Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости

Алесенкова Виктория Николаевна


  • Преподавание

    Должность: доцент кафедры мастерства актёра, Старший научный сотрудник Центра комплексных художественных исследований

    Образование: Орловский государственный институт искусств и культуры (факультет НХТ, специализация: преподаватель основ драматического искусства) (1995), аспирантура Академии музыки, театра и изобразительных искусств Молдовы (кафедра театроведения и сценографии, специализация 17.00.01 - Театроведение) (2007)

    Наименование направления подготовки / специальности:

    Уровень образования: высшее образование

    Квалификация:

    Учёное звание

    Учёная степень: кандидат искусствоведения (2011)

    Стаж педагогической работы: 21

    Стаж работы в вузе: 14

    Категория:

    Повышение квалификации: 2018

    Наименование специальности: 52.05.01 Актёрское искусство, специализация: 01 Артист драматического театра и кино, 03 Артист театра кукол

    Преподаваемые дисциплины: История искусства драматического театра, Производственная преддипломная практика (эстетические проблемы современного искусства)

  • Награды:

    Благодарность ректора СГК (2017)

    Дополнительная информация: Заслуженный работник науки и образования Российской Академии Естествознания (2015)

  • Диссертация

    Символ как выразительное средство в театральной практике рубежа XX-XXI веков.

    Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Научный руководитель - доктор искусствоведения А.И. Демченко.

    Учебные пособия

    Театральный символ в теории искусства: учеб.пособ. для вузов. - Саратов, Издат-во СГК, 2011

    Символ в театральной практике рубежа XX-XXI веков. - Саратов, Наука, 2014

    Постдраматический театр Х.-Т. Лемана: эстетический дискурс: учебное пособие. - Саратов, Наука, 2015

    Мифотворчество и перформативность в театральном искусстве (авторский курс лекций): учеб. пособ. для вузов [Текст]: / В.Н.Алесенкова. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2018. - 70с.

    Монографии

    Когнитивная теория постдраматического театра: монография. – Саратов: СГК имени Л.В.Собинова, 2019. – 246с.

    Диалектика постдраматического театра: опыт когнитивного театроведения: монография / Под ред. и с предисл. З.В. Фоминой. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. – 290 с.: ил.

    Статьи

    Катарсис как возможное средство познавания мира и духовного возрождения Învăţământul artistic - dimensiuni culturale: материалы научно-дидактической конференции AMTAP. - Кишинёв, 2002. Выпуск II. (в соаторстве с Э. Костантиновой)

    Символ, символизация как языковая структура сценического действия // Învăţământul artistic - dimensiuni culturale: Научно-дидактическая конференция преподавателей и докторантов AMTAP.- Кишинёв, 2004. Выпуск IV

    Символизация в постановке Ильи Шаца // «TEATRACŢIE», revista UNITEM. - Кишинёв, 2005

    К проблемам семиотики театрального языка: театральный символ как метаязык // Anuar stiinţific: muzică, teatru, arte plastice. - Кишинёв, 2006

    Интеграция символа в современном драматическом театре // Artă şi Educaţie Artistică:revistă de cultură, ştiinţă şi practică educaţională. - Бэлц, 2007. №1(4).

    Способы восприятия символических связей в спектакле // Artă şi Educaţie Artistică:revistă de cultură, ştiinţă şi practică educaţională. - Бэлц, 2009. №1-2 (10-11)

    Преимущество языка символов в создании режиссерской концепции // Альманах: Театр, живопись, кино, музыка. - Москва: ГИТИС-РАТИ, 2009. вып. 2

    Символическая концепция «Вишнёвого сада» // Литературно-художественный и публицистический журнал «Русское поле». - Кишинёв, 2010. № 1

    «Король Лир»: вне времени и пространства // Литературно-художественный и публицистический журнал «Русское поле». - Кишинёв, 2010. № 2. С.113-120.

    Evolution of the Symbol in contemporary theatre practice // Опубликованные тезисы по итогам Всемирного Конгресса Международной федерации театральных исследований IFTR 2010 World Congress. - Мюнхен, 2010

    Драматургия М.Метерлинка: философия в символах // Искусство и культура. - Витебск, 2011. №2

    Роль символических действий в спектакле // Альманах: Театр, живопись, кино, музыка. - Москва: ГИТИС-РАТИ, 2011. вып. 3

    Эволюция символа в современной театральной практике /Victoria Alesenсova // Intertext. - Кишинёв: Международный Независимый Университет Молдовы (ULIM), 2011. №1/2. С.186-194.

    К теории полярности театрального символа // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания / гл. ред. Н. А. Кушаев. - Москва, № 17(73), 2011. С.95-99.

    Путь к символу как выразительному средству через искания театрального французского авангарда // Современные проблемы науки и образования - 2011. - № 3

    Способы образования символических связей в спектакле // Памяти В.З. Федосеева. Сборник статей. Серия "Труды Театрального Института". Саратов, 2012

    Постдраматический театр: на пересечении смысловых пространств // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5; URL: http://www.science-education.ru/119-14772

    Forming semantic connections in theatrical performance /V. Alesenkova // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. №9. С.20-22; URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=6386

    Symbolic image in theatre practice [Abstract] /Victoria Alesenkova // Тезисы по итогам Всемирного Конгресса Международной федерации театральных исследований IFTR World Congress (Theatre & Stratification). - Варвик /GB, 2014. Р.17.

    «Эстетическая логика» постдраматического театра Х.-Т. Лемана: pro et contra // Фундаментальные исследования. 2014. №12 (8). С. 1785-1788; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36442

    К вопросу о методологии анализа постдраматического театра // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 (часть 2), Электронный журнал - ссылка

    Эстетика эпического театра Брехта, абсурда и постмодернизма в постдраматическом театре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. №11(61): в 3-х ч. Ч. II. С.26-29.

    Символическая концепция слова в семантической структуре спектакля /В.Н. Алесенкова // Проблемы художественного творчества в исполнительской интерпретации: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (27-28 ноября 2014). - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. С.3-7.

    Предпосылки для обновления теоретической базы в программе театрального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5; URL: http://www.science-education.ru/128-21707

    Репрезентация невербальной метафоры в контексте театрального искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 5 (67). С 33-36.

    Постдраматический театр как театр диалектический (у истоков когнитивного театроведения) // Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 20-24 июня 2016 г. / Отв.ред. Ю.И. Александров, К.В. Анохин. - Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С.103-104.

    Общие признаки перформативности в современном отечественном театре /В.Н. Алесенкова // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому, 26-28 ноября 2015 года. - Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С. 294-299.

    Перформативность в контексте театра // Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2016. №2(61). С. 103-108.

    Модель мифа в языковом и внеязыковом пространстве спектакля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. №6(60): в 3-х ч. Ч.3. С.60-63.

    Негативный аспект невербальной метафоры /В.Н. Алесенкова // Град Китеж русской литературы: сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции 28 октября 2015 года. - Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С.86-91.

    Студенческая научная деятельность в театральном институте // Камертон. Саратов, СГК, 2017

    Театр сновидений как форма мышления /В.Н. Алесенкова // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 мая 2017) и Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках III Всероссийского конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого «Фортепианное исполнительство и педагогика» (24 мая 2017). - Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2017. С.193-197.

    Инверсия восприятия знака и символа в контексте невербального языка театра // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. №2(68): в 2-х ч. Ч.1. С. 55-57.

    Диалектическая модель творчества как опыт познания // Культурная жизнь Юга России. №1 (64), 2017. С.26-29 (журнал, рецензируемый ВАК РФ)

    К вопросу о когнитивном потенциале невербального языка спектакля // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. - Тамбов: Тамбовский гос. музыкал.-педаг. институт им. С.В. Рахманинова, 2017. С.192-198

    Диалектический потенциал мимесиса действия в постдраматическом театре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 12 (86): в 5-ти ч. Ч. 4. С. 20-23.

    Реминисценция в свете софитов // Литературно-художественный и публицистический журнал «Русское поле». - Кишинёв, 2017. № 1. С. 140-144.

    Опыт когнитивного театроведения: от концептуальной метафоры к концептуальному символу [Текст] /В.Н. Алесенкова // Когнитивные исследования языка. Выпуск XXXIII: Когнитивные исследования в гуманитарных науках. Тамбов, 2018. С. 765-770.

    Роль сновидения в создании художественного образа // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том II / Редактор-составитель А.И.Демченко. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2018. С. 13-19.

    Постдраматический театр в динамике искусствоведческого анализа // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том I / Редактор-составитель А.И.Демченко. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2018. С. 25-35.

    Эстетика сценического ритуала в постдраматическом театральном дискурсе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – СПб., 2019. Т. 9, Вып. 3. С. 482-494.

    Транссмысловые конструкции как метод идентификации эстетики театрального представления // Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 10. С. 277-282

    Ментальный сценарий трансформации души на основе визуальной интерпретации литературного образа [Текст] /В.Н. Алесенкова // Искусство и образование. – Москва, 2019, №5(121). С. 171-177

    Когнитивное театроведение как опыт анализа ментальных процессов в контексте постдраматического театра [Текст] /В.Н. Алесенкова // Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 11. С. 341-345

    Сценический ритуал в ракурсе постдраматического театра //Театральный процесс: актуальные проблемы теории и практики: сборник статей / Составитель и отв. Редактор В.Н. Алесенкова. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020

    Схемы ментальной трансформации образа в символическом пространстве драмы-сказки (на материале пьес «Потонувший колокол» Г. Гауптмана & «Ариана и Синяя Борода» М. Метерлинка) // Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 5. С. 208-213.

    «Драма» и «постдрама»: смена парадигмы // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. По материалам Международного научного форума. Том VII / Редактор-составитель А.И.Демченко. – Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2020. С.88-94.

    Краеугольные камни постдраматической теории Лемана // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. По материалам Международного научного форума. Том VII / Редактор-составитель А.И.Демченко. – Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2020. С.95-103.

    Предпосылки для развития когнитивного театроведения как метода анализа постдраматического театра // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. По материалам Международного научного форума. Том VII / Редактор-составитель А.И.Демченко. – Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2020. С.104-110.

    Types of Transsemantic Constructions in the Russian Director’s Theatre of the 21st Century // Proceedings of the 4th International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2020). Atlantis Press, 2020. Р. 66-71. ISBN: 978-94-6239-051-5 (Web of Science) Doi: https://doi.org/10.2991/assehr.k.200907.012

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма