Должность: Профессор кафедры специального фортепиано.
Образование:
Институт искусств им. Г. Музическу МССР (Кишинёв) по специальности фортепиано (1970)
Аспирантура Государственного Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (Москва) (1976)
Наименование направления подготовки / специальности:
Музыкально-инструментальное искусство,
Искусство концертного исполнительства
Уровень образования: высшее образование
Квалификации: Концертный исполнитель, преподаватель, солист камерного ансамбля, концертмейстер
Учёное звание – профессор
Учёная степень: доктор искусствоведения
Стаж педагогической работы: 50 лет
Стаж работы в вузе: 44 года
Категория: высшая
Повышение квалификации: 2020 г.
Наименование специальности:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство 01 Фортепиано (бакалавриат)
53.05.01 Искусство концертного исполнительства 01 Фортепиано (специалитет)
53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (сольное исполнительство на фортепиано)
Преподаваемые дисциплины: специальный класс, концертное исполнительство, педагогическая практика, основы научных исследований, лекционный курс «История исполнительского искусства».
Творческие достижения – исполнительская работа:
Первым из пианистов Саратова исполнил сочинения композиторов ХХ в:
– Б. Барток, Соната для двух фортепиано и ударных – (совместно с: А.Д. Киреева, А. Крыжановский, А. Марьенко);
– Б. Барток, Сюита «На вольном воздухе»;
– А. Шнитке, Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1979) – с симфоническим оркестром Саратовской филармонии; дирижер Л. Корчмарь;
– А. Шнитке, Цикл «Пять афоризмов» (1990).
Участие в международных конкурсах:
– Диплом лауреата ГРАН-ПРИ. XII-й Международный конкурс-фестиваль исполнителей на музыкальных инструментах. «Всероссийское музыкальное общество», «Союз композиторов России» (Июнь 2016);
– Диплом лауреата II-й премии Международного конкурса “MONACO STAR” MONACO – MONTE-CARLO (Июль 2016);
– Диплом лауреата I-й премии Международного конкурса LIEСHTENSTEIN INTERNATIONAL KING COMPETITION VADUZ (Июль 2016).
– Концертные выступления за рубежом: Китай (2003); Израиль (2005)
Награды студентов класса:
Лауреат третьей премии международного конкурса пианистов. Киев – Ворзель, 2008 – Т. Софронова.
Лауреат третьей степени всероссийского фестиваля-конкурса «Музыкальные звездочки России», Москва, 2012 – И. Абатурова.
Диплом лауреата третьей степени Международного фестиваля-конкурса «Весенний перезвон», 2013 – И. Абатурова
Лауреат первой премии международного фестиваля-конкурса «Лестница к звездам», Москва, 2015 – Т. Маринина
Диплом III степени VIII международного конкурса «Романтизм: истоки и горизонты», Москва. РАМ им. Гнесиных, 2016 – А. Наривончик.
Диплом лауреата II премии Международного конкурса в Германии, март 2017 – А. Наривончик
Диплом Лауреата III премии Конкурса им.С.С. Бендицкого, Саратов, 2017 СОКИ. Консультант С.Я. Вартанов – Г. Глебов
Диплом Лауреата ХХ международного конкурса пианистов им. Марии Юдиной. Санкт-Петербург, 2019 – Н. Кириллова.
Диплом лауреата II премии XIX Конкурса-фестиваля в Ереване, 2019 – А. Арутюнян.
Научные достижения и публикации
– Кандидатская диссертация «Аппликатура и позиционность в пианистических стилях конца XIX – первой половины XX века», специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство». Защищена в диссертационном совете на базе Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова 30.06.1980 г.
– Докторская диссертация «Концепция интерпретации сочинения в системе фортепианной культуры», специальность 17.00.09 «Теория и история искусства». Защищена в диссертационном совете на базе Саратовской Государственной Консерватории им. Л.В. Собинова 22.10.2013 г.
Монографии:
1. Концепция в фортепианной интерпретации: под знаком Франца Листа и Сергея Рахманинова – Москва, Издательство: Композитор, 2013.– 584 с.
2. Исполнение – интерпретация в фортепианной музыке – Саратов. Учебно-методическое пособие Издательство Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, 2016. – 96 с.
Публикации в журналах ВАК:
1. Альфред Шнитке и Иосиф Бродский // Музыковедение. 2004. – № 1. – С. 28–37.
2. Рука, повинующаяся интеллекту // Музыкальная Академия. 2008. – № 4. – С. 37–46.
3. Концепция в фортепианной интерпретации (Бетховен Соната ор.57, концепт вторжения) // Проблемы музыкальной науки. 2009. – № 1 (4). – С. 40–48.
4. Концепция в исполнительской интерпретации: Ф. Лист, Этюд № 6 a-moll (по Паганини) // Музыковедение. 2010. – № 9. – С. 34–43.
5. Концептуальная интеграция и педальная идея (Шуберт Соната op. рost. B-dur, ч. II) // Проблемы музыкальной науки. 2011.– № 1 (8). – С. 231–238.
6. А. Шнитке «Пять Афоризмов»: Прием Перепада // Проблемы музыкальной науки. 2011. – № 2 (9). – С. 99–105.
7. Концепция в интерпретации: Лист “Il penseroso” // Музыкальная жизнь. 2011. – № 11. – C. 70–72.
8. Концепция в интерпретации. К. Дебюсси: «Звуки и ароматы в вечернем воздухе реют» // Музыковедение. 2011. – № 12. С. 15–23.
9. Б. Яворский и проблематика концепции в системе фортепианной интерпретации (ассоциативный образ «Лествица» в прелюдии и фуге И.С. Баха Е-dur, ХТК т. II) // Вестник СГТУ. Саратов, 2012. – № 1 (63). – Вып. 1. – С. 134–143.
10. Четвертое измерение – памяти Александра Ивашкина // Музыкальная Академия. 2014. – № 1, С. 46-50.
11. Святослав Рихтер, «Аппассионата»: «между Сциллой и Харибдой» // Музыкальная Академия. 2015. – № 3, С. 117-126.
12. Знаковая семантика и интеграция концепции в фортепианной интерпретации // Проблемы музыкальной науки. 2015. – № 4 С. 49–57.
13. Загадка Владимира Спивакова: «Диалоги Владимира Спивакова с Соломоном Волковым» // Музыка и время 2015. – № 12, С.13-19.
14. Концепция «Сны о России» в интерпретации Вариаций на тему Корелли С. Рахманинова// Проблемы музыкальной науки. 2018. – № 2 С. 21–32.
15. Мотивно-пластические знаки (МПЗ) и концепция интерпретации» // Музыка и время. 2019. – № 5, С.38-50.
16. Вагнер и Лист – Тристан и Байройт// Музыка и время 2020. – № 7, С.22-27.
17. Вагнер-Лист: «Isolden’s Liebes-Tod» – концепция интерпретации // Музыка и время 2020. – № 8, С.18-26.
18. Концепция «От отчаяния к бессмертию души» в интерпретации Сонаты Бетховена ор. 111 // PHILHARMONICA. International Music Journal. — 2020. - № 4. - С.85-104. DOI: 10.7256/2453-613X.2020.4.33070. URL: https://e-notabene.ru/phil/article_33070.html
Публикации, посвященные Марии Гринберг
1. Мария Гринберг – вехи творческого пути в зеркале высказываний пианистки // Фортепиано, Журнал ЕРТА – RUSSIA, – М. 1998. № 2. С. 6–10.
2. Композитор и исполнитель – Мария Гринберг об интерпретации цикла «32 вариации» Бетховена // Фортепиано, Журнал ЕРТА – RUSSIA, – М. 1999. № 3. С.18–24.
3. Мария Гринберг – творческие идеалы пианистки // Израиль – ХХI. 2008 № 13, http://21israel-music.com.
Интервью на Канале ДЗЕН
18.07.2020. «Памяти учителя: Мария Гринберг в моей жизни»
13.5.2019."Публика истосковалась по художественной индивидуальности"
Портреты пианистов, рецензии на концерты («Камертон»).
1. Презентация нового рояля «STEINWAY» в Большом зале Саратовской филармонии – три фортепианных вечера: Элисо Вирсаладзе (26.09), Лев Шугом (30.09), Николай Луганский (3.10) – октябрь 2014, № 70 (84)
2. Играет Валерий Кулешов – октябрь 2010, № 16 (30)
3. Александр Рыкель: портрет на фоне пейзажа – февраль 2015
4. Лев Шугом – Вечер памяти Эмиля Гилельса – март 2016
5.Об Анатолии Иосифовиче Катце: дар человеческого общения – февраль 2017 6. Альберт Тараканов – «Характер — это судьба» – май 2019, № 113
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Понятно, спасибо
Здесь будет форма