Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Кулапина Ольга Ивановна

Доктор искусствоведения

Профессор кафедры теории музыки и композиции

  • Персональные данные
  • Общие сведения
  • Публикации
  • Новости

Должность: Профессор кафедры теории музыки и композиции
Дисциплины: методология музыковедческого исследования (М), методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин (М + К), основы научных исследований (К), профессиональная и педагогическая подготовка (М – инд.), гармония (М – инд., курс. р.), гармония (М + К – инд.), полифония (М + К – инд.), полифония (ХНП, СНП, БАС – бак.), гармония ХРАХ, ф-но, КСИ – спец.). 
Ученая степень: Доктор искусствоведения, кандидат философских наук 
Ученое звание: Профессор
Направления подготовки: Музыкально-инструментальное искусство, Искусство концертного исполнительства 
Повышение квалификации: 2012
Общий стаж работы: 47
Стаж работы по специальности: 47
Уровень образования: Высшее образование
Квалификация: Музыковед, преподаватель музыкально-исторических и теоретических дисциплин

Кулапина Ольга Ивановна (26 апреля 1948 г. рождения), уроженка Саратова, ветеран труда. В 1962 году Ольга Ивановна поступила в Саратовское музыкальное училище на теоретическое отделение, которое с отличием закончила в 1966 году. В том же году стала студенткой музыковедческого факультета СГК им. Л.В. Собинова. В 1970 году её курсовой реферат, посвященный анализу 24 прелюдий для фортепиано (ор. 34) Д.Д. Шостаковича, награждается дипломом Всесоюзного конкурса на лучшую научную студенческую работу по разделу «Музыковедение», проводившемся в Минске. 

С 1970 года Кулапина О.И. начинает свою педагогическую деятельность в Саратовском музыкальном училище в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. По окончании консерватории в 1971 году (диплом с отличием) была приглашена работать на кафедру теории музыки и композиции консерватории преподавателем дисциплин музыкально-теоретического цикла, где трудится и в настоящее время.  

В 1972 году Кулапина О.И. поступила в аспирантуру ГМПИ им. Гнесиных, которую окончила в 1976 году по специальности «Музыковедение» (удостоверение № 340). В 1985 году успешно защитила кандидатскую диссертацию «Вопросы методологии теоретического музыкознания» (специальность 09.00.01 - Диалектический и исторический материализм) и стала кандидатом философских наук, а в 1992 была утверждена в должности доцента. С 2002 года работает в должности профессора кафедры теории музыки и композиции СГК им. Л.В.Собинова. В 2006 году защитила докторскую диссертацию «Ладогармоническая система русской народной музыки: категории и принципы организации» (специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство) и в 2007  году стала доктором искусствоведения, а в 2009 г. ей было присвоено звание профессора по линии ВАК. 

Кулапина О.И. постоянно повышает свою квалификацию на стажировках и ФПК (Москва, Санкт-Петербург, Магнитогорск). Её трудовая деятельность неоднократно отмечалась грамотами и благодарностями. Ольга Ивановна - трудолюбивый и талантливый человек, отличается честностью, порядочностью, человечностью, доброжелательностью, имеет безупречную репутацию; в коллективе консерватории пользуется авторитетом и уважением.

Входит в состав объединенного диссертационного совета (с 2006 года) и ученого совета СГК им. Л.В. Собинова (с апреля 2010 года). Общий педагогический стаж работы Кулапиной по специальности «Музыковедение» составляет 44 года.

Педагогическая работа 

О.И. Кулапина - специалист широкого профиля, глубоких знаний, обладающий высоким уровнем профессионального мастерства, это истинный музыкант, ученый, педагог. Многолетний стаж её вузовской работы связан с преподаванием музыкально-теоретических дисциплин у музыковедов, пианистов, дирижеров-хоровиков, вокалистов, народников, фольклористов (ныне кафедра народного пения и этномузыкологии). 

В настоящее время она читает лекционные курсы у музыковедов (методология музыковедческого исследования, методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин), ведет занятия по профессиональной и педагогической подготовке, а также курсы гармонии (в т.ч. этногармонии), музыкальной формы, полифонии и сольфеджио у этномузыкологов, классической гармонии у пианистов и дирижеров академического хора. Наряду с проведением практических занятий, например, по курсам гармонии и полифонии (обработка русского народно-песенного материала), она разбирается в вопросах музыкального образования, этномузыкознания, музыкального менеджмента, экологии культуры и пр.  Впервые в России Кулапиной издан полный цикл научных работ и учебно-методических пособий по разработанному ей курсу  этногармонии, состоящий из трех крупных блоков общим объемом 50 п.л.. Свыше 20 выпускников-музыковедов, успешно закончивших спецкласс Ольги Ивановны, являются ведущими специалистами своей отрасли, работающими в Москве, Саратове, Самаре, Волгограде, Белгороде, Ижевске, Пензе, Тамбове, Астрахани, Минеральных водах, Ярославле-Залесском и других городах России, а также в Израиле. В их числе - Авдеева (Морозова) М.,  Агаркова А., Архипова А., Батосская (Белых) В., Богачинская (Дудкина) Ю., Веснина-Немирова Г., Герасимова Л., Гусарова Е., Данилова О., Шапошникова (Кожемякина) И., Лазырина Н., Маркина (Муртазина) Г., Мельникова И., Михеева Т., Моцная (Федотова) Н., Романова З., Овсова Т., Тизанова И., Ткачёва И., Уфланд И.  

Многие из обучавшихся у неё студентов-композиторов и исполнителей стали лауреатами и дипломантами конкурсов и фестивалей различных уровней, получили правительственные награды, звания народных и заслуженных артистов, стали руководителями крупных коллективов, кандидатами наук, профессорами, доцентами. Среди них - А. Долгов (Испания), С. Грачев, Е. Садина (Бельгия), П. Бакланов (Украина), И. Шамба (Абхазия), З. Козлова, М. Мурзакова, А. Тюмеров (Чувашия), В. Чуракова, А. Поздеев (Удмуртия), Л. Цебиков (Калмыкия), А. Апина, И. Воронин, О. Головкина, И. Крутой (Москва), Н. Калинина, О. Сливина (Оренбург), Е. Аркин (Омск), О. Абрамова (Барнаул), В. Байтуганов (Новосибирск), В. Круковский, А. Тархов (Пенза), Б. Борисенко (Волгоград), Л. Якоби (Ставрополь), Л. Терентьева (Самара), Л. Бабасинов (Ростов-на-Дону), В. Галактионов, И. Егорова, А. Куриленко, Ю. Рябова, Е. Сапогова, Е. Сверлова (Саратов). 

В 1970-е годы Кулапина принимала участие в работе Методологического семинара (ГМПИ им. Гнесиных), участвовала в работе кафедры гармонии и сольфеджио (в ГМПИ), философии (в СГУ), фольклора и народного пения (в СГК). Долгое время (в 70-80-е  гг.) она курировала теоретический отдел Вольского музыкального училища; в 1996 году являлась членом министерской комиссии по аттестации Марксовского училища искусств; в 2004-2006 гг. входила в состав объединенного координационного совета при областном методическом центре профессионального образования культуры и искусства. Она является членом экзаменационной комиссии по проведению Олимпиады по музыкально-теоретическим дисциплинам среди учащихся среднего звена (образовательные учреждения нашей зоны).

Определенную известность приобрели организованные Кулапиной кафедральные конференции, систематически проводимые со студентами-музыковедами по методологической и методической проблематике, а также творческие конкурсы со студентами исполнительских специальностей по курсу гармонии: на лучшую стилизацию, лучшую обработку народной темы и т.п.

Научно-просветительская и воспитательная работа по формированию и сохранению традиций СГК им. Л.В.Собинова проводится Кулапиной, прежде всего, на занятиях со студентами, а также выражается в публикациях и выступлениях с докладами на конференциях, посвященных жизни и творчеству талантливого педагога и композитора В.В. Пушкова, обучавшегося в Саратовской консерватории в 1920-е гг. в классе Л.М. Рудольфа, крупного отечественного музыковеда Б.Л. Яворского, скончавшегося в нашем городе (в военные годы МГК им. П.И. Чайковского была эвакуирована в Саратов), педагогов СГК старшего поколения, работавших на кафедре теории музыки и композиции и ставших в дальнейшем коллегами Кулапиной. Именно у них она обучалась по курсам специальности и полифонии (А.А. Бренинг), инструментовки (М.Н. Симанский), методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин (И.А. Тютьманов). Особняком стоит имя известного советского фольклориста Л.Л. Христиансена, преподававшего у музыковедов народное творчество. Педагогический путь Кулапиной в консерватории ознаменован работой именно со студентами отделения руководителей народного хора (РНХ, ныне народного пения и этномузыкологии), организованного Христиансеном в 1966 году.

В последние годы она участвует в работе по переходу к ФГОС ВПО и СПО третьего и четвертого поколений: корректировка учебного материала и составление Учебно-методических комплексов и Рабочих программ по курсу музыкально-теоретических дисциплин для специалистов, бакалавров и магистров - студентов-музыковедов, композиторов и исполнителей - этномузыкологов и народных певцов (специализация «Искусство народного пения»), пианистов, дирижеров академического хора. Только в 2014 году ею составлены десятки Рабочих программ, общим объемом превышающим 50 п.л. Факты говорят о востребованности педагога. Ныне педагогическую нагрузку Кулапиной (1000 учебных часов в год) образуют групповые занятия (24 часа в неделю) по 11 разным предметам музыкально-теоретического цикла, только календарно-тематические планы за 2014-2015 гг. в общем объеме составляют 1 п.л.

Будучи опытным специалистом, Кулапина обменивается знаниями по совершенствованию научной и педагогической работы, проводит мастер-классы и, при необходимости, занятия на курсах повышения квалификации для преподавателей средних и высших учебных заведений (Санкт-Петербург, Саратов, Череповец, Барнаул, Ярославль, Маркс, Вольск, Энгельс). Ежегодно участвует в консультациях на днях открытых дверей, а также в работе экзаменационных комиссий по приему абитуриентов в консерваторию. 


Научная работа

Кулапина О.И. активно занимается исследовательской и научно-методической работой; имеет солидный багаж научно-исследовательских и учебно-методических работ (прилагается неполный список). Только за последние годы ею опубликовано более 30 научных работ, общий объем которых превышает 50 п.л. Сюда входит крупная монография «Основы ладогармонической системы русской народной музыки», изданная в Саратове, научно-методическое пособие с грифом УМО «Приемы обработки русского народно-песенного материала: анализ техники композиции», выпущенное в издательстве «Композитор • Санкт-Петербург», двухтомная Хрестоматия «Ладогармоническая система русского фольклора» (издательство СГК), программа по курсу гармонии для дирижеров народного хора (Москва, УМО); ряд научных статей опубликован в журналах, рекомендованных ВАК. Вместе с тем, в библиотеке СГК остаются неизданные работы. 

Наряду с этим она составляет множество рецензий на кандидатские и докторские диссертации, книги, статьи, методические разработки коллег и педагогов других вузов, активно участвует в многочисленных конференциях разного уровня,  состоявшихся в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Астрахани, Волгограде, Воронеже, Саратове.

Весьма многогранно Кулапиной представлено рецензирование и редактирование публикаций. Среди них - редакция работы крупного философа, академика Я.Ф. Аскина «Творчество как феномен будущего» (1991); Арнольд Бренинг: Автобиографические заметки (2001); редактирование текстов межвузовских сборников, вышедших в СГК им. Л.В.Собинова («Культура и искусство Поволжья» (2002), «Теория, методика и практика музыкального исполнительства и педагогики» (2002) и пр.); оппонирование, написание отзывов на диссертации, авторефераты, труды коллег из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Астрахани, Краснодара, Минеральных вод, Саратова; составление отзывов и рецензий на научные работы коллег с теоретической и других кафедр СГК (докторские диссертации Д.И. Варламова, И.В. Полозовой, кандидатские диссертации Н.А. Кислицына, И.Л. Егоровой и др.).

Кулапина активно и плодотворно сотрудничает с педагогами философского факультета Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского и философами Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина, что проявляется в организации творческих проектов по публикации ряда научных сборников по материалам Аскинских чтений, мемориальных изданий, посвященных памяти философа, в редактировании текстов, участии в работе научных конференций по проблемам философии, образования, национальной безопасности, участии в радиопередачах. Один из совместных проектов последних лет, посвященный юбилею СГУ, завершился выходом в свет литературно-художественного издания «Яков Фомич Аскин» (новая серия «Известия Саратовского университета: Философия. Психология. Педагогика». 2009. Т. 9, отдельный оттиск).

От лица кафедры она пишет отзывы ведущей организации (СГК) по защитам ряда докторских диссертаций, оппонирует на защитах десятков кандидатских и докторской диссертации, выступает в качестве научного консультанта по успешно защищенным диссертациям: одной докторской (Н.А. Бергер), трем кандидатским (Л.М. Багирова, Т.С. Андрущак, О.В. Белоцерковский, в 2011 году совместно с соискателем Кулапиной в Германии была опубликована монография «Роль продюсера в российском музыкальном академическом искусстве рубежа XX-XXI веков»). 

Шесть аспирантов-исполнителей подготовили под ее руководством квалификационные работы по линии программ послевузовского образования. В настоящее время в ее спецклассе ведется работа над новыми кандидатскими диссертациями.

Творческая работа

В годы студенчества Кулапина участвовала в концертных программах в качестве концертмейстера (по линии молодежной творческой организации Саратова «Молодые голоса»), ведущей концертов в ряде подшефных организаций и в консерватории, в 1990-е годы - в качестве лектора (школа № 18). К юбилею А.С. Пушкина она выпустила в Приволжском книжном издательстве сборник музыкально-поэтических миниатюр «Вальс вечности» (псевдоним Ольга АС). В дни юбилея поэта принимала участие в музыкальных премьерах при исполнении собственных музыкально-поэтических сочинений: в Доме научных работников, в СГУ им. Н.Г. Чернышевского, в Областном центре научного творчества. В качестве автора-исполнителя (пианиста, аккомпаниатора и чтеца) - при презентации сборника, состоявшейся в апреле 2000 года в Доме работников просвещения. Несколько ее поэтических произведений было опубликовано местной прессой, а нотный и словесный текст пушкинского вальса «Натали» вошел в юбилейный альманах Саратова (музыка вальса прозвучала на одной из торжественных встреч по случаю юбилея Пушкина, организованной творческой интеллигенцией города).

Аранжировки для педагогического репертуара (свыше 20), выполненные Кулапиной, опубликованы в учебно-методическом пособии «Приемы обработки...», там же помещено её оригинальное произведение «Русская фуга» и несколько сочинений студентов фольклорного отделения СГК, написанных под ее руководством. В монографию «Основы...» включена песня «Россия: Времена года» (с. 348-351). Имеется также аудиозапись фортепианной пьесы «Журавлиная песня», неоднократно звучавшая на мероприятиях философского факультета СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

В 2010 году Кулапина участвовала в песенном конкурсе, организованном Саратовским региональным Союзом композиторов к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, предоставив партитуру и аудиозапись песенного марша «Моё поколение» (стихи философа Я.Ф. Аскина, бывшего фронтовика), в 2014 - в поэтическом конкурсе, проводимом под эгидой театрального института СГК, на котором заняла 3-е место. 

Общественная деятельность 

За годы работы в вузе Кулапина выполняла разнообразную общественную работу: председатель СНТО (организатор научных конференций, в т.ч. всесоюзных, редактор научных изданий и пр., куратор студенческих групп; агитатор и участник избирательных комиссий (1970-1990 гг.); член редколлегии газеты «Аккорд», секретарь товарищеского суда (1970-1980-х гг.); профорг кафедры теории музыки и композиции (1980-1990-е гг.); секретарь Всесоюзного конкурса научных студенческих работ по разделу «Музыковедение» (1980-1982 гг.); секретарь внутривузовского конкурса научных студенческих работ по музыковедению (1980-2000 гг.). 

Неоднократно Ольга Ивановна вместе с сыном,  Б.В. Кулапиным (музыковед, философ, к.ф.н.), инициировала приезд в наш город с мастер-классами крупного специалиста в области музыкального образования Н.А. Бергер (Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова) и трижды (март, сентябре 2006 года и декабрь 2009 года) - известного в разных странах мира искусствоведа-просветителя, маэстро М.С. Казиника (Швеция), выступившего с интересными лекциями-концертами. 

По приглашению редакции журнала «Радиус города» (московский журнал имел представительство в нашем городе, главный редактор от Саратова - Б.В. Кулапин), с 2008 по 2012 год она была советником издания по вопросам культуры, искусства и науки, экспертом и редактором ряда текстов, разработчиком нескольких интересных рубрик (однако журнал прекратил свое функционирование в связи с отсутствием финансирования).

В настоящее время Ольга Ивановна входит в Комиссию по научной работе по линии Ученого совета СГК, систематически выполняет поручения Ученого совета по экспертизе работы различных кафедр, а также проводит консультации по вопросам методологии музыкознания для студентов, аспирантов и преподавателей консерватории. 


1. Кулапина, О.И. Управленческая функция методологии музыкознания // Проблемы идеологической борьбы в культуре и искусстве на современном этапе. Киев, 1974.
2. Кулапина, О.И. Методологический подход к решению музыкально-теоретических проблем // Методологические вопросы теоретического музыкознания / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. ХХП. М., 1975. С. 10–31.
3. Кулапина, О.И. Соотношение эмпирического и теоретического уровней в музыковедении // Анализ системы научного знания. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та им. Н.Г. Чернышевского, 1976. С. 175–180.
4. Кулапина, О.И. О разработке исследовательской тематики современной гармонии (к вопросу об управлении музыкальной наукой) // Актуальные проблемы современного музыкознания и исполнительства. Саратов, 1977.
5. Кулапина, О.И. О руководстве системой «композитор – исполнитель – слушатель» (к вопросу об управлении развитием музыкального искусства) // Актуальные проблемы современного музыкознания и исполнительства. Саратов, 1977.
6. Кулапина, О.И. О методологических принципах анализа структуры музыкознания // Актуальные проблемы современного музыкознания и исполнительства. Саратов: изд-во СГУ, 1979.
7. Кулапина, О.И. О факторах развития методологии музыкознания // Вопросы методологии теоретического музыкознания / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 66. М.: Изд-во ГМПИ, 1983. С. 6–17.
8. Кулапина, О.И. К вопросу о возможной реализации науковедческих исследований в музыкознании, о становлении курса «Музыкальное науковедение» // Актуальные проблемы деятельности учреждений культуры и искусства. Ч. 1. Саратов, 1984.
9. Кулапина, О.И. О некоторых формах управления в системе музыкальной культуры и искусства // Научно-технический прогресс и творчество. – М.: Знание, 1987.
10. Кулапина, О.И. Формы управления научно-музыкальным творчеством // Философские вопросы теории творчества. Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та, 1992. С. 112–118.
11. Кулапина, О.И. О детерминантах творческого процесса в музыкальной культуре, искусстве и науке // Философия. Наука. Культура. Творчество / Материалы Всероссийских Аскинских чтений (16 октября 1998 г.). Саратов: Поволжский межрегиональный учебный центр, 1999.
12. Кулапина, О.И. Изучение творчества как философской категории в наследии Я.Ф. Аскина. // Современная картина мира: общество, время, пространство: Межвузовский научный сборник по материалам Всероссийских Аскинских чтений (октябрь 2000). Саратов: Юл, 2001.
13. Кулапина, О.И. Фольклорные традиции в симфонической поэме А.А. Бренинга «Земля отцов» // Развитие туризма: этнические связи Саратовской области в Германии: Материалы научно-практической конференции. Саратов: Изд-во Поволжской академии гос. службы, 2001. С. 65–72.
14. Кулапина, О.И. (соавторы Р.Д. Клочковская и Г.Н. Петрова). Творческий портрет Я.Ф. Аскина (по материалам записных книжек философа) // Разум и культура: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион. учебн. центра, 2001.
15. Яков Фомич Аскин (1926-1997). Творческий портрет философа (к 75-летию со дня рождения): Буклет / Автор-сост. О.И. Кулапина и др. – Саратов: Изд-во СГУ, 2001. 4 с.
16. Кулапина, О.И. Гармонические основы русской народно-песенной культуры // Русская музыка в контексте мировой художественной культуры / Материалы научной конференции в рамках III Международного конкурса им. П.А. Серебрякова. 12–13 апреля 2002 года. Волгоград-Саратов: Изд-во Волгоград. гос. ин-та искусств, 2002. С. 152–156.
17. Кулапина, О.И. Методология музыкознания в контексте синергетики // Методология, теория и история культуры и искусства: Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия. Саратов: Изд-во Саратов. гос. конс., 2002. С. 47–52.
18. Кулапина, О.И. Особенности гармонизации русских народных песен в творчестве отечественных композиторов-классиков // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе: Материалы международной научно сессии, посвященной 140-летию Консерватории. 17-19 сентября, 2002. СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 2002. С. 125-128.
19. Философ, наставник, поэт // Аскин Яков Фомич. Творческий портрет философа / Авторы-сост. Р.Д. Клочковская, О.И. Кулапина, Г.Н. Петрова. Саратов: Изд-во СГУ, 2002. С. 7–14.
20. Кулапина, О.И. (соавтор Л.М. Багирова). Цвет как проблема культурологии и психологии // Методология, теория и история культуры и искусства: Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия. Саратов: Изд-во Саратовской гос. конс., 2002. С. 72–77.
21. Кулапина, О.И. Вершина-горизонт. Арнольд Бренинг: жизнь и творчество // Из истории Саратовской консерватории: Сб. ст. Саратов: Изд-во Саратов. гос. конс., 2004. С. 144–151.
22. Кулапина, О.И. Л.Л. Христиансен о воспитании фольклористов // Традиции художественного образования и воспитания: история и современность. Саратов: Изд-во Саратов. гос. конс., 2004. С. 65–69.
23. Кулапина, О.И. Основы ладогармонической системы русской народной музыки: монография. Саратов: Изд-во Саратовской гос. консерватории им. Л.В. Собинова, 2004. 356 с.
24. Кулапина, О.И. Ладотональная организация русского песенного фольклора // Композитор и фольклор: взаимодействие предустановленных и импровизационных факторов музыкального формообразования: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Воронеж: ВГАИ, 2005. С. 127–129.
25. Кулапина, О.И. Претворение традиций античности в трактатах о ладах ученых-энциклопедистов арабского Востока // Музыка и время (журнал из списка ВАК). 2005. № 1. С. 54-58.
26. Кулапина, О.И. Специфика ладогармонической категории русского фольклора // Памяти Л.Л. Христиансена: сб. науч. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Л.Л. Христиансену. – Саратов: Изд-во Саратов. гос. конс., 2005. С. 166–180.
27. Кулапина, О.И. Ладогармоническое единство русских народных песен // Музыка и время (журнал из списка ВАК). 2006. № 12. С. 18–20.
28. Кулапина, О.И. Организация ладогармонической системы русского песенного фольклора // Вестн. Саратов. гос. технич. ун-та (журнал из списка ВАК). 2006. Вып. 9. С. 270–274.
29. Кулапина, О.И. Пути совершенствования профессионального музыкального образования этномузыкологов // Искусство и образование (журнал из списка ВАК). 2006. № 1. С. 45–51.
30. Кулапина, О.И. Тезисы о специфике этномузыкального мышления и перспективах изучения ладовой системы русского фольклора // Традиционная культура (журнал из списка ВАК). 2006. № 4. С. 91–95.
31. Кулапина, О.И. Этнический компонент ладовой теории Б.Л. Яворского // Венок Яворскому: межвузовский сб. научных статей Вторых международных научных чтений «Проблемы художественного творчества», посвященных Б.Л. Яворскому 1–2 дек. 2005 г. Саратов: Изд-во Саратов. гос. конс., 2006. С. 154–158.
32. Кулапина, О.И. Различие профессиональных подходов к анализу народно-песенных текстов // Худ. образование: преемственность и традиции // Материалы всерос. научно-практич. конф. Саратов: Изд-во Саратов. гос. конс., 2008. С. 168–174.
33. Кулапина, О.И. (соавтор Белоцерковский О.В.). Экология культуры и массовое сознание в информационном обществе // Национальная безопасность России в сценариях столкновения цивилизаций: Сб. ст. (межвузовский) Саратов: Изд-ский центр «Наука», 2008. С. 37–41.
34. Кулапина, О.И. Анализ этномузыкального мышления с позиций теоретического музыкознания // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сб. по материалам Междунар. научно-практич. конфер. Саратов: изд-во Саратов. гос. конс., 2009. С. 336–341.
35. Кулапина, О.И. (соавторы Клочковская Р.Д. и Петрова Г.Н.). Мыслитель. Наставник. Человек // Яков Фомич Аскин / Новая серия «Известия Саратовского университета: Философия. Психология. Педагогика». Саратов: изд-во СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2009. Т. 9 (Отдельный оттиск). 5 с.
36. Кулапина О.И. (соавторы Клочковская Р.Д. и Петрова Г.Н.). Научная и педагогическая деятельность профессора Я.Ф. Аскина // Яков Фомич Аскин / Новая серия «Известия Саратовского университета: Философия. Психология. Педагогика». Саратов: изд-во СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2009. Т. 9 (Отдельный оттиск). 1, 5 п.л.
37. Кулапина, О.И. Он же – «Ас» (из воспоминаний коллег и учеников о философе Я.Ф. Аскине) // Яков Фомич Аскин / Новая серия «Известия Саратовского университета: Философия. Психология. Педагогика». Саратов: изд-во СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2009. Т. 9 (Отдельный оттиск). 1 с.
38. Кулапина, О.И. Критерий методологической ценности музыковедческой теории // Философия науки в информационном обществе: Актуальные проблемы: Материалы Первой межвузовской научной конференции СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Саратов: Изд-во «Саратов. источник», 2010. С. 63–65.
39. Кулапина О.И. Гений из Энгельса: контексты и концепты // Проблемы музыкальной науки (журнал из списка ВАК). 2010. № 1 (6). С. 123–124.
40. Кулапина, О.И. Факторы расширения и преобразования методологического направления в современном музыкознании // Проблемы художественного творчества: Сб. ст. по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. С. 57–62.
41. Кулапина, О.И. Проявление остинатности в монодийном складе русского песенного фольклора // К 100-летию Л.Л. Христиансена: сб. науч. ст. по материалам III Всероссийских научных чтений «История, теория и практика фольклора». Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2011. С. 171–177.
42. Кулапина, О.И. (соавтор О.В. Белоцерковский). Роль продюсера в российском музыкальном академическом искусстве рубежа ХХ–ХХI веков: Монография // LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co.KGHinrich-Bocking-Str. 6-8, 66121Saarbrucken, Germany, 2011. 257 с. https://www.morebooks.de/store/ru/book/
43. Кулапина, О.И. Вишневская Лилия Алексеевна // Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова: 1912–2012: Энциклопедия. Саратов: Изд-во ИП Везметинова, 2012. С. 73–74.
44. Кулапина, О.И. Ладогармоническая система русского фольклора: Методологические основания исследования // Поэтика и семантика фольклора: Научные статьи педагогов кафедры народного пения и этномузыкологии // Под ред. А.С. Ярешко. Саратов: СГК, 2012. С. 37–45.
45. Кулапина, О.И. Лебедева Елена Васильевна // Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова: 1912–2012: Энциклопедия. Саратов: Изд-во ИП Везметинова, 2012. С. 201–202.
46. Кулапина, О.И. Левина Ирина Михайловна // Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова: 1912–2012: Энциклопедия. Саратов: Изд-во ИП Везметинова, 2012. С. 202–203.
47. Кулапина, О.И. Методология музыкознания в образовательном пространстве // Современные проблемы науки и образования (журнал из списка ВАК) [Электронный ресурс] Интернет-журнал РАЕ. 2012. № 3. URL: http://www.science-education.ru/103-6264
48. Кулапина, О.И. Образовательный контекст методологии музыкознания // Искусствознание и гуманитарные науки современной России. Параллели и взаимодействия: Сб. статей по Международной научной конференции (9-12 апреля 2012). М.: Государственная классическая академия имени Маймонида, 2012. С. 335–339.
49. Кулапина, О.И. Понятийный аспект методологии музыкознания // Фундаментальные исследования [Электронный ресурс] Интернет-журнал РАЕ. 2012. № 6 (часть 2). С. 342-344. Искусствоведение URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=9999207
50. Кулапина, О.И. Понятийный аспект методологии теоретического музыкознания: проблема лада у Б. Яворского // Ценности, риски, коммуникации в изменяющемся мире: Материалы Шестых Аскинских чтений. Саратов: КУБиК, 2012. С. 289–292.
51. Кулапина, О.И. Разновидности и функции музыковедческой деятельности // Критика. Музыкознание. Современные аспекты. Статьи и материалы Международной научной конференции к XXXV-летию Кафедры музыкальной критики (10–12 ноября 2011 года) / Ред.-сост. Л.Г. Данько. СПб: Нестор-история, 2012. С. 97–105.
52. Кулапина, О.И. Фрагменты отзывов на книги А.И. Демченко // Аналогии и параллели: Сборник научных статей / Ред.-сост. А.И. Демченко. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, 2012. С. 551–554.
53. Кулапина, О.И. Хлебникова Нина Григорьевна // Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова: 1912–2012: Энциклопедия. Саратов: Изд-во ИП Везметинова, 2012. С. 390–391.
54. Кулапина, О.И. Вспоминая учителей // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры. Часть I: Сб. ст. по материалам Международной юбилейной научно-практической конференции к 100-летию Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Саратов: СГК (академия) имени Л.В. Собинова, 2013. С. 18–22.
55. Кулапина, О.И. Композитор и педагог В.В. Пушков // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика. II часть: Сб. по материалам Всероссийской научно-практической конференции 5–6 марта 2011 года. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. С. 69–71.
56. Кулапина, О.И. Ладовая теория Б. Яворского: понятийный аспект // Проблемы художественного творчества: Сб. ст. по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (сентябрь 2012 г.). I ч. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. С. 26–30.
57. Кулапина, О.И. Несколько слов о знаменательном сборнике и замечательном юбиляре (к 70-летию А.И. Демченко) // Музыкальная академия (журнал из списка ВАК). 2013. № 2. С. 153–156.
58. Кулапина, О.И. Проявление вертикального уровня остинатности в русском песенном фольклоре: Сборник научных статей по материалам IV Всероссийских научных чтений памяти Л.Л. Христиансена: История, теория и практика фольклора. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л.В. Собинова, 2013. С. 144–149.
59. Кулапина, О.И. Творческие устремления композитора и педагога В.В. Пушкова // Санкт-Петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы. 1862-2012: сб. ст. по материалам междунар. симпозиума, посвящ. 150-летию консерватории (20–22 сентября 2012). СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. С. 191–195.
60. Кулапина, О.И. Трактовка метода у Б.Л. Яворского // THE JOURNAL «INTERNATIONAL JOURNAL OF APPLIED AND FUNDAMENTAL RESEARCH». Электронный научный журнал представлен немецким издательством Publishing house "Academy of Natural History". Ноябрь 2013 г.
61. Кулапина, О.И. Методология музыкознания в контексте высшего музыкального образования: понятийные установки // Музыкальное искусство и образование: Вестник кафедры ЮНЕСКО при Московском педагогическом государственном университете. М.: «Прометей». 2014. № 4 (8).
62. Кулапина, О.И. Многогранный аспект научного мышления Б.Л. Яворского // Научные записки кафедры теории музыки и композиции СГК. Вып. первый. Саратов: СГК, 2014. С. 44–48.
63. Кулапина, О.И. Многогранный аспект научного мышления Б.Л. Яворского // Проблемы художественного творчества: Сб. ст. по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (2013 г.). Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. С. 3–6.
64. Кулапина, О.И. Несколько слов о знаменательном сборнике и замечательном юбиляре (к 70-летию А.И. Демченко) // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сб. ст. по материалам Х междунар. науч.-практ. конф. (7 февр. 2014). Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова, 2014. С. 212–220.
65. Кулапина, О.И. Трактовка категории стиля в эпистолярном наследии Б.Л. Яворского (из переписки с С.В. Протопоповым) // Проблемы музыкальной науки (журнал из списка ВАК). 2014. № 4 (17). С. 31–34.
66. Кулапина, О.И. Метамузыкознание как актуальное научное направление российского музыковедения // Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926–2012) / Ред.-сост. И.В. Воронцова. М.: СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. С. 251–258.
67. Кулапина, О.И. (соавтор Е.Е. Голенищева). Деятельность Е.Э. Линёвой в области русского народно-песенного исполнительства // Современные проблемы науки и образования (журнал из списка ВАК) [Электронный ресурс] Интернет-журнал РАЕ. 2015. № 2-1. – Режим доступа: www.science-education.ru/ru/article/view?id=20807.
68. Кулапина, О.И. Венедикт Венедиктович Пушков – композитор, учитель, человек // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сб. ст. по материалам XI международной научно-практической конференции (6 февраля 2015). Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2015. С. 66–70.
69. Кулапина, О.И. Венедикт Пушков – композитор и педагог: монография. СПб.: Композитор ▪ Санкт-Петербург, 2015. 76 с., ил.
70. Кулапина, О.И. Композиторское искусство Болеслава Яворского // Проблемы художественного творчества и исполнительской интерпретации: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (27–28 ноября 2014). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. С. 15–18.
71. Кулапина О.И. Музыковедение как органичная часть более сложной системы знаний // Музыкальное искусство и наука в современном мире: сб. ст. по материалам Международной научной конференции (13–14 ноября 2015). – Астрахань: ГАОУ АО ДПО «АИПКП». С. 17–21.
72. Кулапина, О.И. Арнольд Арнольдович Бренинг: путь к признанию // Арнольд Бренинг – композитор и педагог: Сб. ст. по материалам региональной научно-практической конференции (17.02.2014) / Ред.-сост. Н.В. Иванова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. С. 12–19.
73. Кулапина О.И. (соавтор Е.Е. Голенищева) Из истории отечественной фольклористики XIX века: от эмпирии к теории // Проблемы музыкальной науки (журнал из списка ВАК). 2016. № 1. С. 41–47.
74. Кулапина, О.И. Исторический аспект музыкального науковедения // Музыкальное искусство и наука в современном мире: сб. ст. по материалам Международной научной конференции. Астрахань: ГАОУ АО ДПО «АИПКП», 2016. С. 15–18.
75. Кулапина, О.И. Интерпретация песенного фольклора русскими композиторами и музыковедами // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика. Сб. ст. по материалам Международ. научно-практич. конф. (19–20 мая 2016). Саратов: Сарат. гос. консерв. имени Л.В. Собинова, 2016. С. 41–45.
76. Кулапина, О.И. Об эволюции некоторых терминов музыкальной науки // Философия времени: онтологические начала и ценностные дискурсы. Сб. научных трудов Всероссийской конференции VII Аскинские чтения / под ред. профессора В.Б. Устьянцева. Саратов: издательство «КУБиК», 2017. С. 188–190.
77. Кулапина, О.И. Особенности изучения ладовой специфики русского песенного фольклора // История, теория и практика фольклора. Сборник научных статей по материалам V Всероссийских научных чтений памяти Л.Л. Христиансена. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова,2017. С. 105–107.
78. Кулапина, О.И. Взгляды аль-Фараби на сущность музыкальной науки (эпоха восточного Возрождения) // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 мая 2017) и Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках III Всероссийского конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого «Фортепианное искусство и педагогика» (24 мая 2017). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 193–197.
Методические работы
1. Кулапина, О.И. Методы и типы модуляционных переходов в тональности далёкого родства: методическая разработка. Саратов: Изд-во метод. кабинета по учебным заведениям культуры и искусства управления культуры Саратов. облисполкома, 1986.
2. Гармония: проект учебной программы для музыкальных вузов (специализации: «народное пение», «дирижирование народным хором») / Автор О.И. Кулапина. М.: Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры при Министерстве культуры, 1988.
3. Кулапина, О.И. Особенности курса гармонии на отделении руководителей народного хора музыкальных вузов // Учёные записки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Выпуск первый. Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та, 2000. С. 67–69.
4. Кулапина, О.И. Инновационный аспект в преподавании гармонии на фольклорных отделениях музыкальных вузов (аннотация учебника гармонии) // Музыкальное творчество на рубеже третьего тысячелетия / Тезисы международной научно-практической конференции. Астрахань: Изд-во АГК, 2001. С. 159–161.
5. Кулапина, О.И. О введении курса «Русская народная гармония» в учебные планы музыкальных вузов // Теория, методика и практика музыкального исполнительства и педагогики: Культура и искусство Поволжья на рубеже третьего тысячелетия. Саратов: Изд-во Саратовской гос. конс., 2002. С. 77–81.
6. Гармония: примерная программа для высших учебных заведений по специальности «Дирижирование народным хором» / Автор – О.И. Кулапина. М.: Министерство образования РФ: Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской федерации по образованию в области музыкального искусства, 2004. 30 с.
7. Кулапина, О.И. Нововведения в курс гармонии у фольклористов: этногармония // Современное музыкальное образование: материалы международной научно-практической конференции. СПб.: СПБГПУ им. А.И. Герцена, 2004. Часть II. С. 80–83.
8. Гармония: Программа ГОС ВПО второго поколения по специальности 070105 «Дирижирование народным хором» / Автор – О.И. Кулапина // Примерные программы учебных дисциплин М.: Министерство образования и науки РФ; УМО ВУЗ РФ по образованию в области муз. искусства, 2006. Вып. 3. 35 с.
9. Кулапина, О.И. Приемы обработки русского народно-песенного материала (анализ техники композиции): научно-метод. пособие (рекомендовано УМО). СПб: Композитор ▪ Санкт-Петербург, 2006.
10. Кулапина, О.И. Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин // Учебно-методический комплекс по специальности 070111 «Музыковедение» (учебная программа, методические рекомендации, списки методич. литературы). Саратов: изд-во СГК, 2007.
11. Кулапина, О.И. Методология музыкознания // Учебно-методический комплекс по специальности 070111 «Музыковедение» (учебная программа, методические рекомендации, списки методич. литературы). Саратов: изд-во СГК, 2007.
12. Кулапина, О.И. Музыкально-теоретические системы // Учебно-методический комплекс по специальности 070111 «Музыковедение» (учебная программа, методические рекомендации, списки методич. литературы). Саратов: изд-во СГК, 2007.
13. Кулапина, О.И. Гармония // Учебно-методический комплекс по специальности 051103 «Дирижирование народным хором» (учебная программа, методические рекомендации, списки методич. литературы). Саратов: изд-во СГК, 2007.
14. Кулапина, О.И. Полифония // Учебно-методический комплекс по специальности 051103 «Дирижирование народным хором» (учебная программа, методические рекомендации, списки методич. литературы). Саратов: изд-во СГК, 2007.
15. Кулапина, О.И. (соавтор Б.В. Кулапин). Инновационная методология обучения в музыкально-теоретических курсах вуза // Инновационные технологии развития образовательного пространства художественного вуза: Материалы международной конференции / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова. Саратов–М.: Экшэн, 2008. С. 150–158.
16. Кулапина, О.И. Приемы обработки русского народно-песенного материала (анализ техники композиции): Учебно-метод. пособие (рекомендовано УМО). СПб: Композитор • Санкт-Петербург, 2008. Изд. 2-е, перераб. 108 с., нот.
17. Кулапина, О.И. Методические рекомендации к модуляции в тональности далекого родства: Дидактич. разработка (рекомендовано УМО). Саратов: Издат. центр «Наука», 2009.
18. Кулапина, О.И. Корректировка зачетно-экзаменационных требований по курсу гармонии и полифонии у этномузыкологов // Проблемы исполнительской интерпретации и музыкальной педагогики: Сб. по материалам Всероссийской научно-практической конференции 5–6 марта 2011 года. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2012. С. 67–69.
19. Кулапина, О.И. Хрестоматия: Ладогармоническая система русского фольклора: Учебное пособие. Том первый. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. 164 с.
20. Кулапина, О.И. Сравнительная характеристика методологических программ для студентов-музыковедов в свете образовательных стандартов второго и третьего поколений // Методические записки кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Саратов: СГК, 2014. С. 42–49.
21. Кулапина, О.И. Хрестоматия: Ладогармоническая система русского фольклора: Учебное пособие. Том второй. Саратов: СГК, 2014. 178 с.
22. Кулапина, О.И. Использование ассоциативного метода обучения на уроках сольфеджио (практический материал по освоению интервалов) // Методические записки кафедры теории музыки и композиции СГК им. Л.В. Собинова: Учебно-методическое пособие. Саратов: СГК, 2016. С. 16–19.
23. Кулапина, О.И. Методические совершенствования курса академической гармонии для исполнителей // Инновации в науке и педагогике: проблемы и перспективы развития: сб. ст. по материалам Международной научно-практической конференции «Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика. К 100-летию со дня рождения С.Т. Рихтера (22 мая 2015)». Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. С. 31–33.
24. Кулапина, О.И. Методология научной деятельности / ДПИ, маг. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. Саратов: СГК, 2016.
25. Кулапина, О.И. Гармония / ДАХ, бак. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. Саратов: СГК, 2016.
26. Кулапина, О.И. Гармония / ИНП, бак. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. Саратов: СГК, 2016.
27. Кулапина, О.И. Полифония / ИНП, бак. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. Саратов: СГК, 2016.
28. Кулапина, О.И. Гармония / Ф, бак. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. Саратов: СГК, 2016.
29. Кулапина, О.И. Гармония / Орган, бак. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. Саратов: СГК, 2016.
30. Кулапина, О.И. Гармония / ХРАХ, спец. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. Саратов: СГК, 2016.
31. Кулапина, О.И. Гармония / Ф, спец. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. Саратов: СГК, 2016.
32. Кулапина, О.И. Государственный экзамен: защита реферата педагогической направленности / Музыковеды, спец. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. Саратов: СГК, 2016.
33. Кулапина, О.И. Методика преподавания (музыкально-теоретические дисциплины) / Музыковеды, спец. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. Саратов: СГК, 2016.
34. Кулапина, О.И. Методология музыковедческого исследования / Музыковеды, спец. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. Саратов: СГК, 2016.
35. Кулапина, О.И. Музыкально-теоретические системы / Музыковеды, спец. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. Саратов: СГК, 2016.
36. Кулапина, О.И. Профессиональная и педагогическая подготовка (педагогический выпускной реферат) / Музыковеды, спец. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. Саратов: СГК, 2016.
37. Кулапина, О.И. Методика преподавания (музыкально-теоретические дисциплины) / Композиторы, спец. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. Саратов: СГК, 2016.
38. Кулапина, О.И. Музыкально-теоретические системы / Композиторы, спец. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. Саратов: СГК, 2016.
39. Кулапина, О.И. Основы научных исследований / Композиторы, спец. Рабочая программа, ФОС, Контрольно-измерительные данные. – Саратов: СГК, 2016.

Перейти на старый сайт