Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. № 3 (17)

Смотреть или скачать полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Полозова И. В.


1912–2022: научная деятельность в Саратовской консерватории

Страницы 3–6

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена обобщенной характеристике саратовской музыковедческой школы, охватывающей весь период ее развития (с 1912 г. до настоящего времени). Рассматриваются основные направления саратовского музыковедения: теоретические проблемы музыкального искусства, историческое музыкознание, этномузыкология, а также освещаются ведущие научные коллаборации консерватории, конференции и форумы, направленные на изучение фундаментальных проблем музыкознания. В статье выявляются важные признаки саратовской музыковедческой школы: синтез разных региональных исследовательских традиций (возникающий как результат миграции ученых) и интеграция теории и практики в преподавании музыкально-теоретических дисциплин (внедрение в теоретические курсы практики выполнения стилевых задач).

    Ключевые слова: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, научная деятельность, теория музыки, история музыки, научные конференции.


Теория и история искусства

Кан Т. И.


Архиепископ Пимен в истории культуры

Страницы 7–12

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена светлой памяти архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена (Д. Е. Хмелевского), в последние годы служения — архиепископа Саратовского и Вольского. Незаурядная личность этого выдающегося духовного пастыря запечатлена во многих публикациях и документальных фильмах, прежде всего — в его собственных многолетних дневниках, изданных в Саратовской епархии в 2008 и 2014 гг. Данная работа освещает важную часть жизни владыки Пимена — широкий круг дружеского общения с известными людьми науки, искусства, его неутомимую просветительскую деятельность, горячий интерес ко всему новому в литературе, музыке, технике. Воспоминания о встречах с владыкой Пименом вписаны в события культурной жизни нашего города. Об этом также свидетельствуют фотографии из личного архива автора, публикуемые впервые.

    Ключевые слова: архиепископ Пимен (Д. Е. Хмелевской), музыкальная культура Саратова, Саратовская епархия.


Музыкальное искусство

Лебедев А. Е.


Кафедра народных инструментов Саратовской консерватории: этапы становления и развития

Страницы 13–20

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена истории кафедры народных инструментов Саратовской консерватории. Выявлены предпосылки возникновения кафедры, основные этапы её становления и развития, направления деятельности кафедры, основные результаты. Отдельное внимание уделено анализу содержания и методам организации творческой, просветительской и учебной работы. Определено значение творческих и научных проектов для адаптации кафедры под меняющиеся потребности общества и выхода кафедры на новый уровень развития. Детально анализируется содержание творческих и просветительских проектов, их формат, включая репертуар, состав и уровень участников, целевую аудиторию и планируемые результаты. Дан сравнительный анализ реализации творческих проектов кафедрой народных инструментов Саратовской консерватории и аналогичными кафедрами в других вузах. Приведены творческие характеристики исполнителей и педагогов, повлиявших на развитие кафедры, а также статистические сведения, характеризующие результативность её деятельности. Определены пути дальнейшего развития кафедры, расширения сферы её творческого и методического влияния.

    Ключевые слова: баян, аккордеон, домра, балалайка, традиции, кафедра, педагоги, музыкальное исполнительство, просветительство, конкурс, фестиваль, конференция, профессиональное образование, методика, обучение.


Иванова Н. В., Орлов В. В.


Композиторы Саратовской консерватории

Страницы 24–31

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация:Статья рассказывает о композиторах, учившихся и работавших в Саратовской консерватории на протяжении 110 лет её существования. В ней освещается история возникновения и развития композиторского образования в Саратове и её основные этапы, в которых отразилась история нашей страны; характеризуется творческая и педагогическая деятельность талантливых музыкантов, сыгравших заметную роль в формировании саратовской композиторской школы и ставших её лидерами — Л. М. Рудольфа, Б. А. Сосновцева, М. Н. Симанского, А. А. Бренинга, О. А. Моралёва, Е. В. Гохман; отмечается преемственная связь между композиторами разных поколений; подчёркивается, что Саратовская консерватория всегда являлась средоточием развития музыкального искусства и композиторского творчества.

    Ключевые слова: Саратовская консерватория, саратовские композиторы, Л. М. Рудольф, Г. Э. Конюс, Б. А. Сосновцев, М. Н. Симанский, А. А. Бренинг, О. А. Моралёв, Е. В. Гохман.


Пашинина О. В.


Музыкально-аналитическая школа профессора Елены Ивановны Вартановой: концепция и методология

Страницы 32–37

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматривается музыкально-аналитическая школа Елены Ивановны Вартановой как часть аналитической школы Саратовской консерватории, в собственном методологическом русле развивающая идеи целостного анализа, заложенные корифеями отечественного музыкознания. Понятие научной школы и его критерии рассматриваются в статье как в общенаучном ключе, так и в отношении музыковедческой науки. Анализируется концептуальная основа аналитического метода Е. И. Вартановой, обозначенного как онтологически-экзистенциальный подход к анализу музыкальных текстов. Рассматриваются методологические основания аналитического музыкознания Е. И. Вартановой, связанные с принципами универсализма и синтеза, характерными для современной гуманитарной науки и включающие научный инструментарий глубинной психологии, семиотики, психосемиотики, герменевтики, антропологии, структурной лингвистики, музыкальной акустики, мифологии, синергетики, культурологии, философии. Результатом такого музыкально-аналитического подхода становится не просто новое содержательное прочтение музыкального текста, но постижение глубинных законов духовного существования человека и сакральной логики самой Жизни.

    Ключевые слова: Е. И. Вартанова, научная школа, аналитическое музыкознание.

Театральное искусство

Алесенкова В. Н.


Сфера научных исследований в Театральном институте Саратовской консерватории (2012–2022)

Страницы 38–43

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена проблематике и динамике развития научных исследований Театрального института Саратовской консерватории. Автором дана характеристика студенческой научной среды, определена тематика основных публикаций и докладов педагогов кафедры мастерства актера и кафедры специальных дисциплин, проанализирован потенциал новаторских идей и направлений в научных разработках ведущих специалистов, намечены перспективы дальнейшей работы. Основным материалом послужили пять сборников статей и пять научных монографий, изданных на базе Театрального института (в период 2012–2022). В заключении автор статьи выделяет три доминирующих перспективных направления — методология анализа пластики и танца в структуре драматического спектакля (синтез театра и хореографии), моделирование художественных концептов на основе театрального дискурса (синтез театра и когнитивных наук), инновации в театральной педагогике (синтез театра и педагогики).

    Ключевые слова: Театральный институт Саратовской консерватории; сфера научных исследований; искусствоведение; кафедра мастерства актера; кафедра специальных дисциплин; перспективные направления.

Изобразительное искусство

Дорогина Е. А.


Саратовская государственная консерватория: архитектурный облик и его отражение в изобразительном искусстве

Страницы 44–53

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Саратовская государственная Консерватория по праву является архитектурным шедевром Саратова, одним из самых узнаваемых символов города. Её облик сейчас воспринимается удивительно в окружающем контексте. Однако привычное для нас оформление здания появилось не сразу. В статье представлена история создания выдающегося памятника архитектуры города, показано, с чем связан выбор его стилистического решения, который определяется как неоготика. Подробно разбираются черты и элементы неоготического стиля в архитектуре здания. Второй вопрос, который впервые становится предметом исследования, — выявить, каким предстаёт образ Консерватории в саратовском изобразительном искусстве ХХ–ХХI вв. На примере живописных и графических работ ведущих мастеров Саратова продемонстрировано, что образ Консерватории привлекал внимание художников, работающих в разных направлениях искусства. Показано, как трансформировался этот образ в зависимости от взгляда художника, его настроения, творческих задач и стилистической манеры.

    Ключевые слова: архитектура Саратова, Саратовская Консерватория, неоготический стиль, А. Ягн, С. Каллистратов, саратовское изобразительное искусство, городской пейзаж.

Педагогика и психология искусства

Варламов Д. И.


Педагогика искусства в Саратовской консерватории

Страницы 54–63

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Педагогика искусства — одна из новых отраслей отечественной педагогики, смысл которой в изучении интегративных процессов педагогики и искусства. Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова в этом отношении представляется идеальным объектом для исследования. Автор подошел к исследованию педагогики искусства как к триаде: педагогика как искусство, как наука и как технология. В центре внимания первой составляющей — педагогические школы и традиции Саратовской консерватории в историческом и современном ракурсе; второй — фундаментальные исследования (педагогические диссертации), проводимые в вузе; третьей — технологии, то есть способы управления педагогическими процессами. Применение нетрадиционной методологии изучения педагогических процессов в художественном вузе позволило открыть ряд новых взглядов на творческую жизнь коллектива. Обнаружены факторы интенсификации деятельности художественного вуза и, соответственно, его развития: многообразие направлений внутри одной школы, их взаимодействие и конкурентоспособность; открытость школы к взаимоотношениям с другими художественными образованиями; готовность и способность школы к структурным и качественным изменениям. Определено состояние педагогики как науки в Саратовской консерватории, представляющее собой только первый шаг к изучению педагогики искусства, только этап подбора ключей к двери, которая ведет в большую науку, результатом чего должны стать прорывные технологии движения вперед 110-летнего вуза. Главный вывод: педагогика искусства в художественном вузе может добиться успеха, только если развитие получат все составляющие ее триады: искусство, наука и технология.

    Ключевые слова: педагогика искусства, педагогическая наука, педагогические технологии, Саратовская консерватория, традиции и школы.

Виноградова Е. С.


Фортепианная школа С. С. Бендицкого: педагогические принципы и черты преемственности в деятельности учеников

Страницы 64–73

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Семён Соломонович Бендицкий (1908–1993) — пианист, педагог, музыкант-просветитель, искусство которого оставило яркий след в истории музыкальной культуры Поволжья и Урала. Будучи в числе первых выпускников Г. Г. Нейгауза, он внёс весомый вклад в развитие отечественного фортепианного искусства, став основателем одной из наиболее ярких региональных фортепианных школ. Творческий облик С. С. Бендицкого необычайно многогранен и вместе с тем противоречив. Известно, что ему не было свойственно последовательное изложение взглядов на музыку и педагогику. В высказываниях учеников и современников встречаются весьма различные оценки его педагогических принципов, а сама возможность их чёткой формулировки зачастую ставится под сомнение. Тем не менее, имеющаяся на сегодняшний день историческая дистанция и завоевания современной науки позволяют с новых позиций взглянуть на педагогическое искусство С. С. Бендицкого, осмыслить содержание его педагогики сквозь призму деятельностного подхода, конкретизировать основные принципы, выстроив их в триаду с соответствующими им методами работы, а также проследить черты преемственности в творческой деятельности представителей школы.

    Ключевые слова: Семён Соломонович Бендицкий, фортепианная школа, деятельностный подход, художественно-образовательная среда, «Клуб пианистов», социальная ориентированность, коллективные занятия, педагогический антидогматизм, преемственность, исполнительские традиции.

Рудякова А. Э.


О педагогической деятельности профессора Саратовской консерватории Михаила Ефимовича Медведева

Страницы 74–80

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье на основе архивных данных реконструируется педагогическая деятельность первого профессора Саратовской консерватории Михаила Ефимовича Медведева, малоизученная до настоящего времени. М. Е. Медведев полностью соответствовал высоким требованиям руководства ИРМО для преподавания в высшем учебном заведении благодаря широкой известности в музыкальных кругах, а также блестящему образованию, полученному им в Московской консерватории. В статье выявляется, что педагогические приоритеты М. Е. Медведева (согласно принципу преемственности) опираются на школу его педагога Дж. Гальвани, как бы пропущенную сквозь призму исполнительской и педагогической деятельности видного певца. Во время работы в Саратовской консерватории М. Е. Медведев показывал высокое педагогическое мастерство, результативность своих методов преподавания. Это подтверждается отзывами авторитетных музыкантов — Б. Л. Яворского и Э. Я. Гаека.

    Ключевые слова: Саратовская вокальная школа, Михаил Ефимович Медведев, педагогические методы.

Традиции Саратовской консерватории

Кулапина О. И.


Полифонисты Саратовской консерватории второй половины ХХ века

Страницы 81–89

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье, посвящённой деятельности педагогов-полифонистов Саратовской консерватории второй половины ХХ столетия, основной акцент сделан на преемственности традиций, идущих от начала века — с момента преподавания полифонии выдающимся отечественным композитором, педагогом и учёным Сергеем Ивановичем Танеевым (1856–1915), создателем школы контрапунктического письма на базе Московской консерватории. Направленность публикации затрагивает имена таких крупных специалистов в области полифонии, как профессор Л. М. Рудольф — основоположник музыкально-теоретического образования в Саратове, профессор И. А. Тютьманов, заслуженный деятель искусств РФ, профессор А. А. Бренинг, доцент И. А. Никонов и другие представители кафедры теории музыки и композиции Саратовской консерватории. Раскрываются их педагогические установки, содержание некоторых научно-методических работ, а также тематический план полифонической программы А. А. Бренинга, претворяющей традиции его учителя, последователя учения С. И. Танеева Г. И. Литинского, по ведению полифонического курса в Москве и Казани. В Приложении названы имена педагогов кафедры, продолживших традиции полифонической школы С. И. Танеева уже в XXI в.

    Ключевые слова: традиция, полифоническая школа С. И. Танеева, Саратовская консерватория, кафедра теории музыки и композиции, программа курса полифонии, Л. М. Рудольф, И. А. Тютьманов, Г. И. Литинский, А. А. Бренинг, И. А. Никонов.


Барабаш О. С., Лицова Л. А.


К юбилею профессора Л. А. Лицовой: воспоминания об учителях и размышления о профессии

Страницы 89–97

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья, приуроченная к юбилею заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Людмилы Алексеевны Лицовой, посвящена важным вопросам преемственности, традиций и новаторства в образовании, обучении и воспитании будущего дирижера, которые сложились на кафедре дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова за годы ее существования. Л. А. Лицова вспоминает имена известных музыкантов, которые создавали богатую историю кафедры дирижирования. Каждого из тех, о ком идет речь в статье, отличало трепетное служение хоровому делу и глубоко профессиональная работа, научная, методическая и творческая деятельность, самообразование. История становления и развития кафедры хорового дирижирования раскрыта через призму собственного мировосприятия. Доказана важнейшая роль Наставника, Учителя в формировании специалиста, показана неразрывная связь хоровой культуры Саратова с культурой всей страны. В статью также вошли выдержки из беседы с Л. А. Лицовой, посвященные актуальным проблемам истории, педагогики, методики хорового исполнительства.

    Ключевые слова: кафедра дирижирования, традиции, наставник, хор, коллектив, репертуар, интерпретация.


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма