Хачаянц А. Г.
Презентация изданий Александра Демченко
Страницы 3–6
Аннотация: В статье обобщены итоги презентации новых изданий доктора искусствоведения, профессора Александра Демченко. Мероприятие состоялось 28 ноября 2019 года в рамках Всероссийских научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому. Обсуждались книги, вышедшие в издательствах Москвы и Саратова в 2017–2019 годах: «Два гения с берегов Волги. Альфред Шнитке. Елена Гохман», «Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о революции», «Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века», «Мировой художественный процесс. Эволюция и закономерности». Дана обзорная характеристика трудов в рецензиях преподавателей Саратовской консерватории, коллег автора. В них высоко оценена актуальность исследований, их научная, учебная и просветительская значимость. Сквозь призму представляемых трудов вырисовывается личность их автора — признанного ученого в области музыкальной науки, автора многочисленных трудов по истории музыки, особенно начала XX века, вопросам мировой художественной культуры, а также по популяризации музыкальной культуры Саратовского региона.
Ключевые слова: А. И. Демченко, презентация книг, отечественная музыка начала XX века, музыка революции, мировая художественная культура.
Теория и история искусства
Варламов Д. И.
Типология академизации искусства
Страницы 7–11
Аннотация: Эволюционный подход в исследовании академизации искусства позволил автору выделить два типа этого процесса: естественный и искусственный, различающиеся парадигмой развития. Художественная парадигма естественного процесса — виртуальный образец искусства будущего, движение к неизведанному, поиск новаций; парадигма искусственной академизации — созданный ранее идеальный образец, принимаемый к подражанию. В статье дается характеристика обоих типов. Особое внимание уделено искусственной академизации, которая рассматривается на примере феномена Академизма в изобразительном искусстве XVI–XIX веков и процесса академизации русского народного инструментального искусства ХХ столетия: определяется общее и особенное в разных видах искусства и исторических условиях бытования. Сущностный подход в исследовании демонстрирует необычную картину движения искусства и позволяет ответить на актуальные вопросы появления постакадемического синдрома — негативных тенденций академизации: детерминированы ли эти тенденции с типом академизации и формами функционирования объекта (в частности, условиями академической организации).
Ключевые слова: академизация искусства, типология, естественный и искусственный процесс.
Марков А. В.
Тематизация симфонизма Бетховена в русской поэзии
Страницы 12–19
Аннотация: Симфонизм представляет собой диалектический принцип интермедиального восприятия музыкального искусства. Доказывается, что отражение симфонизма Бетховена в русской поэзии размыкает привычную музыкальную диалектику и одновременно ставит границы символистскому жизнестроительству. Лирическое высказывание позволяет вскрыть структуру эмоций, вызываемых игрой оркестра, и тем самым преодолеть естественную установку, раскрыв трагические аспекты обыденной жизни, невозможность побед в этой жизни и метафизику будущей жизни. Смещения в понимании оркестровки симфонии и власти человека над природой приводят к принятию в русской поэзии идеи симфонизма богочеловечества как необходимости для правильного восприятия музыки Бетховена.
Ключевые слова: симфонизм, ритм, музыкальная форма, музыкальность лирики, трагическое, драматизм, диалектика, богочеловечество.
Кирила А. С.
Прямые и непрямые цветообозначения в автобиографической прозе Владимира Набокова: обзор
Страницы 20–24
Аннотация: Данная статья рассматривает использование цветообозначений в автобиографической прозе Владимира Набокова, а именно в его трёх автобиографических романах «Conclusive Evidence», «Другие берега» и «Speak, Memory». Широко известен тот факт, что для Набокова цвет и цветообозначения обладают особой значимостью — будучи кинестетом, автор воспринимает их как часть огромной палитры цветов, звуков и кинестетических восприятий, с которыми он вступает в контакт. Отсюда и особая экспрессивность цветообозначений в текстах Набокова, их высоко оригинальное использование, игра с читателем, который в процессе знакомства с книгой вынужден задействовать весь арсенал своих сенсорных рецепторов. Одновременно с этим, яркая картина, которую писатель рисует в воображении читателя, создаётся не только благодаря синестезии, но и, в большей степени, благодаря непрямым цветообозначениям — лексемам, означающим предметы внеязыковой реальности, чей имплицитный цвет «оживает» в сознании читателя. Итак, целью данного исследования является сопоставление двух типов цветообозначений — прямых и непрямых — с целью сравнить их численный аспект, а также их значимость в текстах романов. Более того, данная работа привлекает внимание к значимости непрямых цветообозначений, которые на настоящий момент остаются на периферии искусствознания, и делает попытку ещё более утвердить данный термин в профильной научной литературе.
Ключевые слова: прямые цветообозначения, непрямые цветообозначения, Владимир Набоков, автобиографическая проза.
Эстетика и философия искусства
Дронов А. В.
Функция художественной критики. Специфика критического жеста в философии, науке и искусстве
Страницы 25–30
Аннотация: В статье проводится сравнительный анализ формы исполнения критики как 1) компонента метода в познании и 2) как формы оценки художественного произведения. Предметом анализа в каждом из случаев оказываются условия, структура и направленность критического жеста. При этом проводится различие между фактической историей становления жанра и практики художественной критики и историей ее концептуального оформления. Ключевое место в докладе занимает реконструкция теоретического обоснования обеих форм критики (познавательной и художественной) в философии И. Канта. Автор пытается понять причины современной тревоги по поводу судьбы искусства, связанной с «упадком критики» (Т. Адорно) и изменением отношения между произведением искусства и публикой.
Ключевые слова: критицизм, художественная критика, история критики, «упадок критики», И. Кант, Т. Адорно.
Музыкальное искусство
Грачёв В. Н.
О возрождении традиционных смыслов музыки в отечественном музыкознании и композиции
Страницы 31–35
Аннотация: В статье рассматривается тенденция к возрождению традиции Средневековья в отечественном искусстве. Этапами на этом пути оказываются традиционное понимание роли музыки в Средневековье: теоретические искания в области полифонии С. И. Танеева, практические опыты в Акустической лаборатории МГК, идеи молодых авторов в Студии музея им. Скрябина в 1960-е гг., а также поиски «новой простоты» в творчестве А. Пярта и В. Мартынова.
Ключевые слова: традиция, квадривиум наук, полифония, симметрия, числовой расчет, tintinnabuli, молитва, исон.
Демченко А. И.
«Многообразная музыкальная реальность». К 85-летию со дня рождения А. Г. Шнитке
Страницы 36–47
Аннотация: Проходя в 1960-е годы полосу радикального обновления своего музыкального языка, Шнитке постепенно приходил к осознанию необходимости отказа от крайностей авангарда и осуществлял поиск органичного сочетания авангардного и идущего от накопленных исторических традиций, а также от широко распространённых форм многоликого музыкального обихода. К середине 1970-х годов его музыкальная лексика становится более «коммуникабельной», общительной, доступной. «Многообразная музыкальная реальность» — эта фраза-постулат композитора наилучшим образом очерчивает суть того коренного реформирования музыкального языка, которое происходило в его творческом сознании. В сравнении с почти тотально субъективно-романтическим характером художественного высказывания на предыдущем этапе в образном строе его музыки этого времени неизмеримо бо́льшую роль начинает играть объективное начало, и в конечном счёте суть дела заключалась в том, чтобы добиться оптимально сбалансированного соотношения субъективного и объективного, их органичного синтеза. Это, в свою очередь, требовало широкого обращения к испытанным средствам художественного воздействия. Отходя от авангардного радикализма, композитор всемерно усиливает значимость мелодического начала и достаточно ясного гармонического языка с соответствующей ролью отчётливых тональных опор. Демократизация его художественного языка шла по линии введения следующих ресурсов: средства открытой экспрессии, привнесение в образную палитру сентиментальных штрихов и возможностей мелодраматизма, а также того, что находится под эгидой банального.
Ключевые слова: творчество Шнитке с середины 1970-х годов, реформирование музыкального мышления, синтез субъективного и объективного, демократизация художественного языка.
Рудик Е. А., Полозова И. В.
Некоторые особенности строения многочастных духовных кантат И. С. Баха в контексте лютеранского богослужения
Страницы 48–51
Аннотация: Статья посвящена малоисследованной проблеме строения многочастных кантат И. С. Баха в контексте лютеранского богослужения. На примере многочастных духовных кантат композитора, как наиболее объемного пласта жанра, предпринята попытка классификации многочастных структур согласно логике их включенности в богослужение. Рассредоточенные и двусоставные образцы, отражающие разную логику богослужений с Причастием и торжественных богослужений (не всегда соотнесенных с церковными праздниками), были тесно связаны с основным ходом богослужения, его строением и функцией частей. Данная особенность позволяет выявить практику варьирования структуры службы, которая вызвана отправлением того или иного праздника, а также причины, постоянно побуждающие композитора к включению дополнительных частей кантаты, что приводило к разрастанию ее масштабов. На это указывает не только внешняя вариативность количества частей (от 1 до 15), но и их внутреннее структурирование, где нередко присутствует дробление номера на отдельные разделы. Духовные кантаты И. С. Баха отражают основные структурные модели данного жанра, сформированные под воздействием литургической практики. В композиционном и музыкальном плане кантаты Баха — вершина развития жанра духовной кантаты.
Ключевые слова: жанр духовной кантаты, И. С. Бах, лютеранское богослужение, многочастные композиции.
Кравец Н. С.
Мандолина в России: история и современность
Страницы 52–58
Аннотация: В статье поднимается вопрос о российской традиции мандолинного исполнительства. Музицирование на мандолине в России берет свое начало со второй половины XVIII века как любительская, а позднее профессиональная практика. Интерес к изучению мандолинного исполнительства в исследовательской литературе возникает в последние 20 лет. В настоящее время мандолина активно возрождается в российской исполнительской среде, а также в сочинениях современных композиторов как инструмент с неповторимым звучанием. Автор приводит имена современных российских педагогов и исполнителей на мандолине, пропагандирующих этот инструмент. Помимо этого рассматривается сходство и различие между итальянской мандолиной и русской домрой, а также особенности их параллельного существования (от антагонизма до взаимообогащения) в исполнительской практике с конца XIX века до наших дней.
Ключевые слова: мандолина, домра, барочная мандолина, мандолинное исполнительство в России.
Театральное искусство
Груцынова А. П.
Несколько слов о мимодраме «Дочь Гудулы»
Страницы 59–67
Аннотация: Статья посвящена мимодраме «Дочь Гудулы», поставленной в московском Большом театре в 1902 году. Для её автора — балетмейстера-реформатора Александра Горского — этот спектакль был первой оригинальной постановкой после череды сделанных редакций. В первом разделе статьи («История начинается») прослеживается история создания мимодрамы, обрисовываются особенности замысла. Во втором разделе статьи («Брошенный в воду камень…») исследуется история постановки «Дочери Гудулы» и отзывы прессы. В третьем разделе («… и круги по воде») рассматривается линия влияния, которое мимодрама оказала на дальнейшие постановки балета на тот же сюжет — «Эсмеральда». Влияния эти оказываются как явными (заимствование находок в структуре спектакля), так и скрытыми (заимствование музыки «Дочери Гудулы» без указания авторства).
Ключевые слова: А. А. Горский, А. Симон, «Дочь Гудулы», «Эсмеральда», мимодрама, балет, критика.
Гендова М. Ю.
Балет «Щелкунчик» — нетривиальный способ знакомства с бытовой Рождественской культурой России второй половины XIX века
Страницы 68–74
Аннотация: Статья посвящена исследованию балета «Щелкунчик» как художественной форме отображения культуры празднования Рождества в России второй половины XIX века, изначально привнесенной в Петербург немцами и получившей к концу века повсеместное распространение. Внимание сосредоточено на детских Рождественских балах, роли танцмейстера, танцевальной культуре взрослых, а также на кондитерском деле как идейном вдохновителе создания фигурок танцующих сластей.
Ключевые слова: балет «Щелкунчик», Рождественская елка, гросфатер, кондитерские, хореография, танцмейстер, подарки, «грамматика» детского Рождественского бала.
Изобразительное искусство
Суворова А. А.
Дискурс аутсайдерского искусства в России (1980–1990-е гг.)
Страницы 75–82
Аннотация: В период первой половины — середины 1980-х годов в изучении рисунков душевнобольных в поле психиатрии начинают использоваться конструкты искусствоведческого дискурса: понятия, язык описания, «говорящие субъекты» и методы исследования. Период рубежа 1980–1990-х годов обусловлен значительной актуализацией темы творчества душевнобольных, что было связано с переосмыслением механизма творчества и языков искусства, развенчанием «карательной психиатрии», прекращением идеологического давления на поле искусства и значимостью концепции «инаковости». Это приводит к появлению значительного числа общественных инициатив, выставок, публикаций, посвященных искусству аутсайдеров и творчеству душевнобольных. Эпоха 1990-х годов также связана с процессом институционализации аутсайдерского искусства в России, началом активной коллекционерской и исследовательской деятельности. В формировании дискурса искусства аутсайдеров в России в 1990-е годы ведущими «инстанциями разграничения» становятся коллекционеры, апеллирующие к авторитетным, для данного дискурса, зарубежным исследователям и представителям специализированных арт-институций и психиатрических институций, к профильным и популярным изданиям. Также идут процессы самоинституционализации: формируются частные музеи и коллекции. В ходе дискурс-анализа процессов и текстов, связанных с полем аутсайдерского искусства, выявлено постепенное дискурсивное смещение от психиатрии к искусству.
Ключевые слова: аутсайдерское искусство, искусство душевнобольных, психиатрия, 1980-е, 1990-е.
Педагогика и психология искусства
Иванова Н. В.
О развитии образовательных технологий в сфере преподавания сольфеджио: совершенствование ритмического слуха певцов
Страницы 83–87
Аннотация: Cтатья посвящена проблеме образовательных технологий в сфере преподавания сольфеджио на примере методики развития ритмического слуха певцов. Она рассматривается с позиций музыкальной психологии, отражённых в трудах Б. Теплова, В. Леви, Ю. Рагса, В. Холоповой, В. Медушевского, Е. Назайкинского, Г. Гейнрихса, Г. Кечхуашвили и других учёных, исследовавших психофизиологические закономерности соотношения ритмики с эмоциональным содержанием. Опираясь на обобщение методического опыта крупных музыкантов — Г. Нейгауза, А. Островского, В. Холоповой, а также на собственную многолетнюю практику преподавания сольфеджио, автор отмечает основные направления работы в области развития ритмического слуха певцов. В статье охарактеризованы некоторые особенности слуховой работы с вокалистами, разработана система специальных ритмических упражнений, позволяющих последовательно и результативно формировать у студентов необходимые профессиональные навыки слухового восприятия, чтения, записи и исполнения различных ритмических особенностей музыкального текста.
Ключевые слова: обучение певцов, музыкальная психология, сольфеджио, методика преподавания, ритмические упражнения.
Серова Н. С.
Электронное обучение в системе музыкального образования
Страницы 88–93
Аннотация: Вопрос о возможности применения электронного обучения в процессе подготовки музыканта осмысливается на основе анкетирования студентов и личного опыта автора. Мобильность учебного графика, относительная вариативность содержания образовательной программы — привлекательные стороны электронного обучения, отмеченные участниками исследования. Вместе с тем, опасения вызывают возможное снижение качества обучения и исключение из образовательного процесса межличностной коммуникации. Тем не менее, именно программа подготовки музыканта может стать уникальным и плодотворным опытом интеграции традиционной и электронной образовательной технологии.
Ключевые слова: электронное обучение, высшее образование, программа подготовки музыканта.
Здесь будет форма