Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Серова Наталья Сергеевна

Кандидат искусствоведения

Доцент кафедры истории музыки

  • Персональные данные
  • Общие сведения
  • Публикации
  • Новости

Должность: Доцент кафедры истории музыки
Дисциплины: История музыки. Методика преподавания. Профессиональная и педагогическая подготовка
Ученая степень: Кандидат искусствоведения
Ученое звание: Доцент
Направления подготовки: Музыкально-инструментальное искусство, Искусство концертного исполнительства, Музыковедение
Повышение квалификации: 2016
Общий стаж работы: 16
Стаж работы по специальности: 16
Уровень образования: Высшее образование
Квалификация: Преподаватель, исследователь, критик, музыковед-лектор

Родилась 15 июля 1974 года. Музыковед, педагог, исследователь. Работает на кафедре истории музыки СГК им. Л.В. Собинова с 2009 года. Выпускница теоретического отделения Саратовского музыкального училища. В 1999 г. с отличием окончила СГК им. Л.В. Собинова по специальности «музыковедение» в классе профессора Т.Ф. Малышевой. Дипломная работа на тему «Демиургическая концепция «Прометея» Скрябина» была удостоена третьего места на Всероссийском конкурсе студенческих научных работ в 1999 г. В 2009 г. закончила аспирантуру Саратовской консерватории. В том же году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Воплощение мироустроительной идеи в творчестве Р. Вагнера и А.Н. Скрябина». С 1998 по 2009 гг. преподавала музыкально-теоретические дисциплины в детской музыкальной школе № 12 г. Саратова.

В СГК им. Л.В. Собинова читает курсы: «История музыки (отечественной)», «Методика преподавания (музыкальной литературы)», а также курс «Музыкальная литература» на факультете среднего профессионального образования консерватории.

Работу на кафедре совмещает с должностью ведущего методиста учебно-методического управления. Курирует процедуры разработки, обновления, лицензирования и аккредитации основных образовательных программ консерватории. 

Научные интересы: 
зарубежная и отечественная музыкальная культура XIX-XX веков, философские концепции музыкального искусства. Участница Всероссийских и Международных конференций по проблемам современной гуманитарной науки и искусствознания, имеет ряд научных публикаций. 

1. Серова, Н.С. Демиургическое начало философии Ф.Ницше // Актуальные вопросы искусствознания: человек – текст – культура: сб. ст. по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2009. С. 164–170.

2. Серова, Н.С. Значение демиургической идеи в творчестве Скрябина // Концептуальные парадигмы разума и человека: Межвузовский научный сборник. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2002. 174–177.

3. Серова, Н.С., Малышева, Т.Ф. Индивидуализм и гуманизм как две грани героики Бетховена // Актуальные проблемы современной науки: сб. ст. 4-й Международной конференции молодых учёных и студентов. Социальные и гуманитарные науки. Ч. 32: Психология. Ч. 33: Искусствоведение. Ч. 34: Культурология. Самара: Изд-во СамГТУ, 2003. С. 107–108.

4. Серова, Н.С. Искусство как путь к самоидентификации личности в теоретических трудах Рихарда Вагнера // Наука – Творчество – Образование: Сб. науч. тр. международной теоретико-практической конференции, посвященная памяти доктора философских наук, профессора Г.Ф. Миронова, г. Ульяновск, 14–15 мая 2009 г. Ульяновск: УлГТУ, 2009. С. 117–120.

5. Серова, Н.С. Категория индивидуальности в мироустроительной концепции Р. Вагнера // Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики: межвузовский сб. науч. тр. Вып. 4. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. С. 144–148.

6. Серова, Н.С. Категория хаоса в воззрениях Ф. Ницше и Р. Вагнера // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/122-20921

7. Серова, Н.С. Космогония А. Скрябина в свете философских систем Платона и А. Лосева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук / Гл. ред. В.П. Шорин. 2015. Т. 17 № 1 (2). С. 503–510.

8. Серова, Н.С. Личное начало как фактор мироустроения в представлениях Рихарда Вагнера // Искусство и образование. 2012. № 5. С. 49–58.

9. Серова, Н.С. Миф о Прометее в контексте древнегреческой космогонии // Человек в социокультурном мире: Материалы Всероссийской научной конференции (13–15 ноября 1997 года). Саратов: Саратовский государственный технический университет, 1998. С. 53–55.

10. Серова, Н.С. Об отражении некоторых установок мироощущения Р.Вагнера во вступлении к опере «Парсифаль» // Актуальные вопросы искусствознания: музыка, личность, культура: сб. ст. по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Саратов, 25–26 апреля 2009г. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2009. С. 86–91.

11. Серова, Н.С. Особенности преломления мифа о культурном герое в тетралогии «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера // Фольклор в контексте культуры: материалы Всероссийской научной конференции. Махачкала, 12 марта 2009 г. Махачкала: ДГПУ, 2009. С. 119–120.

12. Серова, Н.С. О бинарных оппозициях в космогонии Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга» // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 2 (5). С. 182–185.

13. Серова, Н.С. О воплощении антитезы «природа–культура» в тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга» // Памяти Марианны Фёдоровны Гейлиг: сб. ст. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. С.72–77.

14. Серова, Н.С. О семантике отдельных лейтмотивов драмы Р. Вагнера «Парсифаль» // Проблемы художественного творчества: Сб. ст. по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Ч. I. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, 2014. С.106–114.

15. Серова, Н.С. Представления о самоидентификации личности в теоретических трудах и операх Рихарда Вагнера // Исследования молодых учёных: сб. ст. по материалам Всероссийской научно-практической конференции аспирантов. Саратов, 22–23 марта 2009 г. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2009. С. 76–86.

16. Серова, Н.С. Представления о структуре мироздания в записях А.Н. Скрябина 1904–1906 годов // Проблемы художественного творчества: Сб. ст. по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Ч. I. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, 2013. С. 95–103.

17. Серова, Н.С. Реализация сюжетного конфликта в лейтмотивной системе драмы «Парсифаль» Р. Вагнера // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2; URL: http://www.science-education.ru/122-20763 (дата обращения: 24.07.2015)

18. Серова, Н.С. Cамоопределение личности в свете идеи эстетического бытия Ф.Ницше // Искусство и образование. 2008. № 6. М., 2008. С. 5–12.

Перейти на старый сайт