Вишневская Лилия Алексеевна

Профессор кафедры теории музыки и композиции
Доктор искусствоведения

Член Союза композиторов России

Вишневская Л.А.Общая информация










ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Биография
Родилась в 1952 году. Обучалась на факультете теории музыки и композиции, а также в аспирантуре Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова  в классе профессора, кандидата искусствоведения, Заслуженного деятеля искусств Елены Дмитриевны Ершовой. Кандидатская диссертация «О взаимодействии монодийных и гармонических принципов мышления в бурдонном двухголосии» была защищена в 1990 году в Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (научный консультант - профессор, доктор искусствоведения Т.С. Бершадская). Докторская диссертация «Северокавказское вокальное многоголосие. Типология певческих моделей» была защищена в 2012 году в Специализированном диссертационном совете Саратовской консерватории (академии) им. Л.В. Собинова (научный консультант - профессор, доктор искусствоведения Е.Г. Сорокина). Имеет благодарности и грамоты руководства консерватории, «Благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации за большой вклад в развитие музыкальной культуры» (2007 г.), диплом и золотую медаль Национального Артийского комитета России «За высокий профессионализм в работе, большой личный вклад в сохранении национальной самобытности и достоинства народов Российской Федерации» (2014).

Педагогическая деятельность сконцентрирована на методическом обеспечении и преподавании специального курса гармонии (музыковеды, композиторы), сольфеджио (музыковеды, композиторы и дирижёры). Её результаты получили отражение в ряде авторских разработок методического и учебно-практического содержания. Наиболее значительные из них: экспериментальное учебно-методическое пособие «Фольклорное сольфеджио» (в соавторстве) - Карачаевск-Черкесск, 2002 (140 страниц) и учебное пособие «Гармония в стилях. Теория. Практика». - Саратов, 2008 (99 страниц), получившее гриф УМО «Рекомендовано в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности 070111 "Музыковедение"» (рецензенты: доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского В.С. Ценова и доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Л.С. Дьячкова).

Научные труды связаны с разработкой вопросов северокавказской традиционной вокальной полифонии, проблем теоретического и практического музыкознания. Имеет свыше ста публикаций в сборниках научных статей, в журналах «Музыкальная академия», «Музыковедение», «Музыка и время», «Проблемы музыкальной науки», «Израиль-XXI». Сотрудничает с учёными Адыгейского государственного университета, Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.

Просветительская деятельность охватывает популяризацию музыковедческих, исполнительских традиций и школ Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова (публикации в прессе, в сборниках статей «Из истории Саратовской консерватории»), исследование музыки саратовских композиторов (публикации в российской и местной прессе) и освещение музыкальных событий в культурной жизни города и области.
Публикации
Вишневская Л.А. «Гармония в стилях. Гармония. Практика.», 2-е изд., переработанное и дополненное. Саратов: СГК, 2008.

Вишневская Л.А «Очерки истории и теории северокавказского вокального многоголосия». Саратов: Новый ветер, 2011.

Вишневская Л.А. «Полифонические принципы организации  сольно-группового вокального многоголосия карачаевцев и балкарцев» // Антология  «Карачаевцы. Балкарцы». - М.: Наука (Народы и культуры), 2014.