Карташова Т. В.
Индия и Индонезия: бесконечно преданные Истине по имени Музыка (презентация монографии «Музыкальная культура Южной и Юго-Восточной Азии: параллели и пересечения»)
Страницы 3–7
Аннотация:
Статья посвящена выходу в свет монографии Т. В. Карташовой и В. Ю. Антиповой «Музыкальная культура Южной и Юго-Восточной Азии: параллели и пересечения». Это первое в отечественной и зарубежной музыкальной науке исследование, в котором по различным векторам сравниваются две музыкальные цивилизации. Избранный компаративный метод исследования позволяет сопоставить данные регионы по различным социокультурным векторам. Проблематика работы не ограничивается рамками исключительно музыкальной традиции, её историко-культурологический контекст широк: он включает также виды театрального и танцевального искусства. В процессе написания исследования оба автора опирались преимущественно на личный опыт изучения традиций индийской и индонезийской музыки, полученный во время научных стажировок. Многообразный фактологический материал, представленный в монографии, может послужить основой для дальнейших исследований в области музыкальной индологии и индонезистики, а также быть полезен культурологам, этномузыкологам, гуманитариям широкого профиля и всем интересующимся проблематикой музыкальных культур мира.Ключевые слова: Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Индия, Индонезия, музыкальная культура, рага, гамелан, компаративный анализ.
Теория и история искусства
Гирфанова М. Е., Бурундуковская Е. В.
Загадочный канон на картине Тициана «Вакханалия на острове Андрос»: к истории канона per tonos
Страницы 8–17
Аннотация: В 2025 г. исполняется 500 лет с момента создания Тицианом картины «Вакханалия на острове Андрос», на которой запечатлен первый в истории западноевропейской музыки образец канона per tonos. В статье освещается история возникновения картины — заказа герцога Феррарского Альфонсо I д’Эсте для его студиоло во дворце в Ферраре. Описываются детали нотации изображенного на полотне загадочного канона и рассматриваются разные его прочтения современными исследователями, с акцентом на расшифровках Гертруды Смит и Эдварда Ловинского. Начиная с Гертруды Смит, исследователи соглашаются в том, что канон был написан Адрианом Виллартом, служившим дому д’Эсте с 1515 по 1527 г. и позиционировавшим себя как продолжателя традиций франко-фламандской школы. В статье приводятся существующие доказательства стилевой близости канона, прежде всего в контрапунктической технике и гармоническом языке, мотетам и шансон Вилларта из собрания «Motetti novi et cbanzoni franciose a quatro sopra doi» (1522) и его мотету «Quid non ebrietas» (ок. 1519–1521), созданным близко по времени. В научный оборот отечественного музыкознания вводятся новые сведения из зарубежных музыковедческих источников, при этом авторы статьи выдвигают ряд собственных гипотез.
Ключевые слова: мканон per tonos, Адриан Вилларт, картина Тициана «Вакханалия на острове Андрос», канон «Qui boit et ne reboit».
Кекова С. В., Алисова Р. М.
М. В. Юдина и западная музыка XX в. (по следам эпистолярного наследия пианистки 1958–1966 гг.)
Страницы 18–25
Аннотация: В статье представлены взгляды выдающейся пианистки XX в. М. В. Юдиной на явление западного музыкального авангарда сквозь призму религиозного понимания искусства. Для исследования привлекается обширный эпистолярный материал 1958–1966 гг., охватывающий наиболее плодотворный период по изучению и исполнению Юдиной современной музыки. Особое внимание уделено понятию «абстрактного», трактуемого Юдиной как область бесплотного, духовного. Отмечен своеобразный взгляд пианистки на атональную музыку, которая отражает, по мысли Юдиной, идеи «всеобщности», «соборности». Представлен оригинальный взгляд на додекафонную технику, математическая точность которой, по мнению Юдиной, является олицетворением высшего, трансцендентного измерения. Новый музыкальный язык современной музыки, требующий большой аналитической и интеллектуальной работы для его понимания, во многом отвечал идее бесстрастного в искусстве, свидетельствующего о мире, преображенном благодатью Божией. Показано, что увлечение современной музыкой явилось для пианистки постижением «тайн веры через звуковую символику…», «новым прочтением книги Бытия».
Ключевые слова: М. В. Юдина, абстрактное искусство, авангард, атональная музыка, додекафония, духовно-эстетический анализ.
Музыкальное искусство
Рыжинский А. С., Шао Сяоюн
Сочинения для хора и солирующей домры как феномен современной российской хоровой музыки
Страницы 26–32
Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей нового для российской академической музыки явления — композиции для хора и солирующей домры. Прозвучав впервые в рамках мировых премьер фестиваля «Prima domra» в Тамбове в 2022 г., дуэт хора и домры продолжил свое развитие в сочинениях 2023–2024 гг. В центре внимания авторов статьи Концерт для домры и смешанного хора a cappella, цикл «Две славянские песни» К. Бодрова, пьесы «Осенний вокализ» Е. Подгайца и «Вишневый сад» А. Чайковского. Каждое из сочинений исследуется с точки зрения фактурного устройства, что позволяет выявить три основные группы произведений: сочинения, в которых: а) хор является второстепенным элементом музыкальной ткани; б) хор выступает в роли quasi-оркестрового фона для солирующего инструмента; в) хор и домра или хор, домра и фортепиано выступают в качестве равноправных пластов музыкальной ткани. Особое внимание в работе уделено Музыкально-драматическим иллюстрациям к поэме М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша» А. Чайковского. Изучение номеров сочинения позволяет выявить четыре основные функции хора: 1) полноправный участник действия, рассказчик; 2) ресурс реконструкции исторического фона; 3) элемент психологического фона; 4) quasi-инструментальный тембр, объединяемый с фортепиано и домрой в качестве музыкального сопровождения чтеца. Постоянное расширение концертного и музыкально-театрального репертуара для хора и домры в последние два года позволяет говорить о данном тембровом союзе как об одном из наиболее перспективных для современной отечественной композиции.
Ключевые слова: домра и хор, хоровая фактура, тембрика, музыкальный театр, А. Чайковский, К. Бодров, Е. Подгайц.
Добатовкин Д. М., Кулапина О. И.
Аналитический экскурс в инструментовку Концерта для балалайки с оркестром Михаила Черёмухина
Страницы 33–39
Аннотация: Цель статьи состоит в анализе инструментовки Концерта для балалайки с оркестром советского композитора Михаила Черёмухина. Это было его единственное произведение для народного состава оркестра, что вызвало неоднозначное мнение об авторстве оркестровки. Задачи направлены на выявление таких инструментальных аспектов, как диалогические связи, приёмы, монотембровость, миксты, дублировки, тембральность, а также образная сторона и драматургия сочинения, его фактура и способы развития (остинатность). Результат анализа показал органичное сочетание уникального тембра балалайки с другими инструментами оркестра, сбалансированность их звучания, слияние средств академического и народного искусства. Оркестровка выступает как созидательное начало драматургического развития произведения; её авторство подтверждается мастерским владением инструментальными приёмами самим композитором, что говорит о его высоком профессионализме.
Ключевые слова: Концерт для балалайки, оркестровка, М. Черёмухин, диалоги инструментов, дублировки, миксты, тембры, образы, драматургия, фактура, способы развития, остинатность.
Лебедев А. Е.
Художественные основы исполнительской интерпретации в музыкальном искусстве
Страницы 40–47
Аннотация: Статья посвящена изучению художественных основ музыкально-исполнительской интерпретации. Основу методологии составляет интерпретационный анализ, данные фундаментальных исследований в области музыкального содержания (Л. П. Казанцева) и фортепианного искусства (Д. А. Рабинович, Л. Е. Гаккель, Н. М. Смирнова). В статье дано определение исполнительской интерпретации, зафиксированы ее основные художественные задачи. Раскрыто художественное ядро интерпретации, в основе которого дихотомия «объективное — субъективное», где первое отражает авторское мышление, второе — сферу исполнительского творчества. Детально анализируется явление музыкально-исполнительского стиля. Дано определение понятия «индивидуальный исполнительский стиль», выделены три основных уровня: общеэстетический, образно-смысловой и индивидуально-психологический. В качестве материала исследования избраны интерпретации ведущих отечественных пианистов: В. С. Горовица, А. Браиловского, К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, В. В. Софроницкого, М. В. Юдиной, Л. Н. Оборина, М. И. Гринберг, С. Т. Рихтера. На примере их интерпретаций показано действие различных творческих установок: от следования авторскому нарративу до приоритета собственной исполнительской концепции. Спектр проявлений индивидуального исполнительского стиля варьируется как в пределах общеэстетических категорий («классический — романтический», «камерный — концертный», «виртуозный — симфонизированный» и т. д.), так и в более широком диапазоне образно-смысловых характеристик в зависимости от особенностей личности исполнителя и его эстетических предпочтений.
Ключевые слова: исполнительская интерпретация, индивидуальный исполнительский стиль, музыкальное мышление, объективное начало, субъективное начало, композитор, исполнитель.
Полозов С. П.
Место и роль музыковеда в современной музыкальной культуре
Страницы 48–53
Аннотация: Статья посвящена обоснованию места и роли музыковеда в современной музыкальной культуре. В ней даётся толкование понятия «музыковед» и на основе информационного подхода определяется положение музыковеда в музыкальной коммуникационной системе. Даётся последовательный анализ информационного взаимодействия музыковеда с элементами музыкальной коммуникационной цепочки (композитором, нотным текстом, исполнителем, акустическим текстом, слушателем), приводится перечень и характеристика различных видов деятельности музыковеда. В результате исследования обозначается роль музыковеда в современной музыкальной культуре, которая заключается в художественной оценке явлений музыкальной культуры и результатов творческой деятельности композиторов и исполнителей. Кроме того, он выступает в качестве толкователя музыкального сообщения. Музыковед своею деятельностью оказывает существенное влияние на формирование музыкального общественного сознания.
Ключевые слова: музыковед, музыковедение, музыкальная коммуникационная цепочка, музыкальная информационная система, музыкальная информация.
Цветковская Т. А.
Генезис со-творчества в контексте просветительской деятельности К. Ф. Э. Баха и И. Н. Форкеля
Страницы 54–61
Аннотация: Статья посвящена исследованию музыкально-просветительских стратегий, утвердившихся в Германии в конце XVIII века. Одно из центральных мест в публичном дискурсе эпохи занимают понятия «Kenner» (нем. — знаток) и «Liebhaber» (нем. — любитель), предполагающие разные типы отношения к музыке. Эта понятийная пара присутствует как в названиях серий концертов и периодических изданий, так и теоретических трактатов. Изданный в 1777 году труд первого биографа И. С. Баха Иоганна Николауса Форкеля «Теория музыки в той мере, в какой это необходимо и полезно любителям и знатокам» представляет особый интерес для настоящего исследования. Уверенный в том, что врожденных способностей недостаточно для подлинного наслаждения искусством, Форкель разработал своего рода руководство по подготовке идеального слушателя. С 1779 по 1815 годы, будучи музыкальным директором Геттингенского университета, он претворял свой план в жизнь. Параллельно в Гамбурге друг и корреспондент Форкеля Карл Филипп Эмануэль Бах предпринял крупный издательский проект. С 1779 по 1787 годы композитор опубликовал шесть сборников сонат, рондо и фантазий «для знатока и любителя». Возможность познакомиться с сочинениями разных жанров, отличающихся уровнем технической сложности, не могла не заинтересовать широкую аудиторию. Вместе с тем во главу угла были поставлены высокие профессиональные стандарты, что позволяет трактовать замысел Баха как попытку найти среди любителей и знатоков истинных единомышленников музыканта.
Ключевые слова: любитель, знаток, риторика, музыкальная критика, музыка Эпохи Просвещения, Карл Филипп Эмануэль Бах, Иоганн Николаус Форкель, со-творчество.
Театральное искусство
Бурнаев А. Г.
Музыка композитора С. Я. Терханова в экспериментальных балетных постановках Мордовии (на примере балета «Кто ты?» Л. Н. Акининой)
Страницы 62–69
Аннотация: Данная статья приурочена к 10-летней годовщине смерти мордовского композитора Сергея Яковлевича Терханова (1954–2014). Его музыкальное наследие, известное в России и за рубежом, связано с процессами развития балетного искусства Мордовии. В статье исследуется одноактный балетный спектакль Л. Н. Акининой «Кто ты?» на музыку Терханова «О вечном», созданный на основе повести-притчи Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». В этом спектакле прослеживаются традиции музыкального искусства Мордовии и отражаются социально-исторические перипетии современности. Представлены сведения о кропотливой работе Терханова над музыкально-танцевальными сценами хореографического спектакля. Содержание балетной постановки включает размышления о психологических сторонах птицы-человека, разносторонних понятиях «притяжения» и «отталкивания», философских коллизиях восприятия «добра» как «зла», «своих» как «чужих», «друзей» как «врагов». Анализируются и расшифровываются музыкальные эпизоды, касающиеся «вражды» и «борьбы», заложенные в сюжете хореографического спектакля и балетном либретто. Композитор С. Я. Терханов — мастер, творец и создатель, выдающаяся личность в области современного музыкального искусства Мордовии и России.
Ключевые слова: Сергей Терханов, Лидия Акинина, Ричард Бах, балетное искусство Мордовии, одноактный балет, экспериментальная музыка, концепт «свои — чужие».
Изобразительное искусство
Севостьянов Д. А.
Примитивизм. Структурный анализ
Страницы 70–77
Аннотация: В статье анализируется примитивизм как распространенное и актуальное направление в изобразительном искусстве. Приводятся отличия примитивного искусства от примитивизма как современного художественного направления. Приводятся основные признаки, которые характерны для произведений, относящихся к данному направлению. В частности, установлено, что в произведениях примитивизма главное место занимает упрощение изображения как самостоятельное действие, значимое в эстетическом отношении. Особенности изобразительной моторики (или «почерк» художника) также играют определенную роль в таких изображениях, но это, как правило, роль второго плана. Если же «почерк» художника в эстетическом отношении выходит на первый план, то данное произведение следовало бы отнести к другому художественному направлению — например, к одной из разновидностей экспрессионизма. В статье представлен анализ работ ряда российских художников, в произведениях которых представлены упрощенные изображения. На основе приведенных в статье критериев показано, какие из этих авторов могут быть отнесены к последователям примитивизма.
Ключевые слова: примитивное искусство, примитивизм, экспрессионизм, изобразительная моторика, характеристика произведений примитивизма.
Довгаленко А. С., Девятайкина Н. И.
«Суды» Мидаса и Париса как сюжеты английской яшмовой керамики эпохи историзма (на примере кружки из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева)
Страницы 78–86
Аннотация: Предметы декоративно-прикладного искусства особым образом отражают эстетическое восприятие, культурные запросы, картину мира, художественную энергетику. Это ярко проявилось в Англии XIX в., с глубоким интересом этой страны к прошлому и поисками идентичности. Художественный язык произведения фабрики Веджвуда XIX в. (изящной кружки с античной тематикой) впервые изучается в данной статье в рамках современных подходов искусствоведения с точки зрения формы, композиции, стилистики, «портретов» и действий персонажей, текстов и подтекстов. Научной задачей первого уровня стала идентификация изображенных персонажей, установление связанных с ними символов, одежды, действий, второго — поиски сюжетов-аналогов XVI–ХIХ вв. Выяснилось, что «Суды» Мидаса и Париса актуализируются в изучаемых рельефах в виде наставлений, жестов, поз и реакций персонажей. Формально-стилистический и иконографический подходы позволили выявить «отклонения»: изначально обнаженные фигуры под влиянием викторианской эстетики прикрываются драпировками. Формально-стилистический подход показал, что стилистика композиций различается, меняясь в своем проявлении от маньеризма до неоклассицизма XIX в. Форма кружки демонстрирует «словарь» английского движения «Искусства и ремёсла» XIX в. с романтическим и национально-патриотическим обращением к прошлому. Главная черта ее стиля и способа художественного обновления — эклектика. Кружка из собрания Радищевского музея стала примером художественного воплощения традиции в изучаемой эпохе. Через подтексты удалось выяснить ценности и запросы (эстетические предпочтения и представления об искусстве, правосудии, семейные правила, важность образования, культурного знания прошлого и настоящего) английского общества изучаемого столетия.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, викторианская Англия, английское искусство эпохи историзма, искусство Античности, античная мифология, яшмовая керамика, компания «Джозайя Веджвуд и сыновья», формально-стилистический и иконографический подходы, социокультурные запросы общества, эклектика.
Традиционные культуры
Михайлова А. А., Бурданова Г. Н.
Фольклорно-этнографическая экспедиция как форма исследования генезиса и трансформации традиционной культуры (об участии во всероссийском проекте «Открываем Россию заново»)
Страницы 87–92
Аннотация: Статья отражает результаты исследований традиционной музыкальной культуры Кубани в августе 2023 г., проводившихся в рамках всероссийского научно-творческого проекта «Открываем Россию заново» с целью изучения традиционной культуры кубанского казачества. В статье обосновывается актуальность проведения экспедиционной работы как формы комплексного научно-образовательного процесса, с возможностью на практике получить и закрепить знания, умения и навыки профессиональной деятельности. Рассматриваются вопросы, связанные с записью и научным анализом песенного фольклора и современного состояния традиции. Обследовано шесть населенных пунктов Краснодарского края, зафиксирован репертуар фольклорных коллективов и солистов. Результатом исследований явилась запись около 150 народных песен. В работе представлен наиболее значимый информативный материал по обследованным пунктам маршрута экспедиции, уделяется внимание бытующим жанрам и стилевым направлениям кубанской казачьей традиции — черноморской и линейной с опорой на записанный новый и на архивный материалы исследуемого региона.
Ключевые слова: народно-певческий коллектив, казачья культура, репертуар, этномузыкология, фольклорно-этнографическая экспедиция, жанры, песенный стиль, сохранность традиции.
Матвеева И. А.
Фольклорная традиция инструментального исполнительства на балалайке в Пензенской области
Страницы 93–98
Аннотация: Фольклорная традиция инструментального исполнительства на балалайке, получившая распространение в сёлах Пензенской области, до сих пор остаётся за рамками научного исследования. При этом даже сами факты фиксации наигрышей на инструменте исчисляются единицами. В связи с чрезвычайно скудным фактологическим материалом в научной сфере создалось устойчивое мнение о почти полном отсутствии фольклорной традиции игры на балалайке в Пензенской области. Цель данной работы — опровергнуть устоявшуюся точку зрения и подтвердить факт существования фольклорного исполнительства на балалайке в Пензенской области. Основным материалом для исследования послужили недавние экспедиционные записи, зафиксировавшие живую фольклорную традицию исполнительства на балалайке. В статье раскрываются особенности бытования инструмента, определяется место инструментальной музыки в праздничной и ритуальной сферах. Также затрагиваются проблемы собственно фольклорного исполнительства: репертуар сельских балалаечников, способы настройки инструмента, техника игры и характерные исполнительские приёмы.
Ключевые слова: балалайка, наигрыши на балалайке, игра на балалайке, техника игры на балалайке, Пензенская область, инструменты Пензенской области, вокально-инструментальные жанры, наигрыши Пензенской области.
Здесь будет форма