Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Королевская Наталья Владимировна

Кандидат искусствоведения

Доцент кафедры истории музыки

Февраль 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
    
  • Персональные данные
  • Общие сведения
  • Публикации
  • Новости

Должность: Доцент кафедры истории музыки
Дисциплины: История музыки. Оперная драматургия. Музыкальная критика и журналистика. Музыкально-журналистская практика. Современный музыкальный театр Педагогическая практика 
Ученая степень: Кандидат искусствоведения
Ученое звание: Доцент
Направления подготовки: Музыкально-инструментальное искусство, Искусство концертного исполнительства Музыковедение
Повышение квалификации: 2016
Общий стаж работы: 27
Стаж работы по специальности: 27
Уровень образования: Высшее образование
Квалификация: Музыковед, музыкальный критик, преподаватель

В 1990 году окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова по специальности музыковедение (класс Т.Ф. Малышевой), в 2007 окончила аспирантуру при Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова.

Кандидат искусствоведения (2008, диссертация «Логика смыслообразования в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии (на материале произведений саратовских композиторов)», научный руководитель - кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Т.Ф. Малышева).

Доцент кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова.

Лауреат Первого всероссийского конкурса новых научно-педагогических и управленческих технологий в детском художественном образовании ранней творческой и профессиональной ориентации «Балакиревский проект» (номинация «Презентация педагогического опыта», Москва, 2002).

Педагогическая деятельность:

Ведёт курсы истории зарубежной музыки, оперной драматургии, музыкальной критики и музыкальной журналистики, современного музыкального театра.

Принимает участие в работе Диссертационного совета СГК им. Л.В. Собинова:

- второй оппонент на защите диссертации С.В. Платоновой «Камерная музыка Виктора Платонова: опыт образно-смыслового анализа», представленной на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 17. 00. 02 - Музыкальное искусство (2009);

- второй оппонент на защите диссертации В.П. Фоминой «Проблемы современной вокальной интерпретации итальянской оперы первой половины XVII века: на примере опер Клаудио Монтеверди», представленной на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 17. 00. 02 - Музыкальное искусство (2013);

- экспертиза диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения Н.С. Серовой «Воплощение мироустроительной идеи в творчестве Р. Вагнера и А.Н. Скрябина», специальность 17. 00. 09 (2009);

- экспертиза диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения С.В. Студенниковой «Жанр реквиема в отечественной музыке: история, традиции, современность», специальность 17. 00. 02 (2010).

Отзыв на автореферат диссертации Д.А. Рахимовой «Ориентализм в музыке С.В. Рахманинова», представленной на соискание учёной степени кандидата искусствоведения, специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство (2012).

Рецензент монографии С. Платоновой «Виктор Платонов: композитор, художник, поэт». - Рязань, 2010. - 184 с.

С 2011 - член Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыкального содержания при Волгоградском институте искусств и культуры (ВГИИК).

1. Королевская, Н. В. К проблеме диалога культур: Вторая соната для фортепиано В. Королевского // Б. Асафьев и современное музыкальное исполнительство: материалы шестой научно-практической конференции студентов и аспирантов. Тольятти, 2004.
2. Королевская, Н. В. Вокальная симфония: к проблеме специфики жанра // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодёжи: Преемственность и новаторство: Сб. научных статей. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2005. Вып. 3. С. 63-68.
3. Королевская, Н. В. Прочтение поэзии М. Цветаевой в вокальном цикле Е. Гохман «Бессонница» // Елене Гохман посвящается: К 70-летию со дня рождения. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2005. С. 114–130.
4. Королевская, Н. В. Образы слова в Четвертой симфонии А. Г. Шнитке: к проблеме взаимодействия слова и музыки // Творчество А. Г. Шнитке в контексте отечественной и мировой культуры. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2006. С. 23–30.
5. Королевская, Н. В. «Испанские мадригалы» Е. Гохман в свете проблемы взаимодействия слова и музыки // Проблемы художественного творчества: сб. статей по материалам Всероссийских Научных Чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2006. С. 43–51.
6. Королевская, Н. В. Три уровня реализации модели «Камаринской» М. И. Глинки во Второй симфонии В. Королевского // Новоспасский сборник. Эпоха М. И. Глинки. Музыка. Поэзия. Театр: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25–26 апреля 2007 года. Смоленск: Смоленская городская типография, 2007. Вып. 4. С. 168–174.
7. Быстричкина, Н. В. (Королевская, Н. В.). Владимир Королевский: монографический очерк // Композиторы и музыковеды Саратова. М.: «Композитор», 2008. С. 386–401.
8. Королевская, Н. В. Через слово – к музыке // Искусство и Образование. М., 2007. № 3(53) 08. С. 106–109.
9. Королевская, Н. В. Женская исповедь: Марина Цветаева – Елена Гохман // Музыкальная академия. 2008. № 2. С. 103–108.
10. Королевская, Н. В. Процессы смыслообразования в вокальном цикле О. Моралёва «Перечитывая А. Блока» // Проблемы музыкальной науки. 2008. Вып 1 (2). С. 64–72.
11. Королевская, Н. В. «Прощание с Петербургом»: на перекрёстках стилевых контекстов (к проблеме «слово и музыка» у М. Глинки). К 205-летию композитора // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 3–5 июня 2009 г. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. С. 201–206.
12. Королевская, Н. В. Концептуальные параллели в творчестве О. А. Моралёва // Сборник материалов Научно-практической конференции имени Б. Л. Яворского «Проблемы художественного творчества»: Саратов, 2009. С. 50–57.
13. Королевская, Н. В. Диалог: формула памяти // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире. Сборник по материалам Международной научно-практической конференции 20–22 ноября 2009 г. Саратов, СГК им. Л.В. Собинова, 2009. С. 74–79.
14. Королевская, Н. В. «К проблеме отношений слова и музыки у А.Г. Шнитке» // Альфред Шнитке: художник и эпоха (к 75-летию композитора). Сборник статей по материалам научных чтений: СГК, 12 декабря 2009 года. С. 68–73.
15. Королевская, Н. В. «Я простые скажу слова...» (об интенциональной природе концепта на примере трех романсов П.И. Чайковского) // Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 3–5 июня 2010 г. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. С. 19–25.
16. Королевская, Н. В. Вокальная симфония с позиции слова // Памяти Марианны Фёдоровны Гейлиг. Сборник научных статей. Саратов, СГК, 2010. С. 51–59.
17. Быстричкина, Н. В. (Королевская, Н. В.). Владимир Королевский: лабиринты творчества. Музыкальная академия. 2011. № 2. С. 48–52.
18. Королевская, Н. В. О текстоцентрической функции концепта: смыслообразование в циклической вокальной композиции // Музыкальное содержание: пути исследования: Сборник материалов научных чтений. Вып. 2. Майкоп, 2012. С. 47–60.
19. Королевская, Н. В. Девятая симфония А. А. Бренинга: между Кантом и Блоком // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика. Часть II. Саратов, 2013. С. 37–43.
20. Королевская, Н. В. Конструирование семантического пространства в поздних музыкально-поэтических сочинениях Д. Шостаковича // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвящённых Б. Л. Яворскому. I часть. 28.09.2012. Саратов, 2013. С. 109–120.
21. Королевская, Н. В. «Русалка» А.С. Даргомыжского: взгляд сквозь призму конфликта жанровых поэтик // Проблемы художественного творчества. Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвящённых Б. Л. Яворскому. Саратов, 2014. С. 154–161.
22. Королевская, Н. В. Слово и музыка в произведениях саратовских композиторов: в пространствах смысла (научная монгография). Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. 292 с., илл., нот.
23. Королевская, Н.В. Пятая симфония «Вселенная Нино роты» В. Королевского. Сопроводительный текст к видеоролику, 2014. Эл. ресурс. URL: http://www.musnotes.com/contemporaries/Korolevsky2/
24. Королевская, Н. В. К проблеме диалогизма культуры романтизма на примере вокального цикла Г. Малера «Волшебный рог мальчика» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-17814 (дата обращения: 13.03.2015).
25. Королевская, Н. В. Борис Сосновцев: вокальные циклы на стихи Сергея Есенина // Музыкальная академия. 2015. № 1. С. 4–11.
26. Королевская, Н. В. «Волшебная флейта»: диалог с Глюком // Проблемы музыкальной науки. 2015. Вып. 3. С. 110–117.
27. Королевская, Н. В. Слово как метод: методологические горизонты музыкального смыслообразования // Музыкальное искусство и наука в современном мире. Астрахань, 2015. С. 22–29.
28. Королевская, Н. В. Содержательно-концептуальная динамика творческого процесса в свете теории «смыслового взрыва» Ю. Лотмана: на примере творчества Е.В. Гохман // Проблемы художественного творчества. Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому, 27–28 ноября 2014. Саратов, 2015. С. 59–70.
29. Королевская, Н. В. Девятая симфония А. Бренинга: духовное завещание мастера // А.А. Бренинг – композитор и педагог. Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции 17.02.2014. Саратов, 2016. С. 45–54.
30. Королевская, Н. В. «Жизнь после жизни»: юбилейный фестиваль Е.В. Гохман // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 1. С. 101–106.
31. Королевская, Н. В. Вокальные циклы Б.А. Сосновцева на стихи С. Есенина // Б.А. Сосновцев – композитор, исследователь, педагог. Сборник статей, воспоминаний и материалов. Саратов, 2016. С. 77–86.
32. Королевская, Н. В. Диалог о музыкальном содержании // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведения. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. Тамбов: Грамота. 2016. № 7 (69). Ч. 2. С. 83–87.
33. Королевская, Н.В. Симфонии В. Г. Королевского в свете теории смыслового взрыва Ю. М. Лотмана // Музыкальное содержание: пути исследования. Сборник материалов научных чтений / Ред.-сост. Л. П. Казанцева. Вып. 3. Астрахань, 2016. С. 69–88.
34. Королевская, Н.В. «Головоломка» Елены Гохман: Семь эскизов для фортепиано // Проблемы художественного творчества. Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвящённых Б. Л. Яворскому 26-28 ноября 2015 года. Саратов, 2016. С. 17–23.
35. Королевская, Н. В. К проблеме рождения шедевра в контексте индивидуального стиля. Малер и Достоевский // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 4. С. 101–106.
36. Королевская, Н.В. Новая книга о музыкальной жизни Саратова // Музыкальная академия. 2016. № 1. С.108–109.
37. Королевская, Н. В. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича – произведение-исповедь // Музыкальное искусство и наука в современном мире. Сборник статей по материалам Международной научной конференции (26–27 октября 2016 года). Астрахань, 2016. С. 88–95.
38. Королевская, Н. В. Последняя симфоническая исповедь Дмитрия Шостаковича // Музыкант-Классик. М. 2016. № 9–10 С. 2–8.
39. Королевская, Н.В. «Скраденное слово» во Втором фортепианном концерте Б.А. Сосновцева // Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. «Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры», Самара, 24 апреля 2017 г. Под ред. Т.В. Свитовой. Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2017. С. 195–205.
40. Королевская, Н. В. Синдром Дон-Жуана (рецензия на постановку «Дон Жуана» Моцарта в Саратовском академическом театре оперы и балета, XXIX Собиновский фестиваль) // Музыкальная академия. 2016. № 3. С. 88–91.
41. Королевская, Н.В. Путешествие от Твери до Астрахани, интервью с А.И. Демченко // Проблемы музыкальной науки, 2013/1 (12). С. 127–131.
42. Королевская, Н.В. Концерт для баяна и камерного оркестра «Лабиринты» В. Королевского. Сопроводительный текст к видеоролику, 2014, Эл. ресурс. URL: http://www.musnotes.com/contemporaries/Korolevsky2/
43. Королевская, Н.В. «Сталинградский концерт» В.В. Королевского // Интернет-издание «Музыка в заметках», Февраль, 2017. Эл. ресурс. URL: http://www.musnotes.com/contemporaries/VKorolevsky/
44. Королевская, Н.В. Играем на три… Комментарий к видеозаписи концерта 25. 10.2013 года в Волгоградской филармонии: Канон, адажио и фугато Королевского В.Г., Вариации на три аккорда Королевского В.В. // Интернет-издание «Музыка в заметках», март, 2017. Эл. ресурс URL: http://www.musnotes.com/concerts/VKorolevsky/

Публикации в СМИ:
1. Королевская, Н. В. «Формула успеха, или Под девизом Вольтера», интервью с А.И. Демченко // Камертон. № 6 (20), сентябрь 2009.
2. Королевская, Н. В. «Musica felice: Между первой и второй презентацией», интервью с М.Л.Преображенским // Камертон № 7 (21). 2009. Октябрь. С. 12–13.
3. Королевская, Н. В. «Opus 20» от кафедры камерного ансамбля, рецензия на концерт // Камертон № 7 (21). 2009. Октябрь. С. 9.
4. Королевская, Н. В. «Экскурсия в музей, или Добро пожаловать на кафедру народных инструментов», интервью с В.В. Фильчёвым // Камертон № 8 (22). 2009. Ноябрь. С. 7–8.
5. Королевская, Н. В. Сцена – это жизнь! (интервью с Л.В. Беловой) // Камертон № 11 (25). 2010. Февраль. С. 6–7.
6. Королевская, Н. В. Жизнь без сцены (интервью с Ю.Л. Кочневым) // Камертон. № 11 (25). 2010. Февраль. С. 8–9.
7. Королевская, Н. В. Жизнь на сцене (интервью с Н.А. Брятко) // Камертон № 11 (25). 2010. Февраль. С. 10–11.
8. Королевская, Н.В. Концертмейстерский час (интервью с концертмейстерами кафедрального конкурса вокалистов И. Елизаровой, Е. Корастилёвой, И. Хрусловым, А. Поповым) // Камертон № 11 (25). 2010. Февраль. С. 12–13.
9. Королевская, Н.В. Гуманитарные дисциплины в пространстве художественного вуза (интервью с З.В. Фоминой) // Камертон № 13 (27). 2010. Апрель. С. 10–12.
10. Королевская, Н.В. «От двух до восьми…» (интервью с Т.И. Кан) // Камертон. № 14 (28). 2010. Май. С. 11–12.
11. Королевская, Н.В. Любви и памяти живительное слово (рецензия на концерт класса камерного ансамбля Т.И. Кан, памяти Р.В. Матсова) // Камертон № 14 (28). 2010. Май С. 23.
12. Королевская, Н.В. Музыка для ударных инструментов: 20 лет спустя (рецензия на концерт класса ударных инструментов А.Д. Марьенко) // Камертон № 15 (29). 2010. Июнь. С. 16–19.
13. Королевская, Н.В. «В защиту Онегина», рецензия на спектакль Оперного театра МГК на сцене Большого зала Московской консерватории // Российский музыкант. № 8 (1273). 2009. Ноябрь.
14. Королевская, Н.В. Талантливый композитор, наш земляк Олег Моралёв // Вятская речь (г. Киров). № 45. Март, 2010. – перепечатка фрагментов рецензии из «Камертона» (Rattenendo памяти Мастера: Кирова-1 Киров / № 3 (17), апрель 2009).
15. Королевская, Н.В. Оглянуться назад… (творческий портрет В.Г. Королевского) // Камертон № 16 (30). 2010. Октябрь. С. 4–5.
16. Королевская, Н.В. Viola & Violino (интервью с А.Н. Гольденберг и А.Б. Григорьевым) // Камертон № 17 (31). 2010. Ноябрь. С. 13–15.
17. Королевская, Н.В. «Война» и «мир» современников Великой отечественной (рецензия на концерт из произведений О.А. Моралёва, М.Н. Симанского, Б.А. Сосновцева, А.А. Бренинга, В.В. Ковалёва 14.10.2010) // Камертон № 19 (33). 2010. Декабрь. С. 10–11.
18. Королевская, Н.В. Посвящается Роберту Шуману и Альфреду Шнитке (рецензии на концерты 14.11.2010 и 20.11.2010) // Камертон № 19 (33). 2010. Декабрь. С. 10–14.
19. Королевская, Н.В. Анатолий Селянин: ответ Редьярду Киплингу (портрет в интерьере цивилизации) // Камертон № 23 (37). 2010. Март. С. 8–10.
20. Королевская, Н.В. Между музыкой и театром (продолжение спектакля в пространстве рецензии) // Камертон № 23 (37). 2010. Март. С. 12–13.
21. Королевская, Н.В. И любовь, и мудрость… (о концерте Е.В. Гохман) // Камертон № 25 (39). 2011. Апрель. С. 15–16.
22. Королевская, Н.В. И. Виноградов: «Я – за изменение шаблонов», Т. Сафонова: «Для меня самое главное – привить студентам любовь к профессии» (2 интервью) // Камертон № 25 (39). 2011. Апрель. С. 8–11.
23. Королевская, Н.В. Весна фортепианная: К 100-летию консерватории и кафедры специального фортепиано // Камертон № 26 (40). 2011. Май. С. 15–16.
24. Королевская, Н.В. Александр Соломатин Саратовский // Камертон № 27 (41). 2011. Июнь. С. 33–35.
25. Королевская, Н.В. Один в поле – воин! (Беседа с профессором кафедры камерного ансамбля Т.И. Кан) // Камертон № 27 (41). 2011. Июнь. С. 8–11.
26. Королевская, Н.В. Катц, который … сам по себе // PianoФорум. 2011 № 4 (8) С. 46–49.
27. Королевская, Н.В. И.А. Субботин: Между физикой и лирикой // Камертон № 29 (43). 2011. Сентябрь. С. 11–12.
28. Королевская, Н.В. Т.В. Карташова: Не счесть … далёкой Индии чудес // Камертон № 29 (43). 2011. Сентябрь. С. 12–13.
29. Королевская, Н.В. В.Е. Ханецкий: в кругу семьи // Камертон № 31 (45). 2011. Ноябрь. С. 6–9.
30. Королевская, Н.В. Оркестр её мечты (к 30-летию камерного оркестра Т.В. Быковой) // Камертон № 35 (49). 2012. Февраль. С. 22–25.
31. Королевская, Н.В. На одной волне (молодые специалисты кафедры дирижирования академическим хором) // Камертон № 36 (50). 2012. Февраль. С. 20–23.
32. Королевская, Н.В. В мирах любви (о музыке О.А. Моралёва) // Камертон № 34 (48). 2012. Январь. С. 15–16.
33. Королевская, Н.В. Весна, которую дарит музыка Елены Гохман // Камертон № 41 (55). 2012. Апрель. С. 26–27.
34. Королевская, Н.В. По следам несостоявшегося концерта (интервью с К.В. Ершовым) // Камертон № 41 (55). 2012. Апрель. С. 21–23.
35. Королевская, Н.В. Поэт говорит (о творческом вечере С.В. Кековой) // Камертон № 43 (57). 2012. Октябрь. С. 10–12.
36. Королевская, Н.В. Pro et contra (рецензия на концерт Театра новой музыки) // Камертон № 52–53 (66-67). 2013. Апрель-май. С. 46–49.
37. Королевская, Н.В. Wohin? (рецензия на авторский концерт В. Орлова) // Камертон № 52-53 (66-67). 2013. Апрель-май. С. 50–52.
38. Королевская, Н.В. Юбилейный концерт из произведений А.А. Бренинга // Камертон: К 90-летию А.А. Бренинга. № 63 (77). 2014. Апрель. С. 39–44.
39. Королевская, Н.В. Светлана Васильевна Кекова – лауреат Пушкинской премии-2014 // Камертон. № 66-67 (80-81). 2014. Май-июнь. С. 30–38.
40. Королевская, Н.В. По волнам памяти. К юбилею И.А. Сосновцевой (интервью) // Камертон (спец. выпуск) № 71 (85). 2014. С. 2–11.
41. Королевская, Н.В. «Ударная среда» Саратова: итоги года // Камертон. 2015. Май.
42. Королевская, Н.В. Духовая музыка от слова «дух» // Камертон. 2015. Май-июнь.
43. Королевская, Н.В. Концерт Леонида Сметанникова: в контексте «Музыки войны и мира» XXVIII Собиновского фестиваля // Камертон. 2015. Май-июнь.
44. Королевская, Н.В. Моцарт, какой он на самом деле? // Метроном № 1. 2015. Декабрь. С. 4–5.
45. Королевская, Н.В. Посвящается Е.В. Гохман («Жизнь после жизни») и Г.В. Свиридову («Наша Родина – Россия») (обзор именных научных чтений в рамках научно-практической конференции «Проблемы художественного творчества», посвящённой Б.Л. Яворскому, 27 и 29 ноября 2015) // Метроном № 1. 2015. Декабрь. С. 12–14.
46. Королевская, Н.В. «Культурные воззрения» человека, который умеет жить интересно (интервью с А. И. Катцем) // Камертон № 89-90 (103-104). 2016. Октябрь-ноябрь. С. 14–20.
47. Королевская, Н.В. Начало диалогу положено (рецензия на первый концерт Фестиваля, посвящённого 110-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича) // Камертон № 89-90 (103-104). 2016. Октябрь-ноябрь. Приложение.
48. Королевская, Н.В. Аннотации к 5 и 6 концертам Фестиваля, посвящённого 110-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича: 4.12. и 10.12.2016.
49. Королевская, Н.В. Искусство «интонируемого миросозерцания»: между прошлым и будущим (рецензия на камерный концерт фестиваля «В музыкальном доме А. Шнитке. Между прошлым и будущим») // Новости Шнитке-центра № 3. 2017. Май. С. 15–18.

Перейти на старый сайт