Должность: заведующая кафедрой истории музыки, доцент (историко-теоретический факультет)
Образование: СГК имени Л.В. Собинова (1995), аспирантура РАМ имени Гнесиных (2001)
Наименование направления подготовки/специальности: Музыковедение.
Уровень образования: высшее образование
Квалификация: Преподаватель. Музыковед. Лектор. Исследователь.
Ученое звание: доцент
Ученая степень: кандидат искусствоведения
Общий стаж работы: 27 лет
Стаж работы по специальности: 24 года
Повышение квалификации: МГК имени П.И. Чайковского, 2021 год.
Направления подготовки/специальность: 53.05.05 Музыковедение, 53.05.06 Композиция, 53.03.02 Музыкальное инструментальное искусство (01 Фортепиано, 03 Оркестровые струнные инструменты, 04 Оркестровые духовые и ударные инструменты, 05 Баян, аккордеон, струнно-щипковые инструменты), 53.05.01 Искусство концертного исполнительства (01 Фортепиано, 02 Концертное струнное искусство), 53.05.04 Музыкально-театральное искусство (01 Искусство оперного пения), 53.03.03 Вокальное искусство (01 Академическое пение), 53.03.04 Искусство народного пения (01 Хоровое народное пение, 02 Сольное народное пение), 53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором (02 Художественное руководство академическим хором), аспирантура, ассистентура-стажировка
Преподаваемые дисциплины: История музыки, Специальный класс, Лекторско-филармоническая практика, Архивно-библиографическая практика, Древнерусское певческое искусство, Фольклорно-этнографическая практика, Педагогическая практика, Музыкальная историография и Научно-исследовательская деятельность (аспирантура), Практика реферативной работы (ассистентура-стажировка).Достижения:
Лауреат I степени I Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых в области музыкального искусства (2004)
Награды:
Памятная медаль Патриарха Московского и Всея Руси к 1020-летие Крещения Руси (2008)
Благодарственное письмо Управления по культуре г. Саратова (2017)
Благодарность Министерства культуры Саратовской области (2018)
Дополнительная информация:
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Типология русской церковно-певческой книжности XVII-XIX веков (на материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, научный руководитель – профессор Н.В. Заболотная)
Руководитель Лаборатории по изучению традиций культовой музыки СГК
Руководитель Ансамбля древнерусского певческого искусства СГК
Член Венского общества по изучению монодии
Под руководством А.Г. Хачаянц защищены дипломы по специальности «Музыковедение» и диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения (Маркелова Е.Е. «Сказочные сферы русского модерна», 2013 г.).
Более 50 публикаций, в том числе в журналах, рецензируемых ВАК, за рубежом (Австрия, Румыния, Сербия).
Основные публикации:
1. Певческие рукописи XVII-XIX веков. Каталог / Редкие книги Зональной научной библиотеки СГУ. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. Вып. 19. 2000; Вып. 20. 2001.
2. Модель жития в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» // Наука о музыке: слово молодых ученых. Материалы I Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых в области музыкального искусства. Казань: Казанская государственная консерватория им. Н.Г.Жиганова, 2004. С. 53-72.
3. Певческие рукописи иргизских монастырей // Звуковое пространство православной культуры: Сб. трудов. Вып. 173 / РАМ им. Гнесиных. М., 2008. С. 172-185.
4. Древнерусская певческая традиция в рукописном наследии старообрядцев: канон и интерпретация // Славянский альманах 2009. М., Индрик, 2010. С. 275-282.
5. Певческие рукописи XVI-XVIII веков в Зональной научной библиотеке им. В.А. Артисевич Саратовского государственного университета // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 4. По материалам научных конференций «Бражниковские чтения» 2008-2009 годов / Сост. и науч. ред. А.Н. Кручинина, Н.В. Рамазанова. СПБ, 2010. С. 174-180.
6. Иргизские монастыри. Певческая традиция // Православная энциклопедия. / Под ред. Патриарха московского и Всея Руси Кирилла. Т. XXVI. Иосиф I Галисиот – Исаак Сирин. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. С. 361-364.
7. Книжные духовные стихи старообрядцев-поморцев (по рукописным Стиховникам Саратова) // К 100-летию Льва Львовича Христиансена (1910-1985). Сб. научных статей «История, теория, практика фольклора» по материалам III Всероссийских научных чтений. 11-13 марта 2010 г. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2011. С. 162-171.
8. Сербский молитвенник начала XVII века в собрании Научной библиотеки Саратовского государственного университета // Археографски прилози 35. Београд: Народна библиотека Србиjе, 2013. С. 103-112. (Белград, Сербия).
9. Ненотированные богослужебные рукописи: к вопросу о певческом функционировании // Музыкальная археография: Материалы международной научно-практической конференции 14.05.2013 / Сост. Н.В. Заболотная. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С. 162-171.
10. Специфика ранних буквенных помет в русской нотации «стихир евангельских» византийского императора Льва VI // Вестник Южно-Уральского государственного университета – 2014. № 2. С. 61-66. (Социально-гуманитарные науки).
11. Специфика ранних буквенных помет в стихирах евангельских большого распева из Сборника 30-х годов XVII библиотеки Саратовского государственного университета // Theorie und Geschihte der Monodie (Теория и история монодии). Доклады Международной конференции, Вена, 2012 – Вена-Брно : Tribun EU s.r.o., 2014. – С. 379-405. – (Theorie und Geschihte der Monodie (Теория и история монодии); Вып. 7).
12. Певческие рукописи XVI–XIX вв. Кодикологический аспект // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 2 (18). 2015 г. С. 117-122.
13. К вопросу о вставных слогах в церковных песнопениях (по рукописям XVII века) // Theorie und Geschihte der Monodie (Теория и история монодии). Доклады Международной конференции, Вена, 2014. Вена-Брно : Tribun EU s.r.o., 2016. С. 213-245. – (Theorie und Geschihte der Monodie (Теория и история монодии); Том. 8). (На нем. и рус. яз.)
14. Отражение смены культурных парадигм в рукописной певческой книжности конца XVII – первой половины XVIII века // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: Материалы международной научной конференции. Вып. / Ред.-сост. Н.Ю. Плотникова. М.: Государственный институт искусствознания, 2016. С. 15-22.
15. «Моцарт и Сальери» в прочтении Н. А. Римского-Корсакова // Проблемы художественного творчества: сб. статей по материалам всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому, 24-25 ноября 2016 года. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2017. – С. 3-8.
16. Стихи покаянные в старообрядческих Стиховниках // Поэтика и семантика фольклора. Научные статьи педагогов кафедры народного пения и этномузыкологии. Вып. 2: сборник статей. – Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2017. – С. 118-127.
17. Полистилевое церковно-певческое пространство XVII века в зеркале одной рукописи // Музыкальная археография – 2015: Материалы научно-практической конференции «Звучащий мир Древней Руси». М.: РАМ им. Гнесиных, 2017. С. 117-124.
18. Moldavian manuscripts in the science library of Saratov State University // Literature as mediator. Intersecting discourses and dialogues in a multicultural world. Section: history, political sciences, international relations. Tîrgu Mureș: «Arhipelag XXI» Press, România. 2018. P. 227-233.
19. О мелодических связях в знаменном распеве (компаративный взгляд на учение Б.Л. Яворского) // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (26–28 ноября 2019 г.). – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2020. С. 5-11.
20. Кафедра истории музыки Саратовской консерватории в ее прошлом и настоящем (совместно с А.И. Демченко) // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции 14-15 мая 2020. Саратов, СГК им. Собинова, 2010. С. 52-81.
21. Русская музыкальная культура последней трети XIX – начала XX веков. Конспекты лекций по курсу «Истории музыки» (6 семестр) для иностранных студентов. Саратов. СГК им. Л.В. Собинова, 2020. 36 с.
22. Древнерусское певческое искусство. Знаменный распев. Пособие для слушателей курсов повышения квалификации. Саратов. СГК. 2020. 40 с.
23. Прочтение средневековой покаянной поэзии в хоровом цикле Альфреда Шнитке «Стихи покаянные» // Музыкальная академия. 2020. № 4. С. 133-151.
24. Кафедра истории музыки Саратовской консерватории – путь длиною в 60 лет // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022 №1 (15). С. 3-8.
Мы используем cookie
Во время посещения сайта «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее
Понятно, спасибо
Здесь будет форма