Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

БЕНДИЦКИЙ Семен Соломонович

БЕНДИЦКИЙ Семен Соломонович (3.04.1908, Екатеринослав, (Днепропетровск) – 22.01.1993, Саратов) – пианист, педагог, работавший в СГК им. Л.В.Собинова с 1946 по 1993, основатель яркой исполнительской школы в Саратове.

Отец Б. – Соломон Ноевич Бендицкий, музыкант-тромбонист, работал в оркестре Тифлисского (Тбилисского) оперного театра. Мать – Анна Соломоновна Бендицкая (Шлёнская). Семья имела прочные музыкальные традиции: старший брат, Наум Соломонович Бендицкий – участник Гордонского квартета (США), концертмейстер виолончелей в оркестре А.Тосканини; племянник Л.Н.Власенко – Народный артист СССР, проф. МГК им. П.И.Чайковского. С 1913 семья Бендицких проживала в Тифлисе (Тбилиси). Первые учителя – В.И.Федотова и Ф.К.Кестнер (ученик Г. фон Бюлова).

С 1923 Б. работал в Тифлисском радиоцентре пианистом-концертмейстером. В 1926 – поступил в Московскую консерваторию в класс проф. Г.Г.Нейгауза. Учёбу в консерватории совмещал с работой концертмейстером и аккомпаниатором у известнейших музыкантов, профессоров Н.М.Данилина, С.В.Розанова, А.Л.Доливо, В.М.Блажевича, Л.М.Цейтлина, А.В.Свешникова. Работал также солистом и концертмейстером в Радиокомитете. На последнем курсе консерватории Нейгауз поручил ему ассистентскую работу. В 1933 Б. был оставлен в классе Нейгауза для усовершенствования.

По окончании классов усовершенствования (ныне – аспирантура) начал с 1934 работать в Свердловской государственной консерватории им. М.П.Мусоргского преподавателем специального фортепиано и камерного ансамбля. На должности доцента был утвержден в 1935. В Свердловске организовал хоровую студию при консерватории, которая позднее переросла в Республиканскую капеллу филармонии. В консерватории вёл классы специального фортепиано и камерного ансамбля, занимался интенсивной концертной деятельностью (10 исторических концертов, представивших фортепианную музыку от эпохи клавесинистов до современности; выступления со свердловским филармоническим оркестром, камерные концерты в Свердловской области, в городах Урала и Сибири). Его выступления как пианиста-исполнителя и дирижёра широко освещались в местной и центральной прессе.

В годы Великой Отечественной войны Б. – неизменный участник концертов в прифронтовых городах, организатор концертных поездок по Уралу и Сибири. Для организации красноармейской самодеятельности был послан на 3-й Украинский фронт. Награждён медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Начиная с 1946 и до последних дней жизни работал в Саратове: в консерватории на каф. специального фортепиано в должности и.о. проф. (в 1954 утвержден в ученом звании проф.), был избран зав. каф. специального фортепиано, а также преподавал в Саратовском музыкальном училище и Центральной детской музыкальной школе.

Размах творческой деятельности Б. в СГК был огромен: сольные концерты в Саратове и за его пределами, выступления с оркестром Саратовской филармонии (5-й концерт Бетховена, 2-й концерт Листа, 2-й концерт Равеля, 1-й концерт Чайковского и др.); ежегодные фестивали и монографические циклы кафедральных концертов. Б. был организатором «Клуба пианистов», в концертах которого участвовали не только студенты и педагоги консерватории, но и приезжие знаменитые музыканты: Э.Гилельс, Б.Давидович, Д.Башкиров, Л.Власенко, Н.Петров и др. В цикле «Исторических концертов» в течение трёх лет исполнялись произведения от Баха до Шостаковича. Широка была география выступлений педагогов и студентов кафедры, возглавляемой Б.: Москва, Свердловск, Элиста, Минводы, Майкоп, Нальчик, Волгоград, Тамбов и др. города России.

В истории СГК им. Л.В.Собинова Б. оставил неизгладимый след. Яркий представитель школы Г.Г.Нейгауза и верный последователь его педагогических принципов он внес доминирующий вклад в создание саратовской пианистической школы. Многие работавшие и ныне работающие в Саратовской консерватории пианисты – его выпускники и последователи: проф., Народные артисты России А.М.Тараканов и Л.И.Шугом, Засл. артисты РФ А.А.Скрипай, Н.С.Бендицкий, Т.И.Кан, А.Д.Киреева; Засл. работник Высшей школы РФ Н.М.Смирнова; Дипломант Всероссийского конкурса А.Е.Рыкель, доценты О.В.Одинцов, Н.Н.Осипова, З.В.Рождественская, О.М.Сенокосова, Н.В.Ханецкая и др.

Дети Б. продолжили традиции отца, стали пианистами. Александр – проф. Нижегородской консерватории, Игорь – проф. Ростовской консерватории, Натан – проф. Саратовской консерватории, Анна многие годы преподавала в Центральной музыкальной школе Саратова.

Ученики Б. работают во многих городах России и за рубежом. Огромный талант, неиссякаемая энергия и колоссальный масштаб творческой деятельности позволяет говорить о нем как об одной из ключевых фигур музыкальной культуры региона второй половины XX века.

Методические работы: Ведение класса камерного ансамбля как предмета, расширяющего творческий кругозор студента: Рукопись. – Саратов, 1946. – (Библиотека СГК)

Лит.: Бендицкий А.С. Что завершено, что в работе, что задумано? // Муз. академия. – 1992. – N 3. – С. 52 – 53; Бендицкий И.С. От отца – к сыну. Традиции Нейгауза: [Беседа] / вела М. Рогачева // Фортепиано. – 2006. – N 2. – С. 7-8; Демченко А.И. Саратовская плеяда // Фортепиано. – 2002. – N 3. – С. 9 – 13; Кан Т.И. Фортепианная школа С.С. Бендицкого в Саратове // Традиции художественного образования и воспитания: история и современность: Межвуз. сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. «Саратовская гос. консерватория им. Л.В. Собинова в контексте отечественной культуры». – Саратов, 2004. – С. 61-65; Киреева А.Д. О Бендицком. – Саратов, 2005. – 160 с. Рыкель А.Ф. Семён Соломонович Бендицкий рассказывает // Волга. – 1995. – NN 7, 8, 9. Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах, именах. – Саратов: Приволжское книжное изд., 2002. – С. 518; Демченко А.И. Два столетия музыкальной культуры Саратова. – Саратов: ОАО «Приволж.книж.изд-во», 2006.

А.Е. Рыкель, О.М. Сенокосова


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма