Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

ГОХМАН Елена Владимировна

ГОХМАН Елена Владимировна (29.11 1935, Саратов – 17.09. 2010, Саратов) – композитор, педагог. Проф. каф. теории музыки и композиции СГК им. Л.В. Собинова. Лауреат Государственной премии (1991), засл. деятель искусств России (1994).

Начальное музыкальное образование Г. получила в Центральной детской музыкальной школе Саратова, а затем в Саратовском музыкальном училище. Как композитор занималась в МГК им. П.И. Чайковского, где среди её педагогов были народные артисты СССР Ю.А. Шапорин и Р.К. Щедрин. С 1962 преподавала на каф. теории музыки и композиции СГК.

Творческое наследие Г. охватывает практически все жанры музыкального искусства – от камерных, к которым она испытывала преимущественное тяготение, до крупных композиций, которые находились в центре её внимания в последние десятилетия жизни. Показательными в этом отношении можно считать такие сочинения, как Фортепианное трио, Альтовая соната, фортепианный цикл «Семь эскизов», концерт для оркестра «Импровизации», Партита для двух виолончелей и камерного оркестра.

Важнейшую часть творчества Г. составляют вокальные циклы, которые сопоставимы с лучшим, что создано в отечественной музыке ХХ века (Д.Шостакович, Г.Свиридов, В.Гаврилин). Такие произведения, как «Вокальные миниатюры на стихи поэтов Возрождения», «Лирическая тетрадь», «Бессонница», «Благовещенье» не только постоянно звучат на концертной эстраде, но и широко используются в учебной практике. Вокальный цикл «Бессонница» на стихи М.Цветаевой – единственное произведение саратовских композиторов академического жанра, записанное в фонд Всесоюзного радио.

Наиболее значительная часть творческого наследия Г. – четыре оратории: «Испанские мадригалы», «Ave Maria», «Сумерки», «И дам ему звезду утреннюю…». Среди саратовских композиторов этот жанр развивала только Г. К ораториям примыкает балет «Гойя», в котором активно использованы вокально-хоровые средства. Две оперы Е.Г., написанные по мотивам прозы А.П.Чехова «Цветы запоздалые» и «Мошенники поневоле», стали первыми и пока что единственными сочинениями данного жанра, поставленными на Саратовском телевидении.

Неизменными качествами музыки Г. всегда оставались органичное сочетание традиционных и авангардных приёмов композиторского письма, красота и проникновенный лиризм художественного высказывания. Её музыка систематически звучала в концертных программах съездов композиторов России и СССР, а также в ряде городов страны и за рубежом.

Лит.: Бернандт Г. , Ямпольский И. Советские композиторы и музыковеды. Т. 1. – М., 1978; Христиансен Л. Как советские композиторы слышат музыку стихов Гарсиа Лорки // Классика и современность. – Л., 1983; Христиансен Л. Подводя итоги // Советская музыка. 1991, № 10; Демченко А. У времени в плену (Монография о творчестве Е.В.Гохман). – Саратов, 1991; Киреева А. Но пораженья от победы… // Саратовские вести. 1992, 5 февраля; Григорьева А. Камерно-вокальная музыка – поиски и обретения // Музыкальная академия. 1997, № 2; Григорьева А. «Бессонница» // История музыки народов СССР. Т. VII, вып.2. – М., 1997; Демченко А. Любовь и творчество против ударов судьбы // Балет. 1998, № 7; Христиансен Л. Творчество Е. Гохман и метареализм // Философия. Метафизика. Язык. – Саратов, 1998; Немкова О. О некоторых тенденциях Постмодерна (на примере Библейских фресок «Ave Maria» Е.Гохман) // Музыкальное произведение: Вопросы анализа. – Тамбов, 2002; Топоркова Л. Новое обращение к Чехову // Российская музыкальная газета. 2004, № 2; Демченко А. Елена Гохман. К 70-летию со дня рождения. – Саратов, 2005;        Липчанская Е. Творческое половодье // Музыкальное обозрение. 2005, № 12; Елене Гохман посвящается. – Саратов, 2006; Нестеров В. «Гойя» на саратовской сцене // Страницы истории саратовского балета. – Саратов, 2006; Демченко А. Подводя предварительные итоги // Музыкальная академия. 2006, № 4; Королевская Н. «Испанские мадригалы» Е.Гохман в свете проблемы взаимодействия слова и музыки // Проблемы художественного творчества. – Саратов, 2006; Вишневская Л. Вариации на тему «EGCH» // Музыка и время. 2006, № 8; Демченко А. Творчество Елены Гохман. – Саратов, 2007; Демченко А. Горизонты Постмодерна (На материале творчества Елены Гохман) // Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве.– Ростов-на-Дону, 2008; Гохман Елена Владимировна // Who is who в России. – Цюрих, 2008; Демченко А. Елена Гохман // Композиторы и музыковеды Саратова. М., 2008; Королевская Н. Женская исповедь: Марина Цветаева – Елена Гохман // Музыкальная академия. 2008, № 2; Труханова А. Духовная тематика в творчестве Е.Гохман // Материалы Международной научно-практической конференции «VII Серебряковские чтения». – Волгоград, 2008; Демченко А. Раздвигая горизонты // Проблемы музыкальной науки. 2010, № 7; Памяти большого музыканта. – Музыкальная академия. 2010, № 4; Демченко А. Избранные страницы творчества Елены Гохман. – Саратов, 2010; Демченко А. К юбилею композитора // Музыка и время. – 2010, № 11; Демченко А. Путь длиною в жизнь // Музыкальная жизнь. – 2010, № 12; Вартанова Е. «Все наши страдания потонут в милосердии…» // Камертон. – 2011, № 4.

 


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма