Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости

Кафедра истории музыки



  • Историческое направление музыкознания представлено в Саратовской консерватории с самого её открытия. Первым педагогом истории музыки был Иван Васильевич Липаев – музыкальный критик, общественный деятель, солист Большого театра (тромбонист), музыкант широкого гуманитарного кругозора. В Саратове он читал лекции по истории театра, музыки, церковного пения, развернул широкую музыкально-просветительскую деятельность, опубликовал курс лекций по истории музыки. Некоторое время в консерватории преподавал Александр Михайлович Листопадов – известный фольклорист, педагог, музыкально-общественный деятель. С 20-х годов надолго ведущим преподавателем истории музыки стал Яков Кузьмич Евдокимов. Он активно занимался музыкально-просветительской деятельностью и архивными изысканиями, связанными с историей музыкальной культуры Саратова. Здесь же началась музыковедческая деятельность видного учёного, доктора искусствоведения, профессора Анатолия Никодимовича Дмитриева. В довоенные годы музыкально-исторический курс вёл в консерватории Д.В. Смирницкий, жизнь которого трагически оборвалась в 1941 г. До середины 40-х годов музыкально-исторические дисциплины преподавал в Саратове известный музыковед Михаил Кесаревич Михайлов, а затем кандидат искусствоведения, доцент Екатерина Викторовна Майбурова. Особенно укрепилось музыкально-историческое направление работы консерватории в связи с приездом в Саратов ведущих педагогов Киевской и Свердловской (Екатеринбургской) консерватории – Марианны Фёдоровны Гейлиг, Лии Яковлевны Хинчин, Натальи Флорентьевны Таубе и Льва Львовича Христиансена - ярчайшего представителя отечественной фольклористики.

    Огромный вклад внесла в работу кафедры истории музыки Марианна Фёдоровна Гейлиг – педагог, учёный, видный общественный деятель. Она же стала первым заведующим кафедрой истории музыки, основанной в 1961 году. На протяжении многих десятилетий педагогический состав кафедры формировался в основном из её учеников. В их числе – кандидаты искусствоведения, профессора Лидия Львовна Христиансен (исследователь музыки ХХ века на фольклорной основе), Татьяна Ивановна Егорова (специалист по изучению английской музыки), доцент Наталья Сергеевна Аршинова (автор «Очерков истории русской музыки»), доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Александр Иванович Демченко - автор множества монографий и научных статей, основатель центра комплексных художественных исследований СГК, председатель Специализированного совета по защите диссертаций. Многое сделала для укрепления позиций музыковедения Саратова Елена Дмитриевна Ершова – заслуженный деятель искусств РФ, профессор, возглавлявшая в 1972-1982 гг. кафедру истории музыки. С 1982 по 1987 кафедрой заведовал заслуженный деятель искусств России, профессор Борис Георгиевич Манжора – автор двухтомника об истории Саратовского оперного театра. С 1987 кафедру возглавила заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, профессор Татьяна Фёдоровна Малышева, сформировавшая в консерватории свою музыковедческую школу. На кафедре работают пять её выпускниц – кандидатов наук: профессор Ольга Борисовна Краснова и доценты Светлана Викторовна Волошко, Ирина Владимировна Сергеева. Наталья Владимировна Королевская, Наталья Сергеевна Серова.

    Одним из старейших преподавателей кафедры является Александр Иванович Демченко – доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель искусств России. Им опубликовано свыше 1200 работ, в том числе около 200 монографий. Под его руководством защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций. А.И. Демченко занимается проблемами комплексного освоения искусств в хронологическом аспекте. Имеет множество публикаций по проблемам саратовского музыкального краеведения и персоналиям ведущих саратовских музыкантов. Также он возглавляет Центр комплексных художественных исследований СГК.

    Ольга Борисовна Краснова исследует вопросы мифопоэтики и западной медиевистики, Светлана Викторовна Волошко специализируется на проблемах современной музыки и жанрах массовой музыкальной культуры. На протяжении нескольких лет ведет вузовский клуб «История кино».

    Новые научные направления обозначили в деятельности кафедры музыковеды, чья педагогическая деятельность в Саратовской консерватории началась в 1990-х годах. Профессор Ирина Викторовна Полозова защитила докторскую диссертацию на материале певческой культуры старообрядцев Саратовского региона, в поле зрения ее нынешней научной деятельности также русский оперный театр доглинкинской поры; кандидат искусствоведения, доцент Анжела Григорьевна Хачаянц – специалист в области древнерусского певческого искусства, рукописной певческой книжности, также занимается вопросами оперного творчества Н.А. Римского-Корсакова. В 2018 году А.Г. Хачаянц стала заведующей кафедрой.

    Ирина Владимировна Каменская (Сергеева) – специалист в областях современной музыкальной культуры (в том числе молодёжной), а также арт-проектирования в области искусства, основатель и руководитель Ежегодного Межрегионального конкурса арт-проектов АРТстАРТ. Проблемой научных интересов доцента Натальи Владимировны Королевской является процесс смыслообразования в музыке, слово в музыке. Ряд ее работ и выступлений также посвящен творчеству саратовских композиторов. Н.В. Королевская развивает направление журналистики на кафедре, под ее руководством осуществляется выпуск студенческого журнала «Метроном». Наталья Сергеевна Серова исследует мироустроительные концепции, обозначившиеся в творчестве композиторов-романтиков, является ведущим специалистом Методического отдела консерватории.

    В 2018 году начала педагогическую деятельность на кафедре кандидат искусствоведения Елена Сергеевна Андреева, область научных интересов которой сосредоточена на новых композиторских техниках XX века и творчестве Д. Лигети.

    Научная и просветительская деятельность кафедры тесно связана с музыкальными учебными заведениями, театрами, концертными организациями, творческими союзами.

    Преподаватели музыкально-исторических дисциплин всегда вели активную музыкально-просветительскую деятельность. Огромный объём такого рода работы выполняли М.Ф. Гейлиг, Н.С. Аршинова; в последние десятилетия широко развернулась просветительская деятельность А.И. Демченко. Педагоги кафедры выступают с научными докладами, работают в составе жюри предметных олимпиад, участвуют в проведении конференций и конкурсов, в том числе ежегодного открытого Всероссийского конкурса на лучшую работу учащихся музыкальных училищ и колледжей искусства, Интернет-Олимпиады «От музыкальной литературы – к истории музыки». А.И. Демченко и И.В. Полозова являются инициаторами и членами редколлегии престижных научных журналов, таких как «Проблемы музыкальной науки», «Манускрипт», «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания».

    Большое внимание педагоги кафедры уделяют учебно-методической работе, внедрению активных форм работы со студентами. То, что кафедра укомплектована активно работающими квалифицированными педагогами, не могло не сказаться на качестве подготовки специалистов. Среди её выпускников немало музыковедов, удостоенных учёных званий и степеней, занимающих ведущие должности в музыкальных вузах и концертных организациях.

    Достижения кафедры неоспоримы, также так и благоприятные перспективы её работы, связанные с её высоким профессиональным рейтингом (все педагоги кафедры истории музыки имеют учёные степени и звания).

    Т.Ф. Малышева, А.Г. Хачаянц.

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма