Полозов С. П.
Двухлетний опыт и перспективы развития журнала
Страницы 3–7
Аннотация: Журналу «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» исполнилось 2 года. Статья посвящена обобщению приобретённого опыта, подведению итогов работы и обозначению некоторых перспектив дальнейшего развития. На основе анализа деятельности редакции и содержания выпущенных восьми номеров журнала представлены основные принципы редакционной политики, тематические направления опубликованных исследований, особенности авторского состава. Перспективы дальнейшего развития журнала связаны с реализацией основных научных направлений, являющихся приоритетными для Саратовской консерватории. Это не только весь круг проблем музыкального искусства (специальность 17.00.02), включая теорию и историю музыки, музыкальное исполнительство, музыкальные традиционные культуры, что соответствует основному профилю деятельности консерватории, но и вопросы теории и истории искусства (специальность 17.00.09), охватывающие методологию искусствоведческих исследований, комплексный подход в искусствознании, смежные сферы различных видов искусства, а также эстетику, философию, психологию и педагогику искусства. Редакция приглашает искусствоведов всех уровней — докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, научных сотрудников и преподавателей всех звеньев системы образования, аспирантов и студентов, а также свободных исследователей — принять участие в публикации научных статей в нашем журнале.
Ключевые слова: научный журнал, «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания», Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, искусствоведение, музыкальное искусство, теория и история искусства.
Теория и история искусства
Марков А. В.
Образ Мессиана в поэзии Аверинцева
Страницы 8–14
Аннотация: Стихотворение Аверинцева, посвященное памяти Оливье Мессиана, не сводится только к представлению музыкальных впечатлений. Размышления о сюжетах и творческой манере великого композитора встроено в общую концепцию Аверинцева, который рассматривал христианское искусство, в том числе музыкальное, как часть священной истории, как раскрытие библейских смыслов и сюжетов в новых символах. Синэстетические опыты Мессиана были поняты Аверинцевым как создание более сложной художественной логики, способной выразить парадоксы религиозного сознания. В статье реконструируется концепция «алгебры культуры», которую Аверинцев считал единственно подходящей для комплексного изучения христианской культуры, и доказывается, что Аверинцев понял оперу Мессиана о Франциске Ассизском как евангельское произведение: это не житие Франциска Ассизского, а толкование Евангелия вместе с Франциском Ассизским. В стихотворении такая интерпретация дана в сжатом виде, но внимание к стилистике и к межъязыковым перекличкам, а также учет новейших достижений исследователей наследия Мессиана, позволяет увидеть в этом стихотворении оригинальный трактат о Мессиане и продуктивный способ религиозно-философской интерпретации его музыки.
Ключевые слова: Мессиан, Аверинцев, музыкальное впечатление, литургическая музыка, житие, лирическое описание, герменевтика музыки, христианская культура.
Грушко Г. И.
Феномен колокольного звона в жизни и творчестве человека как личности
Страницы 15–20
Аннотация: В статье исследуется феномен колокольного звона, благодаря которому включаются механизмы «психологической защиты» и возникает эффект самоорганизации, что приводит к перестройке сознания и блокирует программу самоуничтожения человека как личности. В любом случае, наблюдается три стадии процесса: порядок — хаос — новый порядок, где всякое новое появляется как непредсказуемое, однако имеющееся в спектре возможных состояний самоорганизующейся системы. Парадоксально: при переходе от порядка через хаос к новому порядку, то есть к качественно новому состоянию, все самоорганизующиеся системы ведут себя схожим образом, что говорит о единстве мира — самоорганизующегося Универсума.
Ключевые слова: колокол, колокольный звон, человек как личность, синергетика, самоорганизация.
Эстетика и философия искусства
Попов Д. А.
О некоторых особенностях перехода к эстетике романтизма в оперном искусстве Франции и Италии
Страницы 21–26
Аннотация: Статья посвящена анализу перехода оперного искусства Франции и Италии от эстетики классицизма к романтизму в первые десятилетия XIX в. Размытость, неопределенность границ данного перехода на фоне острых конфликтов в других искусствах заставляет ставить вопрос о причинах такого спокойного эволюционного развития. Результаты исследования суммируются в следующих выводах. Оперное искусство как синтетическое искусство запаздывает в начале XIX в. в своем переходе к романтизму по сравнению с литературой, музыкой и живописью. Этот переход осуществляется не под влиянием внутренних творческих поисков, а под влиянием общей изменившейся ситуации в искусстве и давления вкусов публики. Такое запаздывание имеет несколько важных последствий. У оперного искусства отсутствуют свои теоретики романтического направления, в результате оно избегает острых идейных противостояний. Новаторами романтизма оказываются композиторы, которые тяготеют к классицизму, а не к романтизму. Сам переход осуществляется плавно, что не дает возможности указать его точную дату. Нельзя также однозначно определять композиторов рассматриваемого переходного периода как романтиков или классицистов.
Ключевые слова: французская опера, итальянская опера, романтизм, классицизм, Джоаккино Россини, эстетика.
Музыкальное искусство
Демченко А. И.
Военная эпопея Сергея Прокофьева. К 75-летию Победы
Страницы 27–36
Аннотация: Круг сделанного С. Прокофьевым в предвоенные и военные годы весьма впечатляет: кантата «Александр Невский» (1938), где он на материале отечественной истории XIII века пророчески развернул полнометражный сюжет предстоящего вражеского нашествия и победы русского оружия; определённую параллель к этой кантате составила музыка Прокофьева к следующему фильму Эйзенштейна — «Иван Грозный» (1945); в окружении этих музыкально-исторических полотен появился непосредственный отклик на события Великой Отечественной войны — кантата «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» (1943), а их эпосу резонировала своей историзированной громадой опера «Война и мир» (1942–1952); в некотором роде преддверием к ней явилась опера «Семён Котко» (1939) и актуализированным послесловием к «Войне и миру» стала «Повесть о настоящем человеке» (1947–1948); точно так же эпос Пятой симфонии (1944) продолжили оркестровая «Ода на окончание войны» (1945), а затем Шестая симфония (1945–1947); наконец, у созданных в военные годы Седьмой (1942) и Восьмой (1944) фортепианных сонат был мощный «предъём» грозовой Шестой (1940). Вряд ли нужно доказывать, что искусство ведёт свою, причём совершенно уникальную летопись происходящего с миром и человеком. В статье эта мысль проиллюстрирована анализом двух симфоний Прокофьева, написанных в 1940-е годы: Пятая (1944) и Шестая (1947) — сопоставление их образной сути позволяет сделать весьма примечательные выводы относительно жизненно важных процессов, свойственных времени Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Ключевые слова: творчество С. Прокофьева 1940-х годов, всеобъемлющая музыкальная летопись происходившего в стране и мире того времени.
Поризко О. И., Черная М. Р.
Мастера и преемники. Мир света и красоты в фортепианной музыке Эдварда Грига и Николая Ракова
Страницы 37–44
Аннотация: В статье сопоставляются линии жизни и обстоятельства формирования творческого облика композиторов разных эпох и национальных школ: норвежского композитора второй половины XIX — начала XX вв. Эдварда Грига и русского композитора XX в. Николая Ракова. Выявляются общие эстетические позиции, в центре которых лежат гуманистические идеалы. Основой творчества обоих музыкантов явилась опора на народную культуру своей страны, а также особое отношение к миру природы и связанному с ним внутреннему миру человека. Выявляются предпосылки преемственности и общие черты стиля на примерах фортепианной миниатюры.
Ключевые слова: музыкальное искусство, традиции, преемственность, Григ, Раков, миниатюра, гуманизм, народность.
Кондрашкова Л. В.
«Честнейшая разная» и эволюция формы записи демественного многоголосия
Страницы 45–54
Аннотация: Статья посвящена песнопению демественного многоголосия, известному под названием «Честнейшая разная». История его фиксации в певческих рукописях конца XV — первой четверти XVIII вв. иллюстрирует весь путь развития демественного многоголосия, от ненотированных последовательно изложенных разных текстов, прославляющих Богородицу, для голосов демество, верх, низ и путь, до нотной четырехголосной партитуры. В статье рассматриваются 18 списков песнопения, среди которых выделяются три текстовые редакции, два извода песнопения, связанные с хорами Государевых и Патриарших певчих дьяков, а также две разные музыкальные редакции — большая и малая. Автором найдено несколько новых списков песнопения, а остальные систематизированы. Исследование убеждает в том, что «Честнейшая разная» действительно исполнялась на архиерейской Литургии Иоанна Златоуста в качестве второй половины гимна Богородице «Достойно есть» и представляла собой 4-хголосный полифонический мотет, где каждый певец произносил свою версию текста. Всего разных текстов в самой распространенной 2-й редакции могло быть максимально 7, из них три варианта для путников и два — для нижников.
Ключевые слова: русская церковная музыка, демественное многоголосие, старинная хоровая музыка, разнотекстовая полифония, певческие рукописи.
Нойман М., Кийовски О. Ю.
Выдающийся композитор конца XVII — начала XVIII века Георг Муффат. Анализ сборника «Apparatus Musico-Organisticus»
Страницы 55–59
Аннотация: В современном органном исполнительском искусстве особое место занимают вопросы интерпретации репертуара эпохи Барокко. Основными источниками, с помощью которых музыкант имеет возможность прояснить для себя некоторые интерпретационные моменты и, может быть, приблизиться к разгадке художественного замысла композитора, являются факсимильные издания и музыкальные трактаты XVII–XVIII вв. Большую помощь в постижении исполнительских принципов эпохи Барокко оказывают оригинальные инструменты, сохранившиеся до наших дней, и подробные описания тех, которые не сохранились. Сборник «Apparatus Musico-Organisticus» Г. Муффата представляет собой уникальный образец органно-клавирного искусства конца XVII в., поскольку является отражением композиторского стиля, соединившего черты итальянского и французского музыкального искусства на немецкой основе. Это требует от исполнителя хорошего ориентирования в стилевых особенностях как итальянского, так и французского клавирного искусства эпохи Барокко.
Ключевые слова: Георг Муффат, «Apparatus Musico-Organisticus», органное творчество, токката, проблемы интерпретации, исполнительская практика эпохи Барокко.
Театральное искусство
Полисадова О. Н.
Сергей Дягилев и балетмейстеры театра «Русский балет» (1925–1929)
Страницы 60–64
Аннотация: Статья посвящена последнему периоду (1925–1929) деятельности театра «Русский балет» Сергея Дягилева. Эксперименты в области создания новых лексических ресурсов в области классического танца привели к появлению поколения балетмейстеров иной формации. Все они начинали свою карьеру в театре «Русский балет» Сергея Дягилева. Леонид Мясин и Джордж Баланчин — яркие представители новой когорты хореографов. Каждый работал в своей индивидуальной манере, но их объединяло одно. Они создавали новое хореографическое искусство, производное от классического наследия Мариуса Петипа, с одной стороны. С другой — их современное мышление расширило круг тем и образов, которые стали возможны для воплощения на балетной сцене. Впоследствии эти балетмейстеры стали открывателями нового пластического мышления, новых образов и тем в хореографическом театре ХХ в.
Ключевые слова: Сергей Дягилев, театр «Русский балет», Леонид Мясин, Джордж Баланчин, Серж Лифарь.
Гендова М. Ю.
Пермское государственное хореографическое училище — уникальное дитя военного лихолетья
Страницы 65–73
Аннотация: Статья посвящена истории возникновения Пермского (Молотовского) государственного хореографического училища, первые шаги к созданию которого были предприняты в середине Великой Отечественной войны, а на законодательном уровне процесс завершился весной 1945 г. Выбранная тема исследования касается ключевых вех жизни солистки балета русской Императорской сцены (Петербург), в дальнейшем ставшей основательницей уральской балетной «кузницы» — Е. Н. Гейденрейх. Кроме историко-культурного аспекта, раскрыт современный период творческой жизни Пермского хореографического училища, его педагогов и воспитанников.
Ключевые слова: Пермское (Молотовское) хореографическое училище, Петербург (Ленинград), эвакуация, военное время, Вторая мировая война, балет, Е. Н. Гейденрейх, Победа, третья балетная кузница России.
Педагогика и психология искусства
Бергер Н. А.
О гаммах: современный взгляд на идеи прошлого
Страницы 74–79
Аннотация: Роль фортепианной клавиатуры в формировании музыкального мышления рассматривается в аспекте собственно инструментальных возможностей. Этот аспект принципиально отличается от традиционного сольмизационного подхода. Клавиатура может дать представления о конструктивных составляющих музыки (звукорядах, аккордах и т. д.). Для большинства звукорядов общим и преобладающим шагом ступеневой дискретности является тон. Вот почему эта величина признаётся оптимальной единицей или мерой объединения клавиш в блоки. Различные системы тональностей выявляют одну общую черту — зеркальную симметричность, позволяющую говорить о действии в музыке законов пространственных искусств, опирающихся на геометрическое начало.
Ключевые слова: гамма, геометрический принцип, звукоряд, зеркальная симметрия, клавиатура, клавишные блоки, тон, пространственная форма.
Традиции Саратовской консерватории
Васирук И. И.
Полифоническая кода, или Прелюдии и фуги в 24-х тональностях Арнольда Бренинга
Страницы 80–87
Аннотация: Статья посвящена творчеству Арнольда Арнольдовича Бренинга, саратовского композитора и педагога, пианиста и музыковеда-теоретика, чьё имя вошло в список выдающихся людей XX столетия, составленный в США. Творческое наследие композитора, значительное по количеству произведений и глубокое по музыкальному содержанию, венчает большой полифонический цикл «24 прелюдии и фуги» для фортепиано. В работе поднимается вопрос о закономерности и даже символичности создания А. Бренингом крупного фортепианного цикла в конце жизненного и творческого пути. Данная проблема рассмотрена как в аспекте общих тенденций в творчестве отечественных композиторов последней трети XX столетия, так и в индивидуальном контексте. В работе прослежена взаимосвязь композиторской, исполнительской, преподавательской и научной деятельности А. Бренинга с ярким полифоническим финалом в формате полифонического «макроцикла», в котором отразилась богатая гамма мыслей и чувств творческой личности XX в. в охвате тех страшных событий, которые определяли судьбы страны, народа и самого композитора.
Ключевые слова: творчество, композитор, Арнольд Бренинг, фуга, прелюдия, полифонический цикл.
Кан Т. И.
Роман Матсов — первый Почётный профессор Саратовской консерватории
Страницы 88–95
Аннотация: Статья посвящена выдающемуся дирижёру середины ХХ столетия Роману Вольдемаровичу Матсову, чья творческая деятельность оказалась тесно связанной с музыкальной культурой Саратова этого времени. Р. В. Матсов — энциклопедически образованный человек, великолепный знаток и тонкий интерпретатор западноевропейского и русского классического репертуара, а также многонациональной советской музыки. В статье отмечено, сколь важное воздействие на его профессиональную жизнь оказали такие выдающиеся отечественные музыканты, как М. Юдина, Д. Ойстрах, Э. Гилельс, освещены тесные творческие контакты Матсова с Д. Д. Шостаковичем, чьи сочинения дирижёр постоянно включал в свои программы. С другой стороны, в работе раскрывается сильнейшее влияние неординарной благородной личности профессора Матсова на музыкантов, с которыми он делал свои концертные программы, и прежде всего на студентов Саратовской консерватории. Роман Вольдемарович Матсов стал первым Почётным профессором Саратовской консерватории, что подчёркивает значимость его вклада в развитие педагогических традиций музыкального вуза. Статья основана на эксклюзивных материалах, собранных автором публикации в результате поиска и систематизации разных архивных документов, личной переписки и записей бесед современников Р. В. Матсова.
Ключевые слова: Роман Вольдемарович Матсов, дирижёр, Саратовская государственная консерватория, симфонический оркестр, Почётный профессор.
Здесь будет форма