Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Алесенкова Виктория Николаевна


  • Преподавание

    Должность: доцент кафедры мастерства актёра, ведущий научный сотрудник Международного Центра комплексных художественных исследований

    Образование: Орловский государственный институт искусств и культуры  (1995), аспирантура Академии музыки, театра и изобразительных искусств Молдовы (2007)

    Наименование направления подготовки / специальности: театроведение

    Уровень образования: высшее образование

    Квалификация: преподаватель основ драматического искусства, театровед.

    Учёное звание

    Учёная степень: доктор искусствоведения (2021)

    Стаж педагогической работы: 23

    Стаж работы в вузе: 16

    Категория:

    Повышение квалификации: 2022

    Наименование специальности: 52.05.01 Актёрское искусство, специализация: 01 Артист драматического театра и кино, 03 Артист театра кукол

    Преподаваемые дисциплины: История искусства драматического театра, Производственная преддипломная практика (эстетические проблемы современного искусства), практика реферативной работы

  • Награды:

    Благодарность ректора СГК (2017)

    Благодарность Министерства культуры Саратовской области (2020)

    Благодарность ректора СГК с занесением в личное дело (2022)

    Дополнительная информация:В 2011 году защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения «Символ как выразительное средство в театральной практике рубежа XX-XXI веков» (науч. руководитель – доктор искусствоведения А.И. Демченко).

    В 2021 году защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения «Транссмысловые конструкции в постдраматическом театре» (науч. консультант – доктор искусствоведения А.И. Демченко).

    Сфера научных интересов: когнитивное театроведение, когнитивное искусствознание, семиотика театра, философия искусства.

    Организатор, модератор и член оргкомитета ряда научных конференций, проводимых на базе Театрального института СГК имени Л.В. Собинова.

    Член редакции журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» (из перечня ВАК).

    С 2023 – член Диссертационного совета при Саратовской государственной консерватории.

    Член Союза театральных деятелей РФ, член Российской ассоциации лингвистов-когнитологов, заслуженный работник науки и образования Российской Академии Естествознания (2015)

  • Редактор-составитель сборника научных статей по материалам конференции «Театральный процесс: актуальные проблемы теории и практики» (2020, 2022, 2023).

    Учебные пособия

    Театральный символ в теории искусства: учеб.пособ. для вузов. - Саратов, Издат-во СГК, 2011

    Постдраматический театр Х.-Т. Лемана: эстетический дискурс: учебное пособие. - Саратов, Наука, 2015

    Мифотворчество и перформативность в театральном искусстве (авторский курс лекций): учеб. пособ. для вузов [Текст]: / В.Н.Алесенкова. - Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2018. - 70с.

    Монографии

    Символ в театральной практике рубежа XX-XXI веков: монография. – Саратов, Наука, 2014. – 154 с.

    Когнитивная теория постдраматического театра: монография. – Саратов: СГК имени Л.В.Собинова, 2019. – 246с.

    Диалектика постдраматического театра: опыт когнитивного театроведения: монография / Под ред. и с предисл. З.В. Фоминой. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. – 290 с.: ил.

    Статьи

    С 2004 по 2023 гг. – более 80 публикаций в российских и зарубежных журналах.

    В их числе статьи в журналах из перечня ВАК:

    1. Преимущество языка символов в создании режиссерской концепции // Альманах: Театр, живопись, кино, музыка. – Москва: ГИТИС-РАТИ, 2009. вып. 2. С. 65-77.

    2. Роль символических действий в спектакле // Альманах: Театр, живопись, кино, музыка. - Москва: ГИТИС-РАТИ, 2011. вып. 3. С. 63-76.

    3. Путь к символу как выразительному средству через искания театрального французского авангарда // Современные проблемы науки и образования - 2011. - № 3.

    4. Постдраматический театр: на пересечении смысловых пространств // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5; URL: http://www.science-education.ru/119-14772

    5. «Эстетическая логика» постдраматического театра Х.-Т. Лемана: pro et contra // Фундаментальные исследования. 2014. №12 (8). С. 1785-1788; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36442

    6. К вопросу о методологии анализа постдраматического театра // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. URL: http://www.science-education.ru/129-21834

    7. Эстетика эпического театра Брехта, абсурда и постмодернизма в постдраматическом театре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. №11(61): в 3-х ч. Ч. II. С.26-29.

    8. Предпосылки для обновления теоретической базы в программе театрального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5; URL: http://www.science-education.ru/128-21707

    9. Репрезентация невербальной метафоры в контексте театрального искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 5 (67). С 33-36.

    10. Перформативность в контексте театра // Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2016. №2(61). С. 103-108.

    11. Модель мифа в языковом и внеязыковом пространстве спектакля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. №6(60): в 3-х ч. Ч.3. С.60-63.

    12. Инверсия восприятия знака и символа в контексте невербального языка театра // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. №2(68): в 2-х ч. Ч.1. С. 55-57.

    13. Диалектическая модель творчества как опыт познания // Культурная жизнь Юга России. №1 (64), 2017. С.26-29.

    14. Диалектический потенциал мимесиса действия в постдраматическом театре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 12 (86): в 5-ти ч. Ч. 4. С. 20-23.

    15. Опыт когнитивного театроведения: от концептуальной метафоры к концептуальному символу // Когнитивные исследования языка. Выпуск XXXIII: Когнитивные исследования в гуманитарных науках. Тамбов, 2018. С. 765-770.

    16. Концептуализация знаний о человеке в театральном дискурсе // Когнитивные исследования языка. Выпуск XXXIV. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина; М.: МГУ имени М.В. Ломоносова; Неолит, 2018. С. 636-639.

    17. Эстетика сценического ритуала в постдраматическом театральном дискурсе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – СПб., 2019. Т. 9, Вып. 3. С. 482-494.

    18. Транссмысловые конструкции как метод идентификации эстетики театрального представления // Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 10. С. 277-282.

    19. Ментальный сценарий трансформации души на основе визуальной интерпретации литературного образа // Искусство и образование. – Москва, 2019, №5(121). С. 171-177.

    20. Когнитивное театроведение как опыт анализа ментальных процессов в контексте постдраматического театра [Текст] /В.Н. Алесенкова // Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 11. С. 341-345

    21. Схемы ментальной трансформации образа в символическом пространстве драмы-сказки (на материале пьес «Потонувший колокол» Г. Гауптмана & «Ариана и Синяя Борода» М. Метерлинка) // Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 5. С. 208-213.

    22. Types of Transsemantic Constructions in the Russian Director’s Theatre of the 21st Century // Proceedings of the 4th International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2020). Atlantis Press, 2020. Р. 66-71. ISBN: 978-94-6239-051-5 (Web of Science) Doi: https://doi.org/10.2991/assehr.k.200907.012

    23. Семиотика телесности в спектаклях Любови Баголей // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. №4(10). С. 74-79.

    24. «Лишний режиссер» в Русском театре Молдовы // Вопросы театра, 2021. №1-2. С. 172-183.

    25. Театр Элен Стюарт «Ла МаМа» в контексте сценического искусства США конца ХХ века // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. №1(15). С. 45-50.

    26. Сфера научных исследований в Театральном институте Саратовской консерватории (2012 –– 2022) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. №3(17). С. 38-43.

    27. Концепты внутреннего мира в лирических драмах Александра Блока // Когнитивные исследования языка. Вып. No 3 (54): Часть II. ​Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2023. С. 600-604.



    • 1
    • 2

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма