Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Леонид Собинов в Саратовской консерватории

В 1935 году Саратовской консерватории было присвоено имя Леонида Витальевича Собинова.

19 февраля 1910 года Саратовская консерватория, на тот момент Музыкальное училище, ожидала приезд знаменитого русского певца Леонида Витальевича Собинова. Однако из-за болезни артиста он был перенесен на 5 апреля. Л. Собинов уже приехал в Саратов, но в последний момент врачи запретили ему петь. В итоге первый концерт музыканта состоялся 30 октября в Зале музыкального училища (ныне Саратовская консерватория).

«Певец-чародей! – Вот как только можно определить впечатление, вынесенное слушателями после вчерашнего концерта. Трудно не поддаться очарованию этого голоса, которым артист владеет с таким изумительным искусством. И притом, какая дикция, какая тонкая фразировка! Прослушать г. Собинова – значит надолго запастись художественными впечатлениями. Многочисленная публика устроила артисту овацию. Г. Собинов очень много пел сверх программы» - Саратовский вестник, 1910, № 235, 31 октября.

 В программе долгожданного концерта Л. Собинов исполнил романс Надира из оперы Ж. Бизе «Искатели жемчуга», песня Певца за сценой из оперы А. Аренского «Рафаэль», ария Вильгельма Майстера из оперы А. Тома «Миньон», песнь Зигмунда из оперы Р. Вагнера «Валькирия», рассказ Лоэнгрина из оперы «Лоэнгрин», песня Левко из оперы Н. Римского-Корсакова «Майская ночь» и романсы П. Чайковского.

В 1912 г. Леонид Витальевич вновь побывал в Саратове. 5 апреля в Большом зале состоялся его второй сольный концерт. Аккомпанировал певцу старший преподаватель по классу фортепиано Александр Федорович Скляревский.

Запланированный на 6 мая 1914 г. сольный концерт солиста Л.В. Собинова был отменен из-за болезни певца. Правда, газеты утверждали, что очевидцы будто бы видели Собинова на пароходе «Гражданин», и он не очень был похож на больного. Но уже в следующем газетном номере устроитель концерта, владелец музыкального магазина в Саратове г. Тидеман выступил с настоятельным утверждением: г. Собинов действительно болен…

1915 год. 12 сентября в зале уже консерватории снова пел Леонид Собинов. «В отчетный вечер артист был в ударе... Надо ли говорить, что все вещи были исполнены так, как их может передавать только один Собинов? Но и среди них особенно вдохновенно прозвучал романс Чайков-ского "Погоди". Бурю рукоплесканий вызвала ария Ленского. Артист – идеальный исполнитель этой партии...

Паузы между номерами г. Собинова должны были заполнять гг. Блюм (скрипка) и Тростянский (баритон). У первого – звучный инстру-мент, у второго – красивый голос, но скрипач уже скучен, а певцу еще много надо работать. За роялем сидит г. Златин, добросовестно считы-вающий с нот написанное композитором, но ничего не внесший со своей стороны в исполнение...»

Рецензент (все тот же Ф.А.) также высказал недоумение программой концерта, включающей в себя «вещи сомнительного качества (например, романс некоего Варгина), тогда как романсы Рахманинова, посвященные певцу, не были исполнены... Сбор от концерта поступил "на нужды войны"» - Саратовский вестник, 1915, № 199, 16 сентября.

 Последний раз гастролировал в нашем городе 9 октября 1924 года. Партия фортепиано – профессор Московской консерватории Петр Любошиц.

Народный артист республики приехал к нам на пароходе «Володарский», где он посвятил целый вечер команде парохода. Пел произведения русских композиторов, причем перед каждой вещью давались подробные разъяснения значения и места в народной музыке данного композитора» .

Концерт Собинова прошел при громадном стечении публики. «Кто не слыхал Собинова лет 10 тому назад, тот не поймет причин той громадной популярности, которой пользуется этот артист. В вокальном мире есть два имени Шаляпин и Собинов, и если между ними не всегда можно поставить полный знак равенства, то во всяком случае сейчас же за Шаляпиным по праву стоит имя Собинова. Нельзя сказать, что школа его совершенна: у него, например, всегда слышалось неприятное придыхание при коротком дыхании. Но тембр его голоса всегда был чудесен. Певец звучал как виолончель, но только согретая живым человеческим чувством, а его лиризм был изящно-нежным и волнующим, проникающим до глубины души слушателя. И, наконец, Собинов был огромным художником – как в оперной музыке, так и в камерной. Классическим, например, образом, созданным Собиновым, останется Ленский.

Время, однако, взяло свое. И теперь Собинов если не весь в прошлом уже, то во всяком случае от этого славного прошлого осталась меньшая часть. Нет прежней нежной прозрачности голоса, связки не всегда уже держат звук и поэтому артист часто детонирует, … придыхание слышится с раздражающей явственностью. Но обаяние прошлого еще так велико, что концерт и на этот раз, как в былое время, закончился шумными овациями по адресу этого артиста. Пел он обычный свой репертуар до неизбежной арии Ленского перед дуэлью. Публики была масса, но порядку в проходах совершенно не было: толпа напирала и были моменты огромной давки. Неужели так трудно было принять меры для поддержания порядка!» . Известия, 1924, № 227,

 Имя Леонида Витальевича Собинова было присвоено Саратовской консерватории в 1935 году, через год после смерти певца. В консерватории была учреждена стипендия его имени. С 1986 г. Саратовский оперный театр стал проводить Собиновский музыкальный фестиваль.

 


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма