Полозов С. П.
Исследование творчества Альфреда Гарриевича Шнитке в Саратовской консерватории
Страницы 3–7
Аннотация:
Статья посвящена обзору исследований творчества Альфреда Гарриевича Шнитке, проводимых в Саратовской консерватории. В ней представлены некоторые научные мероприятия, реализуемые консерваторией в рамках чествования 90-летия со дня рождения композитора. Приводится перечень основных научных исследований, проводимых сотрудниками консерватории и посвящённых изучению творческого наследия композитора. Представлена многовекторность направлений научных поисков, охватывающих как исторический, так и теоретический аспекты, а также как отдельные произведения, так и творчество композитора в целом. В завершении статьи дано разъяснение по поводу подготовки специального выпуска журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» с подбором материала для публикации статей, посвящённых Альфреду Гарриевичу Шнитке. Редакция журнала выражает благодарность всем авторам, предоставившим статьи в данный выпуск журнала.Ключевые слова: Альфред Гарриевич Шнитке, Саратовская консерватория, научные исследования, творчество, музыковедение.
Теория и история искусства
Кекова С. В., Измайлов Р. Р.
Тринитарный символизм в вокальном цикле Альфреда Шнитке «Drei Gedichte von Viktor Schnittke» («Три стихотворения Виктора Шнитке») для голоса и фортепиано
Страницы 8–14
Аннотация: Статья посвящена анализу стихотворений Виктора Шнитке, которые являются основой вокального цикла композитора и брата поэта Альфреда Шнитке. Вокальный цикл «Drei Gedichte von Viktor Schnittke» («Три стихотворения Виктора Шнитке») для голоса и фортепиано написан Альфредом Шнитке в период его духовного укоренения в христианской традиции. В статье обрисован поэтический мир Виктора Шнитке. Он раскрывается перед читателем пространством христианского осмысления мира и жизни человека. Это явлено в стихах, написанных как на русском языке, так и на немецком. К юбилею брата композитор выбирает немецкоязычные стихотворения, которые, с одной стороны, являют единство их семейного союза, а с другой стороны, соответствуют новому духовному состоянию композитора и соответствуют христианскому мировоззрению Альфреда Шнитке. Три стихотворения Виктора Шнитке становятся проводником христианского тринитарного миропонимания и мирочувствия композитора.
Ключевые слова: Виктор Шнитке, Альфред Шнитке, вокальный цикл, три стихотворения Виктора Шнитке, тринитарный символизм.
Зорина Э. Э., Зорин А. Н.
Überstil: полистилистика киномузыки А. Г. Шнитке. Вариативность исследовательских подходов
Страницы 15–22
Аннотация: Киномузыка А. Г. Шнитке в теоретическом и практическом музыкознании представлена широким, но сегментированным кругом подходов отечественных и зарубежных искусствоведов к его композиторским стратегиям. Западные ученые связывают формирование полистилистики в творчестве Шнитке непосредственно с работами композитора в кино, отмечая кинематографичность его мышления и схожесть приемов использования стилей в музыкальных сочинениях с монтажными принципами советского киноавангарда и целостной традицией советского искусства экрана. В отечественном музыковедении киномузыка композитора стала привлекать внимание исследователей только в последние десятилетия. Методология изучения киномузыки, требующая междисциплинарного подхода, все еще остается достаточно мало разработанной и находится в стадии становления, постепенно обогащаясь новыми вариантами трактовки композиторского стиля. Анализ киномузыки к нескольким ключевым для Шнитке произведениям — «Вызываем огонь на себя» (1964), «Похождения зубного врача» (1965), «Стеклянная гармоника» (1968), «Восхождение» (1976), — раскрывает полистилистические приемы композитора в создании многоуровневой семантической структуры кинотекста. Уже в первых кинокартинах, снятых в 60-е годы, композитору удавалось добиваться сильнейшего по психологической глубине воздействия на зрителя. Так, в музыке к фильму «Восхождение» Л. Шепитько за аллюзией на фортепианную прелюдию К. Дебюсси «Шаги на снегу» раскрывается композиторская стратегия семантического углубления при воссоздании новозаветных сюжетов. Анализ музыки к отдельным фильмам говорит о том, что в основе каждой работы Шнитке лежит глубоко продуманная концепция.
Ключевые слова: А. Шнитке, киномузыка, полистилистика. изучение киномузыки, Л. Шепитько, «Восхождение», «Вызываем огонь на себя».
Музыкальное искусство
Алексеева И. В.
«Две маленькие пьесы для органа» Альфреда Шнитке: звуковой и художественный мир
Страницы 23–28
Аннотация: Статья посвящена сочинению для органа одного из крупнейших композиторов XX века. Поднимается актуальная проблема обращения Альфреда Шнитке к инструменту, имеющему многовековую историю, а также к семантическим моделям западно-европейского барокко. Во взаимодействии создателя «Двух маленьких пьес для органа» с далёким прошлым рассматривается специфика обновления звукового и музыкального текстов. Её осмысление осуществляется посредством разработанной отечественными учёными теории музыкального текста, семантического анализа. Автор опирается на исследования музыковедов в области барочной риторики и новой звуковой материи, открытой композиторами XX века. Постижение творческого процесса смысловой организации музыкального текста «Двух маленьких пьес для органа» Шнитке происходит сквозь призму напряжённого диалога эпох. Изучается тембровая, интонационная, фактурно-динамическая драматургия сочинений. Выявляется оригинальная трактовка риторических фигур в их направленности на формирование особого художественного мира композитора. С помощью анализа темпа, агогики, артикуляции и динамики рассматривается специфика интерпретации сочинений первым исполнителем «Двух маленьких пьес для органа» Олегом Янченко. Выявляются оригинальные смысловые акценты музыканта, расширяющие представление о глубинной структуре музыкального текста композитора. Статья адресована музыкантам-профессионалам, а также читателям, интересующимся музыкальным искусством XX века.
Ключевые слова: Альфред Шнитке, орган, семантика, звук, художественный мир, исполнительская версия, Олег Янченко.
Высоцкая М. С.
О категории внемузыкального у Шнитке
Страницы 29–33
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению функции внемузыкального компонента в творчестве Альфреда Шнитке. В опоре на отечественные музыковедческие исследования дана краткая характеристика феномена внемузыкального, лежащего в основе процесса семантизации музыкального знака и в отдельных случаях выступающего в качестве заданной извне структурной (композиционной) модели. Высказывая гипотезу о ключевой роли в творчестве Шнитке данного фактора, определяющего характер прекомпозиционной работы и композиционную структуру целого ряда сочинений, автор предлагает классификацию его основных структурно-семантических типов: «сюжетный», жанровый и жанрово-стилевой, риторический, анаграмматический, буквенно-числовой (символический). В свете обозначенной проблематики рассмотрен комплекс внемузыкальных компонентов фортепианной пьесы Шнитке «Импровизация и фуга», включающий такие аспекты, как моделирование барочного полифонического цикла и барочной риторической диспозиции, использование упорядочивающей функции числа и выстраивание условно-сюжетной конструкции.
Ключевые слова: внемузыкальное, Шнитке, семантика, модель, риторические принципы.
Денисов А. В.
О цитатах в финале Первой симфонии А. Шнитке
Страницы 34–39
Аннотация: Трактовка семантики цитат в финале Первой симфонии Шнитке имеет ряд уникальных особенностей. Их многочисленность, крайняя разнородность первоисточников (в отношении как жанрово-стилевой, так и исторической перспективы) обусловлены общей концепцией сочинения — отражение гетерогенности звучащего Бытия. Лежащие в основе этой концепции идеи волновали композиторов и до ХХ в. (таков, например, программный замысел Четвертой симфонии Л. Шпора), вызывая к жизни сходные композиционные приемы. Контрапунктическое соединение семи цитат с противоположной семантикой (образы Жизни и Смерти) напоминает о жанре quodlibet, который еще в эпоху Ренессанса нередко был связан с карнавальным началом. Далее показана специфика интерпретации использованных Шнитке григорианских хоралов, также образующих семантическую антитезу — Dies Irae и Sanctus. Окончание Первой симфонии, представляющее уход музыкантов под фонограмму последних тактов «Прощальной симфонии» Й. Гайдна, имеет свой исторический аналог — Симфонию in D П. Враницкого (помимо сходного решения окончания, ее третья часть содержит множество цитат из популярных сочинений, представляя собой quodlibet). В завершении статьи сказано о соотношении решения финала Первой симфонии Шнитке с его эстетическими позициями; кроме того — о его положении среди полицитатных симфонических опусов других авторов.
Ключевые слова: цитата, коллаж, полистилистика, пародия, quodlibet, семантика.
Лебедев А. Е.
А. Г. Шнитке глазами современных исследователей
Страницы 40–45
Аннотация: Статья посвящена изучению творческого наследия А. Г. Шнитке в контексте влияния культурной среды поволжских немцев, а также музыкальной культуры Саратова. Выявлены факторы становления творческого облика композитора, в числе которых полиязычная семья, европейские музыкальные традиции, влияние русской композиторской школы. В числе основных стилевых характеристик музыки композитора — концепционная масштабность, эволюционность, инструментальная выразительность и стилевой демократизм, что особенно отчетливо проявляется в скрипичной музыке, а именно в жанре сонаты и концерта. Отдельное внимание уделено сотрудничеству А. Г. Шнитке с музыкантами-исполнителями, в процессе которого отчетливо проявляется сотворческий компонент, усиливается адресность, ярче проявляется стремление композитора к выявлению выразительных качеств солирующих инструментов. Выявлены факторы, ставшие препятствиями на пути создания сочинений для народных инструментов и, в частности, для баяна и аккордеона.
Ключевые слова: Шнитке, немцы Поволжья, Саратов, музыка, музыкант-исполнитель, соната, концерт, универсальный музыкальный язык.
Савенко С. И.
Оперы Альфреда Шнитке в контексте позднего стиля композитора
Страницы 46–53
Аннотация: Предметом исследования в статье являются три оперы А. Шнитке, как известно, написанные и поставленные в сравнительно сжатый период 1990–1995 годов. Три опуса («Жизнь с идиотом», «Джезуальдо» и «История доктора Иоганна Фауста») составили то, что называется оперным творчеством Шнитке, и именно в них в полной мере раскрылся его поздний стиль. История создания каждой из опер оказалась при этом различной. Первая и третья имеют российское происхождение, причем в случае «Фауста» оно давнее: в 1983 году Шнитке закончил кантату под тем же названием, которая стала впоследствии финалом оперы. «Джезуальдо» был создан последним, и в его стилистике выразилась финальная стадия позднего стиля. В статье описываются специфические черты музыкального языка оперы, такие как аскетическая скупость оркестрового письма в сочетании с господствующим экспрессионистским тоном вокальных партий, а также умеренная роль полистилистической драматургии. В разделах, посвященных двум другим операм, рассматриваются особенности музыкального материала, более пестрого и разнообразного по своему составу, чем в «Джезуальдо». Основной акцент сделан на общности стилистики трех сочинений, а также на процессах формирования позднего стиля. В статье подчеркнута классическая типология композиторской эволюции Шнитке: сочинение любого жанра должно иметь в основе полноценный мелодико-гармонический материал.
Ключевые слова: Три оперы Шнитке, Джезуальдо, Виктор Ерофеев, Фауст, полистилистика, вокальное письмо, экспрессионизм, аскетизм, поздний стиль.
Чигарева Е. И.
Воспоминания об Альфреде Гарриевиче Шнитке
Страницы 54–61
Аннотация: Статья включает в себя воспоминания автора об Альфреде Гарриевиче Шнитке. Она состоит из трех разделов: «“Годы учения” у Альфреда Гарриевича Шнитке», «Каким я знала Альфреда Шнитке» и «Похороны Альфреда Гарpиевича Шнитке». В первом разделе А. Г. Шнитке представлен как педагог, одухотворяющий своей деятельностью учеников. Во втором разделе творческий облик А. Г. Шнитке описан сквозь призму личного творческого общения композитора с автором статьи. В третьем разделе приведены воспоминания автора статьи о похоронах А. Г. Шнитке. В целом «основной тон» личности А. Г. Шнитке, каким он видится автору, представляется как светлый и щемящий, пронизывающий насквозь, острый, трагический и прекрасный.
Ключевые слова: Альфред Гарриевич Шнитке, композитор, музыкальная педагогика, музыкальное творчество, полистилистика.
Шабшаевич Е. М.
Роль одного мотива в творчестве Альфреда Шнитке, или Aimez-vous Brahms
Страницы 62–70
Аннотация: Статья предлагает семантический и музыкально-исторический анализ распространённого в музыке Альфреда Шнитке музыкального элемента: мотива опевания на основе мордента/группетто с последующим скачком, который развивается по типу развертывания, чаще всего с помощью секвенции с расширяющимся интервалом скачка в звене. Прослеживаются варианты образного наполнения и систематизируется веер семантических значений данной лексемы в музыке барокко и классико-романтического периода. Выдвигается гипотеза о причинах доминирования ее в творчестве Шнитке преимущественно в качестве характеристики «банального», пошлого, а именно: распространение этой лексемы в танцевальной музыке довоенного периода, в особенности в танго, которое поколением Шнитке, чья юность пришлась на 1950-е годы, воспринималось скорее негативно. В то же время констатируется факт, что вне жанра танго та же лексема у Шнитке звучит скорее ностальгически, как символ утраченной красоты. Отмечаются примеры использования данной лексемы в совокупности с принципом развертывания у Брамса. В соединении бытового и бытийного, в умении использовать «низкие» элементы в высоком стиле также обозначаются параллели с Брамсом. В заключение делается вывод о том, что амбивалентность восприятия рассматриваемой лексемы в музыке Шнитке объясняется его мучительными метаниями между E-Musik и U-Musik, а также эстетической предустановкой: сдержанностью по отношению к романтическому пафосу — одновременно с лирическим дарованием и тонким чувством прекрасного в жизни и в искусстве.
Ключевые слова: Альфред Шнитке, Иоганнес Брамс, лексема, семантика, E-Musik и U-Musik.
Рыбкова И. В.
«Стихи покаянные» А. Г. Шнитке: черты композиции
Страницы 71–76
Аннотация: В статье рассматривается сочинение для смешанного хора в 12 частях «Стихи покаянные» А. Г. Шнитке, ставшее одной из вершин его хорового творчества. Опора на литературный жанр «стихи покаянные» как образец ранней профессиональной русской лирики позволил композитору фиксировать точку сопряжения религиозных мыслей многих поколений с индивидуальными эмоциями личности, обреченной на вопрошание. Указанный единовременный контраст общего и личного получает продолжение в музыкальном языке. Он строится на разветвленной системе контрастов — общего и личного (№ 1–5), небесного и земного (№ 6–9), а также через обращение к антитезе «мир — человек» (№ 10–11). № 12 является финальным этапом сочинения, в котором герой, со смирением принимая все тяготы своего пути, находит в себе силы преодолеть силы земного притяжения и выйти в «четвертое измерение». Осуществляется попытка расшифровки трактовки композитором понятия «покаяние», которое вбирает в себя греческое понятие «метанойя» и древнееврейское понятие «тшува».
Ключевые слова: А. Г. Шнитке, «Стихи покаянные», композиция, покаяние, метанойя.
Хачаянц А. Г., Мальцева В. Ю.
Вторая симфония Альфреда Шнитке: к вопросу жанровой контаминации
Страницы 77–83
Аннотация: Статья посвящена вопросу модификации жанра симфонии в творчестве одного из ведущих композиторов современности — Альфреда Гарриевича Шнитке, чье 90-летие российская культура отмечает в ноябре 2024 г. Объектом исследования в статье стала Вторая симфония «Сан-Флориан». В качестве инструмента при раскрытии её структурной специфики и концепции авторы статьи обращаются к лингвистическому понятию «контаминация», которое стало транстермином, участвуя в различных научных исследованиях, в том числе в музыкознании. Ключевыми позициями в процессе контаминации становятся генетическое родство контаминируемых единиц, а также рождение нового явления — контаминанта, не как суммы исходных данных, а как новой целостности. В процессе анализа этого произведения, сочетающего признаки симфонии и мессы (как контаминируемых жанров), обнаруживается их концептуальная близость, выраженная М. Г. Арановским в формуле «симфония — это светская месса». Обнаруживаются также имплицитные признаки еще одного жанра — Пассионов (как возможного контаминанта) через особую смыслообразующую логику IV части. В ключе христианской символики также интерпретируется обертоновый ряд, вызревающий в четных частях и завершающий симфонию в целом.
Ключевые слова: Альфред Шнитке, контаминация, транстермин, полистилистика, симфония, месса, жанровая модификация, жанр Пассионов.
Изобразительное искусство
Дорогина Е. А.
Памятник Альфреду Шнитке: от идеи до воплощения
Страницы 84–90
Аннотация: Андрей Александрович Щербаков — заслуженный художник России, академик Российской Академии художеств. Имя этого мастера уже вписано в историю саратовского и российского монументального искусства. Он автор более 40 памятников, установленных в Саратове, городах России и за рубежом. Андрей Щербаков — один из авторов памятника Альфреду Гарриевичу Шнитке. Это первый в мире памятник великому композитору, который был установлен в 2018 году на родине музыканта в городе Энгельсе. Данная статья построена в форме интервью со скульптором, записанным в год 90-летия композитора. Цель беседы — зафиксировать живое слово художника, выявить, как происходил творческий процесс создания памятника Альфреду Шнитке, как рождалась его идея, создавался образ, с чем связан выбор стилистического решения.
Ключевые слова: Альфред Шнитке, памятник композитору, Андрей Щербаков, художественный образ, культурная память.
Здесь будет форма