Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Мстиславская Елена Васильевна

Кандидат педагогических наук

Доцент кафедры истории и теории исполнительского искусcтва и музыкальной педагогики

Преподаватель отделения музыкально-теоретических дисциплин ДМШ

  • Общие сведения
  • Публикации
  • Новости

В 1986 году окончила фортепианное отделение Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. 

В 2005 г. на кафедре педагогики СГУ им. Н.Г. Чернышевского защитила диссертацию на тему «Формирование творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде». Руководитель - действительный член МАН ВШ и МААН, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Л.Г. Вяткин, затем, (после его смерти), кандидат педагогических наук В.Я. Макашов. Предметом научного поиска является исследование соотношения средового и онтогенетического факторов формирования личности.  

Сотрудничала с СарИПКиПРО с 1995 по 2001 гг. В 1997 г., работая в музыкально-эстетическом лицее г. Саратова, выезжала на международный конкурс пианистов IBLA GRAND PRIS в Италию (Тихонов К. - диплом II степени, Швырева А. - диплом III степени). С 1999 г. работала на ФИХО ПИСГУ им. Н.Г. Чернышевского. В 2001 г. на Всероссийском конкурсе пианистов-студентов педагогических вузов в Чебоксарах студентка класса Зверева Н. стала дипломантом.

В 2005 г. входила в экспертную группу по оценке проекта муниципальной целевой программы «Одаренные дети» на 2006-2010 гг., разработанной городским комитетом по культуре. В течение ряда лет сотрудничает с музыкальным колледжем г. Кузнецка Пензенской области, областным музеем краеведения г. Саратова и Саратовским учебно-методическим центром.  

С 2007 г. работает на кафедре гуманитарных дисциплин СГК им. Л.В. Собинова. Круг интересов: общая, музыкальная педагогика; возрастная, когнитивная, музыкальная психология, психология творчества; история, история искусств; музыкальное исполнительство.

Публикации

Мстиславская Е.В. «Нотная грамота в играх, загадках, задачах и картинках». Учебное пособие. Саратов: СГК, 2010.


1. Мстиславская, Е.В. Чтение с листа как средство совершенствования процесса подготовки учителя музыки // Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2001. Вып. 5. C. 89–93.
2. Мстиславская, Е.В. К вопросу об исследованиях в области музыкального образования // Обновление содержания педагогического образования: диагностика, апробация, внедрение Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во «Сателлит», 2002. С. 217–225.
3. Мстиславская, Е.В. Музыка как фактор развития личности // Гуманитарное образование в школе: состояние, проблемы обновления: материалы областной науч–практ. конференц. Саратов: Изд–во СарИПКиПРО, 2002. С. 53–58.
4. Мстиславская, Е.В. Роль музыкальной памяти в развитии творческого потенциала личности // Технологии обучения и творческий потенциал учителя: сб. науч. трудов. Саратов: Изд–во Сарат. ун–та, 2002. С. 257–265.
5. Мстиславская, Е.В. Проблемы музыкального обучения в свете психолого-педагогических исследований XX века // Теория, методика и практика музыкального исполнительства и педагогики. Межвуз. сб. научн. статей по материалам международной практической конференции «Культура и иск-во Поволжья на рубеже 3 тыс.» Саратов: Изд-во Саратовская Консерватория, 2002. С. 99–103.
6. Мстиславская, Е.В. Роль музыкальной памяти в развитии творческого потенциала личности // Основы профессиональной подготовки студентов художественных специальностей: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. Вып. 1. С. 202–205.
7. Мстиславская, Е.В. Содержание урока и педагогическое творчество // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. трудов. Саратов: Изд–во «Научная книга», 2003. С. 217–225.
8. Мстиславская, Е.В. К вопросу развития памяти на уроке музыки // Основы профессиональной подготовки студентов художественных специальностей: межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. Вып.1. С. 109–114.
9. Мстиславская, Е.В. К вопросу о диалектике специального и общего в творческом развитии школьника // Реформирование высшего образования в России на современном этапе: межвуз. сб. науч. статей. Саратов: изд–во Саратовского военного института ВВ МВД России, 2004. Ч. 1. С 158–160.
10. Мстиславская, Е.В. Интегративность межпредметных связей как со-держание творческого развития младшего школьника // Реформирование высшего образования в России на современном этапе: межвуз. сб. науч. статей. Саратов: Изд–во Саратовского военного института ВВ МВД России, 2004. Ч. 1. С. 160–164.
11. Мстиславская, Е.В. Роль музыкальных способностей в творческом развитии младшего школьника // Педагогика: межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: Изд–во «Научная книга», 2004. Вып. 5. С 277–280.
12. Мстиславская, Е.В. Музыкальная среда и творческое развитие младшего школьника // Педагогика: межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: Изд–во «Научная книга», 2004. Вып. 5. С 280–282.
13. Мстиславская, Е.В. К вопросу о творческом развитии младшего школьника средствами музыкального обучения // Инновационные тенденции в системе высшего и среднего образования: материалы Второй международной заочной науч.–методич. конференц. Саратов: Изд–во «Научная книга», 2005. Ч. 2. С. 47–52.
14. Мстиславская, Е.В. О содержании музыкального обучения в аспекте развивающей среды // Педагогические технологии в вузе и школе: сб. науч. трудов. Саратов: Изд–во «Научная книга», 2005. Вып. 3. С. 336–342.
15. Мстиславская, Е.В. К вопросу о развивающих особенностях музы-кального обучения // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. трудов. Саратов: Изд–во «Научная книга», 2005. Вып. 2. С. 57–62.
16. Мстиславская, Е.В. Об использовании принципа наглядности на начальном этапе музыкального обучения // Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики: межвуз. Сб. науч. трудов. Саратов: Изд–во «Научная книга», 2006. Вып. 1. С. 175–178.
17. Мстиславская, Е.В. К вопросу о модернизации музыкального образования в процессе построения музыкально-развивающей среды // Инновационные технологии развития образовательного пространства художественного вуза: материалы международной научной конференции 30 октября 2008г. М.: Экшэн, 2008. С. 33–40.
18. Мстиславская, Е.В. Категория духовности в контексте понятия «му-зыкально-развивающая среда» // Духовно-нравственное развитие школьников на уроках гуманитарного цикла (материалы межрегиональной научно-практической конференции). Саратов: ИЦ «Наука», 2009. С. 63–68.
19. Мстиславская, Е.В. Человек, природа, творчество // Естественноисторическое краеведение: прошлое и настоящее: Сб. научных статей и метод. матер. XII краеведческих чтений. Саратов: Изд-во «КУБиК», 2009, С. 157–160.
20. Мстиславская, Е.В. К вопросу о месте музыкального развития в си-стеме ценностей современного человека // Современная музыка: вопросы тео-рии, исполнительства, преподавания: Сб. материалов III научно-практической конференции с международным участием (26-27 ноября 2009г.), Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2009. С. 144–149.
21. Мстиславская, Е.В. Духовность – цель музыкального развития // Организация инновационной деятельности образовательного учреждения: секрет успеха. Сб. научно – метод. матер. Саратов: Изд–во СарИПКиПРО, 2010. С. 54–58.
22. Мстиславская, Е.В. Психолого-педагогические условия формирова-ния профессиональных качеств музыканта // Проблемы педагогической дея-тельности в профессиональном образовании в сфере культуры и искусства: Материалы областной научно-практической конференции. Саратов: ООО «АРМК Софит», 2010. С. 13–20.
23. Мстиславская, Е.В. К вопросу об истоках музыкальных духовно-нравственных ориентиров общества // Организация инновационной деятельности образовательного учреждения в сфере духовно-нравственного развития. Вып. 3. Сборник научно-методических материалов. Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011. С. 34–38.
24. Мстиславская, Е.В. Музыкальное развитие личности как канал адаптации к социокультурной среде // Образование и развитие. Научный журнал №3(25), 2011. С. 98–104.
25. Мстиславская, Е.В. Об истоках музыкальных духовно-нравственных ориентиров общества // Проблемы инновационности, конкурентоспособности и саморазвития личности в условиях модернизации педагогического образования: материалы XXI Всерос. науч. конф.- Казань: Центр инновационных технологий, 2011. С. 287–293.
26. Мстиславская, Е.В. Толерантность как сторона музыкально-творческого развития личности // Психология и педагогика в системе научного знания: материалы I международной научно практ. Конф., г. Москва, 30.12.2011 г. М.: «Спецкнига», 2011. С. 257–261.
27. Мстиславская, Е.В. О педагогических подходах к осмыслению ода-ренности в музыкальной деятельности // Одаренность: пространство будуще-творения: Материалы региональной научно-практ. конф. Саратов: «Наука», 2012. С. 6–12.
28. Мстиславская, Е.В. «Материнский эффект» как источник воспитания музыканта // Образование сегодня: вектор развития: материалы международной заочной научно- практ. конф.. 28 мая 2012 г. Чебоксары, 2012. С. 220–223.
29. Мстиславская, Е.В. Музыкальное развитие как экологическая норма жизнедеятельности молодого человека // «Нам нужна великая Россия»: материалы межрегиональной научно-практ. конф. Саратов: ГАОУ ДПО «Сар ИПКиПРо», 2012. С. 41–45.
30. Мстиславская, Е.В. Взаимодействие субъектов современного музы-кально-образовательного пространства // «Нам нужна великая Россия»: материалы межрегиональной научно-практ. конф. Саратов: ГАОУ ДПО «Сар ИПКиПРо», 2012. С. 55–59 с.
31. Мстиславская, Е.В. К вопросу об адаптивной стороне музыкального развития // Перспективы развития современного научного знания: сборник научных трудов. Чебоксары: Учебно-методический центр, 2012. С. 92–95.
32. Мстиславская, Е.В. Феномен музыкальной одаренности в аспекте средовой обусловленности // Педагогика, психология, социология: концепции, подходы, технологии: материалы I Международной заочной научно-практ. конф. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2012. С. 303–307.
33. Мстиславская, Е.В. Роль психолого-педагогического знания в формировании исполнительского профессионализма музыканта // Гуманитарное образование в художественном вузе: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конф. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, 2013. С. 78–81.
34. Мстиславская, Е.В. Развитие познавательной активности ученика в процессе начального музыкального обучения // Образование и наука: совре-менное состояние и перспективы развития: сб. науч. Трудов по материалам Международной научно-практ. конф. 28 февраля 2013 г. Ч. 2. Тамбов: Изд-во: «Бизнес-Наука-Общество», 2013. С. 90–94.
35. Мстиславская, Е.В. Толерантность – музыкальное развитие: диалектика понятий // Воспитание толерантности в условиях образовательного пространств: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конф.). Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2011. С. 195–199 с.
36. Мстиславская, Е.В. О компонентном составе творческих способно-стей личности в музыкальной деятельности // Вопросы образования и науки в XXI веке: сб. научных трудов по материалам Международной научно-практ. конф. Часть 6, Тамбов: Изд-во: «Бизнес-Наука-Общество», 2013. С. 95–99.
37. Мстиславская, Е.В. К вопросу о целевых установках в музыкальном обучении // Перспективы развития науки т образования: сб. научных трудов по материалам Международной научно-практ. конф. 30 мая 2013 г. Часть 4. Тамбов: Изд-во: «Бизнес-Наука-Общество», 2013. С. 96–99.
38. Мстиславская, Е.В. Одаренность: научный, теоретический, практический аспекты // Одаренность – жизненный успех: сборник научных и учебно-методических работ проекта «Творческая мастерская». Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2013. С. 49–55.
39. Мстиславская, Е.В. Современные представления о музыкальной одаренности // Одаренность – жизненный успех: сборник научных и учебно-методических работ проекта «Творческая мастерская». Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2013. С.10–17.
40. Мстиславская, Е.В. «Творческая мастерская» для детей и подростков // Одаренность – жизненный успех: сборник научных и учебно-методических работ проекта «Творческая мастерская». Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2013. С. 3–7.
41. Мстиславская, Е.В. Творческая мастерская: результативность и эф-фективность // Одаренность – жизненный успех: сборник научных и учебно-методических работ проекта «Творческая мастерская». Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2013. С.55–62.
42. Мстиславская, Е.В. К вопросу об актуализации проблемы одаренности // Проблемы художественного творчества: сб статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. II часть. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2013. С. 134–139.
43. Мстиславская, Е.В. К вопросу о социокультурной адаптации творческой личности // Образование сегодня: вектор развития: сборник материалов I Международной научно-практической конф. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. С. 160–165.
44. Мстиславская, Е.В. К вопросу о диагностике музыкальной одаренности // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сборник материалов Международной научно-практической конф. 31 марта 2014 г. Часть 8, Тамбов: ООО Юком, 2014. С. 100–105.
45. Мстиславская, Е.В. О противоречиях современной отечественной системы начального музыкального образования // Наука и образование в XXI веке: сборник науч. трудов по материалам Международной научно-практической конф. 31октября 2014 г. Часть 2. Тамбов: ООО Юком, 2014. С. 116–119.
46. Мстиславская, Е.В. Современные стратегии развития творческих способностей младших школьников // Инновации в науке: пути развития: материалы V Международной научно--практической конф. 20 февраля 2014г. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2014. С. 247–251.
47. Мстиславская, Е.В. К вопросу об изучении сценического поведения музыканта как адаптационного процесса // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник науч. трудов по материалам Международной научно-практической конф. 30 апреля 2014 г. Часть 1. Тамбов: ООО Юком, 2014. С. 103–107.
48. Мстиславская, Е.В. Проект «Творческая мастерская» // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: сборник науч. трудов по материалам Всероссийской научно-практической конф. 16-18 мая 2013 г. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. С. 152–156.
49. Мстиславская, Е.В. О некоторых чертах одаренности к музыкальному исполнительству (на примере творческой личности Григория Соколова) // Проблемы современной музыки: сборник науч. трудов по материалам VII Международной научно-практической конф.(13-14 сентября 2014 г.), Пермь: Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та, 2014. С. 206–214.
50. Мстиславская, Е.В. Дидактическое обеспечение работы с одаренными детьми (на материале дисциплины «Развитие творческих способностей» // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XIX международной конф. 25-26 июня 2014 г. Москва: Спецкнига, 2014. С. 193–196.
51. Мстиславская, Е.В.К вопросу о психолого-педагогических условиях повышения адаптивных возможностей одаренных детей в музыкальном обучении // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практической конф. (8 августа 2014 г., Уфа). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 41–44.
52. Мстиславская, Е.В. Расширение кругозора как основы индивидуального творчества личности музыканта // Образование в сфере искусства. 2014, №2 (3). С. 52–57.
53. Мстиславская, Е.В. Г. Свиридов – талант или гений? К проблеме формирования творческой личности в искусстве // Проблемы музыкальной науки. 2014, № 4 (17). С. 128–131.
54. Мстиславская, Е.В. О противоречиях современной отечественной систем начального музыкального обучения // Наука и образование в XXI веке: сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2014 г.: в 17 частях. Часть 2. Тамбов: Юком, 2014. С.116–119.
55. Мстиславская, Е.В. О подходах к исследованию проблемы чтения с листа в музыкальной деятельности // Музыкальное искусство и образование в современном социокультурном пространстве (материалы Международной научно-практической конференции, БГИИК, 13-14 марта 2014 г.): в 3 ч. Белгород: изд-во БГИИК, 2014 г. Ч.1. С. 241–247.
56. Мстиславская, Е.В. Развитие одаренности как результат полисистемного взаимодействия // Искусство и власть: материалы Международной научно-практической конф. Саратов: Буква, 2015. С. 315–322.
57. Мстиславская, Е.В. Развитие творческих способностей младших школьников в музыкально-развивающей среде (монография) Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В.Собинова, 2015. 250 с.
58. Мстиславская, Е.В. О некоторых особенностях формирования личности музыканта // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика: сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции (23 мая 2014 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. С. 136–140.
59. Мстиславская, Е.В. Донотное музыкальное обучение как территория социокультурного развития ребенка // Фортепиано в современном мире: традиции, исполнительство, образование: материалы Международной научно-практической конференции (Астана. 6-9 апреля 2015 г.). Астана: КазНУИ, 2015. С. 46–52.
60. Мстиславская, Е.В. Об особенностях проведения открытого урока на начальном этапе обучения музыке // Современное общество, образование и наука: по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября 2015 г. Тамбов: Юком, Часть 3. С. 82–86.
61. Мстиславская, Е.В. Парадоксы одаренности в контексте решения задач музыкальной педагогики // Проблемы художественного творчества и исполнительской интерпретации: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (27-28 ноября 2014). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. С. 60–68.
62. Мстиславская, Е.В. Память как категория музыкальной педагогики и психологии // Проблемы художественного творчества и исполнительской интерпретации: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л.Яворскому (26-27 ноября 2015). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. С. 214–219.
63. Мстиславская, Е.В., Муханова О.А. Инновационная технология «Творческая мастерская» на уроке музыки в начальной школе // Галерея методических идей: Материалы заочной Международной мастерской современного педагога 29 ноября 2016 г. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2016. С. 346–352.
64. Мстиславская, Е.В. Процесс воспитания российского музыканта: общее и частное // Инновации в науке и педагогике: проблемы и перспективы развития: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции «Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика. К 100-летию С.Т. Рихтера (22 мая 2015 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. С. 53–58.
65. Мстиславская, Е.В. Путь музыканта: исполнительство, просвещение, педагогика // Педагогическая практика: путь к индивидуальной педагогике: сборник статей по материалам Первой региональной научно-практической конференции по педагогической практике. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. С. 5–12.
66. Мстиславская, Е.В., Пантелеев А.П. Заметки молодого преподавателя игры на флейте // Педагогическая практика: путь к индивидуальной педагогике: сборник статей по материалам Первой региональной научно-практической конференции по педагогической практике. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. С. 38–42.
67. Мстиславская, Е.В., Хабарова Е.И. К вопросу об использовании вокального наследия русских композиторов в ДМШ // Педагогическая практика: путь к индивидуальной педагогике: сборник статей по материалам Первой региональной научно-практической конференции по педагогической практике. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. С. 119–123.
68. Мстиславская, Е.В. Массовое музыкальное воспитание как государ-ственная идея // Электронный ресурс: Калинниковские чтения: Музыкальная культура и образование российских регионов (к 150-летию со дня рождения В.С.Калинникова: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Орел, 20-21 апреля 2016 г.). Орел: Орловский гос. Ун-т культуры. 2017. 1 электрон. опт. диск (СД-РОМ).
69. Мстиславская, Е.В. Проблемы музыкально-эстетического и специализированного образования в контексте развития потребностной сферы личности // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворского, 24-25 ноября 2016 ноября 2016 года. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2017. С. 74–79.
70. Мстиславская, Е.В. Достижения Б.Л. Яворского в контексте музы-кально-педагогических исследований // // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому и 105-летию Саратовской консерватории (23-24 ноября 2017 г.). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 61–66.
71. Мстиславская, Е.В. Современные условия воспитания музыканта-исполнителя // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 мая 2017) и Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках III Всероссийского конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого «Фортепианное искусство и педагогика» (24 мая 2017). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 73–77.
72. Мстиславская Е.В. К вопросу об условиях воспитания музыканта-исполнителя // Педагогическая практика: путь к индивидуальной педагогике: Сборник статей по материалам I Всероссийской научно-практической конфе-ренции (25 марта 2017). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 163–167.

Учебно-методические работы
71. Мстиславская, Е.В. Музыкальная грамота в играх, загадках, задачах и картинках. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, переиздание, 2014. 64 с.
72. Мстиславская, Е.В. Музыкальная страна. Территория социокультурного развития. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, переиздание, 2015. 72 с.

Перейти на старый сайт