Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

РУДОЛЬФ Леопольд Морицевич

РУДОЛЬФ Леопольд Морицевич (21.06.1877, Рига — 21.04.1938, Баку) — композитор, исследователь, общественный деятель, педагог, работавший в Саратове в 1903-1930.

В 1901 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у М.М. Ипполитова-Иванова, по классу контрапункта и анализа форм – у С.И. Танеева. В 1903 был приглашен в Саратов, где проработал 27 лет: сначала преподавателем музыкально-теоретических предметов в музыкальном училище ИРМО, с 1912 по 1924 гг – проф. консерватории, а с 1924 по 1930 – в муз. техникуме Саратова. С 1930  Р. работал в Ленинграде, с 1932 – заведовал каф. теории музыки в Бакинской консерватории.

Проф. Р. принимал живейшее участие в жизни Саратовской консерватории: неоднократно представлял ее в различных общественных организациях, был членом Художественного Совета. Так в январе 1917 года вместе с директором И.И. Сливинским и проф. Г.Э. Конюсом Р. участвовал в съезде директоров и глав Художественных Советов консерваторий в Петрограде, посвященном обсуждению новых учебных планов. В марте того же года – в Московском съезде музыкальных деятелей по обсуждению вопроса об автономии и принятии нового устава консерваторий.

Музыка Р. часто исполнялась в Саратове. На торжественном концерте, посвященном открытию Саратовской консерватории, п/у автора прозвучала «Кантата в честь музыкального искусства» на слова М.Я. Горделя. На вечере, посвященном чествованию С.К. Экснера, оставляющего пост директора консерватории, были исполнены романсы Р. на стихи М.Я. Горделя. 17 марта 1917 на концерте, посвященном дню Парижской коммуны, горячий отклик у публики вызвал «Гимн борцам за свободу» (слова М.Я. Горделя). Неоднократно выступал Р. и в качестве дирижера симфонического оркестра. Значительным событием концертной жизни 1912 года стал концерт из произведений Бетховена под его управлением.

Музыкально-общественная и организаторская деятельность Р. была чрезвычайно плодотворной. Он активно участвовал в создании и работе новых музыкальных школ и учреждений. В 1916 при Обществе народных университетов под его председательством была открыта музыкальная секция, разработавшая и осуществившая создание в Саратове Народной консерватории для приобщения к музыкальной культуре широких слоев населения, что явилось значительной вехой на пути демократизации музыкального образования в городе. Основу Народной консерватории составляли хоровые классы с трехгодичным курсом обучения и обязательным изучением элементарной теории музыки и сольфеджио.

Будучи выдающимся педагогом, талантливым композитором, крупным общественным деятелем, прекрасным организатором, Р. положил начало профессиональному музыкально-теоретическому образованию в Саратове, много занимался просветительством, пропагандой музыкального искусства, внес большой вклад в налаживание регулярной концертной деятельности в городе. Главной заслугой его явилась организация систематического и серьезного преподавания музыкально-теоретических дисциплин как фундамента профессионального музыкального образования. Он осуществил разделение теоретических предметов на общие («вспомогательные») и специальные. К вспомогательным, но обязательным для студентов всех специальностей, относились теория музыки, сольфеджио, гармония, контрапункт, анализ музыкальных форм и энциклопедические знания по всем областям музыки, инструментовка. В числе специальных были гармония, контрапункт (канон и фуга) и практическое сочинение.

Р. много работал над повышением уровня теоретической подготовки выпускников своего класса в музыкальном училище и консерватории. Среди них впервые появляются композиторы: в 1912  А. Зейдер и И. Голиков оканчивают музыкальное училище, а в 1915 И. Голиков и И. Тулупников (будущий преподаватель каф.) – консерваторию по классу Р. Целая плеяда его воспитанников – музыканты, получившие всесоюзную известность: композиторы Ю.В. Кочуров, В.В. Пушков, К.Я. Листов, профессор ЛГК, докт. искусствоведения А.Н.Дмитриев, канд. искусствоведения В.П. Шокин, секретарь СК СССР Я.С. Солодухо, старший научный сотрудник Института истории искусств АН СССР С.И.Левит, известный дирижер П.Д. Линьков, проф. СГК им. Л.В. Собинова Л.Л. Христиансен и И.А. Тютьманов, преподаватель Саратовского муз. училища Р.С.Израилева и многие др. В годы работы в Бакинской консерватории у него учились такие известные впоследствии композиторы, как Дж. Гаджиев и К. Караев.

Педагогическая, научная, просветительская, организаторская, музыкально-общественная, исполнительская деятельность замечательного музыканта, педагога и композитора Р. были чрезвычайно важными не только для становления молодой Саратовской консерватории, но и для развития музыкального образования в стране.

Соч.: Руководство к анализу музыкальных форм, Саратов, 1914; Повторительные упражнения по гармонии за фортепиано, Баку, 1938, Баку, 1961; Гармония. (Практический курс), Баку, 1938; Упражнения по гармонии за фортепиано, Баку, 1961.

Лит: Иванова Н.В. Л.М. Рудольф (1877 – 1938), в сб.: Из истории Саратовской консерватории. Сборник статей и воспоминаний. Саратов: Изд-во СГК, 2004. –180 с., с ил.; Гаджибеков У., Л.М.Рудольф [Некролог] «Советское искусство», 1938, 28 апр.; Ямпольский И.М. Рудольф, Музыкальная энциклопедия, т.4, Изд. Советская энциклопедия, изд. Сов. Композитор, М., 1978.

Н.В.Иванова

 


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма