Целью проекта является создание условий для повышения профессионального статуса и профессиональной адаптации педагогов в профессии.
Задачи:
– укрепление социального статуса и профессионального авторитета педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность;
– повышение интереса молодёжи к педагогике и привлечение их в педагогические и творческие вузы;
– сохранение и приумножение лучших традиций отечественной музыкальной педагогики;
– развитие творческого и профессионального потенциала педагогов.
В рамках общественно значимых мероприятий федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» образовательный проект «Школа педагога и наставника» в 2024 году продолжил свою работу.
На базе Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова проводились лекции, семинары, творческие встречи и мастер-классы ведущих педагогов крупнейших вузов России.
Первое мероприятие проекта состоялось 2 февраля 2024 года. Это была лекция Ю.А. Монастыршиной, профессора Института дополнительного образования РГУ им. А.Н. Косыгина доктора искусствоведения, пианистки, лауреата международных конкурсов на тему «Особенности творческой работы с учащимися разных возрастов с физическими ограничениями здоровья», на которой рассматривались психологические и социальные аспекты инклюзивного образования.
В ходе реализации проекта впервые прошло обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Современные психолого-педагогические технологии и практики в культуре и искусстве» для педагогических работников образовательных организаций сферы культуры г. Саратова и Донецкой Народной Республики.
Программа была разработана специалистами Центра и ведущими педагогами саратовских вузов по запросам и предложениям руководителей и педагогов образовательных организаций сферы культуры.
Обучение проводилось в два этапа по темам, направленным на повышение профессионального уровня преподавателей сферы культуры в области осуществления психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в образовательных организациях.
Первый этап обучения состоялся с 3 по 7 июня 2024 года и получил широкий положительный отклик. Более 20 педагогов из детских музыкальных школ Саратова стали активными участниками практических занятий в очном формате, а педагоги Донецкой Народной Республики присутствовали на занятиях дистанционно.
В программу вошли вопросы национально-культурной политики, педагогики, возрастной и социальной психологии. Участники проекта познакомились с теорией развития искусства в проекции личностно-ориентированных практик, с методами социальной адаптации, эмоциональной регуляции и поддержки в стрессовых ситуациях.
Преподаватели отметили большой объём полученного практического и теоретического материала и высокий уровень педагогического мастерства лекторов.
Второй этап проходил с 23 сентября по 17 октября 2024 года и включал вопросы тайм-менеджмента, адаптации к стрессовым ситуациям, психоэмоционального состояния.
Участники проекта познакомились картой эмоций, механизмом возникновения чувства тревоги, основными факторами стресса и др. Были отработаны практические упражнения по контролю за эмоциональным состоянием, управлению стрессовыми ситуациями и уровнем тревожности, способам выхода из эмоциональной перегрузки.
В реализации программы принимали участие:
Е.А. Александрова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методологии образования СГУ им. Н.Г.Чернышевского, член Научного совета по вопросам воспитания подрастающего поколения РАО;
Н.А. Александрова, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой информационных систем и технологий в обучении, и.о. декана факультета физико-математических и естественно-научных дисциплин СГУ им. Н.Г.Чернышевского;
Ю.Ю. Андреева, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории, истории и педагогики искусства Института искусств СГУ им. Н.Г.Чернышевского;
Е.С. Виноградова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры специального фортепиано СГК имени Л.В. Собинова;
М.А. Кленова, кандидат психол. наук, и.о. заведующего кафедрой правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики, руководитель Центра психологической поддержки СГЮА;
И.В. Сиротина (Альбицкая), независимый бизнес-тренер по soft-skills, маркетингу; тьютор по программе МВА и программам профессиональной переподготовки;
Е.П. Шевченко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории и педагогики искусства СГУ им. Н.Г.Чернышевского, доцент кафедры истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики СГК им. Л.В.Собинова, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДМШ для одаренных детей им. Л.И.Шугома.
Участники программы получили огромный заряд вдохновения и мотивации, отметили разнообразие и актуальность тем занятий, оценили её практическую значимость и высокий уровень организации.
Продолжением сотрудничества с руководителями и педагогами образовательных организаций сферы культуры из Донецкой Народной Республики стал семинар на тему «Программа развития образовательного учреждения: структура, методы разработки, инструменты реализации» с ведущей О.Е. Колбасенко, кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономики и маркетинга Социально-экономического института Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.
Семинар был подготовлен специально для руководителей и педагогов образовательных организаций сферы культуры из Донецкой Народной Республики, тематика определена в результате актуальной потребности региона. В работе семинара приняли участие более 100 человек из ДМШ и ДШИ различных районов ДНР.
На семинаре обсуждалась проблема создания и разработки программы развития образовательного учреждения. В ходе семинара рассматривались методические рекомендации по разработке программы развития образовательной организации, структура, методы, инструменты и результат реализации программы, были определены цели и задачи, обсуждались вопросы финансового и ресурсного обеспечения.
В ходе работы семинара участники познакомились с вопросами, касающимися анализа инструментов выявления потенциала развития образовательной организации, определения стратегических и оперативных управленческих решений в деятельности образовательного учреждения, и получили практическое задание – разработать программу развития своего образовательного учреждения и представить экспертам для анализа и обсуждения.
24 октября 2024 года состоялся заключительный семинар «Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения», где присутствовали директор Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры СГК имени Л.В. Собинова Н.Г. Пономарева и эксперт, директор МБУДО «Детская школа искусств № 10» г. Саратова И.А. Жильцова. На встрече были проанализированы представленные работы коллег, подведены итоги и даны методические рекомендации по разработке программы развития учебного заведения на дальнейшую перспективу.
Результаты проведённых мероприятий продемонстрировали важность профессионального взаимодействия между регионами в сфере художественного образования.
Завершающим и значимым мероприятием образовательного проекта «Школа педагога и наставника» стала Конференция-форум детских школ искусств Приволжского федерального округа, прошедшая 12 – 13 ноября 2024 года на площадках Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, Саратовского областного учебно-методического центра и Детской школы искусств № 1 имени П.А.Фролова Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Организатором мероприятия выступил Департамент региональной политики, образования и проектного управления Минкультуры России совместно с Федеральным ресурсным информационно-аналитическим центром художественного образования, Саратовской государственной консерваторией имени Л.В.Собинова и Саратовским областным учебно-методическим центром.
Свыше 250 представителей детских школ искусств, региональных методических служб, руководителей и специалистов региональных и муниципальных органов власти из 14 регионов приняли участие в работе Конференции и обсуждали актуальные вопросы, касающиеся развития ДШИ.
В ходе деловой программы первого дня работы Конференции-форума прошли торжественное открытие, пленарное заседание, заседания тематических секций, где были затронуты вопросы методического сопровождения региональных систем детских школ искусств, совершенствования методик и технологий обучения, выявления одаренных детей, инклюзии в художественном образовании и др. Тематические выступления докладчиков вызвали большую заинтересованность и активное обсуждение участников секций.
Первый день завершился концертом учащихся ДМШ для одаренных детей имени Л.И. Шугома, студентов музыкального училища и Саратовской консерватории, прозвучали произведения В.А. Моцарта, Ф Листа, С.В. Рахманинова, И.Паницкого, А.Шнитке и др.
Во второй день мероприятий состоялись стратегические сессии, на которых рассматривались вопросы методического сопровождения региональных систем ДШИ, оснащения образовательного процесса ДШИ и кадрового обеспечения сети ДШИ. Модераторами сессий стали директор Федерального ресурсного информационно-аналитического центра художественного образования Российской академии музыки имени Гнесиных А.В. Булахова, заместитель директора – руководитель методического центра Федерального ресурсного информационно-аналитического центра художественного образования Российской академии музыки имени Гнесиных Е.С. Лозбенёва и ведущий советник методического центра Федерального ресурсного информационно-аналитического центра художественного образования Российской академии музыки имени Гнесиных И.В. Ловцова.
Завершилась Конференция-форум детских школ искусств в г.Энгельс в Детской школе искусств № 1 имени П.А.Фролова, где участники подвели итоги мероприятия и посмотрели концерт учащихся детских школ искусств Саратовской области, посвященный 90-летию со дня рождения А.Г.Шнитке. Также гости конференции возложили цветы к памятнику Альфреду Шнитке, посетили Энгельсский краеведческий музей и Энгельсскую картинную галерею (филиал Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева).
Саратовская консерватория на два дня стала уникальной площадкой, на которой участники, представители культурной сферы ПФО, руководители и специалисты региональных методических центров и школ искусств обменивались опытом и обсуждали актуальные вопросы, касающиеся развития ДШИ.
Проведение подобных мероприятий с целью сохранения и развития системы художественного образования в Российской Федерации и поддержки детских школ искусств соответствует целям и задачам федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Образовательный проект «Школа педагога и наставника» в течение года стал уникальной платформой для обмена опытом и творческого общения представителей творческих профессий и ведущих преподавателей высших учебных заведений. За время работы в проекте приняли участие 3 900 человек (офлайн и онлайн).
Значимость проекта состоит в повышении авторитета и престижа профессии педагога, в развитии творческого и профессионального потенциала педагогов.
В рамках общественно значимого мероприятия был издан монографический сборник статей «Психология и педагогика музыкального искусства и образования» Д.И. Варламов, доктор искусствоведения, доктор педагогических наук, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова.
В сборнике собраны достаточно разнообразные по тематике статьи Дмитрия Ивановича Варламова. В трех разделах сборника – «Психология художественного творчества», «Психология искусства», «Педагогика искусства и музыкального образования» – освещаются и решаются проблемы, объединенные не только тематически (психология и педагогика), но и методологически, в которых ведущими становятся эволюционный подход, проникновение в сущность процессов и явлений, а также примат художественного мышления над продуктами творчества. Адресовано преподавателям учебных заведений культуры и искусства, слушателям курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Понятно, спасибо
Здесь будет форма