Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. № 2 (16)

Смотреть или скачать полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Михайлова А. А., Бутенко А. Н.


Памяти Александра Сергеевича Ярешко

Страницы 3–10

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Александр Сергеевич Ярешко — доктор искусствоведения, профессор, академик, заслуженный деятель науки и образования Российской Академии Естествознания, лауреат премии имени Д. С. Лихачёва «За выдающийся вклад в сохранение историко-культурного наследия России», президент Ассоциации колокольного искусства России. Девятнадцать лет возглавлял кафедру народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Умер 25 мая 2018 года. Александр Сергеевич являлся учеником и продолжателем исследовательских и педагогических традиций Льва Львовича Христиансена — создателя отделения руководителей народного пения в Саратовской консерватории. На протяжении всей жизни А. С. Ярешко изучал и пропагандировал народное творчество. Ведущими направлениями научной деятельности выступали исследования в сфере кампанологии, музыкального фольклора Поволжья. Статья посвящена аспектам научной, педагогической и общественной деятельности А. С. Ярешко.

    Ключевые слова: Александр Сергеевич Ярешко, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, кафедра народного пения и этномузыкологии, фольклор, кампанология.


Теория и история искусства

Полозова И. В.


Отечественный музыкальный театр XVIII в.: авторская стратегия и коллективное творчество (на примере «исторического представления» «Начальное управление Олега»)

Страницы 11–16

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Русский классицистский театр, как и театр эпохи классицизма вообще, полифункционален и, помимо эстетической функции, выполняет дидактическую роль. В этом контексте показательной оказывается административная и творческая деятельность Екатерины II, которая рассматривала свои литературные опусы как презентацию политических идей, с одной стороны, и воспитание народа –– с другой. В статье на примере «исторического представления» «Начальное управление Олега» (1790) рассматривается воплощение политических проектов Екатерины в ее литературных сочинениях, а также анализируется роль императрицы не только в процессе подготовки либретто, но и при создании музыкальной партитуры. В 1780-х гг. Екатерина активно разрабатывает идею «греческого проекта», предполагавшего закрепить исключительную роль России на южных и западных границах империи, а также позволявшего объединить православное население, способствуя воплощению концепции «Москва — III Рим». Эти идеи Екатерина транслирует в «Начальном управлении Олега». При анализе музыки, заказанной композиторам К. Каноббио, Дж. Сарти и В. Пашкевичу, становится понятным, что императрица хорошо осознавала причины ее обращения к данным персоналиям. Она поручила каждому композитору выступить в том амплуа, где он был силен. Несмотря на то, что сочинение заявлено как коллективное, по сути, оно инспирировано одним автором — Екатериной II, единолично определившей концепцию сочинения, имена соавторов и исполнителей, наконец, степень участия в проекте каждого из композиторов.

    Ключевые слова: Екатерина II, «Начальное управление Олега», композиторы К. Каноббио, Д. Сарти, В. Пашкевич, музыкальный театр XVIII в.


Рыбкова И. В.


Метафора в сценической композиции «Желтый звук» В. В. Кандинского и А. Г. Шнитке

Страницы 17–23

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье рассматривается сценическая композиция «Желтый звук» В. В. Кандинского и ее воплощение в музыке А. Г. Шнитке. В ней находят отражение принципы творческой системы художника, которые опредмечиваются на вербальном и невербальном (с помощью цвета и звука) уровнях. Слово, цвет и звук взаимодействуют на протяжении сценического действа. Их сопоставление между собой рождают ассоциации с ветхозаветными и новозаветными библейскими сюжетами. Связи не стабильны, что приводит к актуализации механизма метафоры, в основе которой лежит сопоставление различных явлений, понятий. Обращаясь к текстам В. В. Кандинского спустя 70 лет, А. Г. Шнитке «прочитал» их по-своему: он усилил намеченную художником степень абстракции, что позволило сократить количество персонажей и разделить их на две антагонистические группы «Добро — Зло». В музыкальном решении сценической композиции композитор стремится следовать указаниям, данным в либретто (соответствие содержания картин и частей, сопоставление оркестрового и хорового звучания, интонационный оборот a-b из 2 картины), но очевидно влияние современного музыкального языка (например, алеаторика — в 3 части, ритмическая серия — в 1, 5, 6 частях). «Желтый звук» А. Г. Шнитке — это эксперимент, осуществленный в поисках авторского стиля на пути к полистилистике, в котором соединились философские и этические понятия с авангардным музыкальным языком.

    Ключевые слова: сценическая композиция «Желтый звук», В. В. Кандинский, А. Г. Шнитке, метафора, вербальное, невербальное.


Маринцова А. С.


Феномен перформанса в пространстве традиционных видов искусства

Страницы 24–31

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: В статье предпринимается попытка типологизировать феномен перформанса в пространстве традиционных видов искусства. В современном мире происходит проникновение перформативных практик в классические виды искусства, вместе с этим наблюдается их модернизация. Рассматриваются различные вариации подобного соединения, выделяются их основные особенности, а также детально анализируется каждый тип. Художественные практики, возникшие в конце XX столетия, продолжают эволюционировать в XXI веке. Их изначальная содержательная идея изменилась, а сам перформанс перестал быть маргинальным искусством, трансформируясь в институциональное явление. Сегодня перформанс стал частью стратегий культурных индустрий. Мировые музеи, библиотеки, театры и другие учреждения культуры активно заимствуют данные приемы как способ привлечения зрителей. Вместе с тем меняется суть перформанса. Автор исследования рассматривает каждый тип новой художественной практики через историческую призму, определяет причины их появления и выявляет основные подтипы.

    Ключевые слова: современное искусство, традиционные виды искусства, перформанс, перформативный акт, история перформанса, постмодернизм.


Музыкальное искусство

Варламов Д. И.


Жанрообразование в музыкальном искусстве

Страницы 32–37

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Теория музыкальных жанров — одна из самых интересных и до сих пор нерешенных проблем отечественного музыкознания. Сегодня остаются актуальными для исследований вопросы классификации жанров, онтологические основы, такие как сущность и генезис, то есть природа жанрообразования в музыкальном искусстве, методологические подходы к исследованию жанров и др. Названные вопросы находятся в центре внимания данной статьи. В результате теоретического анализа автор формулирует основные выводы, среди которых важнейшими являются следующие: жанрообразование в музыке — естественный процесс эволюции искусства, обусловленный особенностями человеческой памяти и тенденциями традиционности художественной деятельности; онтологической основой жанрообразования являются академические тенденции интеграции и десинкретизации, проявляющиеся во внутренних процессах взаимодействия типического и специфического; в понятие «жанр» в музыкальном искусстве в соответствии с традицией музыкознания целесообразно включать только произведения, но не виды художественной деятельности; в основе классификации жанров должны лежать признаки, отражающие сущность самих произведений, а не внешние атрибуты или условия их бытования; анализ жанровых тенденций свидетельствует об актуализации признаков классификации, связанных с музыкальным содержанием; естественные различия форм бытования музыки демонстрируют четыре группы жанров, которые требуют отдельной классификации: а) синкретичные жанры аутентичного фольклора, б) синтетические жанры (объединяющие различные виды искусств и имеющие в структуре монолитные жанровые формы), в) цикличные жанры, г) жанры монолитных форм.

    Ключевые слова: музыкальные жанры, онтологические основания жанрообразования, признаки классификации жанров.


Чепеленко К. О., Чепеленко Н. Ю.


Философско-психологический модус «Четырех темпераментов» П. Хиндемита в контексте его программного инструментализма

Страницы 38–44

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Данная статья посвящена философско-психологической тематике программного творчества П. Хиндемита. Специфика проявления программности у Хиндемита рассматривается в аспекте использования различных способов вербального кодирования музыкального сообщения, основой которого может служить как художественный, так и нехудожественный программный контент. Принципы программности у Хиндемита характерны для камерной сонаты, симфонии, циклических композиций, хореографических опусов композитора, именуемых нередко как бессюжетный программный балет. Весьма характерно для творчества композитора возникновение разножанровых опусов с общим названием, среди которых лишь одно произведение является программным. Таковы концертная пьеса «Четыре темперамента» и одноименный балет — редкий пример обращения к психологической тематике, которая переплетается с философской направленностью творчества Хиндемита и таким образом корреспондирует с другими программными произведениями композитора.

    Ключевые слова: темперамент, программность, концертное произведение, психологическая сюита.


Божедомов А. В.


Русская военная сигнальная музыка в аспекте влияния на отечественную военно-оркестровую традицию

Страницы 45–52

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена военной сигнальной музыке, материалом для исследования которой явились императорские указы, военные уставы, ноты военных сигналов и современных произведений военной музыки. В статье представлен историко-культурологический очерк данного явления, начиная с XVII в., когда в России стала формироваться регулярная армия, и по настоящее время. В течение этого времени сигнальная музыка являлась органичной частью военного дела, ее особенности зависели от господствующих в конкретную эпоху вооружений, средств связи и военной тактики, набор сигнальных инструментов зависел от рода войск. Для армии, государства и общества в целом сигнальная музыка имела и имеет огромное атрибутивное и эстетическое значение, сигналы и по сей день являются значимыми элементами торжественных государственных и общественно значимых церемоний. Сигнальная музыка оказала значительное влияние на становление отечественной военно-оркестровой традиции: музыкальные формулы отдельных сигналов в настоящее время широко используются как самостоятельно, так и в качестве фактурных элементов многих произведений для военных оркестров. Три регистра звучания сигнальных инструментов являются обязательными в современных военных оркестрах.

    Ключевые слова: военная сигнальная музыка, военно-оркестровая традиция, барабан, флейта, рожок, труба, сигнал, «поход», георгиевские трубы, преемственность военной культуры.


Золотова Е. В.


О саратовском периоде жизни, творческой и научной деятельности протоиерея В. М. Металлова

Страницы 53–58

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Выдающийся отечественный ученый-медиевист прот. Василий Михайлович Металлов (1862–1926) — уроженец Саратовской губернии, на этой земле проходило его становление как священника, регента, композитора, ученого и педагога. В статье уделено внимание учебе В. М. Металлова в духовных заведениях, первым годам его пастырского служения, созданию первых духовно-музыкальных сочинений и началу научной деятельности. В публикации впервые представлены документы из Государственного архива Саратовской области, связанные с обучением отца Василия в Саратовской духовной семинарии, другие архивные источники, раскрывающие детали его образования в Московской духовной академии и служения в храмах Саратовской епархии. Анализ фрагментов переписки отца Василия с прот. Д. В. Разумовским и С. В. Смоленским, хранящейся в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки, показывает, как формировались его творческие и научные интересы. Показано, что 1890–1895 гг. по насыщенности и результативности деятельности В. М. Металлова можно считать кульминацией Саратовского периода.

    Ключевые слова: В. М. Металлов, Д. В. Разумовский, С. В. Смоленский, архивы, Камышинское духовное училище, Саратовская духовная семинария, «Саратовские епархиальные ведомости».


Театральное искусство

Шубина Л. А.


Проблемы современной сценической речи: пермский режиссерский взгляд

Страницы 59–63

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Актуальность темы связана с современным состоянием речи на сцене. Остро встает вопрос режиссерского взгляда на сценическую речь как выразительного средства спектакля. В статье приводятся сведения из нескольких диалогов с действующими режиссерами театров, художественными руководителями театральных мастерских о состоянии современной сценической речи, актерских возможностях. В статье анализируются данные восьми интервью режиссеров Пермского края. Целью данного исследования является выявление требований режиссеров к речевой подготовленности и оснащенности актеров, освещение вопросов авторского стиля и звучания речи в спектакле. Затрагиваются вопросы взаимодействия режиссера и педагога сценической речи во время подготовки спектакля в профессиональном театре. В статье анализируется выбор речевых выразительных средств для создания спектаклей современными режиссерами. Методом исследования является интервьюирование режиссеров и анализ полученных данных. Подготовка к разговору была осуществлена с опорой на последние авторитетные публикации в этой области. Результатом изыскания стали восемь описанных разговоров с режиссерами Пермского края, они позволили сделать выводы о важности для режиссеров такого выразительного средства, как «сценическое слово», уровне речевой подготовки актеров разных возрастов местных театров, а также получить представление о тенденциях развития речевой сценической культуры в регионе.

    Ключевые слова: сценическая речь, режиссер, спектакль, актер, стиль автора.


Изобразительное искусство

Османкина Г. Ю.


Новое направление в современной архитектуре — линеарный конструктивизм

Страницы 64–70

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена анализу нового линеарного направления в современном конструктивизме. Данное явление в архитектуре определено автором как явление, опирающееся на форму, которая преобразовывается так, что создает эффект линии. Исследования в данном аспекте проводятся впервые. Однако истоки такого явления заложены ещё в самом возникновении конструктивизма в 20–30 гг. XX столетия. Их анализ рассматривается нами в творческих разработках Я. Чернихова. Современное развитие линеарного конструктивизма связано с развитием технической и материальной составляющей в архитектурном дизайне. Дается определение линеарного конструктивизма как определенного этапа в самом течении, связанного с элементами декоративности. Соединение декоративных сторон направления с формой определяет новизну конструктивизма и обогащает его, усложняя не только конструктивную форму, но и определяя мировоззренческо-философские идеи и суть образцов данного направления. Рассматриваемые примеры линеарного конструктивизма наглядно демонстрируют актуальность его использования в современной архитектуре. Под них подводится идеологическая основа, которая обогащает архитектурный дизайн, делая его более многозначительным.

    Ключевые слова: линеарный конструктивизм, архитектура, декоративность.


Степанова А. В.


Тема православного подвижничества в отечественном изобразительном искусстве и новации живописного языка Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. Глазунова

Страницы 71–78

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Обсуждается малоисследованная проблема художественного изображения православного подвижничества в современной историко-религиозной живописи. Редким примером такого творчества являются станковые полотна Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Формирование живописного языка рассматривается как фундаментальная проблема художественного воплощения темы духовного подвига. В современных художественных полотнах анализируются характерные изобразительные приемы, сочетающие новации живописного языка с классическим наследием русской иконы и русской реалистической живописью. Для целостной и непредвзятой оценки двух конкретных примеров живописных полотен применены различные подходы — интервьюирование автора произведения искусства, документально подтвержденное мнение независимых специалистов, наши собственные разработки сравнительно-аналитического метода изучения художественного языка в станковой живописи с опорой на имеющиеся теоретические идеи в современном искусствознании об исторической и культурной преемственности художественных произведений и принципы академической изобразительной техники композиционных и цвето-тоновых решений. При живописном различии и творческой оригинальности изученных живописных произведений выявлены общие принципиально важные изобразительные приемы, проявившиеся в стремление создателей полотен использовать широко понятный, даже в мировом контексте, язык русской культуры, совмещающий историческое наследие и современную повседневность.

    Ключевые слова: современная русская живопись, тема православного подвижничества в искусстве, реализм, историко-религиозный жанр, Российская академия живописи, ваяния и зодчества И. Глазунова.


Традиционные культуры

Павлова-Борисова Т. В.


Претворение духовной культуры коренных малочисленных народов Севера в творчестве первого эвенского композитора Пантелеймона Старостина

Страницы 79–84

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена жизни и творчеству первого эвенского композитора Пантелеймона Старостина (1944–2013). Рассмотрена его роль как ретранслятора духовной культуры коренных малочисленных народов Севера на примере традиционной культуры эвенов. При общей тенденции угасания эвенской музыкальной традиции ее образное наполнение, тематика, основные мотивы были запечатлены в творчестве профессионального эвенского композитора П. М. Старостина. Автор статьи полагает, что подобные характерные черты оригинального стиля композитора сложились под влиянием этнокультурных условий, в которых происходило становление личности композитора. В настоящее время его произведения продуцируют в мировое пространство культуры духовные ценности коренных малочисленных народов Севера, в том числе и эвенов. В статье анализируются сочинения композитора, написанные в различных жанрах: опера, камерно-инструментальные, камерно-вокальные и фортепианные произведения, песни и т. д. Основные выводы подкреплены конкретными примерами.

    Ключевые слова: эвены, духовная культура, композитор, первый, Пантелеймон Старостин, музыка, традиция, ретранслятор, сохранение.


Педагогика и психология искусства

Полозов С. П.


Содержание учебного курса композиции в начальных и средних музыкальных учебных заведениях

Страницы 85–91

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена вопросам содержания курса композиции в начальных и средних музыкальных учебных заведениях. Формулируются задачи, определяются структура учебного плана, особенности организации учебного процесса, выбора и реализации заданий, условия отбора обучающихся. В статье выявляются общие и частные принципы обучения композиции в начальном и среднем звене музыкального образования. Представлена логика построения целостного курса обучения, и методика проведения отдельных занятий. В результате исследования выявлен следующий алгоритм обучения по композиции в начальных и средних музыкальных учебных заведениях: 1) содержание курса должно отвечать общим принципам и установкам теории композиции; 2) практическое усвоение курса нацелено на реальный музыкальный потенциал обучающихся и должно учитывать их личностные творческие предпочтения.

    Ключевые слова: обучение композиции, сочинение музыки, содержание учебного курса композиции, музыкальное образование.


Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма