Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Хачаянц Анжела Григорьевна

Кандидат искусствоведения

Доцент кафедры истории музыки

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
    
  • Персональные данные
  • Общие сведения
  • Публикации
  • Новости

Должность: Доцент кафедры истории музыки
Дисциплины: История музыки. История русской музыки. Специальный класс. Педагогическая практика. Архивно-библиографическая практика. Фольклорно-этнографическая практика. Стилистические основы русской народной музыки. Древнерусское певческое искусство
Ученая степень: Кандидат искусствоведения
Ученое звание: Доцент
Направления подготовки: Музыкально-инструментальное искусство, Искусство концертного исполнительства, Музыковедение
Повышение квалификации: 2016
Общий стаж работы: 15
Стаж работы по специальности: 15
Уровень образования: Высшее образование
Квалификация: Преподаватель, музыковед, лектор, исследователь 

БИОГРАФИЯ

Выпускница Грозненского музыкального училища. 

Окончила Саратовскую государственную консерваторию по специальности "музыковедение" в 1995 г. в классе А. С. Ярешко и аспирантуру Российской академии музыки имени Гнесиных. 

В 2001 г. защитила диссертацию «Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII-XIX веков (на материале собрания Зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского)». 

С 1999 г. преподаёт в СГК им. Л.В. Собинова на кафедре истории музыки и по совместительству на кафедре народного пения и этномузыкологии. В 2004 году была удостоена первого места на Всероссийском конкурсе молодых учёных в области музыкального искусства за работу «Модель жития в опере Н.А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На кафедре истории музыки ведет курс «История отечественной музыки» (музыковеды), «Архивно-библиографическая практика» (музыковеды), «Современная музыка» (исполнительские специальности), у бакалавров кафедры народного пения и этномузыкологии преподаёт дисциплины «Стилевые основы русской народной музыки» и «Древнерусское певческое искусство». 

Подготовила несколько выпускников - специалистов-музыковедов. Под её руководством подготовлена и в 2013 году защищена диссертация Е.Е.Маркеловой по специальности Теория и история искусства: «Сказочные сферы русского модерна».

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сфера научных интересов Анжелы Григорьевны - русская музыка, древнерусское церковно-певческое искусство, рукописная книжность. В 2000-2001 гг. в двух выпусках серии «Редкие книги ЗНБ СГУ» ею был опубликован и, тем самым, введен в научный оборот каталог описаний певческих рукописей XVII-XIX вв., хранящихся в университетской библиотеке. Являясь сотрудником отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки Саратовского университета, проводит экскурсии и занятия по рукописной кириллической и певческой книжности. А.Г.Хачаянц - постоянный участник Ежегодного международного симпозиума «Бражниковские Чтения» в Санкт-Петербурге, где она не только выступает с докладами, но и ведет одну из секций, посвященных проблемам рукописной книги.  Член Венского общества изучения монодии.

1. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи XVII-XIX вв. // Редкие книги Зональной научной библиотеки СГУ. Сб. ст. Вып. 17. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 4–16.
2. Хачаянц, А.Г. Записи в певческих рукописях // Опыт работы Зональной научной библиотеки им. В.А. Артисевич Саратовского университета. Сб. ст. Вып. 34. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 15–19.
3. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи XVII-XIX веков. Каталог / Редкие книги Зональной научной библиотеки СГУ. Вып. 19. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. 68 с.
4. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи XVII–XIX веков. Каталог / Редкие книги Зональной научной библиотеки СГУ. Вып. 20. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. 80 с.
5. Хачаянц, А.Г. Типология старообрядческих певческих рукописей по рукописным источникам Саратова // Музыкальная культура христианского мира. Материалы международной научной конференции. Ростов-на-Дону, 2001. С. 392–401.
6. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи из Пугачевского Музея местного края: к проблеме атрибуции // Опыт работы Зональной научной библиотеки им. В.А. Артисевич Саратовского университета: Сб. ст. Вып. 35. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2004. С. 15–18.
7. Хачаянц, А.Г. Певческие (нотированные) рукописи в Саратовском областном музее краеведения и Государственном художественном музее им. А. Н. Радищева // Проблемы истории российской цивилизации: Сб. науч. статей. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2004. Вып. I. С. 246–253.
8. Хачаянц, А.Г. Модель жития в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» // Наука о музыке: слово молодых ученых. Материалы I Всероссийского конкурса научных работ молодых ученых в области музыкального искусства. Казань: Казанская государственная консерватория им. Н.Г.Жиганова, 2004. С. 53–72.
9. Хачаянц, А.Г. Десакрализация искусства певчего по рукописным певческим памятникам // Художественное образование: преемственность и традиции. Сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Саратов, 2008. С. 98–106.
10. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи иргизских монастырей // Звуковое пространство православной культуры: Сб. трудов. Вып. 173 / РАМ им. Гнесиных. М., 2008. С. 172–185.
11. Хачаянц, А.Г. К вопросу о значении асемантических слогов в древнерусском церковном пении и народных песнях // http://www.vestnikram.ru (Вестник Российской Академии музыки им. Гнесиных. 2008.
12. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи Иргизских монастырей как единый комплекс // Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования. Материалы Международной научной конференции. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. С. 465–472.
13. Хачаянц, А.Г. Краеведческие сведения по рукописям отдела редких книг и рукописей ЗНБ СГУ // Библиотека вуза: вчера, сегодня, завтра: сб. науч. тр., посвящённый памяти В.А. Артисевич. Саратов: Изд. Центр «Наука», 2009. Вып. 9. С. 32–36.
14. Хачаянц, А.Г. О рукописном старообрядческом Стиховнике (из собрания В. К. Архангельской) // Кабинет фольклора. Статьи, исследования и материалы: сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. Вып. 3. С. 29–33.
15. Хачаянц, А.Г. Древнерусская певческая традиция в рукописном наследии старообрядцев: канон и интерпретация // Славянский альманах 2009. М., Индрик, 2010. С. 275–282.
16. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи XVI-XVIII веков в Зональной научной библиотеке им. В.А. Артисевич Саратовского государственного университета // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 4. По материалам научных конференций «Бражниковские чтения» 2008–2009 годов / Сост. и науч. ред. А.Н. Кручинина, Н.В. Рамазанова. СПБ, 2010. С. 174–180.
17. Хачаянц, А.Г. Иргизские монастыри. Певческая традиция // Православная энциклопедия. / Под ред. Патриарха московского и Всея Руси Кирилла. Т. XXVI. Иосиф I Галисиот – Исаак Сирин. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. С. 361–364.
18. Хачаянц, А.Г. Книжные духовные стихи старообрядцев-поморцев (по рукописным Стиховникам Саратова) // К 100-летию Льва Львовича Христиансена (1910-1985). Сб. научных статей «История, теория, практика фольклора» по материалам III Всероссийских научных чтений. 11–13 марта 2010 г. Саратов, 2011. С. 162-171.
19. Хачаянц, А.Г. Принципы тексто-музыкальной композиции поздних «книжных» духовных стихов // Поэтика и семантика фольклора. Научные статьи педагогов кафедры народного пения и этномузыкологии : Сб. статей. – Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2012. С. 228–236.
20. Хачаянц, А.Г. История и певческое дело Иргизских старообрядческих монастырей // Сб. науч. статей по материалам IV Всероссийских научных чтений памяти Л.Л. Христиансена: История, теория и практика фольклора / Ред.-сост. А. Михайлова. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. С. 260–264.
21. Хачаянц, А.Г. Прошлое поет, пока мы его слышим // Православие и современность. № 25 (41). Декабрь 2012 – март 2013. С. 92–97.
22. Хачаянц, А.Г. О Елене Константиновне Шкариной // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика. II часть. Саратов, СГК им. Собинова, 2013. С. 60–63.
23. Хачаянц, А.Г. Сербский молитвенник начала XVII века в собрании Научной библиотеки Саратовского государственного университета // Археографски прилози 35. Београд: Народна библиотека Србиjе, 2013. С. 103–112. (Белград, Сербия).
24. Хачаянц, А.Г. Ненотированные богослужебные рукописи: к вопросу о певческом функционировании // Музыкальная археография: Материалы международной научно-практической конференции 14.05.2013 / Сост. Н.В. Заболотная. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С. 162–171.
25. Хачаянц, А.Г. Специфика ранних буквенных помет в русской нотации «стихир евангельских» византийского императора Льва VI // Вестник Южно-Уральского государственного университета 2014. № 2. С. 61–66. (Социально-гуманитарные науки). ВАК
26. Хачаянц, А.Г. Специфика ранних буквенных помет в стихирах евангельских большого распева из Сборника 30-х годов XVII библиотеки Саратовского государственного университета // Theorie und Geschihte der Monodie (Теория и история монодии). Доклады Международной конференции, Вена, 2012. Вена-Брно : Tribun EU s.r.o., 2014. С. 379–405 (Theorie und Geschihte der Monodie (Теория и история монодии); Вып. 7).
27. Хачаянц, А.Г. Певческие рукописи XVI–XIX вв. Кодикологический аспект // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. Вып. 2 (18). 2015. С. 117–122 (/170). ВАК
28. Хачаянц, А.Г. К вопросу о вставных слогах в церковных песнопениях (по рукописям XVII века) // Theorie und Geschihte der Monodie (Теория и история монодии). Доклады Международной конференции, Вена, 2014. Вена-Брно : Tribun EU s.r.o., 2016. С. 213–245. (Theorie und Geschihte der Monodie (Теория и история монодии); Том. 8). (На нем. и рус. яз.).
29. Хачаянц, А.Г. Турецкая Армения в русских книжных источниках рубежа XIX–XX вв. (по материалам отдела редких книг и рукописей научной библиотеки СГУ им. Чернышевского) // Армяне Поволжья и Юга России: история и современность. Материалы II Всероссийской научной конференции (Саратов, 15–16 апреля 2016 г.) / отв. ред. В.А. Чолахян. Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2016. С. 169–174.
30. Хачаянц, А.Г. Отражение смены культурных парадигм в рукописной певческой книжности конца XVII – первой половины XVIII века // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования: Материалы международной научной конференции. Вып. / Ред.-сост. Н.Ю. Плотникова. М.: Государственный институт искусствознания, 2016. С. 15–22.
31. Хачаянц, А.Г. «Моцарт и Сальери» в прочтении Н.А. Римского-Корсакова // Проблемы художественного творчества : сб. статей по материалам всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому, 24–25 ноября 2016 года. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2017. С. 3–8.
32. Хачаянц, А.Г. Книжные знаки на изданиях, хранящихся в библиотеке Саратовской государственной консерватории // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 мая 2017) и Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках III Всероссийского конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого «Фортепианное искусство и педагогика» (24 мая 2017). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 61–67.

Перейти на старый сайт