Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

О работе Чувашской национальной студии в консерватории в 1941 году

В 1941 г. при Саратовской консерватории была открыта Чувашская национальная студия. В Чебоксары направлялись педагоги для отбора студентов. Речь шла о вокальной подготовке местных кадров – «национальных по форме, социалистических по содержанию». В 1942г. была открыта Мордовская национальная студия и расширена Чувашская. Планировалось, что посланцев из Мордовии будет не менее 25 человек, а чувашей – до 20 человек. В 1943 году число учащихся достигло 16 человек. (ГАСО Д.3.Л. 71).

Из воспоминаний заслуженного работника культуры России и Чувашии, отличника культуры СССР Зои Федоровны Денисовой (Петровой): «С поступления в 1943 году на учебу в Чувашскую оперную студию при Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова и, с третьего курса, параллельных занятий на дирижерско-хоровом отделении Саратовского музыкального училища у меня были замечательные учителя. По вокалу я занималась у доцента К.А. Корзюковой, кстати, у нее учился и мой будущий супруг М.И. Денисов. Корзюкова была ученицей В.Ф. Туровской, профессора Московской, а с 1945 года – Саратовской консерватории. У Веры Федоровны я проходила методику и педпрактику. Меня она любила и каждый раз, встретив в консерватории, приглашала: «Зоечка, заходи!» Я часами сидела на ее уроках. До революции Туровская пела в La Scala, а в Петербурге выступала с великим итальянским тенором Джильи.

Также мне нравилось дирижирование. Из числа студийцев я организовала хор, с которым выступали в Большом зале консерватории и в училищах города. Исполняли a cappella классику, знакомили слушателей с чувашской музыкой. Особо хорошо принималась «Белая голубка» В.П. Воробьева. Отношение к нам, посланцам Чувашии, в Саратове было теплым, доброжелательным. Для занятий в консерватории нам отводилось лучшее время и классы. Мы обеспечивались контрамарками на посещение спектаклей Театра оперы и балета и филармонических концертов. И сами принимали участие в исполнении массовых сцен из опер «Аида», «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Князь Игорь». Нам посчастливилось познакомиться с искусством величайших дирижеров, народных артистов СССР К. Иванова и О. Димитриади. Все делалось для нашего развития, и мы слушали настоящую музыку.

Со своей стороны, и мы очень старались. Были трудолюбивы, дружны. Помню, вместе со всей молодежью Саратова на Лысой горе, буквально на камнях сажали деревья. Тепло и радостно становится на душе, когда летом, подъезжая к Саратову, вижу, как колышет густою листвой наш лес.

Жили мы активно и весело, хотя были и трудности, ведь шла война. С удовольствием дежурила я в консерваторской столовой – там давали поесть, по воскресеньям иногда подрабатывала на заводе. При содействии Правительства и Управления культуры Чувашии нашему хору были присланы концертные костюмы, а как-то в течение года ежедневно получали мы по полкилограмма куха – саратовского хлеба, однажды нам прислали даже чувашскую картошку. Большой радостью для нас, выпускников 1949 года, стала поездка по бесплатным путевкам в «Учительский» дом отдыха за Волгу. Как мы были благодарны министру культуры В.Т. Ржанову!».

После окончания консерватории Зою Денисову распределили на работу солисткой Чувашской государственной филармонии. Начался новый, полный творческих побед этап ее биографии, где кульминацией стало выступление созданного ею чувашского вокального квартета на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.

Её будущий супруг Мефодий Иванович Денисов с начала Великой Отечественной войны участвовал в боях на Ленинградском фронте, где был тяжело ранен. Демобилизовавшись из армии, поступает учиться вокалу в Чувашскую оперную студию при Саратовской консерватории. Со временем, выпускники этой студии стали основным костяком будущего оперного театра Чувашии. В течение пяти лет Денисов учился мастерству пения у Ксении Александровны Корзюковой опытного педагога, доцента.

Успешно закончив Саратовскую консерваторию в 1951г., он начинает работать солистом Чувашской государственной филармонии, затем солистом Чувашского Музыкально-драматического академического театра им. К.В. Иванова. Им исполнены десятки ролей в классических, российских, национальных операх. Яркое дарование, хорошие вокальные данные и высокое исполнительское мастерство принесли М. Денисову заслуженный успех и признание. В 1969 г. Денисову была присуждена Государственная премия Чувашской АССР им. К.В. Иванова за исполнение партии Тахтамана в опере Г. Хирбю «Нарспи», его имя занесено в Почетную книгу Трудовой славы и героизма ЧАССР. Будучи на пенсии заслуженный артист РСФСР, народный артиста Чувашской АССР, М. Денисов принимал активное участие в розыске своих однополчан, вел обширную переписку с ними, выпустил книгу воспоминаний «Песни мои – жизнь моя».


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма