Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Сметанников Леонид Анатольевич

Сметанников Леонид Анатольевич
Народный артист СССР
Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки
Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Берлин)
Лауреат всесоюзных фестивалей и конкурсов
Почетный гражданин города Саратова

Заведующий кафедрой академического пения 

Профессор


  • Преподавание
    Представительство

    Должность: Заведующий кафедрой академического пения. Профессор
    Дисциплины: Сольное пение, камерное пение, концертно-камерное пение, изучение оперных партий, прохождение оперных партий, педагогическая практика 
    Ученая степень: нет
    Ученое звание: Профессор
    Направления подготовки: Вокальное искусство, академическое сольное пение; Музыкально-театральное искусство, искусство оперного пения
    Повышение квалификации: 2014
    Общий стаж работы: 50
    Стаж работы по специальности: 50
    Уровень образования: Высшее образование
    Квалификация: Оперный и концертный певец, преподаватель


  • Родился 12 августа 1943 г. в селении Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области. Отец - Сметанников Анатолий Павлович. Мать - Сметанникова Елена Ивановна.

    Раннее детство Л. Сметанникова прошло на Южном Урале. Туда во время войны была эвакуирована мать, а позже приехал и отец после госпиталя, где лежал с тяжелым ранением, полученным летом 1942 г.
    После войны семья вернулась на Украину, в г. Днепродзержинск Днепропетровской области. В 1957 г. Леонид Сметанников окончил семь классов средней школы и поступил в индустриальный техникум. В 1961 г. поступил на Днепродзержинский металлургический комбинат, работал техником-электриком.

    Перелом судьбы мог показаться резким и неожиданным, но, вместе с тем, он был закономерным. Леонид Сметанников пел с детства - в детском саду, в школе, где был признанным запевалой. До сих пор помнит две первые песни, в которых впервые солировал: "Марш юннатов" и "Летят белокрылые чайки". Тогда же его заметили и пригласили в городской детский хор. После мутации голоса юноша вновь запел, теперь во взрослом, известном на всю область, академическом хоре заводского Дворца культуры. Здесь уже был и вокальный кружок. В душе Леонида крепло решение: хочу петь, буду петь.
    В 1962 году Сметанников приехал в Днепропетровск поступать в музыкальное училище. Был принят на первый курс вокального отделения. Чтобы прожить, пришлось все четыре года обучения подрабатывать радистом-осветителем во Дворце культуры студентов. Днем - училище, почти каждый вечер - работа. Пришлось нелегко. Но главное - это «борьба с голосом, против голоса и за голос». Немало времени ушло на поиск тембра. Вначале пел басом, затем драматическим баритоном и только потом, очень нескоро, голос определился как лирический баритон.
    После окончания училища в 1966 году Леонид Сметанников отправился в Саратов, поступать в Саратовскую консерваторию имени Л.В. Собинова. Леонида взял к себе в класс Александр Иванович Быстров, воспитавший немало талантливых учеников, которые пели на разных оперных сценах страны, с успехом работали в филармониях.

    И опять началось все сначала, только на более высоком и сложном уровне. Прежде всего, нужно было развить средний и верхний участки баритонового регистра, выровнять звучание голоса по всему диапазону, добиться яркости, силы и полетности звука, сделать вокальную линию плавной и непрерывной. Как дышать, где формировать звук, куда посылать его - сотни певческих задач и упражнений, десятки вариантов исполнения одного фрагмента... Но это только звук. А слово! А еще сцена и так называемая сценическая свобода! Всем этим он в основном занимался в классе оперной подготовки, многому научившись у режиссера Виктора Никифоровича Томаха.
    С самого начала Леонид Сметанников много и тщательно работал над усвоением всего круга изучаемых в вузе дисциплин, всюду стремился быть в числе лучших. На протяжении всех пяти лет обучения был обладателем стипендии имени Собинова. В своей жажде знаний не чуждался и довольно углубленных научных изысканий, особенно, если они помогали овладеть актерским мастерством. Так появилась его теоретическая работа "Эстетические принципы Станиславского на современной оперной сцене", которая была выполнена на третьем курсе и завоевала второе место на Всесоюзном студенческом конкурсе общественных наук.
    И пришло время, когда консерваторские труды начали приносить свои долгожданные плоды. Впервые Сметанников почувствовал это, когда 8 декабря 1968 года он получил приглашение стать солистом оперы Саратовского театра оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского и уже через год исполнил первую партию (Елецкий в "Пиковой даме" Чайковского). Это была исключительная ответственность, требовалось максимально мобилизовать себя.
    Исполнил за два с половиной года множество малых и больших партий, в числе которых и Журан в "Чародейке" Чайковского, и атаман Игнатьев в "Якове Шибалке" Ленского, и даже Еж в детской опере "Теремок". Наконец, Л. Сметанников приблизился к партии Фигаро из "Севильского цирюльника" Россини. К той партии, которая стала для Леонида Сметанникова самым ответственным экзаменом. Это был экзамен и в буквальном смысле слова: на премьере спектакля присутствовала Государственная комиссия из консерватории, которая оценила работу выпускника на "отлично".

    Сметнников стремился систематически выступать с концертами. Он настойчиво искал контакт с аудиторией, учился ощущать дыхание зала, подбирал программу таким образом, чтобы легкое и доступное в разумных пропорциях соседствовало с познавательным и сложным, с романсом и арией. И вот появились первые результаты: теперь все чаще его выступления бисировали, а устроители концертов стали, как правило, придерживать Сметанникова для "финиша". Певец набирал силу, быстро росло качество его выступлений и это позволило сделать еще один качественный скачок: еще будучи студентом четвертого курса он завоевал право на сольные концерты. Первый из них состоялся весной 1970 года и включал в себя арии, романсы, песни. Весной 1971 года вместе с лучшими артистами оперного театра он исполнил несколько произведений по Центральному телевидению. Это было уже определенное признание молодого певца.
    Поистине звездным годом для Леонида Сметанникова стал 1973 год. Он стал лауреатом сразу нескольких конкурсов и фестивалей: Всесоюзного конкурса профессиональных исполнителей советской песни (Минск), Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Берлин), VI Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки (Кишинев). Для него открылась дорога на всесоюзную и международную концертную эстраду. Все чаще появляются публикации в прессе, поступают просьбы о гастролях.

    Однако, какие бы метаморфозы не претерпевала артистическая карьера Леонида Сметанникова, главное для него - опера, и, прежде всего, он - оперный певец. Это его первое и основное амплуа. Среди коронных ролей Л. Сметанникова - партии Валентина ("Фауст" Гуно), Жермона ("Травиата" Верди), Онегина ("Евгений Онегин" П.И. Чайковского), Елецкого ("Пиковая дама» П.Н. Чайковского), Фигаро ("Севильский цирюльник" Россини), Дон Жуана («Дон Жуан» Моцарта). За долгие годы работы на сцене он создал целую галерею сочных характеристических персонажей: Тобиас Милл ("Брачный вексель" Россини), Фердинанд ("Дуэнья" Прокофьева), Петруччио ("Укрощение строптивой" Шебалина) и многие другие.
    Будучи от природы лирическим баритоном, он неоднократно обращался к партиям баритона драматического, ощутимо расширяя тем самым поле приложения своих вокально-сценических возможностей. Так появились Сильвио ("Паяцы" Леонкавалло), Генрих Эштон ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Эскамильо ("Кармен" Бизе) и другие персонажи. Одной из самых ярких удач певца в партиях драматического плана стал Демон в одноименной опере Рубинштейна. Здесь, как никогда прежде, во всей полноте предстал типичный для Л. Сметаникова метод работы над оперной партией. Артист тщательно изучил все, связанное с новым для себя героем, прежде всего, поэму Лермонтова, музыку Рубинштейна, картины Врубеля. Характерно, что в кропотливой шлифовке роли, помимо дирижера и режиссера, очень помог ему балетмейстер, вместе с которым удалось создать "пластическую партитуру" образа. Так возник его неповторимо своеобразный Демон. По внешнему облику и сценическому рисунку он - воистину пришелец из иных миров, а по внутреннему строю, выраженному через вокал - глубоко страдающий человек.
    Особенности голоса позволяют Леониду Сметанникову легко находить контакт с ценителями романсной лирики, а также поклонниками русских народных и советских песен. В камерном исполнении становится особенно заметным очень важное качество его общей манеры - вдумчивое изучение произведения, стремление проникнуть в его суть, истолковать по-своему, свежо и современно. В орбите творческих интересов Сметанникова постоянно присутствуют романсы и песни Алябьева, Варламова, Гурилева, Даргомыжского, Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Рубинштейна, Кюи, Аренского, Метнера, Листова, Шишкина, Фельдмана, Абаза, Шостаковича, Свиридова, Моцарта, Шуберта, Брамса, Малера, Бетховена, а также современных композиторов: Бабаджаняна, Тухманова, Пахмутовой, Шаинского, Ханка, Хренникова и многих других.

    За более чем 25-летний период своей творческой карьеры Л.А. Сметанников исполнил около 30 партий в операх и опереттах, спел более чем в девятистах спектаклях, принял участие в тысячах и тысячах концертов по всей стране и за рубежом, выпустил 5 сольных пластинок с записями арий, романсов, русских и советских песен, снялся в трех музыкальных фильмах, являлся постоянным гостем на радио и телевидении.
    И как заслуженный результат - признание, как на Родине, так и за рубежом. Он удостоен почетных званий Народного артиста СССР (1987) и РСФСР (1976), Заслуженного артиста РСФСР (1976), Заслуженного артиста Кара-Калпакской АССР(1974), звания лауреата Государственной премии РСФСР имени Глинки (1982), награжден орденом "Знак Почета" (1980).

    В 1977 году Сметанников был приглашен в Саратовскую консерваторию имени Л.В. Собинова в качестве преподавателя кафедры сольного пения, а в 1989 году утвержден в звании профессора.
    Творчеству певца посвящены десятки и сотни публикаций в отечественной и зарубежной прессе. На родине Л.А. Сметанникова, в Фершампенуазе, есть музей, где большой раздел посвящен его жизни и творчеству, а в Саратове существует клуб почитателей его таланта.


    • 1
    • 2

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма