Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Кулапина Ольга Ивановна

Кулапина Ольга Ивановна
Доктор искусствоведения; кандидат философских наук

Профессор кафедры теории музыки и композиции


  • Преподавание
    Представительство

    Должность: профессор кафедры теории музыки и композиции СГК имени Л.В. Собинова

    Образование: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова (1971), аспирантура Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (1976)

    Наименование направления подготовки/специальности: Музыковедение

    Уровень образования: высшее образование

    Квалификация: Музыковед. Преподаватель музыкально-исторических и теоретических дисциплин.

    Ученое звание: профессор

    Ученая степень: доктор искусствоведения; кандидат философских наук

    Общий стаж работы: 53 года

    Стаж работы в вузе: 52 года

    Категория: высшая

    Повышение квалификации: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова (программа «Культурно-исторический контекст развития современной музыки в XX–XXI веках», 2021)

    Направления подготовки/специальность: бак. – 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (05 Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты); 53.03.04. «Искусство народного пения» (01 Хоровое народное пение, 02 Сольное народное пение); спец. – 53.05.05. «Музыковедение»; 53.05.06. «Композиция»; 53.05.01. «Искусство концертного исполнительства» (01 Фортепиано, 02 Концертные струнные инструменты, 03 Концертные духовые и ударные инструменты, 04 Концертные народные инструменты)

    Преподаваемые дисциплины: Методология музыковедческого исследования, Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин, Музыкально-теоретические системы, Профессиональная и педагогическая подготовка (педагогический выпускной реферат), Основы научных исследований, Специальный класс, Гармония, Полифония, Сольфеджио
  • Творческие достижения:

    Участник свыше 100 Международных и Всероссийских научно-практических конференций (Москва, Санкт-Петербург, Минск, Саратов, Воронеж, Астрахань и др.).

    Дипломант (вторая степень) Всесоюзного конкурса студенческих работ по музыковедению (Минск, 1970).

    Лауреат 1 степени IV Международного профессионального конкурса преподавателей вузов «Формирование компетенций в профессиональном образовании – 2018» среди профессоров по направлению «Искусствоведение».

    Член жюри международных и всероссийских научно-практических конференций, конкурсов молодых композиторов, Всероссийской открытой олимпиады и Межрегионального методического семинара по музыкально-теоретическим дисциплинам; Внутривузовской олимпиады «Теория музыки – для всех»», Всероссийского конкурса по полифонии имени А.А. Бренинга и др.

    Автор музыкально-поэтического сборника «Вальс вечности» – Саратов: Приволжское книжное изд-во – 2000 (псевдоним Ольга АС)

    Награды:

    Почётная грамота Министерства культуры РФ (2003); памятный знак I степени «За высокие достижения» за № 03 (2023), грамоты и благодарности от управлений культуры и администрации учебных заведений разных городов России за профессиональное мастерство, добросовестный труд, проведение мастер-классов, лекций, оказание методической помощи, участие в конференциях

    Дополнительная информация:

    Диссертация кандидата философских наук на тему «Вопросы методологии теоретического музыкознания» (Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского – 1985).

    Диссертация доктора искусствоведения на тему «Ладогармоническая система русского фольклора: категории и принципы организации» (Магнитогорск – 2006).

    Член Диссертационного совета при Саратовской консерватории по защите кандидатских и докторских диссертаций (с 2006 г.).

    Член комиссии по подготовке ВКР ассистентов-стажёров.

    Руководитель научно-творческого проекта «Краткий именной справочник-каталог русских песен и романсов до 1940 года» (в соавторстве).

    Редактор-составитель коллективной монографии (2023) и методических сб. кафедры теории музыки и композиции (2018, 2021).

    Мастер-класс по курсу гармонии (март 2023).

    Автор работ о творчестве выдающихся учёных, деятелей науки, культуры, образования (Б.А. Асафьев, Я.Ф. Аскин, А.А. Бренинг, А.И. Демченко, Е.Э. Линёва, Ю.Н. Рагс, В.В. Пушков, аль-Фараби, Н.Г. Хлебникова, Л.Л. Христиансен, Б.Л. Яворский, А.С. Ярешко и др.).

  • Монографические исследования

    1. Основы ладогармонической системы русской народной музыки. Саратов: Изд-во Саратовской гос. консерватории им. Л.В. Собинова, 2004. 356 с.

    2. Научная и педагогическая деятельность профессора Я.Ф. Аскина. Саратов: изд-во СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2009. 1, 5 п.л. (в соавторстве).

    3. Роль продюсера в российском музыкальном академическом искусстве рубежа ХХ–ХХI веков // LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KGHinrich-Bocking-Str. 6–8, 66121Saarbrucken, Germany, 2011. 257 с. (в соавторстве).

    4. Венедикт Пушков – композитор и педагог. СПб.: Композитор ▪ Санкт-Петербург, 2015 (5,5 п.л.).

    5. Эволюция исследований русского народно-певческого искусства: теория, история, практика. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2019. 13 п.л. (в соавторстве)

    Учебные пособия

    1. Гармония: примерная программа для высших учебных заведений по специальности «Дирижирование народным хором». М.: Министерство образования РФ: Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской федерации по образованию в области музыкального искусства, 2004. 30 с.;

    2. Гармония: Программа ГОС ВПО второго поколения по специальности 070105 «Дирижирование народным хором» // Примерные программы учебных дисциплин. М.: Министерство образования и науки РФ; УМО ВУЗ РФ по образованию в области муз. искусства, 2006. Вып. 3. 35 с.;

    3. Приёмы обработки русского народно-песенного материала (анализ техники композиции). СПб: Композитор · Санкт-Петербург, 2008. Изд. 2-е. 108 с.

    4. Методические рекомендации к модуляции в тональности далёкого родства: Дидактич. разработка. Саратов: Издат. центр «Наука», 2009. 1,3 п.л.

    5. Хрестоматия: Ладогармоническая система русского фольклора: Том первый. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. 164 с.;

    6. Хрестоматия: Ладогармоническая система русского фольклора: Том второй. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. 148 с.;

    7. Методология музыкознания: Лекционный курс. Часть первая. Теоретический раздел / Учебное пособие по музыкально-теоретической дисциплине «Методология музыковедческого исследования» для студентов-музыковедов старших курсов музыкальных вузов РФ. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2017. 3, 25 п.л.

    8. Лекции по академической гармонии (авторские дополнения к курсу). Часть первая: диатоника. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2018. 32 c.

    9. Гармония: учебное пособие по курсу академической гармонии для иностранных студентов. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2020. 40 с.

    10. Авторские комментарии к курсу академической гармонии: учебно-методическое пособие. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. – 118 с.

    Статьи ВАК (в период 2010–2022) –

    1. Гений из Энгельса: контексты и концепты // Проблемы музыкальной науки. 2010, № 1 (6). С. 123–124;

    2. Методология музыкознания в образовательном пространстве // Современные проблемы науки и образования Интернет-журнал РАЕ. 2012, № 3;

    3. Понятийный аспект методологии музыкознания // Фундаментальные исследования. Интернет-журнал РАЕ. 2012, № 6 (часть 2). Искусствоведение. С. 342–344;

    4. Несколько слов о знаменательном сборнике и замечательном юбиляре (к 70-летию А.И. Демченко) // Музыкальная академия. 2013, № 2. С. 153–156;

    5. Трактовка метода у Б.Л. Яворского // THE JOURNAL «INTERNATIONAL JOURNAL OF APPLIED AND FUNDAMENTAL RESEARCH» (ISSN 1996–3955).   Электронный научный журнал представле­н немецким издательст­вом Publishing house "Academy of Natural History". Ноябрь 2013 г.;

    6. Трактовка категории стиля в эпистолярном наследии Б.Л. Яворского (из переписки с С.В. Протопоповым) // Проблемы музыкальной науки. 2014, № 4 (17). С. 31–34.

    7. Деятельность Е.Э. Линёвой в области русского народно-песенного исполнительства // Современные проблемы науки и образования. Интернет-журнал РАЕ. 2015, № 2;

    8. Из истории отечественной фольклористики XIX века: от эмпирии к теории // Проблемы музыкальной науки. 2016, № 1. С. 41–47;

    9. Проблемные вопросы современной музыковедческой терминологии // Проблемы музыкальной науки. 2017, № 2 (27). С. 6–13;

    10. Основные направления методологического учения в музыкознании: к созданию метанаучной концепции // Музыка. Искусство, наука, практика. Казань, 2018, № 2 (22). С. 69–77;

    11. Грандиозная реконструкция: рецензия на книгу Демченко А.И. Смысловые концепты отечественной музыки начала ХХ века // Манускрипт. 2019. Т. 1. Вып. № 5 (103). С. 215–218;

    12. Об авторской методике Нины Хлебниковой в преподавании музыкально-теоретических дисциплин духовикам // Проблемы музыкальной науки, 2020. № 1 (38). С. 194–204.

    13. Роль мыслителей Востока в развитии музыковедческой науки (арабо-персидский регион эпохи Средневековья) // Вестник Саратовской консерватории, 2021, № 1 (11). С. 51–59

    14. Полифонисты Саратовской консерватории второй половины ХХ века // Вестник Саратовской консерватории, 2022, № 3 (17). С. 71–78.

    Более 150-ти статей в различных научных, научно-методических сборниках статей и научных журналах

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма