Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Вартанов Сергей Яковлевич

Доктор искусствоведения

Профессор кафедры специального фортепиано

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
    
  • Персональные данные
  • Общие сведения
  • Публикации
  • Новости

Должность: Профессор кафедры специального фортепиано
Дисциплины: Специальный класс, Основы научных исследований, Техническая подготовка, Фортепианный дуэт, Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (специальный инструмент), Педагогическая практика, Научно-исследовательская деятельность, Лекционный курс «История исполнительского искусства», Фортепиано
Ученая степень: Доктор искусствоведения
Ученое звание: Профессор
Направления подготовки: Музыкально-инструментальное искусство, Искусство концертного исполнительства 
Повышение квалификации: 2016
Общий стаж работы: 44
Стаж работы по специальности: 39
Уровень образования: Высшее образование
Квалификация: Концертный исполнитель, преподаватель, солист камерного ансамбля, концертмейстер 

Родился 15 июня 1947 г. в г. Одессе. Профессиональное образование получил в Академии музыки в Кишиневе, в классе народной артистки  Молдовы, профессора Л.В. Ваверко (окончил в 1970 г.) и в очной аспирантуре Российской Академии Музыки им. Гнесиных в Москве (окончил в 1976 г.). Руководитель стажировки - профессор  М.И. Гринберг, Заслуженная Артистка России, одна из выдающихся отечественных пианисток, прославившаяся исполнением цикла 32 сонат Бетховена. Научный руководитель диссертации - доктор искусствоведения, профессор А.Д. Алексеев, автор учебника «История фортепианного искусства». 

Вартанов С.Я. преподает на кафедре специального фортепиано Саратовской консерватории с 1976 г., достигает высоких результатов в разносторонней деятельности: педагог специального фортепиано, концертирующий пианист, лектор, ведущий с иллюстрациями за роялем теоретические курсы: «История фортепианного искусства» для студентов и «История, теория, методика исполнительского искусства» для аспирантов, а также как ученый-исследователь. 

Сергей Яковлевич регулярно выступает с концертами в городах России как солист, так и в сопровождении оркестра; гастролировал за рубежом (Китай, Израиль). Он первым из саратовских пианистов исполнил ряд сочинений крупнейших композиторов ХХ века: Б. Бартока (Соната для двух фортепиано и ударных - совместно с А.Д. Киреевой, А. Крыжановским  и А. Марьенко; сюита «На вольном воздухе») и А. Шнитке (Концерт для фортепиано и струнного оркестра - с симфоническим оркестром филармонии; цикл «Пять афоризмов»). Концерт Шнитке Вартанов исполняет с оркестрами под управлением дирижеров: Л. Корчмарь, М. Аннамамедов, Т. Быкова, А. Гризбил, М. Туркумбаев. В его репертуаре значительное место занимают сочинения таких композиторов, как  Бах и Бетховен, Шуберт и Шуман, Лист и Рахманинов, Дебюсси и Скрябин. С.Я. Вартанов - член жюри конкурсов пианистов разного уровня. Как исполнитель он участвует в различных музыкальных фестивалях, фортепианно-педагогических симпозиумах: ХIII конференция ЕРТА (европейская ассоциация пианистов-педагогов - Москва-1991), им. Н. Рославца и Н. Габо (Брянск-2000), «Музыкальное приношение Альфреду Шнитке» (Москва-2004), «Скрябинские чтения» (Москва-2005), «Рахманинов: национальная память России» (Тамбов-2008) - и других; всего около 50 выступлений, включая конференции.

С.Я. Вартанов подготовил свыше 50 дипломников, а также 5 ассистентов-стажеров, работающих в музыкальных вузах, колледжах, школах России, а также в зарубежных странах. Среди них - артисты-исполнители, кандидаты наук, заслуженные деятели искусств и культуры разных республик. Студенты класса успешно участвуют в региональных и международных конкурсах, часто играют в тематических концертах класса, а также выступают с сольными концертами. В программах студентов значительное внимание уделяется не только традиционному репертуару, но и редко исполняемым сочинениям - рамки стилей раздвигаются за счет музыки Барокко (Ф. Куперен, Г.Ф.Гендель, Д. Скарлатти) и музыки ХХ века. Только за последнее время был исполнен ряд сочинений А. Шнитке, включая концерт, циклы: Афоризмы Д. Шостаковича и 24 прелюдии К. Дебюсси (А. Шеломенцева); Багатели В. Сильвестрова (И. Абатурова); пьесы О. Мессиана, Соната №3 П. Хиндемита, «Бурлеска» Р. Штрауса (С. Рогачева).

В 1980 г. Вартанов С.Я. защитил кандидатскую диссертацию «Аппликатура и позиционность в пианистических стилях конца XIX - первой половины XX века» в Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. 

В 2013 г. - защитил докторскую диссертацию «Концепция интерпретации сочинения в системе фортепианной культуры» по специальности 17 00 09 «Теория и история искусства». 

Монографии
1. Вартанов, С.Я. Концепция в фортепианной интерпретации: под знаком Франца Листа и Сергея Рахманинова. М.: Композитор, 2013. 584 с.
2. Вартанов, С.Я. Исполнение – интерпретация в фортепианной музыке. Саратов. Учебно-методическое пособие Издательство Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, 2016. 96 с.
Публикации в журналах ВАК
1. Вартанов, С.Я. Альфред Шнитке и Иосиф Бродский // Музыковедение. 2004. № 1. С. 28–37.
2. Вартанов, С.Я. Рука, повинующаяся интеллекту // Музыкальная Академия. 2008. № 4. С. 37–46.
3. Вартанов, С.Я. Концепция в фортепианной интерпретации (Бетховен Соната ор.57, концепт вторжения) // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 1 (4). С. 40–48.
4. Вартанов, С.Я. Концепция в исполнительской интерпретации: Ф. Лист, Этюд № 6 a-moll (по Паганини) // Музыковедение. 2010. № 9. С. 34–43.
5. Вартанов, С.Я. Концептуальная интеграция и педальная идея (Шуберт Соната op. рost. B-dur, ч. II) // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 1 (8). С. 231–238.
6. Вартанов, С.Я. А. Шнитке «Пять Афоризмов»: Прием Перепада // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 2 (9). С. 99–105.
7. Вартанов, С.Я. Концепция в интерпретации: Лист “Il penseroso” // Музыкальная жизнь. 2011. № 11. C. 70–72.
8. Вартанов, С.Я. Концепция в интерпретации. К. Дебюсси: «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют» // Музыковедение. 2011. № 12. С. 15–23.
9. Вартанов, С.Я. Б. Яворский и проблематика концепции в системе фортепианной интерпретации (ассоциативный образ «Лествица» в прелюдии и фуге И.С. Баха Е-dur, ХТК т. II) // Вестник СГТУ. Саратов, 2012. № 1 (63). Вып. 1. С. 134–143.
10. Вартанов, С.Я. Четвертое измерение – памяти Александра Ивашкина // Музыкальная Академия. 2014. № 1. С. 46-50.
11. Вартанов, С.Я. Святослав Рихтер, «Аппассионата»: «между Сциллой и Харибдой» // Музыкальная Академия. 2015. № 3. С. 117-126.
12. Вартанов, С.Я. // Знаковая семантика и интеграция концепции в фортепианной интерпретации // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 4 С. 49–57.
13. Вартанов, С.Я. Загадка Владимира Спивакова: «Диалоги Владимира Спивакова с Соломоном Волковым» // Музыка и время 2015. № 12, С.13-19.
Иные публикации
14. Вартанов, С.Я. Мария Гринберг – вехи творческого пути в зеркале высказываний пианистки // Фортепиано. 1998. № 2. С. 6–10.
15. Вартанов, С.Я. Композитор и исполнитель – Мария Гринберг об интерпретации цикла «32 вариации» Бетховена // Фортепиано. 1999. № 3. С.18–24.
16. Вартанов, С.Я. Альфред Шнитке: четвертое измерение // Фортепиано. 2002. № 3. С. 26–32; № 4. С. 26–32; 2003. № 1. С. 27–32.
17. Вартанов, С.Я. Сцены из «Фауста» или загадка сонаты Листа» // Фортепиано. 2006. № 1. С. 25–31; № 2. С. 25–32.
18. Вартанов, С.Я. Поиски жанра — концепция интерпретации в экспромте Ф. Шуберта ор.90 № 1 c-moll // Романтизм: истоки и горизонты. Сб. материалов международной научной конференции памяти А. Караманова 24–26 февраля 2011 / Ред. сост. Т.М. Русанова, Е.В. Клочкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. С. 94–106.
19. Вартанов, С.Я. Аппликатура, движение и позиция в фортепианной игре // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Вып. XXIV. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. C. 23–68.
20. Вартанов, С.Я. Аппликатура и позиционность в фортепианной музыке Скрябина // Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Вып. ХХУП. М., ГМПИ им. Гнесиных,1976. С. 157–176.
21. Вартанов, С.Я. Педализация и драматургия интерпретации // Библиографический указатель. М.: Музыка, 1986. №4. 65 с. Деп. в НИО Информкультура.
22. Вартанов, С.Я. Выразительные средства исполнения в мотивной полифонии Баха // Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха. Вып.109. М.: ГМПИ им. Гнесиных,1990. С. 82–98.
23. Вартанов, С.Я. Выразительные средства исполнения в мотивной полифонии Баха // Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха. Вып.109. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1993. С. 82–98.
24. Вартанов, С.Я. А. Шнитке. Концерт для фортепиано и струнного оркестра (опыт интерпретации) // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. Вып.129. М., РАМ им. Гнесиных, 1994. С. 155–183.
25. Вартанов, С.Я. Диалектический закон как сюжет музыкальной композиции // Философия-наука-культура-творчество. Материалы доклада: конфер. Саратов: СГУ, 1999. С. 161–163.
26. Вартанов, С.Я. Fin de Siecle Альфреда Шнитке// Шнитке посвящается…К 70-летию композитора. Вып.4. М.: Композитор, 2004. С. 270–282.
27. Вартанов, С. Я. Альфред Шнитке-творец и философ // Альфреду Шнитке посвящается…Из собраний Шнитке-центра. Вып.3. М., 2003. С. 126–148.
28. Вартанов, С.Я. Об интерпретации цикла А. Шнитке «Пять афоризмов» // Методология, теория и история культуры и искусства: межвуз. сб. ст. по материалам конференции. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2002. С. 19–21.
29. Вартанов, С.Я. Пластика и колористика в фортепианном цикле К. Дебюсси «Эстампы» и «Острове радости» // Проблемы художественного творчества: сб. ст. по материалам Научных Чтений, посвященных Б.Л. Яворскому 25–26 ноября 2003г. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2005. С. 100–127.
30. Вартанов, С.Я. Театрально-сюжетные отношения в фортепианной музыке А. Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 6. М.: Композитор, 2008. С.71–80.
31. Вартанов, С.Я. Диалог в фортепианной интерпретации // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: сб. конф. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. С. 161–166.
32. Вартанов, С.Я. Аспекты сюжетной интерпретации текста в фортепианной фантазии Моцарта К. 475 // Памяти М.А. Этингера: сб. статей. Вып. II. Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. С. 49–74.
33. Вартанов, С.Я. Сюжет и программа в интерпретации — Гайдн, Анданте с вариациями // Художественное образование: Преемственность и традиции: сб. конф. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2008. С. 184–193.
34. Вартанов, С.Я. Концепт перепада в интерпретации фортепианного цикла А. Шнитке «Пять афоризмов» // Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве: сб. статей междунар. конфер. Саратов: Наука, 2008. С. 261–275.
35. Вартанов, С.Я. Феномен сюжетности как модель синтеза целостной фортепианной интерпретации // Особенности применения современного теоретического знания в преподавании гуманитарных дисциплин в музыкальном учебном заведении: Тезисы межвуз. научно-практич. конфер. М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2008. С.27–31.
36. Вартанов, С.Я. Феномен сюжетности, театральность и пластика в фортепианной интерпретации // PAX SONORIS: история и современность. Памяти М.А. Этингера. Вып. III. Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2008. С. 167–173.
37. Вартанов, С.Я. Программа и сюжет в прелюдии К. Дебюсси «Паруса» //Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и образования: сб. науч. тр. Вып.4. Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО ОГИИ им Л. и М. Ростроповичей, 2008. С. 158–166.
38. Вартанов, С.Я. Программность и сюжетность в интерпретации цикла фортепианных сонат Скрябина // Скрябин в пространствах культуры ХХ века. М.: Композитор, 2008. С. 228–248.
39. Вартанов, С.Я. Концепция «четвертого измерения» в концерте для фортепиано и струнных А. Шнитке // Альфред Шнитке: Художник и эпоха. К 75-летию композитора: Сб. статей по материалам науч. чтений 12 декабря 2009 г. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. С. 73–88.
40. Вартанов, С.Я. Система Яворского и метод экстериоризации в науке об исполнительской интерпретации // Проблемы художественного творчества: Сб. ст. по мат. научных чтений, посвященных Б. Яворскому. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2011. С.41–46.
41. Вартанов, С.Я. О роли контрастов в фортепианной интерпретации // Исполнительское искусство и музыковедение: параллели и взаимодействия: Сб. ст. мат. межд. науч. конф. ГКА им. Маймонида. М.: Человек, 2010. С. 340–354.
42. Вартанов, С.Я. Прием диалога и сюжет в фортепианной интерпретации // Проблемы художественной интерпретации: материалы Всеросс. науч. конф. 9–10 апр. 2009. М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. С.115–133.
43. Вартанов, С.Я. Воплощение образов Священного писания в WТК Баха // Христианские образы в искусстве: сб. трудов. Вып.181 (3). М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. С. 160–174.
44. Вартанов, С.Я. «Думка» П.И. Чайковского, концепция в фортепианной интерпретации // Чайковский и XXI век: диалоги во времени и пространстве : материалы международной научной конференции / редактор-составитель А.В. Комаров. СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2017.
45. Вартанов, С.Я. Три рецензии Э. Вирсаладзе, Л. Шугом, Н. Луганский: «Элисо Вирсаладзе. Саратов, 16 сентября 2014 года» «Камертон» № 70, октябрь: с. 16 – 18. добавлена на сайт 23 сентября «Музыкальная карта»: академическая музыка – muzkarta.info/
46. Вартанов, С.Я. Сонатный вечер Льва Шугома // «Камертон». № 70, октябрь. С. 19–22.
47. Вартанов, С.Я. Николай Луганский: грани романтизма // «Камертон». № 70. Октябрь. С. 23–26.
48. Вартанов, С.Я. Ассоциативные сюжеты Яворского в цикле WTK Баха в свете учения о музыкальной риторике // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (27-28 ноября 2014). Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2015. С. 7–14.
49. Вартанов, С.Я. Дар любви – образ автора в фортепианных концертах С. Рахманинова // Рахманинов и мировая культура. Музей-усадьба Рахманинова. Ивановка, 2013. С. 101-112.
50. Вартанов, С.Я. К. Дебюсси, «Остров радости» – «Плавание на остров Цитеры»: стихия любви и стихия природы. Международный музыкальный электронный журнал “ИЗРАИЛЬ XXI”.
51. Вартанов, С.Я. С. Рахманинов – исполнитель и педагог: концепция и интертекстуальность // Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка» 23―24 мая 2014. I-е Научное собрания памяти С. В. РАХМАНИНОВА. С. 101-115.
52. Вартанов, С.Я. Педализация в концепции интерпретации // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому, 24-25 ноября 2016 года. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2017. С. 93–98.
53. Вартанов, С.Я. Мелодика Рахманинова – вокальная фразировка // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому и приуроченных к 105-летию Саратовской консерватории (23-24 ноября 2017 года). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 14–21.

Перейти на старый сайт