Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

КАТЦ Анатолий Иосифович

КАТЦ Анатолий Иосифович (род. 10.07. 1936, Ленинград) – пианист, педагог, общественный деятель, лауреат Всесоюзного (Москва, 1961) и международного (Прага, 1963) конкурсов, засл. деятель искусств России, засл. артист РФ, проф. каф. специального фортепиано.

Работает в Саратове с 1964. В 1955-1960 К. обучался в СГК им. Л.В. Собинова в классе заслуженного деятеля искусств России, профессора А.О. Сатановского, в 1960-1963 – в аспирантуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского под руководством народной артистки России, проф. Н.П. Емельяновой.

С 1964 К. начал работать в СГК им. Л.В. Собинова: в 1964-1983 – старший преподаватель, в 1983-1993 – доцент, с 1993 – профессор. Перерывы в педагогической деятельности были с 1972 по 1977 и с 1986 по 1987. В 1988 К. было присвоено почётное звание «Засл. артист РФ», в 1992 – учёное звание доцента, в 1994 – учёное звание профессора, в 2008 – почётное звание «Засл. деятель искусств РФ».

К. – один из ведущих преподавателей каф. специального фортепиано, музыкант, обладающий энциклопедическими знаниями в области искусства. Выпустил свыше 100 молодых специалистов. Среди учеников: лауреаты всероссийских и международных конкурсов И. Виноградов (работает преподавателем на каф. специального фортепиано СГК им. Л.В. Собинова), Д. Новокрещенова (ведущий концертмейстер Московской государственной консерватории им. А.И. Чайковского), А. Суднева (преподаватель Пензенского музыкального училища), засл. учитель РФ Лариса Фролова, много лет заведующая отделением концертмейстерского мастерства Саратовского областного колледжа искусств.

В аспирантуре СГК К. вёл занятия по специальностям: «Сольное фортепиано» и «Концертмейстерское мастерство». Разработал курс лекций по современной музыке. Являлся инициатором факультативного курса для пианистов по проблемам интерпретации. Совместно с А.Н. Чередниченко в рамках СНТО фортепианного факультета проводил занятия «Моцартеума».

Диапазон творческой деятельности А. К. отличает разнообразие и масштабность, сочетание артистического дарования, просветительского темперамента и профессионального универсализма. Свыше 40 лет работает солистом Саратовской областной филармонии им. А.Г. Шнитке, в настоящее время – её художественный руководитель.

Репертуар пианиста обширен: от сочинений французских клавесинистов XVII века до музыки композиторов XX века. К. является первым в России исполнителем таких сочинений, как Симфония №2 «Век тревог» Л. Бернстайна, «Ritmica ostinata» А. Ифукубе, цикла прелюдий Ф. Манино, постоянно включает в программы сочинения А. Шёнберга, А. Шнитке, Г. Уствольской и других современных композиторов. Впервые в Саратове в исполнении К. прозвучали «Шесть античных эпиграфов» К. Дебюсси, Этюды для левой руки К. Сен-Санса, пьесы О. Мессиана, «Четыре темперамента» П. Хиндемита, Соната И. Худолея, Концерт для фортепиано с оркестром Б. Гецелева и другие. Именно К. представил слушателям премьеры новых сочинений саратовских композиторов Б. Сосновцева и В. Ковалева.

В многолетнем цикле концертов «Фортепианные шедевры» К. сыграл монографические программы, посвящённые творчеству И.С. Баха, К.М. Вебера и Ф. Мендельсона, Ф. Шуберта, Ф. Шопена; программы «Романтическое фортепиано», «Вечер фортепианных транскрипций», «Клавесинисты и импрессионисты», «Русская фортепианная музыка». Пианистом были подготовлены и исполнены несколько программ на клавесине «Бах и его сыновья», «Французские клавесинисты», Д. Скарлатти. Фрагменты программ «Фортепианные транскрипции» и «Французские клавесинисты» были показаны Центральным телевидением в 1981 и 1987. Много выступал с симфоническим оркестром Саратовской филармонии. Активно гастролирует К. и за рубежом: Польша, Венгрия, Югославия, Китай, Испания, США. Принимал участие в фестивале русской музыки в Риме. В сезоне 2009-2010 состоялись две гастрольные поездки пианиста по городам Италии.

Большое место в исполнительской деятельности К. занимает ансамблевая и концертмейстерская работа. Он выступал со многими выдающимися мастерами: С.Н. Кнушевицким, М.Л. Ростроповичем, И.Д. Ойстрахом, Н.Д. Шпиллер, М. Мдивани, О. Бардиной, Н. Петровым. В 1963 А.И. Катц записал сольную пластинку на фирме «Супрафон» (Чехословакия), в 1964 – совместно со скрипачом А. Михлиным на фирме «Мелодия», в 1986 – совместно с народной артисткой СССР О. Бардиной.

В 1970-1972 на Саратовском телевидении регулярно выходил в эфир цикл бесед «Встречи у рояля», где К. выступал как исполнитель и музыковед. В программах цикла им были впервые исполнены некоторые произведения Д. Шостаковича, П. Хиндемита, К. Молчанова.

К. проводит большую музыкально-просветительскую работу. Участник фестивалей «Московская музыкальная осень», «Ленинградская музыкальная весна», «Музыканты шутят».

Проводил мастер-классы в ряде консерваторий Италии (Кампобассо, Салерно, Помпеи), на фестивале Владимира Спивакова во Франции (Кольмар), в Южной Корее (Сеул). Признанием высокого музыкантского авторитета является участие А.И. Катца в жюри многих международных конкурсов – как в России, так и за рубежом. Среди них: Рахманиновский и Рихтеровский конкурсы, Всесоюзный конкурс в Казани, 1 международный Губернаторский конкурс в Саратове, конкурс юных пианистов им. Д. Кабалевского в Куйбышеве, международные конкурсы в Италии, Франции, Хорватии.

К. – автор музыки более чем к 20 спектаклям драматических театров Саратова, Куйбышева, Омска, Магадана. Тесная творческая связь установилась у пианиста с Саратовским ТЮЗом, где он с 1965 по 1985 написал музыку к 12 спектаклям. Среди них: «Золотой ключик», «Пеппи Длинный чулок», «Как вам это понравится». В 1985 за лучшую музыку к драматическому спектаклю («Приключения Незнайки») К. был удостоен диплома «Саратовской театральной весны».

Автор ряда научных и публицистических работ («Слагаемые интерпретации», «Точка зрения»), многочисленных статей и рецензий в саратовской и московской прессе. Составитель и редактор тома писем Г.Г. Нейгауза в 4-х томнике его литературного наследства (Москва, Дека, 2009).

Н.М.Смирнова


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма