Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Свистуненко Татьяна Анатольевна

Кандидат искусствоведения

Профессор кафедры истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики 

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
    
  • Общие сведения
  • Публикации
  • Новости

Выпускница международной конкурсной Программы Фулбрайта 2007/2008 года. 

http//fulbright.ru/en/community/svistunenko 

Сертификат Института международного образования (структура - Совет Фонда Фулбрайта по международному обмену учеными и Бюро по образовательным и культурным программам Государственного Департамента США, Вашингтон, октябрь 2008) 

ОБРАЗОВАНИЕ:

  • Защита в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского диссертации «Ранняя клавирная фуга И.С.Баха» (более 50 сочинений, созданных в период с 1700 по 1722 год) на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, 15 декабря 1988. Утверждено ВАК 15 апреля 1989.

·         Аспирантура Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, кафедра теории музыки, класс доктора искусствоведения, лауреата Государственной премии России в области литературы и искусства, профессора В.В. Протопопова, 1979-1983. 

  • Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, музыковедческий факультет. Квалификация: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, лектор-музыковед. С отличием, 1966-1971.
  • Владикавказское (Орджоникидзевское) училище искусств, отделение теории музыки. С отличием, 1962-1966.

 

СТАЖИРОВКА:

  • Поволжский Институт управления им. П.А.Столыпина - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Саратов, Россия). Участие в международном круглом столе «Развитие образовательных программ на английском языке в высших учебных заведениях и школах г. Саратова», подготовленном и проведенном при поддержке Программы Фулбрайта в России 27 мая 2013 г. Сертификат подписан Директором Института, д.и.н., профессором  Д.Ф.Аяцковым.
  • Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, Факультет  повышения квалификации на кафедре теории музыки. Прослушан авторский курс доктора искусствоведения, профессора кафедры теории музыки Н.И.Тарасевича «Проблемы старинной полифонии» в объеме 72 часов. - 09.04.12 - 21.04.12. Получено Удостоверение - регистрационный № 637.

·                Школа иностранных языков, культуры и коммуникаций. - Даллас, Техас, США (School of World Languages, Cultures and Communications. - Dallas, Texas, U.S.A.). Сертификат о выполнении Программы курсов повышения квалификации преподавателей английского языка (Certificate of Completion English Teacher Training Workshop). Выдан представителями Ричланд Колледжа (Richland College) С.Баркли, М.Хоган, Д.Ремингтлн. Даллас, Техас, США. - Август 2009. 

·         Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. Стажировка по индивидуальному плану на кафедре теории музыки под руководством профессора В.В. Протопопова. 11 - 26 марта 2002.

·         Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. Стажировка по индивидуальному плану на кафедре теории музыки. 17 февраля - 17 марта 1986. 

·         Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского. Курсы повышения квалификации на кафедре теории музыки. 15 сентября 1977 - 15 января 1978. 

·         Ленинградская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Курсы повышения квалификации на кафедре теории музыки. 14 февраля - 12 марта 1975. 

·         Всесоюзный институт повышения квалификации работников культуры. Семинар лекторов-музыковедов концертных организаций. Москва, 18 октября - 5 ноября 1972. 

 

ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА:

·         Государственные заочные курсы «ИН ЯЗ» в Москве, отделение английского языка, 1989-1991.

 

ОПЫТ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

·         Старший научный сотрудник. Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова. С 1 сентября 2014 г. 

·         По Программе Фулбрайта - Университет Калифорнии в Санта Барбаре. Музыкальный факультет, отделение композиции. 2007/2008. 

o   Проект «Теория и практика овладения полифонической техникой» (лекции и мастер-классы для студентов и педагогов). 

·         Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова, кафедра теории музыки и композиции:

профессор: февраль 2004 - настоящее время; 

доцент: 1993 - 2004 гг.;

старший преподаватель, ассистент профессора: 1973-1993 (включая время учебы в аспирантуре). 

o   курс полифонии для теоретиков и композиторов (полифония строгого стиля от 2 до 8 голосов, полифония свободного стиля - лекции и индивидуальные занятия);

o   курс теории фуги для теоретиков и композиторов на примере произведений И.С.Баха (с 1700 года до «Искусства фуги»). Лекции и индивидуальные занятия;

o   курс полифонии для пианистов (полифоническая техника, теория фуги - формообразование, интерпретация, драматургия), фортепианная музыка XVII - XX столетий. Лекции и семинары;

o   курс полифонии для дирижеров академического хора (полифоническая техника, теория фуги - формообразование, интерпретация, драматургия), хоровая  музыка XVII - XX столетий. Лекции и семинары; 

o   курс гармонии для струнников (групповые занятия); 

o   курс сольфеджио для струнников (групповые занятия);

o   руководство написанием дипломных работ студентами-музыковедами. 

  • Томская государственная филармония, лектор-музыковед (вступительное слово в симфонических концертах), пианист-концертмейстер, 1971-1973.
  • Томское музыкальное училище, преподаватель теоретических дисциплин (элементарная теория музыки, гармония, сольфеджио, полифония, инструментовка), 1971-1973.

·         Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова. Преподаватель кафедры теории музыки и композиции в период учебы на 3-5 курсах консерватории (чтение симфонических партитур, теория музыки, гармония, сольфеджио), 1968 - 1971.


1. Свистуненко, Т.А. О значимости тритона как « основной ячейки музы-кальной речи» в учении Б.Л. Яворского // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чте-ний, посвященных Б.Л. Яворскому и 105-летию Саратовской консерватории (23-24 ноября 2017 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 27–36.
2. Свистуненко, Т.А. Преобразование раннебарочной фуги в самостоятельный тип формы в клавирном творчестве И.С. Баха // Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции "Ad memoriam: памяти профессора Московской консерватории Татьяны Наумовны Дубравской (5 лет со дня смерти)". 9-11 ноября 2016 года. М.: Московская государственная консерватория, 2017.
3. Свистуненко, Т.А. К проблеме хронологии сочинений И.С. Баха: обра-ботки сонат И.А. Рейнкена из сборника «Hortus musicus» // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому, 26-28 ноября 2015 года. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С. 59–64.
4. Свистуненко, Т.А. Градус творческой ауры учителя // Б.А. Сосновцев – композитор, исследователь, педагог: сборник статей, воспоминаний и материалов / Редактор-составитель Н.В. Иванова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. С. 40–42.
5. Свистуненко, Т.А. Фуга как пространство суждений pro et contra // Человек. История. Культура: исторический и философский альманах. Саратов: Поволжский институт управления имени П.А .Столыпина, 2016. № 13. С. 85–90.
6. Свистуненко, Т.А.О некоторых аспектах полемики относительно автор-ства и хронологии сочинений И.С. Баха // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2; URL: http://www.science-education.ru/129-22170.
7. Свистуненко, Т.А. К проблеме спектра полифонической формы в фугах И.С. Баха. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. URL: http://www.science-education.ru/122-21825 дата обращения: 28.09.2015.
8. Свистуненко, Т.А. О некоторых проблемах тональности в современном зарубежном баховедении // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1; URL: http://www.science-education.ru/125-19986.
9. Свистуненко, Т.А. О влиянии традиций немецкого баховедения на фор-мирование научной школы о Бахе в США // Приношение Альфреду Гарриевичу Шнитке: сборник по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных 80-летию со дня рождения композитора (23-24 октября 2014 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2015. С. 161–167.
10. Свистуненко, Т.А. Приёмы полифонической техники в гомофонической фортепианной литературе. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов музыкальных вузов. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2014. 48 с. http://musstudent.ru/biblio/134-teorija-muzyki/svistunenko-t-priemy-polifonicheskoj-tekhniki-v-gomofonicheskoj-fortepiannoj-literature.html
11. Свистуненко, Т.А. Особенности преподавания «Практического курса полифонии» органистам-бакалаврам консерватории //Методические записки кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова: учебно-методическое пособие. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2014. С. 65–70.
12. Свистуненко, Т.А. Потенциал спектра полифонической формы в аспекте исполнительской интерпретации // Сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика». Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова. 23-24 мая 2014. Саратов. Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. С. 25–31.
13. Свистуненко, Т.А. Об авторе. Предисловие к авторскому учебно-методическому сборнику: Ю.Е. Степанов. «15 фуг для баяна». Предна-значен для учащихся музыкальных учебных заведений. Фуги разных типов написаны в процессе посещения Курса дополнительного образования в СГК (класс Т.А. Свистуненко). Саратов: издательство «КУБик», 2015. С. 3.
14. Свистуненко, Т.А. Спектр направлений в англоязычном баховедении // Сборник научных трудов кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2014. С. 65–71.
15. Свистуненко, Т.А. «О проявлениях автентичности в заключительных частях клавирных фуг И.С. Баха // Сборник по материалам Всероссийских научных чтений II, посвященных памяти Б.Л. Яворского. 28 февраля 2014. Саратов, Саратовская государственная консерватория, 2014. С. 54–58.
16. Свистуненко, Т.А. Сочетание несочетаемого в творческой судьбе А.А. Бренинга // А.А. Бренинг – композитор и педагог: сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции (17.02.2014) / Ред.-сост. Н.В. Иванова. Саратов: Саратовская государ-ственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. С. 28–33.
17. Свистуненко, Т.А. Приоритеты отечественного музыкознания // «Человек. История. Культура». Исторический философский альманах. Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина. 2013. № 12. С. 72–78.
18. Свистуненко, Т.А. Предисловие к Методическому пособию: А.А. Бренинг. «Образцы письменных работ по полифонии строгого стиля». – Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2014. С. 3–4.
19. Свистуненко, Т.А. Изучение системы Г.И. Литинского в классе полифонии Саратовской консерватории // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры. Сборник по материалам международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова. Саратовская государственная консерватория, 21-22 ноября 2012. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2013. С. 31–36.
20. Свистуненко, Т.А. Современное зарубежное баховедение: проблемы тональности // Проблемы художественного творчества. Сборник по материалам Всероссийских Научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Саратовская государственная консерватория, 28-29 сентября 2012. 1 часть. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2013. С. 173–180.
21. Свистуненко, Т.А. Традиции школы С.И. Танеева в классе полифонии Саратовской консерватории // Научно-теоретические и педагогические традиции музыкознания в Саратове и Поволжье. Сборник по материалам юбилейной конференции, посвященной 100-летию СГК. Саратовская государственная консерватория, 3 марта 2012. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2013. Ч. 2. С. 13–17.
22. Свистуненко, Т.А. Система музыкально-теоретического образования как фундамент уровня исполнительского мастерства // Проблемы исполнительской интерпретации и музыкальной педагогики. Сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Саратовская государственная консерватория, 5-6 марта 2011. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2011. С. 5–12.
23. Свистуненко, Т.А. Высота тона во времена Баха как предмет полемики // Проблемы художественного творчества. Сборник по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2-4 декабря 2010. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2011. С. 76–81.
24. Свистуненко, Т.А. О «событийности» интермедий в инструментальной фуге И.С.Баха // История освещает путь современности. Сборник по материалам Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.В. Протопопова. М.: Московская государственная консерватория, 2011. С. 81–92.
25. Свистуненко, Т.А. Гений живет вне времени // Научные чтения «Альфред Шнитке: художник и эпоха» (к 75-летию композитора)». Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова. 12 февраля 2010. – Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2010. С. 3–6.
26. Свистуненко, Т.А. Всегда удивительно-непредсказуемая // Памяти Марианны Фёдоровны Гейлиг. Сборник научных статей. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2010. С. 20–22.
27. Свистуненко, Т.А. Черты ретро в фугах Es-dur, E-dur, F-dur из Второго тома «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха // Проблемы художественного творчества. Сборник по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. – Саратовская консерватория, 28 февраля 2009. Саратов: Саратовская консерватория имени Л.В Собинова, 2010. С. 126–133.
28. Свистуненко, Т.А. К проблеме авторства и хронологии сочинений И.С.Баха в условиях современной науки // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире. Сборник по материалам Международной научно-практической конференции. Саратовская консерватория, 20-22 ноября 2009. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2009. С. 123–127.
29. Свистуненко, Т.А. Творческая автобиография на сайте Программы Фулбрайта (на английском языке) – адрес в Интернете: http//Fulbright.ru/en/community/svistunenko
30. Свистуненко, Т.А. На другой стороне планеты // Российский вестник Программы Фулбрайта. Выпуск 8, весна 2009 (Newsletter of the Fulbright Program in Russia. Issue 8, spring 2009). С. 20–21. Электронный вариант на сайте www.fulbright.ru
31. Свистуненко, Т.А. Символика круга как базис «устойчивости конструкции» целого (на примере фуг fis-moll и gis-moll из Первого тома «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха)» // Проблемы художественного творчества. Сборник статей по материалам Всероссийских Научных Чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. 1-2 декабря 2005 г. Саратов: Саратовская Государственная консерватория, 2006. С. 120–134.
32. Свистуненко, Т.А. Спектр полифонической формы сквозь призму философского понятия истины // Венок Яворскому. Межвузовский сборник научных статей Первых международных Научных Чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Саратовская государственная консерватория, 25-26 ноября 2003 года. Саратов: Саратовская государственная консерватория, 2005. С. 84–94.
33. Свистуненко, Т.А. Влияние творческих качеств личности на характер эстетического исследования // Искусство и образование. Журнал методики и практики художественного образования и эстетического воспитания. М., 2004, № 3 (29). С.29–34.
34. Свистуненко, Т.А. Многомерность концепции Б.Л. Яворского: симметрия как принцип организации целого в «Хорошо темперированном клавире» И.С. Баха» // Традиции художественного образования и воспитания: история и современность. Межвузовский сборник научных статей по материалам научно-практической конференции «Саратовская Государственная консерватория им. Л.В. Собинова в контексте отечественной культуры», состоявшейся 13-16 ноября 2002 года. Саратов: Саратовская государственная консерватории, 2004. С. 80–85.
35. Свистуненко, Т.А. Музыкальная наука в девяностолетней истории Саратовской консерватории // Регион: социально-экономический, этнографический и культурный феномен России. Сборник по материалам итоговой научно-практической конференции, состоявшейся 28-29 ноября 2002 г. в Саратовской Поволжской Академии Государственной Службы имени П.А. Столыпина. Саратов: Поволжская Академия Государственной Службы, 2003. С. 55–57.
36. Свистуненко, Т.А. Музыкальной ауре почти век (статья посвящена 90-летию СГК) // Газета «Саратовские вести», 21 ноября 2002 года. С.4.
37. Свистуненко, Т.А. Компоненты полифонического текста в структуре музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся 3-5 декабря 2002 года в Астраханской консерватории. – Астрахань: Волга, 2002. С.165–171.
38. Свистуненко, Т.А. Воплощение фигуры креста как символа Совершенства Мироздания в фугах И.С. Баха (из истории вопроса в отечественном и зарубежном музыкознании) // Русская музыка в контексте мировой художественной культуры. Сборник по материалам научной конференции в Волгоградском институте искусств имени П.Серебрякова 12-13 апреля 2002. Волгоград: Саратовская Государственная консерватория, 2002. С. 256–258.
39. Свистуненко, Т.А. О логике рационального и иррационального в классической фуге // Концептуальные парадигмы разума человека. Научный сборник по материалам межрегиональной научной конференции «Разум. Истина. Человек», организованной Саратовским региональным отделением Российского Философского Общества (15 ноября 2001). Саратов: Аквариус, 2002. C. 177–181.
40. Свистуненко, Т.А. Нотная текстология и проблемы исполнительской интерпретации // Акме. Альманах. Вып.2: Психология и онтология творчества. Межвузовский научный сборник по материалам конференции (ноябрь 2000). Саратов: Yule, 2001. С. 67–71.
41. Свистуненко, Т.А. К вопросу о психологии творчества музыканта-исполнителя // Акме. Альманах. Вып.1: Психология творчества. Межвузовский научный сборник. Саратов: Саратовский Государственный Технический Университет, 2000. С. 55–61.
42. Свистуненко, Т.А. Принцип тонального da capo в фугах И.С. Баха в аспекте исполнительской интерпретации // Ученые записки Саратовской Государственной консерватории имени Л.В. Собинова. Вып.1. Саратов: Саратовский Государственный Университет, 2000. С. 30–32.
43. Свистуненко, Т.А. Числовая символика в цикле И.С. Баха «Хорошо темперированный клавир» // Философия и миф сегодня. Межвузовский научный сборник по материалам конференции (ноябрь 1998). Саратов: Саратовский Государственный Технический Университет, 1998. С. 55–61.
44. Свистуненко, Т.А. К проблеме онтологии нотного текста: опыт обращения к недатированным клавирным фугам И.С. Баха // Философия, метафизика, язык. Сборник научных трудов. – Саратов: Межрегиональный Учебный Центр, 1998. С. 69–74.
45. Свистуненко, Т.А. Черты формообразования в ранних клавирных фугах И.С. Баха // Музыкальный язык, жанр, стиль. Сборник научных трудов Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. – М: Московская Государственная консерватория, 1987. С. 76–94.
46. Свистуненко, Т.А. К вопросам целостного анализа фуг И.С. Баха (на примере Первого тома «Хорошо темперированного клавира») // Актуальные проблемы современного музыкознания. Сборник материалов межвузовской конференции. 26 февраля 1979. Саратов: Саратовский Государственный Университет, 1979. С. 28–29.

Перейти на старый сайт