Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Марьенко Анатолий Дмитриевич

Заслуженный артист РФ

Доцент кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
    
  • Персональные данные
  • Общие сведения
  • Публикации
  • Новости

Должность: Доцент кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов
Дисциплины: Специальный класс, ансамбль ударных инструментов, родственые инструменты, изучение концертного репепертуара, педагогическая практика, музыкальное исполнительство и педагогика 
Ученая степень: нет
Ученое звание: Доцент
Направления подготовки: Музыкально-инструментальное искусство, оркестровые духовые и ударные инструменты (ударные инструменты)
Повышение квалификации: 2011
Общий стаж работы: 32
Стаж работы по специальности: 32
Уровень образования: Высшее образование
Квалификация: Концертный исполнитель, артист оркестра, артист камерного ансамбля, преподаватель

Марьенко Анатолий Дмитриевич, родился 29 сентября 1954 года в селе Новопавловка, Белоглинского района, Краснодарского края. В 1975 году окончил Краснодарский государственный институт культуры, в 1976 году окончил Краснодарское музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности ударные инструменты, а в 1983 году -  Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В.Собинова по специальности ударные инструменты.

Имеет почетное звание «Заслуженный артист РФ» (2007), ученое звание доцента (2008).

Стаж педагогической работы в консерватории - 28 лет.

С октября 1982 года работает преподавателем класса ударных инструментов Саратовской государственной консерватории. Ведет индивидуальные занятия по специальности, ансамблю ударных инструментов, педагогической практике, изучению оркестровых партий, изучению родственных инструментов. За время работы в вузе подготовил 29 специалистов-ударников. 

Среди выпускников ведущими солистами крупных музыкальных коллективов работают 19 воспитанников класса ударных инструментов: Т.А.Гигуашвили (симфонический оркестр Тбилисского театра оперы и балета), Ю.А.Кабанов, Д.В.Поволоцкий, Н.А.Иванов (симфонический оркестр Саратовского театра оперы и балета), К.В.Митрофанов, К.П.Соколов, А.Г.Трифонова, Я.В.Болдырев (симфонический оркестр Саратовской филармонии), К.А.Колесников (симфонический оркестр Ульяновской филармонии).

Преподавателями в высших музыкальных учебных заведениях работают: М.В.Жура - кандидат философских наук, доцент Волгоградского института искусств, Г.П.Евсеев - старший преподаватель Смоленского университета культуры, К.А.Колесников - преподаватель Тольяттинского института искусств, Д.А.Марьев - преподаватель Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова, Ю.Ю.Евсеев - кандидат искусствоведения.

С 1990 года А.Д.Марьенко организует и проводит, совместно со студентами и выпускниками класса ударных инструментов, в Большом зале Саратовской государственной им. Л.В.Собинова ежегодные концерты «Музыка для ударных инструментов»,  которые знакомят профессионалов и широкую аудиторию любителей с музыкой, специально написанной для ударных инструментов, никогда ранее не звучавшей в Саратове, а некоторые сочинения были исполнены впервые и в России.

Начиная с 1993 года А.Д.Марьенко организует и проводит совместно с методическим центром профессионального образования в области культуры и искусства по Саратовской области пятнадцать областных фестивалей исполнителей на ударных инструментах. В концертных программах участвовали учащиеся ДМШ, ДШИ гг. Саратова, Энгельса, Балаково, Вольска, учащиеся Саратовского областного училища культуры, Вольского музыкального училища, Саратовского областного коллежда искусств, студенты и преподаватели Саратовской государственной консерватории.

Для участников фестивалей проводились мастер-классы, лекции, доклады по вопросам теории, методики практики обучения и воспитания исполнителей на ударных инструментах.

По рекомендации методического центра профессионального образования в области культуры и искусства по Саратовской области неоднократно приглашался для работы в жюри городских и областных конкурсов учащихся ДМШ и студентов музыкальных училищ.

Начиная с 1990 года А.Д.Марьенко принимал активное участие в ежегодных концертах «Музыка для ударных инструментов» в Большом зале консерватории и во всех 15 Областных фестивалях исполнителей на ударных инструментах.

Важное значение в формировании А.Д. Марьенко как педагога и исполнителя на ударных инструментах имеет работа с февраля 1982 года в качестве концертмейстера группы ударных инструментов в симфоническом оркестре Саратовского академического театра оперы и балета. В его репертуаре свыше 100 названий оперных и балетных спектаклей, среди которых: П. Чайковский «Пиковая дама», «Спящая красавица», М. Мусоргский «Хованщина», «Борис Годунов», Н. Римский-Корсаков «Князь Игорь», Р. Вагнер «Лоэнгрин». Участвовал во всех значительных творческих проектах театра, среди которых масштабные редко звучащие или впервые исполняемые ораториальные или симфонические произведения («Военный реквием» Б.Бриттена, «Большая месса» В.Моцарта, батальная картина «Победа Веллинготона в битве при Виттории», оратория «Христос на Масличной горе» Л. Бетховена, российская премьера симфонического евангелия «Совершишася» А.Караманова, музыка к пьесе У.Шекспира «Буря» Я.Сибелиуса, «Симфония-реквием» В.Магдалица). 

Участвовал в программах всех 23 Собиновских музыкальных фестивалей. 

Шесть раз в составе труппы театра, выезжал в Москву для участия в номинации на национальную театральную премию «Золотая маска» со спектаклями: Д. Шостакович - «Леди Макбет Мценского уезда», Д. Пуччини - «Тоска», А. Даргомыжский - «Русалка», П. Чайковский - «Евгений Онегин», В. Кобекина - «Маргарита», Ж. Оффенбаха - «Бандиты».

С октября 1991 года важное место в творческой биографии А.Д. Марьенко занимает работа в качестве концертмейстера группы ударных инструментов в концертном оркестре духовых инструментов «Волга-Бэнд» Саратовской областной филармонии им. А.Г. Шнитке. За 19 концертных сезонов исполнены сотни программ, среди которых сложнейшие сочинения мировой классики и современной музыки: Г.Берлиоз - «Траурно-триумфальная симфония», П.Хиндемит - «Симфония  in B», И.Готковски - «Блестящая», и «Весенняя» симфония, Г.Сальников - «Симфония о войне и мире», Ф.Спарк - «Симфонии №1, 2, 3», Б.Пиговат - «Токката для 6 групп ударных с оркестром». 

С оркестром работали многие известные российские и зарубежные дирижеры: народный артист России Фуат Мансуров, народный артист России Юрий Кочнев, Бэнгт Эклунд (Швеция), Стефан Шеннет (Канада), Дэн Рэгер, Деннис Фишер, Ховард Микер, Мари Эн Крейг (США), Дмитрис Кафирис (Греция), Тим Рейниш (Великобритания). Неоднократно выступал А.Д.Марьенко с оркестром «Волга-Бэнд» и как солист. В репертуаре А.Д.Марьенко концерты для ударных и оркестра Д.Мийо, К.Хусы, Г.Рзаева, Ю.Шишакова, К.Кёпер - «Юпитер-громовержец» для литавр и оркестра, Ю.Юхансон - «Фестивальная полька» для ксилофона и оркестра.

В составе оркестра А.Д.Марьенко выезжал на гастроли в Грецию, Германию, Норвегию, Финдляндию, Францию, Южную Корею, Швецию. 

Учебно-методическая работа

1.Ударные инструменты. Учебно-методический комплекс по специальности «Инструментальное исполнительство» (специалитет) Саратов: СГК, 2014.

 2. Марьенко, А.Д. Ударные инструменты. Учебно-методический комплекс по специальности «Инструментальное исполнительство» (бакалавриат) Саратов: СГК, 2014.

3. Марьенко, А.Д. Ансамбль ударных инструментов. Учебно-методический комплекс по специальности «Инструментальное исполнительство» (специалитет) Саратов: СГК, 2014.

4. Марьенко, А.Д. Ансамбль ударных инструментов. Учебно-методический комплекс по специальности «Инструментальное исполнительство» (бакалавриат). Саратов: СГК, 2016.

Научно–исследовательская работа

1. Марьенко, А. Некоторые способы изменения тембра в исполнительстве на малом барабане и литаврах и варианты их нотации// Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. 1–2 декабря 2005. Саратов: Изд-во СГК, 2006. С. 51–56.

2. Марьенко, А. Десятый – ударный! // Научно-публицистический журнал «Музыкальный Саратов». Саратов: Изд-во СГК, 2005. С. 59.

3. Марьенко, А. Ударные инструменты в музыке Е. Гохман // Елене Гохман посвящается. К 70-летию со дня рождения. Саратов: Изд-во СГК, 2005. С. 195–199.

4. Марьенко, А. К проблеме трактовки нотационных новаций в сочинениях для ударных инструментов композиторов-авангардистов второй половины XX века // Художественное образование: преемственность и традиции. Саратов: Изд-во СГК, 2008. С. 198–204.

5. Марьенко, А. К проблеме исполнения сочинений для ударных инструментов композиторов-авангардистов XX века// Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность. Саратов: Издательский центр «Наука» Саратовского государственного университета, 2008. С. 253–261.

6. Марьенко, А. Ударные инструменты в современном камерном ансамбле: проблемы репертуара и специфика исполнительства // Актуальные проблемы ансамблевого исполнительства и педагогики. Саратов: Изд-во СГК, 2011. С. 110-113.

7. Марьенко, А. Из истории исполнительства на ударных инструментах в Саратове // Проблемы художественного творчества. Сборник статей и материалов Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Саратов: Изд-во СГК, 2013. – с. 111-117.

8. Марьенко, А.Д. Из истории исполнительства на ударных инструментах в Саратове // Проблемы художественного творчества. Ч. 2. Саратов: СГК, 2013. С. 111-117.

9. Марьенко, А.Д. Концертному оркестру духовых инструментов «Волга – Бенд» - 25 лет! // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика. Сборник статей по материалам Международной научно- практической конференции. Саратов: СГК, 2016. С.148-154.

10. Марьенко, А.Д. Страницы истории исполнительства на ударных инструментах в Саратове. // Проблемы художественного творчества в аспекте исполнительской и педагогической деятельности. Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Ч. 2. Саратов: СГК, 2017. С. 61-68.

11. Марьенко, А.Д. Исполнение ораториально-симфонических произведений в программах Собиновских музыкальных фестивалей как важная веха в развитии и сохранении традиций оркестрового исполнительства в Саратове // Проблемы художественного творчества. Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому и приуроченных к 105-летию Саратовской консерватории. Саратов: СГК, 2017. С. 183-190.

Нотные издания

12. Марьенко, А.Д. Д. Бортнянский – Концерт для клавесина (фортепиано) с оркестром. Переложение для клавесина (фортепиано) и ансамбля ударных инструментов. Саратов: СГК, 2017. Партитура и голоса.

13. Марьенко, А.Д. Ф. Амиров - фрагменты из балета «Тысяча и одна ночь». Переложение для сопрано, гобоя, ударных инструментов и фортепиано. Саратов: СГК, 2017. Партитура и голоса.

Перейти на старый сайт