Должность: профессор кафедры теории музыки и композиции СГК имени Л.В. Собинова
Образование: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова (1971), аспирантура Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (1976)
Наименование направления подготовки/специальности: Музыковедение
Уровень образования: высшее образование
Квалификация: Музыковед. Преподаватель музыкально-исторических и теоретических дисциплин.
Ученое звание: профессор
Ученая степень: доктор искусствоведения; кандидат философских наук
Общий стаж работы: 54 года
Стаж работы в вузе: 53 года
Категория: высшая
Повышение квалификации: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова (программа «Культурно-исторический контекст развития современной музыки в XX–XXI веках», 2021)
Направления подготовки/специальность: бак. – 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (05 Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты); 53.03.04. «Искусство народного пения» (01 Хоровое народное пение, 02 Сольное народное пение); спец. – 53.05.05. «Музыковедение»; 53.05.06. «Композиция»; 53.05.01. «Искусство концертного исполнительства» (01 Фортепиано, 02 Концертные струнные инструменты, 03 Концертные духовые и ударные инструменты, 04 Концертные народные инструменты)
Преподаваемые дисциплины: Методология музыковедческого исследования, Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин, Музыкально-теоретические системы, Профессиональная и педагогическая подготовка (педагогический выпускной реферат), Основы научных исследований, Теория современной композиции (курсовая работа), Гармония, Полифония, СольфеджиоТворческие достижения:
Участник свыше 100 Международных и Всероссийских научно-практических конференций (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Минск, Алматы. Саратов, Воронеж, Тамбов, Астрахань и др.).
Дипломант (вторая степень) Всесоюзного конкурса студенческих работ по музыковедению (Минск, 1970).
Лауреат 1 степени IV Международного профессионального конкурса преподавателей вузов «Формирование компетенций в профессиональном образовании – 2018» среди профессоров по направлению «Искусствоведение».
Выпускники-музыковеды: Авдеева (Морозова) М. (1979), Агаркова А. (2001), Архипова А. (2003), Батосская (Белых) В. (1978), Богачинская (Дудкина) Ю. (1979), Веснина-Немирова Г. (1977), Герасимова Л. (1991), Гусарова Е. (1992), Данилова О. (1995), Шапошникова (Кожемякина) И. (1989), Лазырина Н. (1974), Маркина (Муртазина) Г. 1992), Мельникова И. (1980), Михеева Т. (1977), Моцная (Федотова) Н. (1978), Романова З. (1988), Овсова Т. (1999), Тизанова И. (1986), Ткачёва И. (1984), Уфланд И. (1999).
Научное руководство диссертационными работами: Н. Бергер (2012) – доктор. дис., Т. Андрущак (2008), Л. Багировой/Люфти (2002), О. Белоцерковского (2009), Е. Голенищевой (2016), Д. Добатовкина (2022) – канд. дис.
Член жюри международных и всероссийских научно-практических конференций, конкурсов молодых композиторов, Всероссийской открытой олимпиады и Межрегионального методического семинара по музыкально-теоретическим дисциплинам; Внутривузовской олимпиады «Теория музыки – для всех», студенческих Всероссийских конкурсов по полифонии имени А.А. Бренинга и др.
Автор музыкально-поэтического сборника «Вальс вечности» – Саратов: Приволжское книжное изд-во – 2000 (псевдоним Ольга АС)
Награды: Почётная грамота Министерства культуры РФ (2003); памятный знак I степени «За высокие достижения» за № 03 (2023), грамоты и благодарности от управлений культуры и администрации учебных заведений разных городов России за профессиональное мастерство, добросовестный труд, проведение мастер-классов, лекций, оказание методической помощи, участие в конференциях
Дополнительная информация:
Диссертация кандидата философских наук на тему «Вопросы методологии теоретического музыкознания» (Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского – 1985).
Диссертация доктора искусствоведения на тему «Ладогармоническая система русского фольклора: категории и принципы организации» (Магнитогорск – 2006).
Член Диссертационного совета при Саратовской консерватории по защите кандидатских и докторских диссертаций (с 2006 г.).
Член комиссии по подготовке ВКР ассистентов-стажёров и диссертаций аспирантов СГК.
Профориентационная работа: консультации, открытые уроки и мастер-классы по курсу музыкально-теоретических дисциплин (Маркс, Кузнецк, Пенза, Тамбов, Саратов), участник открытых дверей и проекта «Стань студентом консерватории на один день».
Руководитель научно-творческого проекта «Краткий именной справочник-каталог русских песен и романсов до 1940 года» (в соавторстве).
Редактор-составитель коллективной монографии педагогов кафедры теории музыки и композиции (2023), отмеченной дипломом Iстепени, и методических сб. кафедры теории музыки и композиции (2018, 2021).
Автор работ о творчестве выдающихся учёных, деятелей науки, культуры, образования (Б.А. Асафьев, Я.Ф. Аскин, А.А. Бренинг, А.И. Демченко, Т.В. Карташова, Е.Э. Линёва, В.В. Пушков, Ю.Н. Рагс, Р.С. Таубе, аль-Фараби, Н.Г. Хлебникова, Л.Л. Христиансен, А.Г. Шнитке, Б.Л. Яворский, А.С. Ярешко).
Монографические исследования –
1. Основы ладогармонической системы русской народной музыки. Саратов: Изд-во Саратовской гос. консерватории им. Л.В. Собинова, 2004. 356 с.
2. Научная и педагогическая деятельность профессора Я.Ф. Аскина. Саратов: изд-во СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2009. 1, 5 п.л. (в соавторстве).
3. Роль продюсера в российском музыкальном академическом искусстве рубежа ХХ–ХХI веков // LAMBERT AcademicPublishingGmbH&Co.KGHinrich-Bocking-Str. 6–8, 66121Saarbrucken, Germany, 2011. 257 с. (в соавторстве).
4. Венедикт Пушков – композитор и педагог. СПб.: Композитор ▪ Санкт-Петербург, 2015 (5,5 п.л.).
5. Эволюция исследований русского народно-певческого искусства: теория, история, практика. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2019. 13 п.л. (в соавторстве).
6. Жанр концерта для балалайки с оркестром в творчестве отечественных композиторов первой половины ХХ века: монография. Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2024. 168 с. (в соавторстве).
Учебные пособия –
1. Гармония: примерная программа для высших учебных заведений по специальности «Дирижирование народным хором». М.: Министерство образования РФ: Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской федерации по образованию в области музыкального искусства, 2004. 30 с.;
2. Гармония: Программа ГОС ВПО второго поколения по специальности 070105 «Дирижирование народным хором» // Примерные программы учебных дисциплин. М.: Министерство образования и науки РФ; УМО ВУЗ РФ по образованию в области муз. искусства, 2006. Вып. 3. 35 с.;
3. Приёмы обработки русского народно-песенного материала (анализ техники композиции). СПб: Композитор · Санкт-Петербург, 2008. Изд. 2-е. 108 с.
4. Методические рекомендации к модуляции в тональности далёкого родства: Дидактич. разработка. Саратов: Издат. центр «Наука», 2009. 1,3 п.л.
5. Хрестоматия: Ладогармоническая система русского фольклора: Том первый. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. 164 с.;
6. Хрестоматия: Ладогармоническая система русского фольклора: Том второй. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. 148 с.;
7. Методология музыкознания: Лекционный курс. Часть первая. Теоретический раздел / Учебное пособие по музыкально-теоретической дисциплине «Методология музыковедческого исследования» для студентов-музыковедов старших курсов музыкальных вузов РФ. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2017. 3, 25 п.л.
8. Лекции по академической гармонии (авторские дополнения к курсу). Часть первая: диатоника. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2018. 32 c.
9. Гармония: учебное пособие по курсу академической гармонии для иностранных студентов. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2020. 40 с.
10. Авторские комментарии к курсу академической гармонии: учебно-методическое пособие. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. 118 с.
11. Авторские комментарии к курсу академической гармонии: учебно-методическое пособие. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2024; 2-е изд. 15 с.
12. Искусство народно-певческого исполнительства: справочные материалы: учебно-методическое пособие. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2024. 66 с. (в соавторстве).
Статьи ВАК (в период 2010–2024) –
1. Гений из Энгельса: контексты и концепты // Проблемы музыкальной науки. 2010, № 1 (6). С. 123–124;
2. Методология музыкознания в образовательном пространстве // Современные проблемы науки и образования Интернет-журнал РАЕ. 2012, № 3;
3. Понятийный аспект методологии музыкознания // Фундаментальные исследования. Интернет-журнал РАЕ. 2012, № 6 (часть 2). Искусствоведение. С. 342–344;
4. Несколько слов о знаменательном сборнике и замечательном юбиляре (к 70-летию А.И. Демченко) // Музыкальнаяакадемия. 2013, № 2. С. 153–156;
5. ТрактовкаметодаБ.Л. Яворского // THE JOURNAL «INTERNATIONAL JOURNAL OF APPLIED AND FUNDAMENTAL RESEARCH» (ISSN 1996–3955). Электронный научный журнал представлен немецким издательством Publishinghouse«AcademyofNatural History». Ноябрь 2013 г.;
6. Трактовка категории стиля в эпистолярном наследии Б.Л. Яворского (из переписки с С.В. Протопоповым) // Проблемы музыкальной науки. 2014, № 4 (17). С. 31–34.
7. Деятельность Е.Э. Линёвой в области русского народно-песенного исполнительства // Современные проблемы науки и образования. Интернет-журнал РАЕ.2015, № 2;
8. Из истории отечественной фольклористики XIX века: от эмпирии к теории // Проблемы музыкальной науки. 2016, № 1. С. 41–47;
9. Проблемные вопросы современной музыковедческой терминологии // Проблемы музыкальной науки. 2017, № 2 (27). С. 6–13;
10. Основные направления методологического учения в музыкознании: к созданию метанаучной концепции // Музыка. Искусство, наука, практика. Казань, 2018, № 2 (22). С. 69–77;
11. Грандиозная реконструкция: рецензия на книгу Демченко А.И. Смысловые концепты отечественной музыки начала ХХ века // Манускрипт. 2019. Т. 1. Вып. № 5 (103). С. 215–218;
12. Об авторской методике Нины Хлебниковой в преподавании музыкально-теоретических дисциплин духовикам // Проблемы музыкальной науки, 2020. № 1 (38). С. 194–204;
13. Роль мыслителей Востока в развитии музыковедческой науки (арабо-персидский регион эпохи Средневековья) // Вестник Саратовской консерватории, 2021, № 1 (11). С. 51–59;
14. Полифонисты Саратовской консерватории второй половины ХХ века // Вестник Саратовской консерватории, 2022, № 3 (17). С. 71–78.
15. Особенности оркестровки концерта для балалайки и симфонического оркестра С.Н. Василенко // Вестник Саратовской консерватории, 2023, № 4 (22). С. 44–50 (в соавторстве).
16. Человек великого духа, чистой совести и глубокой веры (к 90-летию А. Шнитке) // Вестник Саратовской консерватории, 2023, № 3 (21). С. 3–6 (в соавторстве).
17. Песни и романсы саратовского края (XIX век) // Вестник Саратовской консерватории, 2024, № 2 (24). С. 92–96.
Свыше 160-ти статей опубликовано в различных научных, научно-методических сборниках статей и научных журналах.
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Понятно, спасибо
Здесь будет форма