Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Варламов Дмитрий Иванович

Варламов Дмитрий Иванович
Заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики
Доктор искусствоведения
Доктор педагогических наук
Профессор

  • Преподавание
    Деятельность
    Представительство

    Должность: заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики (историко-теоретический факультет)

    Образование: Уфимский государственный институт искусств (1975), Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ассистентура-стажировка, 1979), Московский государственный институт культуры (аспирантура, 1990), Российский институт культурологии (докторантура, 2008).

    Наименование направления подготовки/специальности: Народные инструменты (баян)

    Уровень образования: высшее образование

    Квалификация: Концертный исполнитель, преподаватель, дирижер оркестра 

    Ученое звание: профессор

    Ученая степень: доктор искусствоведения, доктор педагогических наук

    Почетное звание: Заслуженный деятель науки и образования (РАЕ), Основатель научной школы (РАЕ).

    Общий стаж работы: 51 год

    Стаж работы по специальности: 51 год

    Повышение квалификации: ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», 2021

    Направления подготовки/специальность: 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» (05 Баян, аккордеон и струнно-щипковые инструменты) (бакалавриат); 53.05.01 «Искусство концертного исполнительства» (01 Фортепиано, 02 Концертные струнные инструменты, 03 Концертные духовые и ударные инструменты, 04 Концертные народные инструменты), 53.05.02 «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором» (02 Художественное руководство академическим хором), 53.05.04 Музыкально-театральное искусство (01 Искусство оперного пения) (специалитет); 53.04.02 «Вокальное искусство» (01 Академические пение), 53.04.04 Дирижировование (02 Дирижирование оркестром народных инструментов) (магистратура); 53.09.01 «Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам)», 53.09.02 «Искусство вокального исполнительства (по видам)», 53.09.03 «Искусство композиции», 53.09.05 «Искусство дирижирования (по видам)» (ассистентура-стажировка); 44.06.01 Образование и педагогические науки, 50.06.01 Искусствоведение (аспирантура)

    Преподаваемые дисциплины: Научно-исследовательская дработа, Основы научных исследований, История исполнительского искусства, Практика реферативной работы (ассистентура-стажировка), Научно-исследовательская деятельность аспиранта и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание уч. ст. «Кандидат пед. наук» и «Кандидат искусствоведения»

  • Личные достижения:

    Лауреат конкурса молодых баянистов Поволжья.

    Лауреат нескольких конкурсов научных работ: учебное пособие «Оркестр саратовских гармоник: школа коллективной игры» получило 1 место на Саратовском областном конкурсе как лучшее издание 2011 года, а монография «Метаморфозы народного музыкального инструментария» на Всероссийской выставке «Золотой фонд отечественной науки» получила сертификат как лучшее издание в отрасли.

    Награды:

    Благодарности: ректора СГК им. Л.В. Собинова; ректора Забайкальского гос. университета; ректора СПб гос. института культуры; ректора Уральской гос. консерватории им. М.П. Мусоргского; Министерства образования Саратовской области; председателя Саратовской областной думы.

    Почетные звания: Основатель научной школы (решение Президиума Российской Академии Естествознания от 22 февраля 2019 г.); Заслуженный деятель науки и образования ((решение Президиума Российской Академии Естествознания от 21 июня 2019 г.), Почетный профессор Самарского государственного института культуры.

    Дополнительная информация:

    Диссертации Д.И. Варламова:

    «Становление и развитие оркестров и ансамблей гармоник (на материале Поволжья)» на соиск. ученой степени кандидат педагогических наук 13.00.05 – Теория и методика культурно-просветительной деятельности – дисс. совет при МГИК 1994 г.

    «Народные традиции в контексте эволюции национального инструментализма в музыкальном искусстве России XIX−XX веков», на соиск. ученой степени доктор искусствоведения 17.00.09 – Теория и история искусства – дисс. совет при СГК им. Л.В. Собинова 2009 г.

    «Обучение на русских народных инструментах: традиции и новации», на соиск. ученой степени доктор педагогических наук 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (музыка) – дисс. совет при МПГУ 2015 г.

    Член Ученого совета СГК им. Л.В. Собинова, заместитель председателя Диссертационного совета при СГК им. Л.В. Собинова.

    Подготовил в качестве научного руководителя восемь кандидатов наук: Я.И. Родь (кандидат педагогических наук, 2002 г.), А.Е. Лебедев (кандидат искусствоведения, 2006 г.), С.Н. Чечина (кандидат педагогических наук, 2006 г.), О.Я. Коробова (кандидат искусствоведения, 2010 г.), Н.А. Кислицын (кандидат искусствоведения, 2012 г.), О.С. Тремзина (кандидат искусствоведения, 2014 г.), А.А. Платонова (кандидат искусствоведения, 2018 г.), Л.В. Антонова (кандидат педагогических наук, 2020 и в качестве консультанта двух докторов наук: Е.Н. Яковлева (доктор искусствоведения, 2017 г.), К.О. Чепеленко (доктор искусствоведения, 2017 г.).

    Инициатор ряда научных и творческих проектов регионального и федерального уровня, в т. ч. организатор более 10-ти всероссийских и международных научных конференций, главный редактор более 20-ти сборников научных трудов.

    Руководитель Лаборатории инновационных музыкально-педагогических исследований СГК. Соруководитель гранта РГНФ по проекту 07-06-000732а (2007-2008 гг.) «Инновационные технологии развития образовательного пространства художественного вуза».

    Член редколлегии четырех научных журналов: «Проблемы музыкальной науки» (ВАК), «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика» (ВАК), «Известия СГК им. Л.В. Собинова» (ВАК), «Сфера культуры» (ВАК).

    Автор инструментовок, аранжировок и сочинений для оркестров и ансамблей русских народных инструментов, в т.ч.: «Сюита на музыку М. Левянта к драматическим спектаклям», «Подражая Джорджу Майклу», Транскрипция Вальса И.Паницкого «Воспоминание» и др. Исполнитель и дирижер.

    Является инициатором создания и первым исполнителем ряда произведений современных композиторов: А. Бердюгина, В. Бычкова, О. Вахмянина, И. Дороднова, А. Дормидонтова, М. Левянта, И. Мациевского, В. Орехова, В. Орлова, И. Субботина, Н. Шиянова.

    Выступал с концертами более чем в 50 городах России, а также в Германии и в странах Африки (Мали, Буркина Фасо).

  • Публикации: Всего около 200 единиц.

    Монографии и учебно-методические работы (основные): всего 15

    1.     Варламов Д.И. Метаморфозы музыкального инструментария: Неофилософия народно-инструментального искусства XXI века / Д.И. Варламов.- Саратов: Аквариус, 2000.- 144 с.

    2.               Варламов Д.И. Онтология художественных традиций и инноваций / Д.И. Варламов // Скрипай А.А., Александрова Е.А., Варламов Д.И., Шаш Н.Н. и др. Развитие образовательного пространства художественного вуза: монография / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова. – М.: Экшэн, 2008. – С. 66-90,

    3.     Варламов Д.И. Метаморфозы народного музыкального инструментария: монография / Д.И. Варламов. – М.: Издательство «Композитор», 2009. – 180 с.

    4.     Варламов Д.И. Оркестр гармоник - разновидность народного оркестра: учеб. пособие / Д.И. Варламов. - Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 1990. - 36 с.

    5.     Варламов Д.И. Ансамбль саратовских гармоник: школа коллективной игры / Д.И. Варламов, С.А. Самусенко. − Саратов: «Саратовтелефильм» − «Добродея», 2010. − 180 с.

    6.     Варламов Д.И. Становление академической традиции в русском народно-инструментальном искусстве XIX столетия: учеб. пособие / Д.И. Варламов. - Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. − 50 с.

    7.     Варламов Д.И. Онтология искусства: Избранные статьи 2000-2010 гг. / Д.И. Варламов. ─ М.: Композитор, 2011. ─ 316 с.

    8.     Варламов Д.И. Эволюция системы обучения исполнителей на русских народных инструментах в условиях академического музыкального образования: монография / Д.И. Варламов. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. – 212 с.

    9.     Варламов Д.И. Ауфтакт в дирижировании: учеб.-метод. пособие по курсам «Дирижирование» и «Методика преподавания дисциплин дирижерского профиля» / Д.И. Варламов, О.С. Тремзина. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. – 44 с.

    10.          Варламов Д.И. Академизация и постакадемический синдром в музыкальном искусстве и образовании: Монографический сборник статей / Д.И. Варламов. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2016. – 84 с.

    11.          Варламов Д.И. Академизация и постакадемический синдром в музыкальном искусстве и образовании: Монографический сборник статей. Изд. 2-е, доп. / Д.И. Варламов. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2021. – 185 с.

    Статьи в журналах, рецензируемых ВАК (основные): всего 44

    1.               Варламов, Д.И. Социально-педагогические аспекты функционирования коллективного исполнительства на русских народных инструментах / Д.И. Варламов // Искусство и образование. – 2004. – № 2. - С. 37-45

    2.               Варламов, Д.И. Принципы русистики П.И. Чайковского в контексте современного представления о народности художественного творчества / Д.И. Варламов // Музыковедение (приложение к журналу “Музыка и время”). – 2005. - № 3. – С. 12-15

    3.               Варламов, Д.И. Становление системы музыкального образования на русских народных инструментах / Д.И. Варламов // Искусство и образование. - 2006. - № 1. - С. 37-44; № 2. - С. 106-112

    4.               Варламов, Д.И. Устная и письменная традиции: общность и различия / Д.И. Варламов // Традиционная культура. - 2006. – № 4. - С. 83-91

    5.               Варламов, Д.И. Игровая логика в контексте логики музыкальной композиции концертов для баяна / Д.И. Варламов, А.Е. Лебедев // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2006. - № 4, вып. 1. - С. 240-248

    6.               Варламов, Д.И. Онтология художественных традиций / Д.И. Варламов // Знание. Понимание. Умение. – 2007. – № 4. – С. 114-120

    7.               Варламов, Д.И. Музыкальный фольклор и неофольклор: особенности семантики и языка / Д.И. Варламов // Музыковедение. – 2007. – № 5. – С. 9-14

    8.               Варламов, Д.И. К вопросу об академизме, академизации и академическом искусстве / Д.И. Варламов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 21. – Филология. Искусствоведение. – Вып. 23. – С. 181-187

    9.               Варламов, Д.И. Народные традиции в музыкальном искусстве / Д.И. Варламов // Искусство и образование. – 2008. – № 6. – С. 12-16

    10.          Варламов, Д.И. Концертмейстер в современной музыкально-педагогической практике / О.Я. Коробова, Д.И. Варламов // Искусство и образование, № 3, 2010. С. 111-115.

    11.          Варламов, Д.И. Антиципация в деятельности музыканта-концертмейстера / Д.И. Варламов, О.Я. Коробова // Музыковедение, № 5, 2010 г. − С. 36-40.

    12.          Варламов, Д.И. Исполнительская компетентность музыканта как педагогическая проблема / Д.И. Варламов, К.И. Лохов // Искусство и образование, № 4, 2010. С. 81-87.

    13.          Варламов, Д.И. Музыкальное образование в контексте метаморфоз парадигмы музыкального искусства / Д.И. Варламов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Т. 13. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2013. – Вып. 3. – С. 101-104.

    14.          Варламов, Д.И. Парадигма музыкального искусства как фактор совершенствования системы специального образования [/ Д.И. Варламов // Вестник Челябинского государственной академии культуры и искусств. – 2013. – № 4 (36). – С. 102-106.

    15.          Варламов, Д.И. Синергетический и компаративистский подходы в исследовании эволюции системы обучения исполнителей на русских народных инструментах в контексте академического образования музыкантов России / Д.И. Варламов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/113-11837

    16.          Варламов, Д.И. Теоретические и методологические основы исследования исполнительской школы в музыкальном искусстве / Д.И. Варламов, Е.С. Виноградова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11, ч. 7. – С. 1407-1411.

    17.          Варламов, Д.И. Музыкальное образование исполнителей на русских народных инструментах как объект компаративистского и синергетического исследования / Д.И. Варламов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 1. – Т. 2. С. 299-305.

    18.          Варламов, Д.И. Академизация музыкального искусства и образования как процесс / Д.И. Варламов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 3. – Т. 2. – С. 57-64.

    19.          Варламов, Д.И. Профессиональные качества оркестрового музыканта как объект исследования / Д.И. Варламов, К.И. Лохов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 4 (43). – Т. 2. – С. 304-311.

    20.          Варламов, Д.И. Академизация народного искусства и образования исполнителей на русских народных инструментах / Д.И. Варламов // Вестник Челябинского государственной академии культуры и искусств. – 2014. – № 2 (38). – С. 79-84.

    21.          Варламов, Д.И. Коммуникативные качества оркестрового музыканта в контексте педагогического исследования / Д.И. Варламов, К.И. Лохов // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. – 2014. – № 5. – С. 108-110.

    22.          Варламов, Д.И. Академизация музыкального искусства и образования в контексте глобализации современного общества / Д.И. Варламов // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. – 2014. – № 5. – С. 111-113.

    23.          Варламов, Д.И. Динамика парадигм музыкального образования в контексте академизации искусства / Д.И. Варламов // [Элетронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – № 2. – 2014. – URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-2008.htm

    24.          Варламов, Д.И. Изменение мышления учащегося-музыканта в условиях академического образования / Д.И. Варламов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. – 2014. – № 5. – Ч. 2. – С. 15-18.

    25.          Варламов, Д.И. Влияние дисциплин дирижерского профиля на формирование профессиональных качеств оркестрового музыканта / Д.И. Варламов, К.И. Лохов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. – 2014. – № 5. – Ч. 2. – С. 19-22.

    26.          Варламов, Д.И. Постакадемический синдром в системе отечественного музыкального образования / Д.И. Варламов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2014. – № 7. – Т. 2. – С. 91-98.

    27.          Варламов, Д.И. Теория отношений в педагогике музыкального искусства и образования (прелюдия исследования) / Д.И. Варламов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2015. – № 4. – С. 103-109.

    28.          Варламов, Д.И. Функции концертмейстера в художественно-педагогическом процессе образовательной организации / Д.И. Варламов, О.Я. Коробова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL:http://www.science-education.ru/129-22068

    29.          Варламов, Д.И. Процесс академизации русского народного инструментального искусства / Д.И. Варламов // Проблемы музыкальной науки. 2019. № 2. С. 29–37. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.2.029-037.

    30.          Варламов Д.И. В. В. Андреев и современное русское народно-инструментальное искусство / Д.И. Варламов // Вестник СПбГИК. – № 2. – 2019. – С. 164-169.

    31.          Варламов Д.И. Генезис оформления методических элементов обучения академическому пению / Л.В. Антонова, Д.И. Варламов // Искусство и образование. - №3. - 2019. – С. 163-172.

    32.          Варламов Д.И. Авторская школа в контексте национальной фортепианной традиции / Д.И. Варламов, А.А. Платонова // Искусство и образование. – № 5 (127). – 2020. – С. 26-36.

    33.          Варламов Д.И. Академизация личности в музыкальном образовании / Д.И. Варламов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2020. – Т. 20. – Вып. 4. – С. 454-457.

    34.          Варламов Д.И. Технологии академизации музыкального искусства и образования / Д.И. Варламов // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания». – 2021 – № 1 (11). – С. 8-13.

    35.          Варламов Д.И. Жанрообразование в музыкальном искусстве / Д.И. Варламов // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. – 2022 – № 2 (16). – С. 32-38.

    36.          Варламов Д.И. Картина мира китайского композитора и ученого Сянь Синхая / Чжан Чжи, Д.И. Варламов // Искусство и образование. – 2022 – № 4. – С. 43-49.

    37.          Варламов Д.И. Педагогика искусства в Саратовской консерватории / Д.И. Варламов // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. – 2022 – № 3 (17). – С.

    38.     Варламов Д.И. Академическое музыкальное искусство в контексте академизации / Д.И. Варламов // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship. 2022. № 4. С. 47–55. DOI: 10.56620/2782-3598.2022.4.007-015

    39.     Варламов Д.И. Формирование художественной техники на начальном этапе обучения игре на флейте / О.А. Маевская, Д.И. Варламов // Научное мнение. – 2023. – № 3.

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма