Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Уважаемые коллеги! 21 ноября 2020 исполняется 110 лет со дня рождения нашего прекрасного композитора – Михаила Николаевича Симанского, чьё творчество, педагогическая и музыкально-общественная деятельность важны не только для Саратова, но и для всей русской музыки. К большому сожалению, в сложившейся в этом году эпидемиологической ситуации мы не можем, как следовало бы, отметить славную дату традиционным концертом в рамках проекта «Год композитора». Но вспомнить звучное имя этого выдающегося музыканта и человека и его творческое наследие – в наших силах. Для тех, кто, в силу своей молодости, не знаком с творчеством М.Н. Симанского, будет интересно обратиться к книге Т.Ф. Малышевой «Рыцарь симфонии», написанной к 100-летию композитора в 2010 году.

СИМАНСКИЙ (1910-2002)

Михаил Николаевич Симанский – композитор, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры теории музыки и композиции. Его творческое наследие составляет более 200 опусов: 40 симфоний, 22 квартета, 18 инструментальных концертов, оперы «Василий Тёркин», «Чернышевский», «Рихард Зорге», разнообразные инструментальные, хоровые и вокальные сочинения. В своём творчестве он развивал традиции русской музыкальной культуры. Особенно близкой по духу для него была музыка А.Скрябина, С. Рахманинова, Д. Шостаковича. Романтическая природа дарования композитора позволяла ему глубоко, ярко и неповторимо индивидуально раскрывать широкий спектр человеческих чувств, создавая мощные, трагические образы в произведениях военной, патриотической тематики или погружаясь в сферу лирических переживаний. Произведения Симанского исполнялись в СССР и за рубежом, входили в концертный репертуар известных дирижёров (Р. Матсова, М. Нерсесяна, Г. Проваторова), а также замечательных саратовских музыкантов (С. Бендицкого, Б. Гольдфедера, О. Стрижовой, Е. Губановой, Л. Сметанникова, Л. Шугома, Н. Карцевой, С. Терехова и многих других). Их высоко ценили выдающиеся музыканты – Д. Шостакович, Р. Щедрин, М. Таривердиев, Я. Френкель, К. Караев, А. Пахмутова, М. Кажлаев, А. Эшпай, В. Баснер и другие. Т. Хренников назвал Симанского «рыцарем симфонии». А ученики и коллеги запомнили его как талантливого, умного, смелого и умеющего постоять за правое дело, но при этом очень доброго и обаятельного человека, великого труженика.

М.Н. Симанский родился 21 (8) ноября 1910 года в семье известного нижегородского художника Николая Николаевича Симанского. Отец будущего композитора воевал на фронтах Первой мировой войны, был знаком со многими выдающимися деятелями искусства, в том числе с Ф.И. Шаляпиным, А.М. Горьким, И.Е. Репиным. Незаурядные способности и усердные занятия определили стремительность профессионального роста будущего композитора. Пианистическая одарённость позволила ему, выдержав огромный конкурс, поступить в 1929 году на фортепианный факультет Московской консерватории в класс известного пианиста, композитора и учёного Самуила Евгеньевича Фейнберга.

В течение четырёх лет по окончании консерватории (с 1934 по 1938 год) Михаил Николаевич вёл класс фортепиано в музыкальных техникумах Саранска и Горького. В 1938 году он поступил на композиторский факультет Московской консерватории, а в 1940 перевёлся в Ленинград, где в лице Д.Д. Шостаковича обрёл близкого человека и прекрасного учителя, который сыграл важную роль в формировании творческого облика композитора-симфониста. Он стоял на пороге творческой зрелости, строил большие планы, но началась война, жизнь музыканта круто изменилась. В самом начале войны, 1 июля 1941 года, Михаил Николаевич – тогда студент II курса консерватории – добровольцем ушёл на фронт, став бойцом Ленинградского народного ополчения. Сражался на передовой, был тяжёло ранен. После госпиталя он окончил школу радистов, служил в особом разведывательном батальоне, некоторое время – в санитарном поезде, воевал в артиллерийском полку Второго Прибалтийского фронта, был контужен, одно из ранений чуть не привело к ампутации ноги. Но и после этого он вернулся на фронт. Михаил Николаевич организовал армейский ансамбль, выступления которого проходили с большим успехом.

Даже на фронте он продолжал писать музыку, главным образом хоры, военные песни, в основном на стихи поэтов-фронтовиков. Многие из созданных в то время произведений звучали в исполнении организованного им ансамбля. Среди его военных песен особым успехом пользовались «Песня о героях», «Артиллеристы», «За Родину», «Яблонька». Воевал Михаил Николаевич до самой Победы, которую праздновал в Кёнигсберге (ныне Калининграде. Его воинское мужество было отмечено многими боевыми наградами, в том числе орденом Отечественной войны 2-ой степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и другими отличиями. Спустя многие годы Михаил Николаевич вспоминал: «Для меня, как и для большинства моих сверстников, главной школой жизни стала Великая Отечественная война. Эта была невероятно трудная, часто попросту жестокая школа. Но она же научила нас мужеству, умению постоять за то, что нам дороже всего на свете…». Сохранился интереснейший документ – письмо-ходатайство М.Ф. Гнесина от 9 июня 1945 года, адресованное генерал-лейтенанту Второго Прибалтийского фронта: «В 52-ом артиллерийском полку служит мой бывший студент, даровитый композитор М.Н. Симанский. Мне представляется, что после четырёх лет службы в войсках Красной Армии было бы справедливым ему в настоящий момент дать возможность продолжить композиторское образование. Если Вы с этим согласны, то окажите любезность и сообщите мне, что для этого нужно предпринять». Ходатайство возымело результат, и Михаил Николаевич вернулся домой.

Он окончил консерваторию в 1948 году, его дипломной работой стала симфоническая поэма «Легенда о Волжской твердыне» по повести К.Симонова «Дни и ночи», посвящённой Сталинградской битве. Вернувшись в родной город, Михаил Николаевич работал в Горьковской консерватории, стал одним из первых членов Горьковского отделения СК РСФСР, будучи автором 4 симфоний, 3 фортепианных концертов и других произведений.

В Саратовской консерватории М.Н. Симанский работал почти 40 лет, начиная с 1960 года. Он вёл класс композиции, анализ музыкальных произведений, инструментовку, чтение партитур. У него учились многие саратовские музыковеды: Е.Д. Ершова, Е.И. Вартанова, Н.Г. Хлебникова, Л.Л. Христиансен, О.И. Кулапина, Л.А. Вишневская, Л.В. Севостьянова, Т.А. Свистуненко и другие. Среди окончивших его класс композиторов – Н. Левиновский, Ю. Массин, И. Крутой. М.Н. Симанский внёс большой вклад в работу Саратовского отделения СК РСФСР, с 1972 по 1983 годы возглавлял его. Кроме того, он пользовался большим авторитетом среди композиторов страны и избирался секретарём СК РСФСР, а на VI Всероссийском съезде был выдвинут в правление Союза композиторов СССР.

Разносторонняя и очень плодотворная деятельность М.Н. Симанского представляет собой одну из интереснейших и ярких страниц истории Саратовской консерватории имени Л.В. Собинова.

Материал подготовила Н.В. Иванова. к. и., профессор кафедры теории музыки и композиции


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма