Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша
  • 26 января отмечается 150 лет со дня рождения саратовского зодчего Семена Акимовича Каллистратова

26 января отмечается 150 лет со дня рождения саратовского зодчего Семена Акимовича Каллистратова

Архитектурные сооружения, в особенности общественного характера, предназначены для того, чтобы обслуживать людей в течение веков, и потому они должны быть красивы.
С. А. Каллистратов


26 января отмечается 150 лет со дня рождения саратовского зодчего Семена Акимовича Каллистратова, воплотившего в нашем городе свои архитектурные замыслы.

В 1911 г., в заседании 16-го июня, Саратовская Городская Дума рассмотрела вопрос о третьем городском архитекторе. Всего поступило 37 прошений от разных лиц. Единогласно согласились с кандидатурой архитектора С.А. Каллистратова из г. Новороссийска. В своём заявлении от 20.05.1911 г. в Городскую Управу Семён Акимович Каллистратов написал: «Узнав из газет о том, что Саратовской Городской Управе нужен Городской Архитектор, настоящим я позволяю себе предложить свои услуги. Получив в 1904 году диплом на звание инженера-строителя в Швейцарии, в 1905 году я был приглашён в качестве инженера-архитектора в Новороссийскую Городскую Управу, где занимал должность Городского Архитектора до прошлого года.

При сём прилагаю:

1)    Диплом (на французском языке) и перевод;

2)    Свидетельство из института Гражданских инженеров на звание строительного техника, дающее мне право беспрепятственной практики в России и право поступать на государственную службу;

3)    Два удостоверения из Новороссийской Городской Управы относительно моей там службы;

4)    Фотографические снимки некоторых из своих работ».

Первой заметной работой С.А. Каллистратова в Саратове стала перестройка музыкального училища. 37-летний архитектор успешно справился с порученным делом обновления здания. 26-го июня 1912 г. директор музыкального училища С.К. Экснер представил в Строительное отделение Саратовского Губернского Правления проект надстройки над частью здания музыкального училища. Проект был утвержден.

Саратовские газеты внимательно следили за ходом перестройки: «Вчера начаты предварительные работы по надстройке в здании музыкального училища 4-го этажа и приспособления здания к открытию в нём консерватории». В августе следующее газетное сообщение: «Работы по надстройке и наружной отделке здания консерватории идут усиленными темпами. Из трех башен, возводимых по углам здания, две готовы вчерне и приступлено к их перекрытию, третья башня, самая высокая, выведена пока только до половины. В надстроенном четвертом этаже имеются большой музыкальный зал и несколько классных комнат. Башни предназначены для хозяйственных надобностей. Все здание красиво отделывается снаружи. Стены украшаются орнаментами». В четвёртом этаже предполагалось поместить оперный класс, зал которого был оформлен С.А. Калистратовым. 9-го сентября начались занятия в консерватории, а торжество открытия состоялось 21-го октября 1912 г. В августе следующего года практически закончилась  наружная отделка стен преображённого здания. На колоннах фронтона установлены 5 стильных аллегорических фигур, изображающих завывающих полусобак-полуптиц. Количество фигур отличается от эскизного проекта, по которому их должно быть семь. С.А. Каллистратов во время строительства убрал крайние колонны с фигурами, которые перегружали высотный объём фасада, получившего дополнительно ещё целый ряд окон оперного класса. Менее чем за год бывший «хлебный элеватор», как называли училище местные газеты, трансформировался в гармоничное изысканное сооружение в готическом стиле со стрельчатыми формами, устремленными ввысь башнями. Бессмысленная асимметрия прежней постройки превратилась в причудливую игру разновеликих объёмов. Скучная казарменная декорация сменилась красочным разнообразным убранством. Неизменным остался балкон над входом и дворовые фасады, которые не были оштукатурены. Надстроенный этаж увенчал стоявший здесь прежде чердачный мезонин, органично вписавшийся в новую архитектуру. Торцевые башни были увенчаны металлическими шатрами. Башню на углу улиц украсили эркеры.

Архитекторы, оценивая обращение Каллистратова к приёмам композиции и стилистики южно-немецкой готики, ссылались на полученное С.А. Каллистратовым образование в Швейцарии. В этом есть своя доля истины, но они не учитывали предыдущий опыт архитектора, его работы на Черноморском побережье. В городе Геленджике сохранился, почти без изменений, особняк, числящийся в списках памятников архитектуры как «дача генерала Вишневецкого», автором которого является Каллистратов. Дата постройки особняка - 1912-1913 гг., т.е. время, когда С.А. Каллистратов уже активно работал в Саратове. Но проект дачи Семён Акимович выполнил до своего отъезда в Саратов, в 1911 г. Поэтому, принимаясь за перестройку музыкального училища в Саратове, Каллистратов имел на руках некоторые разработки в готическом стиле, которые проявились в перестройке училища в Саратове. Расчленявшие прежний фасад пилястры превратились в пучки полуколонок, увенчанных пинаклями. Окна башен решены в виде витражей с готическими розетками (в 1975 г., при реставрации, заменённые на изображение лиры), В оформлении фасадов использованы лепные рельефы. Благодаря введению многочисленных вертикалей башен и шпилей, перекликавшихся с башнями католического собора на Немецкой улице и с башней высокой лютеранской кирхи на Никольской (Радищева) улице, здание консерватории вписалось в общий ансамбль. Планировка и внутренняя отделка здания при реконструкции здания 1912 г. переделкам не подвергалась, и во многом дошла до нас в первозданном виде.

Здание консерватории имело свои особенности в отличие от многих домов в Саратове. Подвал для хозяйственных нужд в здании был перекрыт кирпичными сводами по металлическим балкам. Там были установлены две отопительные системы: калорифер и водяное отопление. Две парадных лестницы со ступенями из белого мрамора и ажурным металлическим ограждением поднимаются на второй этаж. Западная лестница продолжается до 3, а впоследствии и до 4-го этажа. В восточной части здания устроена ажурная чугунная чёрная лестница. Старые спуски в подвал были заменены в советское время. Помещение фойе второго этажа вытянуто вдоль главного фасада, восточнее расположены кабинеты и учебные помещения. У входа был устроен внутренний деревянный тамбур. Во время концертов в вестибюле ставили столы и стулья буфета. В кабинете директора (теперь ректора) сохранился мраморный камин. На стенах фойе висели портреты композиторов, стоял бюст Бетховена. В зал ведут три арочных проёма с первоначальными филёнчатыми дверями. Большой зал до наших дней сохранил свой облик. Благодаря большим размерам и обилию гипсового лепного декора на стенах и потолке, зал обладает уникальными акустическими свойствами. Балкон зала опирается на две металлические каннелированные колонны. Зал рассчитан на 600 человек. Во всех помещениях второго этажа сохранился первоначальный паркетный пол «в ёлочку». С открытием консерватории заметно оживилась музыкальная жизнь города.

Кроме здания Саратовской консерватории по проектам С.А. Каллистратова в Саратове построены:

-  гостиница «Волга» на проспекте Кирова;

- 2-й корпус музея им. А.Н. Радищева на ул. Первомайской (женская гимназия Куфельда);

-  школа № 2 (на углу улиц Мичурина и Хользунова);

- школа № 99 (на углу улиц Кутякова и Университетской);

- хирургический корпус 1-й городской больницы.


(По материалам отчетов саратовского отделения ИРМО, газет «Саратовский вестник» за 1912г. и историко-архивных и библиографических исследований В.И. Давыдова)

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма