Должность: профессор кафедры теории музыки и композиции СГК имени Л.В. Собинова
Образование: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова (1971), аспирантура Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (1976)
Наименование направления подготовки/специальности: Музыковедение
Уровень образования: высшее образование
Квалификация: Музыковед. Преподаватель музыкально-исторических и теоретических дисциплин.
Ученое звание: профессор
Ученая степень: доктор искусствоведения; кандидат философских наук
Общий стаж работы: 52 года
Стаж работы в вузе: 51 год
Категория: высшая
Повышение квалификации: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова (программа «Культурно-исторический контекст развития современной музыки в XX–XXI веках», 2021)
Направления подготовки/специальность: 53.03.04. «Искусство народного пения» (01 Хоровое народное пение, 02 Сольное народное пение); 53.05.02. «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором» (02 Художественное руководство академическим хором); 53.05.05. «Музыковедение»; 53.05.06. «Композиция»; 53.05.01. «Искусство концертного исполнительства» (01 Фортепиано, 02 Концертные струнные инструменты, 03 Концертные духовые и ударные инструменты, 04 Концертные народные инструменты)
Преподаваемые дисциплины: Методология музыковедческого исследования, Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин, Музыкально-теоретические системы, Профессиональная и педагогическая подготовка (педагогический выпускной реферат), Теория современной композиции, Гармония, Полифония, СольфеджиоТворческие достижения:
Участник свыше 100 Международных и Всероссийских научно-практических конференций (Москва, Санкт-Петербург, Минск, Саратов, Воронеж, Астрахань и др.).
Дипломант (вторая степень) Всесоюзного конкурса студенческих работ по музыковедению (Минск, 1970).
Лауреат 1 степени IV Международного профессионального конкурса преподавателей вузов «Формирование компетенций в профессиональном образовании – 2018» среди профессоров по направлению «Искусствоведение».
Член жюри международных и всероссийских научно-практических конференций, конкурсов молодых композиторов, Всероссийской открытой олимпиады и Межрегионального методического семинара по музыкально-теоретическим дисциплинам; Внутривузовской олимпиады «Теория музыки – для всех» и др.
Автор музыкально-поэтического сборника «Вальс вечности» – Саратов: Приволжское книжное изд-во – 2000 (псевдоним Ольга АС)
Награды: Почётная грамота Министерства культуры РФ (2003); грамоты и благодарности от управлений культуры и администрации учебных заведений разных городов России за профессиональное мастерство, добросовестный труд, проведение мастер-классов, лекций, оказание методической помощи, участие в конференциях
Дополнительная информация:
Диссертация кандидата философских наук на тему «Вопросы методологии теоретического музыкознания» (Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского – 1985).
Диссертация доктора искусствоведения на тему «Ладогармоническая система русского фольклора: категории и принципы организации» (Магнитогорск – 2006). Член Диссертационного совета при Саратовской консерватории по защите кандидатских и докторских диссертаций (с 2006 г.).
Член комиссии по подготовке ВКР ассистентов-стажёров.
Руководитель научно-творческого проекта «Краткий именной справочник-каталог русских песен и романсов до 1940 года».
Редактор-составитель методических сб. кафедры теории музыки и композиции (2018, 2021).
Автор работ о творчестве выдающихся учёных, деятелей науки, культуры, образования (Б.А. Асафьев, Я.Ф. Аскин, А.А. Бренинг, А.И. Демченко, Е.Э. Линёва, Ю.Н. Рагс, В.В. Пушков, аль-Фараби, Н.Г. Хлебникова, Л.Л. Христиансен, Б.Л. Яворский, А.С. Ярешко)
Монографические исследования –
1. Основы ладогармонической системы русской народной музыки. Саратов: Изд-во Саратовской гос. консерватории им. Л.В. Собинова, 2004. 356 с.
2. Научная и педагогическая деятельность профессора Я.Ф. Аскина. Саратов: изд-во СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2009. 1, 5 п.л. (в соавторстве).
3. Роль продюсера в российском музыкальном академическом искусстве рубежа ХХ–ХХI веков // LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KGHinrich-Bocking-Str. 6–8, 66121Saarbrucken, Germany, 2011. 257 с. (в соавторстве).
4. Венедикт Пушков – композитор и педагог. СПб.: Композитор ▪ Санкт-Петербург, 2015 (5,5 п.л.).
5. Эволюция исследований русского народно-певческого искусства: теория, история, практика. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2019. 13 п.л. (в соавторстве)
Учебные пособия –
1. Гармония: примерная программа для высших учебных заведений по специальности «Дирижирование народным хором». М.: Министерство образования РФ: Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской федерации по образованию в области музыкального искусства, 2004. 30 с.;
2. Гармония: Программа ГОС ВПО второго поколения по специальности 070105 «Дирижирование народным хором» // Примерные программы учебных дисциплин. М.: Министерство образования и науки РФ; УМО ВУЗ РФ по образованию в области муз. искусства, 2006. Вып. 3. 35 с.;
3. Приёмы обработки русского народно-песенного материала (анализ техники композиции). СПб: Композитор · Санкт-Петербург, 2008. Изд. 2-е. 108 с.
4. Методические рекомендации к модуляции в тональности далёкого родства: Дидактич. разработка. Саратов: Издат. центр «Наука», 2009. 1,3 п.л.
5. Хрестоматия: Ладогармоническая система русского фольклора: Том первый. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. 164 с.;
6. Хрестоматия: Ладогармоническая система русского фольклора: Том второй. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. 148 с.;
7. Методология музыкознания: Лекционный курс. Часть первая. Теоретический раздел / Учебное пособие по музыкально-теоретической дисциплине «Методология музыковедческого исследования» для студентов-музыковедов старших курсов музыкальных вузов РФ. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2017. 3, 25 п.л.
8. Лекции по академической гармонии (авторские дополнения к курсу). Часть первая: диатоника. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2018. 32 c.
9. Гармония: учебное пособие по курсу академической гармонии для иностранных студентов. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2020. 40 с.
10. Авторские комментарии к курсу академической гармонии: учебно-методическое пособие. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021. – 118 с.
Статьи ВАК (в период 2010–2021) –
1. Гений из Энгельса: контексты и концепты // Проблемы музыкальной науки. 2010, № 1 (6). С. 123–124;
2. Методология музыкознания в образовательном пространстве // Современные проблемы науки и образования Интернет-журнал РАЕ. 2012, № 3;
3. Понятийный аспект методологии музыкознания // Фундаментальные исследования. Интернет-журнал РАЕ. 2012, № 6 (часть 2). Искусствоведение. С. 342–344;
4. Несколько слов о знаменательном сборнике и замечательном юбиляре (к 70-летию А.И. Демченко) // Музыкальная академия. 2013, № 2. С. 153–156;
5. Трактовка метода у Б.Л. Яворского // THE JOURNAL «INTERNATIONAL JOURNAL OF APPLIED AND FUNDAMENTAL RESEARCH» (ISSN 1996–3955). Электронный научный журнал представлен немецким издательством Publishing house "Academy of Natural History". – Ноябрь 2013 г.;
6. Трактовка категории стиля в эпистолярном наследии Б.Л. Яворского (из переписки с С.В. Протопоповым) // Проблемы музыкальной науки. 2014, № 4 (17). С. 31–34.
7. Деятельность Е.Э. Линёвой в области русского народно-песенного исполнительства // Современные проблемы науки и образования. Интернет-журнал РАЕ. 2015, № 2;
8. Из истории отечественной фольклористики XIX века: от эмпирии к теории // Проблемы музыкальной науки. 2016, № 1. С. 41–47;
9. Проблемные вопросы современной музыковедческой терминологии // Проблемы музыкальной науки. 2017, № 2 (27). С. 6–13;
10. Основные направления методологического учения в музыкознании: к созданию метанаучной концепции // Музыка. Искусство, наука, практика. Казань, 2018, № 2 (22). С. 69–77;
11. Грандиозная реконструкция: рецензия на книгу Демченко А.И. Смысловые концепты отечественной музыки начала ХХ века // Манускрипт. 2019. Т. 1. Вып. № 5 (103). С. 215–218;
12. Об авторской методике Нины Хлебниковой в преподавании музыкально-теоретических дисциплин духовикам // Проблемы музыкальной науки, 2020. № 1 (38). С. 194–204.
13. Роль мыслителей Востока в развитии музыковедческой науки (арабо-персидский регион эпохи Средневековья) // Вестник Саратовской консерватории, 2021, № 1 (11). С. 51–59
14. Полифонисты Саратовской консерватории второй половины ХХ века // Вестник Саратовской консерватории, 2022, № 3 (17). С. 71–78.
Более 150-ти статей в различных научных, научно-методических сборниках статей и научных журналах
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Понятно, спасибо
Здесь будет форма