Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 3 (5)

Смотреть полнотекстовую версию выпуска PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Надольская О. Н.


Новационный проект Саратовской консерватории

Страницы 3–7

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена уникальному проекту Саратовской консерватории — Центру комплексных художественных исследований под руководством доктора искусствоведения, профессора А. И. Демченко. Отмечается, что деятельность Центра направлена на расширение горизонтов всеобщего (универсального) искусствознания как нового научного направления. Следовательно, основные его задачи — поиск новых подходов на базе междисциплинарного, интегрирующего изучения мировой и региональной художественной культуры; разработка соответствующей методологии и освоение базового материала мировой художественной культуры с целью создания системного свода знаний для построения художественной картины мира в её эволюционной ретроспективе. Немаловажную роль в успешной реализации данного проекта играет консолидация научных кадров, стремящихся проводить свои исследования, выходя за рамки собственной специализации, на стыке двух или нескольких дисциплин.

    Ключевые слова: художественная картина мира, всеобщее (универсальное) искусствознание как научное направление, Центр комплексных художественных исследований.


Эстетика и философия искусства

Дронов А. В.


Понятие мира в философии искусства Мартина Хайдеггера

Страницы 8–15

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Целью исследования является прояснение, во-первых, самого понятия мира в «Истоке художественного творения», а во-вторых, его роли в проводимой М. Хайдеггером критике предпонимания искусства как одного из регионов наличного сущего. Для этого предприняты 1) реконструкция хайдеггеровской критики традиционной эстетики, исходящей из предпонимания произведения искусства как наличного предмета, 2) прояснение контекстов использования понятия мира в феноменологии Гуссерля и раннего Хайдеггера и 3) оценка роли этого понятия в рамках проводимой Хайдеггером критики эстетики.

    Ключевые слова: М. Хайдеггер, феноменология, философия искусства, произведение искусства, мир, регион.


Музыкальное искусство

Демченко А. И.


Корифей искусства Востока. О магистрали творчества Арама Хачатуряна

Страницы 16–27

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Арам Ильич Хачатурян (1903–1978) был и остаётся одним из самых выдающихся представителей художественной культуры Востока. Самобытность его стиля определяется прежде всего опорой на восточное начало, оно запечатлелось в различных образцах народного творчества. В отношении ранних опытов композитора можно говорить об определённом этнографизме, настолько экзотически в них подавалась национальная характерность. В дальнейшем он обычно добивался органичного взаимодействия восточного и общечеловеческого. Хачатурян ни в коем случае не замыкался в пределах народно-песенных истоков Армении или даже Закавказья в целом — в его творчестве широко представлена и стихия северокавказской интонационности, и то, что имело тюркское или среднеазиатское происхождение. Во всех этих случаях композитора отличало инициативное, глубоко творческое отношение к народной основе. Он расценивал фольклорный материал как данность, которую можно свободно развивать и перерабатывать в соответствии с авторским замыслом. В характерных для его стиля нарядном многоцветии и исключительной сочности музыкального языка явственно ощутимо восточное происхождение. Плодотворно соединяя эти истоки с интернациональным опытом музыкального искусства, Хачатурян стал классиком своей национальной музыки, классиком отечественной музыки ХХ века и классиком мировой музыки.

    Ключевые слова:художественная культура Востока, творчество Хачатуряна, многообразие народно-песенных истоков, классик национальной и мировой музыки.


Ерёменко Г. А.


Опера Ф. Пуленка «Груди Тиресия»: эксперименты с жанром или новая метаморфоза национальных традиций? (к 120-летию со дня рождения композитора)

Страницы 28–32

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Опера Ф. Пуленка «Груди Тиресия» по пьесе Г. Аполлинера представлена в аспекте наследования и обновления традиций французского комедийно-музыкального театра. Показан сплав черт ярмарочного водевиля, опера-комик и «чувствительной комедии» в сценарном и музыкальном планах оперной драматургии. Обрисованы национальные особенности речевого интонирования и жанрового пения оперных персонажей в сольных, ансамблевых, хоровых формах. Затронут вопрос актуальности социальных тем и эксцентричного метода их воплощения в сюрреалистической пьесе Г. Аполлинера. Подчеркивается умение драматурга и композитора сочетать злободневность содержания, развлекательно-игровые формы театрального зрелища и «открытые» эмоции в обращении к публике. Дана характеристика способов создания «портретов-карикатур» и «портретов-исповедей» в пьесе Аполлинера и вокале Пуленка. Особое внимание уделяется «карнавальной» атмосфере оперы — разнообразию форм передачи шуток и каламбуров, приемов пародирования «оперного словаря» французских композиторов предшествующих эпох. Отмечены признаки влияния на оперу Пуленка новых театральных жанров — оперетты, мюзик-холла, интонаций современной городской культуры.

    Ключевые слова: комическая опера, водевиль, национальные традиции, приемы пародирования, оперный словарь.


Виниченко А. А., Цай Т.


Жылдыз Малдыбаева. Прелюдия № 20: диалог музыкально-профессиональных традиций

Страницы 33–38

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация:Данная статья представляет собой анализ прелюдии № 20, входящей в цикл «24 прелюдии для фортепиано» одного из ярких представителей кыргызской музыки XX столетия — композитора Жылдыз Малдыбаевой. Целостный анализ миниатюры проведен с точки зрения диалога музыкально-профессиональных традиций — кыргызского фольклора в его вокальной и инструментальной позиции, традиций европейской академической музыки и рок-культуры, переживающей в то время формирование комплексных систем стилистического тезауруса. Отмечаются специфические моменты в развитии интонационности и формообразовании прелюдии. Анализу предшествует биографическая справка — обзор творческого пути Ж. Малдыбаевой. Отмечается, что становление и развитие таланта композитора происходило на фоне подъёма национальной музыки в 1960–1970-х годах — эпоху расцвета культурной глобализации. Также говорится о способствовании культурному подъёму республики повсеместного открытия профессиональных учебных заведений всех уровней, а также привлечение на педагогическое поприще высокопрофессиональных специалистов, получивших образование в ряде центральных консерваторий и педагогических институтов Советского Союза.

    Ключевые слова: Жылдыз Малдыбаева, прелюдия, рок-музыка, культурная глобализация, кыргызский фольклор.


Гордеева Е. В.


Структурно-семантический и исполнительский контекст клавирных и фортепианных произведений

Страницы 39–45

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация:В статье рассматриваются вопросы эффективных способов работы музыкантов — преподавателей и студентов — с фортепианным произведением на основе расшифровки смысловых структур музыкального текста. Фокус внимания сконцентрирован на рассмотрении ансамблевых, диалогических ситуаций-моделей, ритмических и интонационных формул, семантических, знаковых фигур, с помощью которых построены музыкальные тексты не только далёких «старинных» эпох, но и современные композиции. Диалогическая, полифоническая, ритмическая, мелодико-гармоническая и — шире — разностилевая (академическая — эстрадно-джазовая — модернистская и так далее) природа музыкального текста находит отражение в его внутреннем строении. Для музыканта-исполнителя существенно важно понимание различий авторского текста, с его заданным потенциалом, и исполнительского, интерпретирующего текста, позволяющего гибко оперировать первоначальными данными. Выявленные в музыкально-содержательном слое нотного текста смысловые «мизансцены» могут воздействовать на акустическую реализацию и повлекут за собой соответствующие изменения в темпе, штрихах, артикуляционных приёмах, громкостном уровне, агогике, призванных подчеркнуть определённое музыкальное движение-звучание (состояние). На примере различных фортепианных произведений в данной статье выявляются и анализируются, с помощью метода семантического анализа и приёмов практической семантики, смысловые структуры музыкального текста, а также возможности использования выявленных деталей в исполнительской работе. Особенности фактуры текста, его структурные формулы после их дифференциации и осмысления становится возможным синтезировать в исполнительский сценарий (версию) в различных акустических образах. Взаимосвязь множественных структурных компонентов — ритмических, интонационных, темповых, динамических, темброво-регистровых, каждый из которых можно рассматривать отдельно и в различных сочетаниях, создают широкое поле для исследователей и исполнителей, для «игры смыслов».

    Ключевые слова:фортепианное произведение, музыкальный текст, семантический анализ, смысловые структуры, исполнительская реакция, исполнительский сценарий.


Мальцева А. А., Есембаева И. Г.


Кантатное наследие Иоганна Филиппа Кригера

Страницы 46–51

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация:В центре данной статьи находится кантатное творчество Иоганна Филиппа Кригера — композитора эпохи Барокко, придворного капельмейстера города Вайсенфельса. Автор более двух тысяч кантат, из которых сохранилась лишь малая часть, И. Ф. Кригер обращается к поэзии вайсенфельского богослова Э. Ноймайстера, прокладывая путь к новой модели этого жанра. Кантата «Rufet nicht die Weisheit?» — свидетельство наиболее раннего опыта создания кантаты на текст Э. Ноймайстера, ставший известным И. Ф. Кригеру до издания годового цикла текстов «Духовные кантаты вместо церковной музыки» в 1704 году. Внимание авторов направлено на осмысление кантат И. Ф. Кригера как важной вехи при изучении духовных жанров центральной Германии рубежа XVII–XVIII веков.

    Ключевые слова: Иоганн Филипп Кригер, немецкая музыка, кантата, Барокко, Вайсенфельс, Эрдман Ноймайстер.


Шониёзова Д. М.


Особенности драматургии в опере В. Раннева «Проза»

Страницы 52–56

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: 20 ноября 2017 года в Электротеатре «Станиславский» (г. Москва) состоялась премьера оперы «Проза» современного композитора Владимира Раннева. Произведение вызвало массу положительных отзывов среди театральных деятелей и критиков, и опера оказалась в числе номинантов на престижную театральную премию «Золотая маска». В апреле 2019 года Владимир Раннев получил приз в номинации «Работа композитора в музыкальном театре». Опера привлекает интересным драматургическим и сценическим решением. В основе произведения лежат два литературных текста: повесть «Степь» А. Чехова и рассказ «Жених» Ю. Мамлеева. Чеховский текст (с сокращениями) распевается в одиннадцати голосах хорового ансамбля, тогда как мамлеевский становится основой для сюжетной истории оперы. В статье автор предлагает обзор драматургических особенностей и сценической реализации этого современного образца оперного театра.

    Ключевые слова: Антон Чехов, Юрий Мамлеев, Владимир Раннев, музыкальный театр XXI века, медиа, опера.


Театральное искусство

Гамрецкая А. В., Лесовиченко А. М.


Сказка о лисе, коте и петухе. Проблема взаимопомощи в детской опере

Страницы 57–63

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена анализу двух детских опер на сюжет народной сказки о лисе, коте и петухе, созданных в начале ХХ века украинцем К. Г. Стеценко и русским композитором А. Т. Гречаниновым. Содержание сочинений выявляет важную нравственную проблему, особенно актуальную в современном обществе — проблему взаимопомощи. Авторы статьи считают, что формирование ценностей взаимопомощи — важная задача воспитания детей, которую можно осуществлять средствами музыкального театра.

    Ключевые слова: украинская музыка, русская музыка, детская музыка, воспитание средствами искусства, детская игра.


Изобразительное искусство

Ильина И. А.


Профессор М. Н. Воробьев и А. П. Боголюбов: характер влияния учителя на пейзажное творчество ученика

Страницы 64–71

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена определению степени влияния на А. П. Боголюбова его преподавателя, профессора Академии художеств М. Н. Воробьева. Автор исследует существующие в научной литературе точки зрения на этот вопрос, а также отзывы исследователей о воробьевском пейзаже и педагогической деятельности художника в качестве руководителя пейзажной мастерской. Рассматривая круг произведений Боголюбова академического, пенсионерского и постпенсионерского периодов, выявляет точки творческого соприкосновения учителя и ученика композиционного и стилистического характера. Обоснована гипотеза о заметном вкладе М. Н. Воробьева в художественное образование А. П. Боголюбова, благодаря которому художник приобщается к традициям академического панорамно-видового пейзажа, особо проявившимся в его монументальной живописи, и формируется главное направление боголюбовского творчества — поиск способов реалистического отображения природы.

    Ключевые слова: искусство второй половины XIX века, пейзажная живопись, пленэр, Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева, Боголюбов, Воробьев.


Традиционные культуры

Вишневская Л. А.


О некоторых современных формах бытования северокавказской народной песни (на примере современной музыкальной культуры адыгов)

Страницы 72–76

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена некоторым формам возрождения северокавказской певческой традиции в современной музыкальной культуре адыгов. Отмечается, что долгое время огромный пласт опубликованного и неизданного песенного фольклора адыгов существовал в качестве музыкального памятника и материала для научно-теоретического изучения. Новые условия жизни и быта адыгов в начале XXI столетия породили практику вторичного фольклора в виде возвращения аутентичных форм исполнительства на базе института джегуако — традиционной модели музыкального образования. Ярким примером подобной практики выступает творчество ансамбля аутентичного песнопения и инструментальной музыки «Жъыу» (г. Майкоп). Исполнительская практика коллектива нацелена на восстановление исторической памяти, аутентичное выражение национального колорита, воссоздание элементов традиционной школы обучения народного музыканта и постижение множественных диалектов родного языка. Тем самым, группа не только возрождает, но на новом уровне продолжает и развивает традицию.

    Ключевые слова: северокавказская народная песня, ансамбль аутентичного песнопения и инструментальной музыки «Жъыу», институт джегуако.


Юровская О. Л.


Духовные стихи горнозаводских районов Челябинской области: стабильные и мобильные характеристики (на примере традиции калужских переселенцев)

Страницы 77–84

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена народному духовному песнетворчеству горнозаводских районов Челябинской обл. В центре внимания автора — духовные стихи калужских переселенцев Челябинской обл. в сравнении с образцами этого жанра на территории Калужской обл. Проводится сравнительный анализ духовных стихов первичной (Калужская обл.) и вторичной (Челябинская обл.) территориальной локализации с целью определения константных и новоприобретенных стилевых признаков. При сопоставлении духовных стихов калужских переселенцев с памятниками духовного песнетворчества этнической территории (Калужская обл.) обнаруживаются многочисленные связи, позволяющие выявить наиболее стабильные элементы, характерные для этого жанра как в песенной культуре переселенцев, так и в образцах коренной традиции. Вместе с этим можно говорить о мобильности некоторых характеристик и формировании в корпусе духовных стихов Челябинской обл. собственных стилевых признаков.

    Ключевые слова: духовные стихи, калужские переселенцы, Калужская область, стилевые связи, стабильные и мобильные характеристики.


Педагогика и психология искусства

Полозов С. П.


К проблеме содержания учебного курса музыкальной информатики

Страницы 85–88

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы содержания учебного курса музыкальной информатики. «Музыкальная информатика» как учебная дисциплина была введена в учебный процесс в начале 1980-х гг. Анализ содержания учебной дисциплины за весь период её существования показал, что оно менялось вместе с изменением уровня развития информационных компьютерных технологий, компьютерной грамотности общества. Отсюда основной проблемой содержания курса музыкальной информатики является его нестабильность, ориентация на имеющееся программное обеспечение и эмпирический опыт. Решение данной проблемы видится в переходе с прикладного направления на общий фундаментально-теоретический уровень.

    Ключевые слова: музыкальная информатика, информационные компьютерные технологии, информационный подход, музыкальное искусство, содержание учебного курса.


Традиции Саратовской консерватории

Королевская Н. В.


«Эскизы» А. А. Бренинга

Страницы 89–95

  • Аннотация, ключевые слова

    Аннотация: Четыре фортепианных цикла А. А. Бренинга под общим названием «Эскизы» в совокупности с карандашными иллюстрациями композитора к отдельным пьесам из этого цикла циклов рассматриваются как музыкально-изобразительное и образно-смысловое единство. Прослеживается влияние изобразительного компонента на музыкальный язык композитора, увиденный как аналог графического письма. За верхним импрессионистически-картинным слоем композиции вскрыт глубинный зашифрованный слой содержания, ключ к прочтению которого предоставляют рисунки. На основе выявления общих принципов структурирования образного содержания, характерных для рисунков и фортепианных пьес, установлен парадигматический ряд графических и звуковых пейзажей, объединяющий «Эскизы» в единый замысел, который, преодолевая рамки эскизности, перерастал в симфонические партитуры А. А. Бренинга. Связь фортепианных «Эскизов» с Девятой симфонией «Из истории собора» и симфонической поэмой-картиной «Кондор» позволяет вскрыть автобиографические аспекты этого большого художественного замысла и выявить синестезийные основы творческого метода композитора.

    Ключевые слова: Арнольд Арнольдович Бренинг, эскизы, графичность музыкального письма, парадигматический ряд, личностный смысл, творческий метод.



Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма