Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

БРЕНИНГ Арнольд Арнольдович

БРЕНИНГ Арнольд Арнольдович (17.02.1924, Казань – 2001, Саратов) – композитор, педагог (проф. с 1992), пианист, музыкально-общественный деятель. Засл. деятель искусств РФ (1992), Родом из саратовских немцев-колонистов, переселившихся в Россию в середине ХIX в. Первоначальное музыкальное образование получил вместе с братом и сестрой в семье (брат Рудольф стал скрипачом, сестра Ольга – пианисткой-концертмейстером); позже занимался у пианиста, выпускника Петербургской консерватории О. Родзевича, затем у М. А. Пятницкой – ученицы А. Н. Есиповой. С подросткового возраста начал писать музыку (фортепианные сонаты, романсы, пьесы для скрипки и др.).

Степень профессиональной подготовки позволила ему поступить сразу на второй курс Казанского музыкального училища, которое он закончил в 1942 и сразу, как представитель немецкой нации, был выслан в Трудовую армию на Урал, испытал все тяготы жизни ссыльного. Но и там продолжал писать музыкальные произведения; некоторые из них послал в Москву проф. Г. И. Литинскому (ученику Р. М. Глиэра). Одобрение Литинского и хлопоты матери помогли в 1947 освободиться из ссылки, вернуться домой, где он вынужден был жить без паспорта, на положении спецпереселенца и сына «врага народа» (отец был арестован и расстрелян по нелепому обвинению в 1937).

Вопреки обстоятельствам, в 1948 поступил в Казанскую консерваторию сразу на две специальности – фортепиано (в класс Пятницкой) и композицию (в класс Лауреата Государственной премии СССР, Народного артиста РСФСР, проф. А. С. Лемана). Учёбу совмещал с концертмейстерской и педагогической работой в Казанском музыкальном училище (с 1948). В 1953 с отличием окончил консерваторию одновременно по обеим специальностям: композиции и фортепиано (единственный случай в истории вуза). Продолжал преподавать в Музыкальном училище (с 1955 заведовал теоретическим отделением), начал работать на музыкальном факультете Педагогического института и в Консерватории (1955-1960; 1964-1968). Писал симфонии, оркестровые поэмы, фортепианные сочинения.

В Саратовскую консерваторию был приглашён в 1968 для ведения спецкурсов по музыковедению и композиции, а также музыкально-теоретических дисциплин (гармонии, сольфеджио, полифонии, инструментовки и др.).

Написал более 150 сочинений, исполнявшихся во многих городах России и ближнего зарубежья, а также Германии. Был композитором академического плана, продолжателем традиций русской и немецкой классики. В сочинениях ставил значительные проблемы, обращался к трагическим страницам отечественной истории (симфоническая поэма «На полигоне смерти»), к жизни немецкой колонии (поэма "Земля отцов"), к образам природы (симфоническая поэма «Волжская баллада», Седьмая симфония – «Небо Родины», поэма для скрипки и фортепиано «К звёздам»), к событиям Второй мировой войн (Восьмая симфония «Вечно живые», триптих симфонических поэм «На Мамаевом кургане», «Курская дуга» и «По следам Ленинградской блокады» и др.).

Произведениям присущи романтическая импульсивность, яркая образность, широкий диапазон состояний, рельефно очерченный драматургический план. Связь с народными истоками сказывается в цитировании фольклора («Десять мордовских песен», тема немецкой песни в симфонической поэме «Земля отцов», татарские песни в Четвёртой симфонии и Второй симфониетте, русские народные мелодии в Первой симфонии, Фантазии на две русские темы для фортепиано, симфонической поэме «Волжская баллада»).

В совершенстве владел композиторской техникой: мастерски выстраивал композицию и тональный план произведений, обращался к сложным контрапунктическим приёмам, формам и методам развития, обладал даром тонкой, выверенной оркестровки.

Складом дарования был ориентирован на сферу программной музыки, воплощал образы, возникшие под воздействием поэтических строк, картин природы, памятных мест (цикл фортепианных пьес «Волжские эскизы», поэма «Курская дуга» и др.). Писал программные симфонии (Пятая симфония «Аэлита», Девятая симфония «Из истории собора» и др.), симфонические поэмы, в которых полно реализовал качества, присущие этому жанру: возможность запечатлеть яркие контрасты, зафиксировать в музыкальной материи импульсы, вызвавшие замысел произведения.

На протяжении всей творческой жизни – от студенческой поры, отмеченной созданием Скрипичного (G-dur) и Первого фортепианного (h-moll) концертов до последнего периода творчества, когда были написаны Третий скрипичный концерт и Концерт-каприччио для фагота, – обращался к жанру концерта для солирующего инструмента с оркестром.

Творческое наследие включает большое число камерно-инструментальных сочинений: 6 струнных квартетов, 2 фортепианных трио, 4 скрипичные сонаты, ансамбли для духовых инструментов и др. Значительная часть творчества обращена к фортепианной музыке: писал сонаты, этюды, прелюдии, ноктюрны, полифонические пьесы, четыре цикла эскизов: Уральские, Балтийские, Волжские и Курские. Премьеры большинства фортепианных сочинений состоялись в исполнении композитора.

Многие произведения написаны на стихи отечественных поэтов: А.Блока (4 романса и финал 9 симфонии), И.Бунина (хоровой цикл, симфоническая поэма «Кондор»), Ш. Петефи, А. Плещеева, С. Щипачёва и др.

Профессиональное мастерство, широта музыкальной эрудиции, личностные качества обусловили плодотворность преподавательской деятельности Б. – ведущего педагога каф. теории музыки и композиции Саратовской консерватории. Он вёл ответственные музыкально-теоретические курсы, осуществлял руководство дипломными работами, имел большой класс композиции. У него учились Засл. деятель искусств России, композитор и дирижёр Аркадий Фельдман, автор многих популярных песен В. Окороков, многие саратовские композиторы: И. Дороднов, А. Павлючук, М. Хейфец, Н. Шиянов и др..

Среди его выпускников-музыковедов – зав. кафедрой теории музыки и композиции СГК, проф. Е.И.Вартанова, докт. искусствоведения, проф. О.И.Кулапина и другие. Ученики составляют большую часть музыковедческих кафедр и отделений СГК, Казанского педагогического института и Казанской консерватории.

Педагогическую работу строил на основе авторских программ и методических материалов. В 1995 опубликовано его исследование «О линеарности в гармоническом письме», в котором выстроена универсальная научная концепция, прослежены исторические корни линеарности, процессы, в ней происходящие, формообразующая функция линеарного и гармонического начал.

Обладая незаурядными пианистическими способностями, занимался концертной деятельностью, исполнял сложные фортепианные произведения: «Хроматическую фантазию и фугу» Баха, сонату b-moll Шопена, этюды Листа. Выступал с монографическими концертами, посвященными памяти Скрябина, истории фортепианной сонаты; играл собственные произведения в авторских концертах – как солист и в ансамбле с певцами и инструменталистами. Выступал в симфонических концертах в качестве дирижёра.

Был авторитетным, принципиальным, активным музыкально-общественным деятелем: входил в правление Саратовской композиторской организации, являлся членом Учёного совета консерватории. Будучи в высшей степени ответственным человеком, служил эталоном интеллигентности, порядочности, прямоты и бесстрашия. Пользовался большим уважением коллег; до последних лет жизни продолжал писать музыку, учить студентов.

Музыкальные соч: Опера "Крылатый человек" (1 ред., 1962), 2 ред., 1967); циклы для хора на слова А.Акопяна (1966) и И.Бунина (1982-1983); 2 кантаты: на сл. В.Гришина ("Обелиски", 1975) и М.Бебана ("Родная земля", 1982) и др.; 9 симфоний: № 1 (c-moll, 1953), № 2 (f-moll, 1956), № 3 (fis-moll, 1968), № 4 (на татарские темы, d-moll, 1968), № 5 "Аэлита" (C-dur, 1971), № 6 (камерная, h-moll, 1980), № 7 "Небо Родины" (c-moll, 1982), № 8 "Вечно живые" (g-moll, 1987), № 9 "Из истории собора" (d-moll, 1995); 2 симфониетты: № 1 (F-dur, 1950), № 2 на татарские темы (cis-moll, 1967), 7 увертюр (1954, 1962, 1970, 1984, 1985, 1986, 1989); 9 симфонических поэм: "Аэлита" (1968), "Волжская баллада" (1969), "На Мамаевом кургане" (1972), "Курская дуга" (1977), "Кондор" (1978), "По следам Ленинградской блокады" (1981), "Земля отцов" (1989), "Ностальгия" (1989), "На полигоне смерти" (1997); 3 концерта для скрипки (1950, 1958, 1997), 2 концерта для фортепиано (1952, 1993), Концерт-баллада для альта с оркестром (1973), 2 концерта для фагота (1976, 1996), Концерт для голоса с оркестром (1990); Симфониетта (1983), Увертюра (1986), Посвящение и фуга (1991); Сюита для камерного оркестра (1965); Героическая увертюра для духового оркестра (1968), Симфониетта для духового оркестра (1970), "Размышление" (1971); 6 струнных квартетов (1949, 1966, 1973, 1981,1983, 1998); 4 сонаты (e-moll, 1955; C-dur, 1966; g-moll, 1974; G-dur, 1990), 2 поэмы (1967, 1979), ноктюрн и скерцо (1980) для скрипки и фортепиано; соната для альта и фортепиано (1990); 2 сонаты (1987, 1990), Три пьесы (1984), Этюд-токката (1985) для виолончели и фортепиано; Баллада для контрабаса и фортепиано (1984); Фантазия (1970) и 2 сюиты (1988) для флейты и фортепиано; 2 миниатюры (1953) и соната (1970) для гобоя и фортепиано; соната (1975) для кларнета и фортепиано; Легенда для саксофона и фортепиано (1985); Концертная фантазия для альтового тромбона и фортепиано (1988); Три пьесы (ор. 146, 1998); 2 трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1972, 1992), Трио для флейты, кларнета и фортепиано (1969), Трио для кларнета, фагота и фортепиано (1969), Трио для трёх гобоев (1970), Трио для флейты, фагота и фортепиано (1970), Трио для двух фаготов и фортепиано (1977), Сюита для флейты, кларнета и фортепиано (1994); Романс и скерцо (1986) и Ноктюрн и скерцо (1973) для ансамбля скрипачей; Элегия (1970), Сюита (1979), Каприччио (1992) для четырёх флейт; Русский напев (1969) и Скерцино (1974) для шести гобоев; Квинтет для флейты, кларнета, валторны, фагота и фортепиано (1969), "Простая симфония" для струнных и ударных (1974), Прелюдия и танец для десяти флейт (1974), 2 квинтета для медных духовых инструментов (1978, 1990); Сюита для четырёх труб (1979), Концерт для двух квинтетов (медных и деревянных духовых инструментов) (1980), Сюита для двух труб и двух тромбонов (1981), Фортепианный квинтет (1984), Квинтет для двух труб, валторны, тромбона и фортепиано (1985), Три пьесы для ансамбля саксофонов (1988), Ода для квинтета медных духовых инструментов и органа (1990), Секстет для кларнета, фагота, двух скрипок, альта и виолончели (ор. 144, 1998); 3 сонаты для фортепиано (cis-moll, 1954; a-moll, 1956; fis-moll, 1994), Сонатина (Des-dur, 1948), Новогодняя сюита (1954), Два ноктюрна (1953), Этюд-токката (1955), Три фугетты (1954), Пассакалия и фуга (1975), Фантазия на две русские темы (1981), Сарабанда и фуга (1986), Шесть прелюдий для фортепиано (1992), Прелюдия и фуга на тему А.Фельдмана (1996), Две думы (1997), "Уральские эскизы" (6 пьес, 1965), "Балтийские эскизы" (7 пьес, 1979), "Волжские эскизы" (5 пьес, 1983), "Курские эскизы" (6 пьес, 1985), 24 прелюдии и фуги для фортепиано (2000), сборники пьес для детей; Сборники романсов на слова Пушкина (1951), А.Жигулина (1968, 1976), В.Тушновой (1980), А.Блока (1982), Аврашенко (1972), Петефи, Гельстедта, Плещеева, Щипачёва (1955-1957), обработки народных песен, многочисленные романсы и песни, в том числе для детей; музыка к драматическому спектаклю "Побег с того света" (1975), музыка к телевизионному фильму "Амнистии не подлежит" ("Без права на пощаду", 1969 ).

Научно-методические труды: Некоторые замечания по курсу элементарной теории музыки: Рукопись. – Саратов, 1969. – (Библиотека СГК); Музыкальный материал к программе тестирования по музыкально-теоретическим дисциплинам: Рукопись. – Саратов, 1992-1993. – (Библиотека СГК); О линеарности в гармоническом письме. – Казань, 1995; Образцы письменных работ по полифонии строгого стиля: Рукопись. – Саратов, 1997. – (Библиотека СГК).

Лит.: Бернандт Г.Б., Ямпольский И.М. Советские композиторы и музыковеды: Справочник в 3 тт.: Т. 1. – М.: Сов. композитор, 1978. – С. 99. Васирук И.И. Художественно-содержательные особенности больших полифонических циклов XX века // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. Аспирант. тетр.: Науч. журн. - 2008. - № 27 (61). - С. 57-60; Демченко А., Демченко Г. "Большая Волга" // Муз. академия. - 2006. - № 2. - С. 37-40;   Манжора Б.Г. Бренинг Арнольд Арнольдович // Композиторы и музыковеды Саратова: Биобиблиографический справочник /сост., автор вступит. ст. и биографич. справок Б.Г.Манжора. – Саратов: Приволжское книжное изд. – С. 21-26. Малышева Т. Проживший множество жизней // Муз. академия. - 2002. - N 2. - С. 164 – 165; Малышева Т. Арнольд Бренинг. – Саратов: Приволжское книжное изд., 1998. – 124 с. Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах, именах. – Саратов: Приволжское книжное изд., 2002. – С. 519

Т.Ф. Малышева

 


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма