Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Варламов Дмитрий Иванович

Заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики
Доктор искусствоведения
Доктор педагогических наук
Профессор

 

  • Общие сведения
  • Публикации
  • Новости

Родился 5 августа 1951 г. в Куйбышеве (ныне Самара). Педагог, исполнитель, дирижер, ученый-искусствовед. Окончил Куйбышевское музыкальное училище (1970 г.), Уфимский государственный институт искусств, факультет народных инструментов (1975 г.), ассистентуру-стажировку ГМПИ им. Гнесиных по оркестровому дирижированию (1979 г.), аспирантуру МГИК по кафедре социально-культурной деятельности (1990 г.), докторантуру Российского института культурологии (2008 г.). Лауреат конкурса молодых баянистов Поволжья (1970 г., г. Ульяновск), кандидат педагогических наук (1994 г., г. Москва), доцент (1999 г.), доктор искусствоведения по специальности 17.00.09 - теория и история искусства (2010 г.), профессор (2010 г.), член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (2006 г.), академик Российской академии естествознания (2010 г.). Работал в Самарской академии культуры и искусств (1974-1988 гг.); Уфимской, Самарской и Саратовской филармониях; с 1988 г. на кафедре народных инструментов СГК им. Л.В. Собинова, с 2001 по 2006 гг. - проректор по научной и творческой работе, в 2007-2008 гг. - старший научный сотрудник), руководил оркестром русских народных инструментов консерватории, является членом Диссертационного совета при СГК им. Л.В. Собинова и членом Ученого совета консерватории.
Автор около 150 публикаций по проблемам теории и истории функционирования народно-инструментального искусства, социально-философского осмысления закономерностей развития искусства и концепции народности как социокультурного феномена, в т.ч. монографий: «Метаморфозы музыкального инструментария: Неофилософия народно-инструментального искусства» (Саратов: Аквариус, 2000), «Народность музыкального творчества как социокультурный и художественный феномен» (Саратов: Наука, 2007), «Метаморфозы народного музыкального инструментария» (Москва: Композитор, 2009), «Ансамбль саратовских гармоник: школа коллективной игры» (Саратов: «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010), "Онтология искусства" (М.: Композитор, 2011), "Эволюция системы обучения исполнителей на русских народных инструментах в условиях академического музыкального образования" (Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014) и др. Инициатор ряда научных и творческих проектов регионального и федерального уровней, в т.ч. организатор более 10-ти всероссийских и международных научных конференций, главный редактор более 20-ти сборников научных трудов. Автор инструментовок, аранжировок и сочинений для оркестров и ансамблей русских народных инструментов, в т.ч.: «Сюита на музыку М. Левянта к драматическим спектаклям», «Подражая Джорджу Майклу», Транскрипция Вальса И. Паницкого «Воспоминание» и др. Является инициатором создания и первым исполнителем произведений современных композиторов: А. Бердюгина, В. Бычкова, О. Вахмянина, И. Дороднова, А. Дормидонтова, М. Левянта, В. Орехова, В. Орлова, И. Субботина, Н. Шиянова. Выступал с концертами более чем в 50 городах России, а также Германии и в странах Африки.

Монографии и учебно-методические работы:
1. Варламов, Д.И. Метаморфозы музыкального инструментария: Неофилософия народно-инструментального искусства XXI века. Саратов: Аквариус, 2000. 144 с.
2. Варламов, Д.И. Народность музыкального творчества как социо-культурный феномен в общественном сознании россиян. Саратов: Изд-во Саратовского пед. ин-та, 2000. 128 с.
3. Варламов, Д.И. Народное в музыкально-инструментальном искусстве как социокультурный и художественный феномен . Саратов: Издательский центр “Наука”, 2007. 164 с.
4. Варламов, Д.И. Онтология художественных традиций и инноваций // Скрипай А.А., Александрова Е.А., Варламов Д.И., Шаш Н.Н. и др. Развитие образовательного пространства художественного вуза: монография / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова. М.: Экшэн, 2008. С. 66–90.
5. Варламов, Д.И. Метаморфозы народного музыкального инструментария. М.: Издательство «Композитор», 2009. 180 с.
6. Варламов, Д.И. Оркестр гармоник  разновидность народного ор-кестра. Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 1990. 36 с.
7. Варламов, Д.И. Планирование и организация воспитательной работы в самодеятельном оркестре русских народных инструментов: Методич. рекомендации. Саратов: НМЦ, 1989. 25 с.
8. Варламов, Д.И. Ансамбль саратовских гармоник: школа коллективной игры . Саратов: «Саратовтелефильм» − «Добродея», 2010. 180 с.
9. Варламов, Д.И. Становление академической традиции в русском народно-инструментальном искусстве XIX столетия. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. 50 с.
10. Варламов, Д.И. Методика преподавания дисциплин дирижерского профиля: Учебно-методический комплекс. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010, 22 с.
11. Варламов, Д.И. Онтология искусства: Избранные статьи 2000-2010 гг. М.: Композитор, 2011. 316 с.
12. Варламов, Д.И. Эволюция системы обучения исполнителей на русских народных инструментах в условиях академического музыкального образования: монография. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. 212 с.
13. Варламов, Д.И. Ауфтакт в дирижировании: учеб.-метод. пособие по курсам «Дирижирование» и «Методика преподавания дисциплин дирижерского профиля» / Д.И. Варламов, О.С. Тремзина. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. 44 с.
14. Варламов, Д.И. Академизация и постакадемический синдром в музыкальном искусстве и образовании: Монографический сборник статей . Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2016. 84 с.
Статьи в журналах рецензируемых ВАК:
1. Варламов, Д.И. Социально-педагогические аспекты функциониро-вания коллективного исполнительства на русских народных инструментах // Искусство и образование. 2004. № 2. С. 37–45.
2. Варламов, Д.И. Принципы русистики П.И. Чайковского в контексте современного представления о народности художественного творчества // Музыковедение (приложение к журналу “Музыка и время”). 2005. № 3. С. 12–15.
3. Варламов, Д.И. Становление системы музыкального образования на русских народных инструментах // Искусство и образование. 2006. № 1. С. 37–44; № 2. С. 106–112.
4. Варламов, Д.И. Устная и письменная традиции: общность и различия // Традиционная культура. 2006. № 4. С. 83–91.
5. Варламов, Д.И. Профессиональное народно-певческое и инструментальное образование в Саратовской консерватории // Традиционная культура. 2006. № 4. С. 78–82.
6. Варламов, Д.И. Библиографический список публикаций педагогов Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова по проблемам фольклора (1996–2006 гг.) // Традиционная культура. 2006, №4. С. 117–124.
7. Варламов, Д.И., Лебедев А.Е. Вопросы жанровой и стилевой эволюции концертов для баяна с оркестром // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 10. Приложение. Ч. 1. С. 179–182.
8. Варламов, Д.И., Лебедев А.Е. Игра в педагогике и музыке // Искусство и образование. 2006. № 6. С. 70–75.
9. Варламов, Д.И., Лебедев А.Е. Игровая логика в контексте логики музыкальной композиции концертов для баяна // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. № 4, Вып. 1. С. 240–248.
10. Варламов, Д.И. Онтология художественных традиций // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 4. С. 114–120.
11. Варламов, Д.И. Музыкальный фольклор и неофольклор: особенности семантики и языка // Музыковедение. 2007. № 5. С. 9–14.
12. Варламов, Д.И. К вопросу об академизме, академизации и акаде-мическом искусстве // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 21. Филология. Искусствоведение. Вып. 23. С. 181–187.
13. Варламов, Д.И. Народные традиции в музыкальном искусстве // Искусство и образование. 2008. № 6. С. 12–16.
14. Варламов, Д.И, Коробова, О.Я. Концертмейстер в современной музыкально-педагогической практике // Искусство и образование, № 3, 2010. С. 111–115.
15. Варламов, Д.И, Коробова, О.Я.. Антиципация в деятельности музыканта-концертмейстера // Музыковедение. 2010, № 5. С. 36–40.
16. Варламов, Д.И., Лохов, К.И. Исполнительская компетентность му-зыканта как педагогическая проблема // Искусство и образование. 2010, № 4. С. 81–87.
17. Варламов, Д.И. Уникальная книга // Музыкальная академия. 2010, № 4. С. 167–168.
18. Варламов, Д.И. Музыкальное образование в контексте метаморфоз парадигмы музыкального искусства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Т. 13. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013. Вып. 3. С. 101–104.
19. Варламов, Д.И. Парадигма музыкального искусства как фактор совершенствования системы специального образования // Вестник Челябинского государственной академии культуры и искусств. 2013. № 4 (36). С. 102–106.
20. Варламов, Д.И. Синергетический и компаративистский подходы в исследовании эволюции системы обучения исполнителей на русских народных инструментах в контексте академического образования музыкантов России // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – URL: http://www.science-education.ru/113-11837 (дата обращения: 24.01.2014).
21. Варламов, Д.И., Виноградова, Е.С. Теоретические и методологические основы исследования исполнительской школы в музыкальном искусстве // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. Ч. 7. С. 1407–1411.
22. Варламов, Д.И. Музыкальное образование исполнителей на русских народных инструментах как объект компаративистского и синергетического исследования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 1. Т. 2. С. 299–305.
23. Варламов, Д.И. Академизация музыкального искусства и образования как процесс // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 3. Т. 2. С. 57–64.
24. Варламов, Д.И., Лохов, К.И. Профессиональные качества оркестрового музыканта как объект исследования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 4 (43). Т. 2. С. 304–311.
25. Варламов, Д.И. Академизация народного искусства и образования исполнителей на русских народных инструментах // Вестник Челябинского государственной академии культуры и искусств. 2014. № 2 (38). С. 79–84.
26. Варламов, Д.И., Лохов, К.И. Коммуникативные качества оркестрового музыканта в контексте педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. 2014. № 5. С. 108–110.
27. Варламов, Д.И. Академизация музыкального искусства и образования в контексте глобализации современного общества // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. 2014. № 5. С. 111–113.
28. Варламов, Д.И. Динамика парадигм музыкального образования в контексте академизации искусства // Педагогика искусства: сетевой элек-тронный научный журнал. № 2. 2014. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-2008.htm
29. Варламов, Д.И. Изменение мышления учащегося-музыканта в условиях академического образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. 2014. № 5. Ч. 2. С. 15–18.
30. Варламов, Д.И., Лохов, К.И. Влияние дисциплин дирижерского профиля на формирование профессиональных качеств оркестрового музы-канта // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Всероссийский научный журнал. 2014. № 5. Ч. 2. С. 19–22.
31. Варламов, Д.И. Постакадемический синдром в системе отечественного музыкального образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 7. Т. 2. С. 91–98.
32. Варламов, Д.И. Теория отношений в педагогике музыкального искусства и образования (прелюдия исследования) // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 4. С. 103–109.
33. Варламов, Д.И., Коробова, О.Я. Функции концертмейстера в художественно-педагогическом процессе образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2; URL:http://www.science-education.ru/129-22068 (дата обращения: 09.10.2015).
Статьи и материалы конференций:
1. Варламов, Д.И. Социально-педагогические аспекты коллективного исполнительства на русских народных инструментах // Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.3. Саратов: ПИ СГУ, 1997. С. 47–52.
2. Варламов, Д.И. Неофилософия народников XXI века // Народные инструменты на рубеже веков.  Материалы науч. конференции. Тамбов: ТГИК, 1998. С. 5–7.
3. Варламов, Д.И. Педагогическая интерпретация сущности народного инструментария // Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.4. Саратов: ПИ СГУ, 1999. С. 89–93.
4. Варламов, Д.И. Кризис жанра // Инф. бюллетень “Народник”. 1999. № 2. С. 25–29.
5. Варламов, Д.И. Социальный анализ и оценка музыкально-инструментальных традиций средневековой Руси в концепции современности // Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-Сибирского старообрядчества: Материалы Всерос. науч. конференции. Новосибирск, 1999. С. 475–486.
6. Варламов, Д.И. Формула народности музыкального инструментария // Современное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества. Материалы межвуз. науч.-практич. конференции. Саратов, 1999. С. 72–74.
7. Варламов, Д.И. К вопросу о народности музыкального инструментария // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: Опыт коллективного исследования. Межвуз. сб. науч. трудов. Екатеринбург: Уралтрейд, 2000. С. 15–19.
8. Варламов, Д.И., Варламова, Т.П. Классическое наследие скрипич-ной литературы в переложении для домр // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: Опыт коллективного исследования. Межвуз. сб. науч. трудов / Гл. ред. Д.И. Варламов. Екатеринбург: Уралтрейд, 2000. С. 32–34.
9. Варламов, Д.И. Опыт коллективного исследования: введение в проблему // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике. Межвуз. сб. науч. трудов / Гл. ред. Д.И. Варламов. Екатеринбург: Уралтрейд, 2000. С. 5–14.
10. Варламов, Д.И. Анализ идеи народности как феномена общественного сознания // Направления и пути совершенствования профессиональной подготовки специалистов в вузах на основе современных педагогических технологий. Материалы XXIII межвуз. науч.-методич. конференции. Саратов, 2001. С. 126–130.
11. Варламов, Д.И. Проблемы теории функционирования устных и письменных традиций в русском народном инструментализме // Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 5. Саратов: ПИ СГУ, 2001. С. 126–131.
12. Варламов, Д.И. Инновации в теории народности социокультурных феноменов (из опыта анализа музыкального инструментализма) // Диалог культур: XXI век: Материалы II межрегиональной научно-практ. конф. по культурологии. Балашов: СГУ, 2001. С. 139–141.
13. Варламов, Д.И. Зонная природа социокультурных парадигм // Актуальные проблемы современной педагогики: Межвуз. сб. науч. трудов молодых ученых. Вып.2. Саратов: СГУ, 2001. С. 88–90.
14. Варламов, Д.И. Конвергенция социокультурных модусов народности художественного творчества на основе их субстанционального единства // Педагогика: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. Саратов: СГУ, 2001. С. 78–80.
15. Варламов, Д.И., Родь, Я.И. Парадигмальные основания интеграционных процессов развития этносоциальных культур // Актуальные проблемы современной педагогики: Межвуз. сб. науч. трудов молодых ученых. Вып. 2: Саратов: СГУ, 2001. С. 84–87.
16. Варламов, Д.И. Народность как социально-художественный феномен // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. Материалы междунар. науч.-практ. конференции, посвященной 125-летию со дня рождения П.Н. Бигдаш-Богдашева. Тамбов: Изд-во Тамбов. ун-та, 2001. С. 3–7.
17. Варламов, Д.И. Репертуар русских народных музыкальных ин-струментов как социальный феномен // Проблемы дирижирования и исполнительства на русских народных инструментах: Сб. статей. Вып. 7. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. С. 4–15.
18. Варламов, Д.И., Солнцева, Н.Э. Сущностные характеристики иллюстративно-музыкальной деятельности // Педагогика. Вып.2: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2001. С. 80–83.
19. Варламов, Д.И. Принципы народности в мировоззрении и творчестве П.И. Чайковского в контексте современности // Русская музыка в контексте мировой художественной культуры. Материалы науч. конф. в рамках III международного конкурса молодых пианистов им. П.А. Серебрякова. Саратов-Волгоград: Изд-во СГК им. Л.В. Собинова, 2002. С. 129–134.
20. Варламов, Д.И. Российское народно-инструментальное искусство: новая теоретическая концепция // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: Опыт международного исследования / Отв. ред. Д.И. Варламов. Сб. науч. трудов. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2002. С. 7–12.
21. Варламов, Д.И., Родь, Я.И. Этносоциальная среда в формировании народных традиций // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: Опыт международного исследования / Отв. ред. Д.И. Варламов. Сб. науч. трудов. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2002. С. 86–89.
22. Варламов, Д.И., Родь, Я.И. Социокультурная среда как условие развития музыкально-эстетической культуры личности // Теория, методика и практика музыкального исполнительства и педагогики. Сб. науч. ст. по материалам междунар. конференции “Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия”. Саратов: Изд-во СГК им. Л.В. Собинова, 2002. С. 120-125.
23. Варламов, Д.И. Опыт международного исследования народных традиций // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике: Опыт международного исследования / Отв. ред. Д.И. Варламов. Сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во СГК им. Л.В. Собинова, 2002. С. 3–6.
24. Варламов, Д.И. Региональные традиции функционирования ор-кестров и ансамблей гармоник // Культура и искусство Поволжья.  Сб. науч. ст. по материалам междунар. конференции “Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия”. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2002. С. 39–44.
25. Варламов, Д.И. Народность художественного творчества: конверген-ция полярных модусов // Методология, теория и история культуры и искусства. Сб. науч. ст. по материалам междунар. конференции “Культура и искусство По-волжья на рубеже третьего тысячелетия”. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2002. С. 81–88.
26. Варламов, Д.И, Солнцева, Н.Э.. Иллюстрация как метод музыкальной педагогики // Теория, методика и практика музыкального исполнительства и педагогики. Сб. науч. ст. по материалам междунар. конференции “Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия”. Саратов: Изд-во СГК им. Л.В. Собинова, 2002. С. 130–135.
27. Варламов, Д.И., Максимов, В.П. Основные компоненты концерт-мейстерского искусства // Теория, методика и практика музыкального ис-полнительства и педагогики. Сб. науч. ст. по материалам междунар. конференции “Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия”. Саратов: Изд-во СГК им. Л.В.Собинова, 2002. С. 26–30.
28. Варламов, Д.И. Формирование социокультурных парадигм молодежной науки как актуальная проблема современности // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство. Межвуз. сб. науч. ст. по материалам Региональной науч. конференции. Саратов: Изд-во СГК им. Л.В. Собинова, 2002. С. 5–10.
29. Варламов, Д.И. Тенденции противопоставления народных и профессиональных (академических) музыкальных инструментов // Самарское музыкальное училище сквозь призму поколений (1902–2002): Материалы междунар. науч.-практич. конф. 25-26 ноября 2002 года: В 2-х томах. Т.1: Научные статьи. Самара: СГПУ, 2003. С. 195–203.
30. Варламов, Д.И. Феномен народности в музыкально-инструментальном искусстве // Музыкант в традиционной и современной культуре: Материалы международного инструментоведческого симпозиума. СПб.: РИИИ, 2003.
31. Варламов, Д.И. Инновации в теории народности художественного творчества // Академические тетради: Вып. 3. Музыкальное развитие студента: инновационные идеи и перспективы: межвуз. сб. науч. ст. Самара: СГАКИ, 2004. С. 47–53.
32. Варламов Д.И. Традиции создания музыки для народных инструментов в Саратове // Концертные пьесы саратовских композиторов для баяна. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2004. С. 3.
33. Варламов, Д.И. Эссе о психологии народа и элиты // Материалы Тринадцатых Страховских Чтений: Сб. науч. трудов / Под ред. проф. В.И. Страхова. Саратов: СГУ, 2004. С. 121–136.
34. Варламов, Д.И., Солнцева, Н.Э. Новое прочтение традиционного метода музыкальной педагогики // Академические тетради: Вып. 3. Музы-кальное развитие студента: инновационные идеи и перспективы: межвуз. сб. науч. ст. Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2004. С. 88–95.
35. Варламов, Д.И. Вклад в искусство, науку и педагогику // По стра-ницам истории дирижерско-хорового образования в Саратове: Статьи. Воспоминания. Саратов: СГК, 2004. С. 11–13.
36. Варламов, Д.И. Возрождение и развитие традиций студенческой науки // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство. Сб. науч. ст. по материалам межвуз. науч.-практ. конференции. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2005. С. 4–9.
37. Варламов, Д.И., Лебедев, А.Е. Вопросы жанра и стилеобразования в концертах для баяна с оркестром: опыт использования метода исследования Б.Л. Яворского // Венок Яворскому. Межвуз. сб. науч. ст. Первых международных Научных Чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2005. С. 68–83.
38. Варламов, Д.И. Эволюция представления о народности музыкального инструментария // Проблемы художественного творчества. Сб. ст. Научных Чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2005. С. 18–41.
39. Варламов, Д.И. Этнические и социальные компоненты художе-ственной культуры современного общества / Материалы Четырнадцатых Страховских Чтений: Сб. науч. трудов, т. 2 / Под ред. проф. В.И. Страхова. Саратов: Научная книга, 2005. С. 282–287.
40. Варламов, Д.И. Динамика функционирования музыкальных ин-струментов в этносоциальной среде // Памяти Л.Л. Христиансена (19101985): Сб. науч. ст. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2005. С. 95–113.
41. Варламов, Д.И., Брызгалов, М.Г. Первый отечественный музыкант-социопсихолог // Венок Яворскому. Межвуз. сб. науч. ст. Первых международных Научных Чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2005. С. 94–102.
42. Варламов, Д.И. Технологические аспекты психологической подготовки музыканта к публичному выступлению // Вопросы психологии творчества: Межвуз. сб. науч. ст. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2005. Вып. 7. С. 188–195.
43. Варламов, Д.И. Год А. Шнитке на Саратовской земле // Музыкальный Саратов. Научно-публицистический журнал. 2005, № 1. С. 3–4.
44. Варламов, Д.И. Художественные традиции в культуре и искусстве // Наследие и современные проблемы современной культуры. Материалы международной научно-практической конференции. Уральск, 2006. С. 55–57.
45. Варламов, Д.И. Академизация баянного искусства: теория и практика // Актуальнi питання баянно-акордеонного виконавства та педагогiки в мистецьких навчальних закладах. Вып.2 / редактор-упорядник Сташевський А.Я. Луганськ: Знання 2006. С. 128–140.
46. Варламов, Д.И. Российская народно-инструментальная музыкальная культура в условиях глобализации современного общества // Человек, культура и общество в контексте глобализации: Human being, culture and society in the context of globalisation: материалы междунар. науч. конф., 25-27 нояб., Москва / Федерал. агентство по культуре и кинематографии; Рос. ин-т культурологии; Редкол.: К.Э. Разлогов (предс.) и др. М.: Академический Проект; Российский институт культурологии, 2007. С. 267–270.
47. Варламов, Д.И. Устные и письменные традиции: деструктивный анализ // Композитор и фольклор: Взаимодействие предустановленных и импрови-зационных факторов музыкального формообразования: Материалы всероссий-ской научно-практической конференции (19-22 октября 2005 года) / Отв. ред. Скрынникова О.А. Воронеж: ВГАИ, 2005. С. 28–32.
48. Варламов, Д.И. Эволюция музыкального мышления в контексте теории Б.Л. Яворского // Венок Яворскому. Межвуз. сб. науч. ст. Вторых Научных Чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2005. С. 22–34.
49. Варламов, Д.И. Пространство и время Ивана Паницкого // Влияние творчества И.Я. Паницкого на развитие современного исполнительства на баяне и аккордеоне: Материалы всерос. науч.-практич. конф. // Ред.-сост. Д.И. Варламов. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2006. С. 4–8.
50. Варламов, Д.И. Художественные и педагогические возможности и перспективы развития оркестров гармоник // Влияние творчества И.Я. Паницкого на развитие современного исполнительства на баяне и аккордеоне: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. // Ред.-сост. Д.И. Варламов. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2006. С. 83–92.
51. Варламов, Д.И. Совершенствование методики народно-инструментального исполнительства в условиях академизации жанра // В.Б. Кукушкин Методы работы с оркестром русских народных инструментов: Уч. пособие. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2006. С. 4–8.
52. Варламов, Д.И. Nota art (NA) // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года в 2-х частях. Часть 1. / Гл. ред. Л.В. Саввина, ред.-сост. В.О. Петров. Астрахань: Изд-во ОПОУ ДПО АИПКП, 2006. С. 40–47.
53. Варламов, Д.И., Лебедев, А.Е. Игровая логика в контексте теории музыкальной композиции Е.В. Назайкинского // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года в 2-х частях. Часть 1. / Гл. ред. Л.В. Саввина, ред.-сост. В.О. Петров. Астрахань: Изд-во ОПОУ ДПО АИПКП, 2006. С. 86–94.
54. Варламов, Д.И. Народные традиции в гармонно-баянном искусстве // Баян: история, теория, практика: материалы междунар. заоч. науч.-практич. конф. 20-21 марта 2007 г., г. Уфа / сост. В.А. Башенёв, Р.Г. Рахимов. Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2007. С. 122–126.
55. Варламов, Д.И. Социальные функции народно-инструментального искусства (методологические аспекты исследования) // Баян: история, теория, практика: материалы междунар. заоч. науч.-практич. конф. 20-21 марта 2007 г., г. Уфа / сост. В.А. Башенёв, Р.Г. Рахимов. Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2007. С. 59–65.
56. Варламов, Д.И., Седова, Л.Н., Косьяненко, Ю.А. Роль музыки в развитии личности: теоретико-методологический аспект // Баян: история, теория, практика: материалы международной заочной научно-практической конференции 20-21 марта 2007 г., г. Уфа / сост. В.А. Башенёв, Р.Г. Рахимов [Текст]. Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2007. С. 47–51.
57. Варламов, Д.И. Традиции в молодежной науке: краткие итоги и перспективы // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство. Сб. науч. ст. по материалам Всерос. конф. студентов и аспирантов. Вып. 5. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2007. С. 3.
58. Варламов, Д.И., Кислицын, Н.А., Ломако, В.П. Иван Яковлевич Паницкий – корифей русского баяна. 100 лет со дня рождения // Инф. бюллетень “Народник”. 2007. № 2. С. 10–13.
59. Варламов, Д.И. Ансамбль саратовских гармоник // Традиции и современность в народной музыке Евразии: материалы науч.-практ. конф. III Межд. фестиваля традиционной музыки “Звуки Евразии” / Сост. и науч. ред. В.В. Китов. Улан-Уде: ООО “Новапринт”, 2008. С. 79–89.
60. Варламов, Д.И., Коробова, О.Я. Принципы концертмейстерской деятельности в художественном процессе // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство. Сб. ст. / Гл. ред. Л.В. Савина. Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. С. 231–233.
61. Варламов, Д.И., Лохов, К.И. Проблемы исполнительской компе-тентности педагога-музыканта // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире. Сб. материалов конференции. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. С. 201–203.
62. Варламов, Д.И. Современные проблемы и перспективы развития музыкальной педагогики // Диалогическое пространство музыки в меняю-щемся мире. Сб. материалов конференции. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. С. 207–210.
63. Варламов, Д.И., Коробова, О.Я. Концертмейстер в современной музыкальной практике // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире. Сб. материалов конференции. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. С. 181–184.
64. Варламов, Д.И. Музыкальное мышление и язык в эволюции художественных традиций // Болховитиновские чтения -2007. Культурное пространство России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. (16-18 октября 2007 г.) / Отв. ред. Скрынникова О.А. Воронеж: ВГАИ, 2007. С. 161–167.
65. Варламов, Д.И. Традиции и инновации Б.Л. Яворского в Саратовской консерватории // Инновационные технологии развития образовательного пространства художественного вуза: материалы международной конференции 30 октября 2008 г., г. Саратов / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова. М.: Экшэн, 2008. С. 141–145.
66. Варламов, Д.И. Подумайте, чьи мы… // Инф. бюл. «Народник». 2009. № 4. С. 27–28.
67. Варламов, Д.И. Взаимовлияние фольклорного и академического направлений в русском народно-инструментальном искусстве // Проблемы художественного творчества: сб. ст. по материалам Всерос. науч. чтений, посвященных Б.Л.Яворскому. Саратов: СГК им. Л.В.Собинова, 2010. С. 180–192.
68. Варламов, Д.И. От какого наследства мы отказываемся // Инф. бюл. «Народник». 2010, № 1. С. 34–37.
69. Варламов, Д.И. Всероссийский день баяна, аккордеона и гармоники. Всероссийская акция «Балалайка душа России!» // Инф. бюл. «Народник». 2010, № 1. С. 10.
70. Варламов, Д.И. Национальный инструментализм в контексте академизации / Национальные оркестры и ансамбли Евразии: традиции и современность. Сб. ст. научной. конференции V Межд. фестиваля традиционной музыки “Звуки Евразии” / Сост. и науч. ред. В.В. Китов. Улан-Удэ: ООО “НоваПринт”, 2010. С. 47–50.
71. Варламов, Д.И. Фольклорное мышление как источник современ-ных проявлений искусства // От конгресса к конгрессу. Материалы Второго Всероссийского конгресса фольклористов. Т. 3. М.: Гос. республиканский центр русского фольклора, 2011. С. 27–36.
72. Варламов, Д.И. Фольклорное сознание как объект исследования // К 100-летию Л.Л. Христиансена. Сб. науч. ст. по материалам III Всероссийских научных чтений, посвященные Л.Л. Христиансену. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2011. С. 88–93.
73. Варламов, Д.И. Контонационные и интонационные тенденции в «Перепутанице» И. Мациевского // Контонация: перспективы музыкального искусства и науки о музыке: [материалы Международного инструментоведческого конгресса (Санкт-Петербург, 5-7 декабря 2011 г.) / Российский институт истории искусств; гл. ред. А.А. Тимошенко]. СПб.: Астерион, 2011. С. 71–77.
74. Варламов, Д.И. Открытия фестиваля «Звуки Евразии» // Народник. 2011, № 11. С. 7–8.
75. Варламов, Д.И. Народные традиции и методология их исследования в музыкальном искусстве // Музыкально-исполнительское искусство и научное знание: Музыкознание, психология, педагогика, филология, философия, медицина, информатика: Параллели и взаимодействия. М.: Книга по Требованию, 2012. С. 114–118.
76. Варламов, Д.И. Искусство как форма воплощения антропосоци-альных отношений (тезисы к исследованию) // Искусство и культура. Ви-тебск: Белоруссия. 2012. № 4 (8). С. 6–11.
77. Варламов, Д.И. Методология исследования искусства в социуме // Искусствознание и гуманитарные науки современной России: Параллели и взаимодействия: Сб. ст. по материалам Междун. науч. конф. 9-12 апреля 2012 года. М.: Книга по Требованию, 2012. С. 322–330.
78. Варламов, Д.И. Академизация в контексте глобализации: теория и практика национального инструментализма России // V Всемирный кон-гресс IOV «Музыкальное творчество как фактор развития межкультурного диалога», 20-30 сент. 2012 г., г. Улан-Удэ: тезисы. Звуки Евразии: VII Международный фестиваль традиционной музыки / сост., науч. ред. В.В. Китов. Улан-Удэ, 2012. С. 92–93.
79. Варламов, Д.И. Академизация в музыкальном искусстве и образовании // Художественное образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Тезисы международной научно-практической конференции. Чита, 2012. С. 3–6.
80. Варламов, Д.И. Артикуляция в дирижировании // Оркестр. 2013, № 1–2. С. 14–16.
81. Варламов, Д.И. Психология музыкальной письменности в контексте эволюции фольклорной традиции // История, теория и практика фольклора: сб. науч. ст. по материалам IV Всероссийских научных чтений памяти Л.Л. Христиансена / Ред.-сост. А.А. Михайлова. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. – С. 150–154.
82. Варламов, Д.И. Академизация в контексте музыкального образования: перспективы развития традиций национального исполнительства // Проблемы художественного творчества: сб. ст. по материалам Всеросс. научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. II ч. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. С. 161–163.
83. Варламов, Д.И., Грачева, Т.В. Программная музыка как продукт эволюции художественного сознания // Искусствоведение в контексте дру-гих наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сб .ст. по материалам Междунар. науч. конф. 9-13 апреля 2013 года. М.: Нобель-пресс, 2013. С. 111–117.
84. Варламов, Д.И. Актуальные проблемы современного регионального музыкального образования в контексте академизации // Региональный вуз: проблемы и перспективы в условиях реформирования системы отечественного художественного образования: матер. междунар. науч.-практич. конф. 17-18 ноября 2013 года / сост. Н.И. Лазарева, И.Л. Пивоварова; ред. колл. Е.В. Меледина, И.В. Филиппова. Магнитогорск: Магнитог. гос. консерватория, 2014. С. 9–14.
85. Варламов, Д.И. Народные инструменты в структуре музыкального образования: Проблемы академизации // Вопросы инструментоведения. Вып. 9. Сб. ст. и материалов Восьмого междунар. инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения» (С-Петербург; 2-5 декабря 2013 г.) / Российский институт истории искусств; [Ред.-сост. О.В. Колганова и др., отв. ред. И.В. Мациевский]. СПб, 2014. С. 246–251.
86. Варламов, Д.И. Периодизация истории отечественного музыкального образования: синергетический подход // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимо-действия: Сб .ст. по материалам междунар. науч. конф. 14-19 апреля 2014 года / Под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной, Г.Р. Консона; редакторы-составители: Я.И. Сушкова-Ирина, Г.Р. Консон и др. М.: Нобель-пресс; Edinbourgh: Lennex Corporation, 2014. С. 98–105.
87. Варламов, Д.И. Цитирование в музыке как один из способов художественного мышления // Научный журнал «PAX SONORIS», вып. VII. Астрахань, 2013. С. 88–92.
88. Варламов, Д.И. Исследование коммуникативных качеств музыканта-исполнителя в условиях профессионального образования // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». № 2 (6). М.: Московский педагогический государственный университет, 2014. С. 106–120.
89. Варламов, Д.И. Теория и практика народного инструментализма: от понятий к действиям // Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России / Всероссийская научно-практическая конференция 30–31 января 2014 года, Санкт-Петербург // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Т. 207. СПб, 2015. С. 9–22.
90. Варламов, Д.И. «Постакадемический синдром» – реальная угроза искусству или вымыслы теоретика? // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сб. тр. междунар. науч. конф. 13-18 апреля 2015 года. / Ред.-сост. Г.Р. Консон. М.: Liteo, 2015. С. 112–117.
91. Варламов, Д.И. Постакадемический синдром – реальная угроза искусству или вымыслы теоретика? // Художественное образование и наука. 2015. № 2 (3). С. 39–43.
92. Варламов, Д.И., Тремзина, О.Б. Б.Л. Яворский о дирижировании // Образование в сфере искусства. № 2 (5). июль 2015. С. 13–20.
93. Варламов, Д.И. Д.Г. Шаталов и его время // Слово об учителе. Материалы статей (27 ноября 2015 г.) [Текст] / Отв. ред. и сост. В.В. Иванов. ФГБОУ ВО «СГИК». Самара: Изд-во «Инсома-Пресс», 2015. С. 34–40.
94. Варламов, Д.И., Цыганков, А.А. Размышления об «уроках» И.Я. Паницкого // Актуальные вопросы исполнительства на русских народных инструментах: Сб. ст. по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных творчеству И.Я. Паницкого. Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2016. С. 85–90.
95. Варламов, Д.И., Шаров, О.М. Поцелованный Богом. О И.Я. Паницком и конкурсе его имени // Актуальные вопросы исполнительства на русских народных инструментах: Сб. ст. по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных творчеству И.Я. Паницкого. Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2016. С. 95–97.
96. Варламов, Д.И. Академизация народного инструментализма по-русски // Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2017. С. 9–14.
97. Варламов, Д.И. Парадоксы академизации музыкального искус-ства: цивилизация против эволюции // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. Материалы Международной научно-практической конференции 23-28 апреля 2017 г. М., 2017.
Тезисы выступлений на научных конференциях:
1. Варламов, Д.И. Теоретические положения процесса социализации музыкального инструментария // Инструментоведение: молодая наука: Международная конференция “Интермодальное пространство в инструментальной культуре”. С-Петербург, 1998. С. 16–18.
2. Варламов, Д.И. Творческое наследие И.Я. Паницкого в развитии коллективного исполнительства на народных инструментах // Творчество И.Я. Паницкого и проблемы исполнительства на русских народных инструментах. Всеросс. науч.-практ. конференция. Саратов, 1995. С. 29–31.
3. Варламов, Д.И., Варламова, Т.П. Педагогическое требование как метод развития самостоятельности учащихся (в классе дирижирования и специального инструмента) // Пути совершенствования культуры педагогического труда. Обл. науч.-практ. конференция. Куйбышев, 1985. С. 54–57.
4. Варламов, Д.И. Особенности формирования исполнительских навыков студентов в классе специального инструмента и оркестровом классе // Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса в ВУЗе. Обл. науч.-методич. конференция. Куйбышев, 1986. С. 57–58.
5. Варламов, Д.И. Оркестры и ансамбли гармоник как средство пропаганды народного исполнительского искусства // Актуальные вопросы музыкальной пропаганды в свете решений XXVII съезда КПСС. Межвуз. обл. науч.-теор. конференция. Куйбышев, 1987. С. 45–46.
6. Варламов, Д.И. Место оркестра гармоник в системе подготовки культпросветработников и практике самодеятельного творчества // Совершенствование подготовки специалистов на основе укрепления связи высшей школы с практикой. Межвуз. обл. науч.-методич. конференция. Куйбышев, 1988. С. 95–96.
7. Варламов, Д.И. Актуальные вопросы теории народности музыкального инструментария // Актуальные проблемы современной музыкальной культуры. Межвуз. науч.-методич. конференция. Куйбышев, 1989. С. 48–50.

Перейти на старый сайт