дарованием пианиста, так и своим оригинальным, свежим композиторским талантом.

С. Прокофьев еще очень молод, но уже насчитывает до двух десятков опусов, причем некоторые из них заключают в себе до дюжины пьес весьма разнообразного объема и характера...

...У нас, в Саратове, молодой артист выступил с обширной программой из собственных фортепианных произведений, начиная с опуса первого и кончая опусом 17, сравнительно совсем недавно увидевшем свет. Все исполненные произведения, будучи неравноценными по своим достоинствам, носят печать большого, здорового и своеобразного таланта.

Трудно после однократного прослушивания подробно разобраться в сложных композициях г. Прокофьева, но талант и оригинальность музыкального мышления автора так ярки, что не заинтересоваться его вещами нельзя, несмотря на многие резкости и угловатости гармоний и мелодий... Оригинальность г. Прокофьева сказывается даже в задачах, которые он себе ставит, например – нарисовать звуками «Наваждение». И изобразить таковое ему удается превосходно. Слушатель очень быстро подпадает под власть его музыки и по окончании пьесы, да еще в идеальном воспроизведении автора, шумно выражает свое удовольствие и требует повторения.

Пришедшая на концерт публика была вначале несколько предубеждена против г. Прокофьева, но безупречно выполненная первая же соната сразу завоевала артисту симпатию зала... Так, очень понравилась, помимо первой сонаты, этюды №№ 1 и 2 ор.2, упомянутое уже «Наваждение», Марш, Гавот и Прелюд из ор. 12 и первые две части второй сонаты. В остальных пьесах было много отдельных эпизодов, также весьма любопытных. Заключительные пьесы программы, названные автором «Сарказмы», так своеобразны, что слушатель теряется, слушая их впервые.

Большинство сочинений молодого композитора рассчитано на их исполнение первоклассным пианистом и, конечно, кроме автора, мало найдется в настоящее время артистов, способных удовлетворить этим требованиям.

Успех г. Прокофьев имел самый положительный – и как композитор, и как превосходный пианист. Некоторые пьесы бисировались. Ф.А.»

Музыкальный рецензент «Саратовского вестника» – мифический «Ф.А.» – не кто иной, как Ф.А. Пальчинский, оперный режиссер. Пока неизвестно, было ли у него музыкальное образование, но, в общем, в чутье отказать ему трудно (взять хотя бы рецензию на концерт С. Прокофьева или же Артура Рубинштейна, тогда еще молодого, только начинающего пианиста – Ф.А. Пальчинский предсказал ему блестящее артистическое будущее и, как мы теперь уже знаем, не ошибся в своих предсказаниях!). Досадно, что рецензент нередко не придавал должного значения опусам, тональностям, номерам исполняемых артистами сочинений. Это сейчас лишает нас возможности доподлинно знать, какое же именно произведение исполнялось в концерте... Нередко разбор исполняемых произведений носит достаточно поверхностный характер З. Губанова – рецензент «Саратовского Листка» – добавляет: «В «Сарказмах» он весь с его тонко-насмешливой наблюдательностью, с его едкостью и вызовом.».

«Саратовский вестник», № 29 от 5 февраля 1917 г.

2 февраля 2017 года студенческий симфонический оркестр и студенческий академический хор Саратовской консерватории исполнили кантату С. Прокофьева «На страже мира». Символично, что это произошло ровно 100 лет спустя на той же сцене Большого зала. И снова музыка С. Прокофьева покорила сердца слушателей.


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма