Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Пономарева Елена Владимировна

Кандидат искусствоведения

Доцент кафедры теории музыки и композиции 

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
    
  • Персональные данные
  • Общие сведения
  • Публикации
  • Новости

Должность: Доцент кафедры теории музыки и композиции 
Дисциплины: Анализ музыкальных произведений (образовательная программа высшего образования (специалитет) 530502 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором 02 Художественное руководство академическим хором); Анализ музыкальной формы (образовательная программа высшего образования (специалитет) 530506 Композиция); Анализ музыкальной формы (образовательная программа высшего образования (специалитет) 530505Музыковедение); Введение в специальность (образовательная программа высшего образования (специалитет) 530505 Музыковедение); Специальный класс (образовательная программа высшего образования (специалитет) 530505 Музыковедение); Музыкальная форма (образовательная программа высшего образования (бакалавриат) 530303 Вокальное искусство Профиль подготовки: 01 Академическое пение).
Ученая степень: Кандидат искусствоведения
Ученое звание: нет
Направления подготовки: Музыкальное инструментальное искусство. Искусство концертного исполнительства
Повышение квалификации: 2016
Общий стаж работы: 16 
Стаж работы по специальности: 16 
Уровень образования: Высшее образование
Квалификация: Преподаватель, исследователь, критик, лектор 

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В.Собинова.

Ученая степень кандидата искусствоведения присуждена решением диссертационного совета Д 10.032.01 при Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова от 21 марта 2012 года и выдан диплом кандидата искусствоведения серия ДКН № 180073 (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 132/ нк-1от 11 марта 2013 года).

Родилась в 1974 году в городе Волжском Волгоградской области. В 1993 году окончила с отличием теоретическое отделение Волгоградского областного училища искусств имени П.А. Серебрякова. В 1998 году - с отличием Саратовскую государственную консерваторию имени Л.В.Собинова (кафедра теории музыки и композиции, класс кандидата искусствоведения, профессора Л.В. Севостьяновой). В 2012 году защитила кандидатскую диссертацию на тему "Мифопоэтика и интертекстуальность в позднем творчестве П.И. Чайковского" (научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор И.А.Скворцова)  в специализированном совете Саратовской консерватории (академии) им. Л.В. Собинова.

С 2001 года работает на кафедре теории музыки и композиции Саратовской консерватории. Среди преподаваемых дисциплин - сольфеджио, гармония, анализ музыкальных произведений у студентов исполнительских специальностей, а также спецкурсы «Анализ музыкальных произведений» и «Теория современной композиции» у музыковедов, «Музыкальная форма» у композиторов. Ведет спецкласс.

Сфера научных интересов - позднее творчество П.И.Чайковского, междисциплинарные параллели, мифопоэтика музыкального творчества. Е.В.Пономарева является автором около 20 научных статей, в том числе, в журналах «Музыковедение», «Музыка и время», «Музыкальная жизнь».

Занимается активной концертно-просветительской деятельностью как лектор-музыковед. Сотрудничает с Саратовской областной филармонией имени А.Шнитке. Имеет благодарности и грамоты руководства консерватории, а также Министерства культуры Саратовской области и Губернатора области. 

 

Пономарева, Е.В. Тайна стилевой неоднородности оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» // Музыка и время. 2007. № 6. С. 9-14.

Пономарева, Е.В. Особенности мифопоэтики позднего творчества Чайков­ского на примере цикла романсов ор. 73 // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2010. № 4 (49). С. 310-314.

Пономарева, Е.В. «Чем кончилась вчера игра?..» (Об одном культурном архетипе в «Пиковой даме» П.И. Чайковского) // Музыкальная жизнь. 2011. № 10. С. 71-73.

Пономарева, Е.В. «Венские аномалии в Саратове» // Музыкальная жизнь. 2013. № 2. С. 45-46.

Пономарева, Е.В. Миф и мистика оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» // Человек в социокультурном мире. Часть V. Саратов: изд-во СГТУ, 1998. С.40–44.

Пономарева, Е.В. К вопросу изучения оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама»: некоторые нетрадиционные аспекты текстологического уст­ройства // Ученые записки СГК им. Л. В. Собинова. Саратов: Изд-во «Слово», 1999. Вып. 1. С. 28–31.

Пономарева, Е.В. Проблема стилевой неоднородности оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство: Межвузовский сборник научных статей по материалам региональной научно-творческой конференции студентов и аспирантов. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2003. С. 73–78.

Пономарева, Е.В. Опера П.И. Чайковского «Пиковая дама» (современные методологические аспекты изучения текста) //Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тез. II Междунар. науч.-практ. конф., 27 янв. 2006 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова; ред. И.Н. Вановская, Е.О. Казьмина. Тамбов, 2006. С. 103105.

Пономарева, Е.В. «Осколки громадных глыб…». Мысли Яворского в контексте современных проблем изучения творчества Чайковского // Венок Яворскому: Межвузовский сборник научных статей Первых международных научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2008. С. 122–126.

Пономарева, Е.В. «Пиковая дама» Чайковского. Некоторые аспекты мифологики // Музыка и время. 2009. № 4. С. 6–10.

Пономарева, Е.В. Шесть романсов на стихи Ратгауза (к проблеме изучения позднего творчества Чайковского) // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сборник по материалам Международной научно-практической конференции. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. С. 94–99.

Пономарева, Е.В. Шесть романсов на стихи Ратгауза в контексте позднего творчества Чайковского // Наука о музыке: Слово молодых ученых: Материалы III Всерос. науч.-практич. конф. Вып. 3. Казань: Казанская государственная консерватория, 2010. С. 39–51.

Пономарева,  Е.В. «Друг, помолись за меня…». О поэтике последнего вокального цикла П.И. Чайковского // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2011. С. 91–95.

Пономарева,  Е.В. «Пиковая дама» Чайковского в свете некоторых проблем мифообразования эпохи // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л.Яворскому. Часть 1. Саратов: СГК им. Л.В.Собинова, 2013. С. 84–89.

Пономарева,  Е.В. Феномен «здорового эклектизма» в творчестве П.И.Чайковского на примере оперы «Пиковая дама» //Научные записки кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В.Собинова. Выпуск первый: сб. статей. Саратов: СГК им. Л.В.Собинова, 2014. С.56–65.

Пономарева,  Е.В. Особенности содержания и основные принципы преподавания курса «Анализ музыкальных произведений» для студентов, обучающихся по специальности «Искусство концертного исполнительства» (специализация «фортепиано») //Методические записки кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В.Собинова: учебно-методическое пособие. Саратов: СГК им. Л.В.Собинова, 2014. С.62–65.

Пономарева, Е.В. Темообразование оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» в мифопоэтической проекции // Актуальные вопросы и перспективы развития гуманитарных наук / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Омск, 2015. С. 8–10.

Пономарева, Е.В. Размышления А. Шнитке об оперном реализме «Пиковой дамы» П.И.Чайковского в контексте современных исследовательских интерпретаций // Приношение Альфреду Гарриевичу Шнитке: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных 80-летию со дня рождения композитора (23–24 октября 2014 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. С. 135–140.

Пономарева, Е.В. П.И.Чайковский «Пиковая дама»: опыт современной исследовательской интерпретации: монография. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. 92 с.

Пономарева, Е.В. Мифологема Игры в опере П.И.Чайковского «Пиковая дама» //Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (27–28 ноября 2014). Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова, 2015. С. 28–37.

Пономарева, Е.В. Чайковский и Ратгауз // Музыкальная жизнь. 2015. № 7-8. С. 128-130.

Пономарева, Е.В. Типология игр в опере «Пиковая дама» П.И.Чайковского в зеркале мифообразования эпохи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11. Ч.3. С. 127-129.

Пономарева, Е.В.Тестирование как одна из форм контроля знаний в учебном курсе «Музыкальная форма» для музыковедов // Методические записки кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова: учебно-методическое пособие / Редактор-составитель доктор искусствоведения, профессор Т.В.Карташова. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С.29–37.

Пономарева, Е.В.Вариационные и вариантные формы в курсе дисциплины «Музыкальная форма» для студентов исполнительских специальностей: учебно-методическое пособие. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. –36 с.

Пономарева, Е.В. Риторический аспект интертекстуальности в позднем творчестве П.И.Чайковского (на примере оперы «Пиковая дама») // Научные записки кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова: сборник статей / Редактор-составитель доктор искусствоведения, профессор Т.В. Карташова. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С. 33–40.

Пономарева, Е.В. «А если тайны нет?»: Мистика оперы «Пиковая дама» в контексте мифопоэтики // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому, 26–28 ноября 2015 года. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С.132-141.

Пономарева, Е.В. Рабочая программа дисциплины «Анализ музыкальной формы» для специальности 53.05.06 «Композиция», уровень образования: специалитет. Саратов: Изд-во СГК им. Л.В. Собинова, 2016. 90 с.

Пономарева, Е.В. Рабочая программа дисциплины Анализ музыкальных произведений, для специальности 53.05.02 «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором», специализация: 02 «Художественное руководство академическим хором», уровень образования: специалитет. Саратов: Изд-во СГК им. Л.В. Собинова, 2016. 80 с.

Пономарева, Е.В. Рабочая программа дисциплины Музыкальная форма для специальности 53.03.03 «Вокальное искусство», программа подготовки: 01 «Академическое пение», уровень образования: бакалавриат. Саратов: Изд-во СГК им. Л.В. Собинова, 2016. 77 с.

Пономарева, Е.В. Интертекстуально-риторические рецепции позднего оперного творчества П.И. Чайковского // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 8 (82). С. 153–156.


Перейти на старый сайт