Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Смирнова Наталья Михайловна

Кандидат искусствоведения

Заслуженный работник высшей школы РФ

Профессор кафедры специального фортепиано

  • Персональные данные
  • Общие сведения
  • Публикации
  • Новости

Должность: Профессор кафедры специального фортепиано
Дисциплины: Авторский курс «Фортепианные стили», Специальный класс, Техническая подготовка, Изучение фортепианной литературы, Основы научных исследований, Методика преподавания профессиональных дисциплин, Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (специальный инструмент), Педагогическая практика, Научно-исследовательская деятельность
Ученая степень: Кандидат искусствоведения
Ученое звание: Профессор
Направления подготовки: Музыкально-инструментальное искусство, Искусство концертного исполнительства 
Повышение квалификации: 2016
Общий стаж работы: 49
Стаж работы по специальности: 49
Уровень образования: Высшее образование
Квалификация: Концертный исполнитель, преподаватель, солист камерного ансамбля, концертмейстер 

Родилась 22 февраля 1950 года в городе Запорожье (Украина). Окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова в классе С.С. Бендицкого, ассистентуру-стажировку при ГМПИ имени Гнесиных (в настоящее время Российская академия музыки) в Москве в классе профессоров М.И. Гринберг и Е.Я. Либермана. с 1973 года работает в Саратовской консерватории на кафедре специального фортепиано. В 1990 году присвоено учёное звание доцента. В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Авторский стиль и вопросы формирования исполнительского мышления пианистов». В настоящее время работает проректором по воспитательной работе. 

Один из высококвалифицированных и опытных педагогов кафедры специального фортепиано. Подготовила 69 специалистов, среди которых лауреаты и дипломанты Всероссийских и международных музыкальных конкурсов, кандидаты наук, преподаватели высших учебных заведений России. Выпускники класса Н.М. Смирновой работают в ближнем (Украина, Белоруссия) и дальнем (Израиль, Германия, США) зарубежье.

Обладает талантом концертирующей пианистки, отличается артистизмом, виртуозной техникой, мастерством в создании впечатляющих музыкально-художественных образов. Имеет обширный репертуар (более 500 наименований), в том числе, 10 концертов для фортепиано с оркестром и более 150 камерных и вокально-ансамблевых сочинений. Выступала с дирижёрами: народными артистами РФ М. Аннамамедовым и В. Гореликом, заслуженными деятелями искусств РФ В. Тицем и А. Фельдманом, дипломантом международного конкурса им. Герберта Караяна А. Корчмаром и другими. География концертных выступлений: Москва, Минск, Днепропетровск, Екатеринбург, Уфа, Элиста, Волгоград, Тамбов, Липецк, Тольятти, Майкоп, Саратов, Кузнецк, Балашов, Камышин, Вольск и других.  Исполнительская деятельность отражена в радио и телепередачах.

В 2000 году Н.М. Смирнова начала работать над крупным исследованием, позволившим сцементировать единством сквозной линии разноплановые направления научного поиска и экспериментальные методики. Значительное количество публикаций (более 40 п.л.) подчёркивает стремление Н.М. Смирновой быть в центре научных дискуссий. Автор двух монографий, учебных пособий, научных и учебно-методических статей.  Направленность научных интересов связана с вопросами повышения качества профессиональной подготовки специалистов, совершенствования учебного процесса путём введения в него элементов активного обучения и стилевого воспитания. В настоящее время ведёт авторский курс «Фортепианные стили».

1. Смирнова, Н.М. Художественные параллели. Шуман и Гофман // Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 3 – 5 декабря 2002 года / Отв. Редактор-составитель Л.П. Казанцева. Астрахань: ГУП ИПК «Волга». С. 148-150.
2. Смирнова, Н.М. Формирование стилевых навыков в классе специального фортепиано // Теория, методика и практика музыкального исполнительства и педагогики: Межвузовский сборник научных статей. Саратов: Государственная консерватория им. Л.В.Собинова, 2002. С. 125-130.
3. Смирнова, Н.М. К вопросу о диалоге стилей: Бах и Брамс // Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления: материалы межрегиональной научно-практической конференции «Серебряковские чтения». Вып. I. Волгоград: ВМИИ им. П.А. Серебрякова, 2004. С. 298-303.
4. Смирнова, Н.М. И чувства добрые он лирой пробуждает // Лев Шугом. Штрихи к портрету. Сер. «Саратовские пианисты». Федеральное агенство по культуре и кинематографии, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова: [ред.-сост. Н.М Смирнова]. Саратов, 2006. С. 39-42.
5. Смирнова, Н.М. Лев Шугом. Штрихи к портрету / Федеральное агенство по культуре и кинематографии, Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова: [ред.-сост. Н.М. Смирнова]. Саратов, 2006. Сер. Саратовские пианисты.
6. Смирнова, Н.М. Авторский текст: исполнительское прочтение // Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики: межвузовский сборник научных трудов. Вып.2. Саратов: ИЦ «Наука», 2007. С. 198-207.
7. Смирнова, Н.М. Нотный текст как исполнительская партитура // Проблемы музыкальной науки: Российский научный специализированный журнал. Уфа, 2007. №1. С. 89-100.
8. Смирнова, Н.М. Феномен стиля в исполнительском классе музыкального вуза // Художественное образование: преемственность и традиции: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 95-летию Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2008. С. 204-210.
9. Смирнова, Н.М. Стиль в контексте музыкальной педагогики // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. М., 2009. № 6. С. 21-29.
10. Смирнова, Н.М. Парадоксы восприятия темповых обозначений Бетховена. Размышления вокруг двух непреложных правил исполнительской практики // PAX SONORIS: история и современность (Памяти М.А. Этингера): Научный журнал. Выпуск II (IV). Астрахань, 2009. С. 106-111.
11. Смирнова, Н.М. Темпоритмические особенности фортепианных сонат Л. Бетховена (учебное пособие по курсу «Методика обучения игре на фортепиано») Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности 070101 «Инструментальное исполнительство». Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. 76 с.
12. Смирнова, Н.М. Темпоритмические особенности фортепианных сонат Л. Бетховена // Успехи современного естествознания. 2010. № 9. С. 26-27.
13. Смирнова, Н.М. Стилевое пространство: возможность и необходимость (педагогический аспект) // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. С. 287-294.
14. Смирнова, Н.М. Исполнение клавирных сочинений И.С. Баха (учебное пособие по курсу «Методика обучения игре на фортепиано»). 2-е издание, исправленное и дополненное. Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности 070101 «Инструментальное исполнительство». Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. 100 с.
15. Смирнова, Н.М. Стилевые особенности клавирных сонат Й. Гайдна (учебное пособие по курсу «Методика обучения игре на фортепиано») Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности 070101 «Инструментальное исполнительство». Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. 103 с.
16. Смирнова, Н.М. Стилевые особенности клавирных сонат Й. Гайдна // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11.
17. Смирнова, Н.М. Эволюция клавирного стиля Й. Гайдна: особенности исполнительской интерпретации // Поэтика музыкального произведения: новые аспекты исследования: Сборник научных статей. / Гл. ред. – Л.В. Савина, ред.-сост. – В.О. Петров. Астрахань: Астраханская государственная консерватория (академия), 2011. С. 80-88.
18. Смирнова, Н.М. Фортепианная техника в контексте клавесинного искусства (на примере пьес Ф.Куперена) // Проблемы музыкальной науки: Российский научный специализированный журнал. Уфа, 2011. №1 (8). С. 225-231.
19. Смирнова, Н.М. Бетховенская агогика и tempo rubato: возможности нотной записи и варианты исполнительского прочтения // Pax Sonoris. Научный журнал. Выпуск VI. Астрахань: ГФЦ «Астраханская песня», 2012. С. 183-190.
20. Смирнова, Н.М. Из истории кафедры специального фортепиано: Сборник статей / Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова: [ред.-сост. Н.М. Смирнова]. Саратов, 2012. Том Часть II. Продолжение: 40-80 годы.
21. Смирнова, Н.М. Из истории кафедры специального фортепиано: Сборник статей / Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова: [ред.-сост. Н.М. Смирнова]. Саратов, 2012.
22. Смирнова, Н.М. Некоторые принципы работы С.С. Бендицкого в свете современной науки // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика: Сборник статей к 100-летию Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Саратов, 2012. С. 20-30.
23. Смирнова, Н.М. Стильная игра: к трактовке понятия (исторический ракурс) // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры. Ч. II: Сборник статей по материалам Международной юбилейной научно-практической конференции к 100-летию Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова 21 – 22 ноября 2012 г. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, 2013. С. 3-14.
24. Смирнова, Н.М. Асимптота художественных параллелей: Гайдн и Моцарт // Проблемы художественного творчества: сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. II часть. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова, 2013. С. 66-78.
25. Смирнова, Н.М. Фортепианная школа Саратова. Выпускники кафедры специального фортепиано 1915-2013 (совместно с И.А. Хрульковой). Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2014. – 288 с.
23. Смирнова, Н.М. Клавишно-инструментальные образы Моцарта / Журн. «Израиль XXI век». № 46. http: // www. 21 israel – music. com / Mozart _Klavier. htm
26. Смирнова, Н.М. Темповые аспекты исполнения клавирных сочинений Моцарта: строгость анализа и свобода интерпретации // Журн. «Израиль XXI». № 5 (47). сентябрь 2014. http: // www. 21 israel – music.com/Mozart_interpretation.htm
27. Смирнова, Н.М. Метроритм как выразительный компонент моцартовского клавирного стиля: диалектика простого и сложного // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (23 мая 2014 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. С. 40-56.
28. Смирнова, Н.М. Играем в клавирный театр Моцарта // Образование в сфере искусства. №2 (5) июль 2015. С. 69-76.
29. Смирнова, Н.М. Артикуляция в клавирных сочинениях Моцарта // Музыка и время. №9. 2015. С. 31-38.
30. Смирнова, Н.М. Стилевые особенности клавирных произведений Моцарта: учебное пособие. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. 256 с., илл.
31. Смирнова, Н.М. Некоторые приемы педагогической работы над клавирными полифоническими сочинениями И.С. Баха / совместно с Селезневой Т.В. // Педагогическая практика: путь к индивидуальной педагогике: сборник статей по материалам Первой научно-практической конференции по педагогической практике / под ред. Е.В. Мстиславской. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С. 99-107.
32. Смирнова, Н.М. К вопросу о методике организации игровых движений / совместно с Смолянской Е.В. // Педагогическая практика: путь к индивидуальной педагогике: сборник статей по материалам Первой научно-практической конференции по педагогической практике / под ред. Е.В. Мстиславской. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С.107-110.
33. Смирнова, Н.М. Барочные импровизации и каденции Моцарта // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика. К 100-летию со дня рождения С.Т. Рихтера: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (22 мая 2015). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. С. 29-35.
34. Смирнова, Н.М. О единстве цикла 24 прелюдий ор. 28 Ф. Шопена / Научный музыкальный электронный журнал «Израиль 21», № 57 (май 2016). Электронный ресурс http://www.21israel-music.com/Chopin_preludes.htm
35. Смирнова, Н.М. Ф. Шопен. 24 прелюдии ор. 28: опыт интерпретации (совместно с Ж.В. Назарьянц): учебно-методическое пособие по курсам «Специальный инструмент», «Фортепианные стили». Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. 212 с.: нот., илл.
36. Смирнова, Н.М. Обозначение темпа как предмет сравнительного анализа редакций при интерпретации цикла 24 прелюдий ор. 28. Ф. Шопена / Израиль XXI: музыкальный журнал. 2016. сентябрь № 5 (59) / Электронный ресурс: http://www.21israel-music.com/Chopin_tempo.htm
37. Смирнова, Н.М. Динамика, артикуляция и фразировка в ракурсе сравнительного анализа редакций 24 прелюдий ор. 28 Ф. Шопена // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (19-20 мая 2016). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. С. 18-28.
38. Смирнова, Н.М. Переплетения художественных параллелей: размышления о программности Ф. Шопена и не только…» // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому, 24–25 ноября 2016 года. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2017. С. 98-110.
39. Смирнова, Н.М. Особенности нотных текстов Й. Гайдна на примере анализа Сонаты № 49/36 cis-moll // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 мая 2017) и Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках III Всероссийского конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого «Фортепианное искусство и педагогика» (24 мая 2017). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 257–266.

22 Мая 2018 14:36 - Благодарственное письмо от Филиала "ГОБУК" ВО "ВГИИК", г Камышин

18 Мая 2018 15:49 - Смотр-конкурс студентов фортепианных отделений

24 Апреля 2018 16:07 - Благодарность от управления культуры Энгельсского муниципального района

27 Марта 2018 13:18 - Благодарность от Детской школы искусств №5 Энгельсского муниципального района

28 Февраля 2018 18:30 - Вечер памяти заслуженного артиста РФ, профессора Натана Семёновича Бендицкого

26 Февраля 2018 17:28 - Благодарность от Музыкально-эстетического лицея им. А.Г Шнитке города Энгельса

26 Февраля 2018 17:04 - Благодарность от Музыкально-эстетического лицея им. А.Г Шнитке города Энгельса

26 Февраля 2018 16:55 - Благодарность от Музыкально-эстетического лицея им. А.Г Шнитке города Энгельса

11 Октября 2017 11:26 - 25-28 сентября прошли курсы повышения квалификации преподавателей фортепиано общеобразовательных организаций культуры и искусства области

18 Мая 2017 13:43 - Стартовал III Всероссийский конкурс пианистов имени С.С. Бендицкого

Перейти на старый сайт