Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Киреева Наталья Юрьевна

Кандидат искусствоведения

Доцент кафедры истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики




  • Общие сведения
  • Публикации
  • Новости

Киреева Наталья Юрьевна (р. 04.10.1983, Вольск, Саратовская обл.) – пианистка, педагог, кандидат искусствоведения. Работает в СГК с 2007 года.

В 1996 году поступила в Академию для одарённых детей и юношества при Саратовской консерватории в класс Народного артиста России, профессора Л.И. Шугома, у которого в дальнейшем проучилась 11 лет: с 1998 по 2002 – в Областном училище искусств; с 2002 по 2007 – в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова (диплом с отличием). По окончании консерватории поступает в аспирантуру СГК и одновременно работает концертмейстером кафедры дирижирования академическим хором. На протяжении всего периода обучения принимала активное участие в концертах кафедры дирижирования академическим хором и специального фортепиано. Неоднократно выступала не только сольно, но и с оркестром, в камерных составах. География ее выступлений включает Италию (Лониго), Австрию (Вена), Украину (Киев, Ворзель), Россию (Саратов, Хвалынск, Волгоград).

Является победителем внутривузовского кафедрального конкурса (Саратов, 2003), лауреатом I премии международного конкурса в г. Вене (Австрия, 2005), обладателем приза международного фестиваля музыкальных вузов «Неделя консерваторий» в г. Санкт-Петербурге (2006). В 2010 совмест-но с Л.А. Погореловой (фортепиано) становится лауреатом Международного конкурса в номинации «Фортепианные и камерные ансамбли» (III премия, г. Ворзель, Украина). С момента работы на кафедре дирижирования академическим хором обращается к научному исследованию области хорового искусства. В центре интересов Киреевой – хоровой театр и его коммуникативные возможности. В 2010 защищена кандидатская диссертация «Хоровая театрализация: коммуникативные аспекты» (научный руко-водитель – доктор философских наук, профессор 3.В. Фомина).

С продолжением научной деятельности объект исследования расширяется посредством включения различных видов музыкального театра, глубже становится предмет исследования: рассматриваются проблемы коммуникативных возможностей музыкального искусства в связи с его ценностным воздействием на человека. Автор представляет театрально-музыкальное творчество как форму эстетической и художественной коммуникации, где функциональные связи между коммуникантами действуют согласно их ценностным установкам, которые детерминированы степенью открытости творческой активности личности, а также обусловлены социальным статусом человека. Именно благодаря такому подходу становится возможным аксиологическая оценка художественного творчества в современной социокультурной ситуации. Основные выводы

исследовательской работы Н.Ю. Киреевой отражены в Монографии «Коммуникативные возможности хоровой театрализации», а также в других опубликованных трудах (около 45).

В настоящий момент работает в должности доцента кафедры истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики. Н.Ю. Киреевой читались следующие теоретические курсы: «История музыкального театра», «Теория исполнительского искусства», «История исполнительских стилей», «История фортепианного ансамблевого искусства», а также ведётся дисциплина «Научно-методическая деятельность» и практический курс «Основы научных исследований». Под руководством Н.Ю. Киреевой было подготовлено и защищено 27 выпускных квалификационных работ.

К участию в студенческих конференциях было подготовлено 13 студентов. Студентка Ю. Красноперова отмечена дипломом I степени, студентка П. Родионова – дипломом III степени (Саратов, СГК, 2013 г.); студентка М. Долгоненкова отмечена дипломом II степени, студент Б. Калмыков – дипломом IV степени (Саратов, СГК, 2016 г.). Подготовлены материалы статей и опубликовано 10 работ.

В 2015 году прошла курсы повышения квалификации в ФГБОУ СГК имени Л.В. Собинова «Современные проблемы формирования музыканта-исполнителя в контексте направлений Болонского процесса» в объёме 72 часов.

1. Киреева, Н.Ю. Коммуникативное пространство искусства хоровой театрализации [Текст] / Н.Ю. Киреева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — Самара, 2009. Т. 11 № 4 (30) (2). — С. 537-541.
2. Киреева, Н.Ю. Театрализация хорового искусства в контексте современной социокультурной ситуации [Текст] / Н.Ю. Киреева // ПОИСК (Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура). — Москва, 2009. Вып. № 4 (24). — С. 69-75.
3. Киреева, Н.Ю. Хоровая театрализация как форма художественной коммуникации [Текст] / Н.Ю. Киреева // Искусство и образование. — Москва, 2009. № 6 (62). — С. 115-118.
4. Киреева, Н.Ю. Исполнительские формы театрализации музыкального материала [Текст] / Н.Ю. Киреева // Исторические, философские, политические и юридические науки: культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №11 (37) 2013 Часть I. — Тамбов 2013. — С. 96-99.
5. Киреева, Н.Ю. Нетрадиционные формы композиторские формы театрализации музыкального материала [Текст] / Н.Ю. Киреева // Исторические, философские, политические и юридические науки. Культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №9 (47) 2014 Часть II. — Тамбов 2014 — С. 78-82.
6. Киреева, Н.Ю. Театрализованные формы реализации музыкального материала: коммуникативные аспекты [Текст] / Н.Ю. Киреева // Проблемы музыкальной науки №4 (17) — Уфа, Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова. 2014, — С. 122-128.
7. Киреева, Н.Ю. Влияние внешних факторов на формирование целостности мировоззрения человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11. Ч. 2. С. 124-127.
8. Киреева, Н.Ю. Детерминанты ценностной ориентации личности в коммуникативном пространстве музыкального искусства. // Проблемы музыкальной науки 2016, № 3. С. 36-43.
9. Киреева, Н.Ю. Целостность мировосприятия личности как основа творческой деятельности: у истоков проблемы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 12. Ч. 1. С. 102-106.
10. Киреева, Н.Ю. Влияние негативных и позитивных психологических процессов на творческую активность человека в коммуникативном пространстве музыкального искусства. Музыка и время. №6. 2017. С. 35-44.

МОНОГРАФИЯ
11. Киреева, Н.Ю. Коммуникативные возможности хоровой театрализации: Монография. — Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. — 220 с.

ИНОСТРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
12. Киреева, Н.Ю. Коммуникативные характеристики форм реализации музыкально-театрального материала / Н.Ю. Киреева // Communicative characteristics of forms of implementing the musical-theater material European science review Vienna // «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH — Ассоциация перспективных исследований и высшего образования «Восток-Запад» 2014 — С. 22-27.
13. Киреева, Н.Ю. Коммуникативное пространство музыкального искусства [Текст] / Н.Ю. Киреева // Итальянский научный обзор // Kireeva, N.Y. Spazio comunicativo delle Arti Musicali. Italian Science Review. 2014; 8(17). PP. 83-86. Available at URL: http://www.ias-journal.org/archive/2014/august/Kireeva.pdf
14. Киреева, Н.Ю. Некоторые виды музыкально-театральных представлений [Текст] / Н.Ю. Киреева // Итальянский научный обзор // Kireeva N.Yu. Alcuni tipi di musica e teatro rappresentazioni. Italian Science Review. 2015; 1(22). PP. 39-42. Available at URL: http://www.ias-journal.org/archive/2015/january /Kireeva.pdf
15. Kireeva, N. Значение творческой активности в формировании аксиологических приоритетов личности в социокультурном пространстве / The value of creative activity in the formation of axiological priorities of personality in the socio-cultural space // The Second International Conference on scientific development in Europe Proceedings of the Conference. 2016. С. 12-17.

ДРУГИЕ СТАТЬИ
16. Киреева, Н.Ю. Театрализация как форма художественной коммуникации (на материале хорового творчества) [Текст] / Н.Ю. Киреева // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: Сборник по материалам Международной научно-практической конференции. — Саратов: ФГОУ ВПО Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2009. — С. 263-270.
17. Киреева, Н.Ю. На пути к художественной коммуникации в России [Текст] / Н.Ю. Киреева // Актуальные вопросы политической науки: Сборник научных трудов. Вып. 3. — Саратов: ФГОУ ВПО Поволжская академия государственной службы, 2009. — С. 108-115.
18. Киреева, Н.Ю. Диалогическое пространство искусства [Текст] / Н.Ю. Киреева // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: Сборник статей по материалам Международной научной конференции. — Астрахань: издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. — С. 15-19.
19. Киреева, Н.Ю. Хоровая театрализация как способ коммуникации в древних обществах [Текст] / Н.Ю. Киреева // История, экономика, культура: взгляд молодых исследователей. — Саратов: издательство СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2009. — С. 3-11.
20. Киреева, Н.Ю. Хоровой театр и зрители [Текст] / Н.Ю. Киреева // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: сборник научных трудов. Вып. 5. — Краснодар: КрУ МВД РФ, 2010. — С. 192-200.
21. Киреева, Н.Ю. Искусство и публика в современной социокультурной ситуации [Текст] / Н.Ю. Киреева // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования: сборник научных трудов ОГИИ. Вып.7 — Оренбург: изд-во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», ОГУ 2010. — С. 63-74.
22. Киреева, Н.Ю. Театрализованная интерпретация хоровых произведений [Текст] / Н.Ю. Киреева // Художественная культура моего города, региона, страны: творчество, исполнительство, образование: Материалы XVмежвузовской студенческой научно-практической конференции 22-23 марта 2010 г. — Магнитог. гос. консерватория. — Магнитогорск, 2010. — С. 79-88.
23. Киреева, Н.Ю. Хоровая театрализация в европейской культуре: компаративистский и культурно-исторический подход [Текст] / Н.Ю. Киреева // Творческие стратегии в современной музыкальной науке: материалы докладов международной научно-практической конференции (16-19 ноября 2009 г.) Уральская ГК им. М.П. Мусоргского, 2010. http://www.uralconsv.org/izdaniia-knigi-opisanie/tvorcheskie-strategii-v-sovremennoi-muzykalnoi-nauke-materialy-dokladov-mezhdunarodnoi-nauch-prakt-konf-ekaterinburg-16-19-noiabria-2009-goda
24. Киреева, Н.Ю. Искусство хоровой театрализации: коммуникативный аспект [Текст] / Н.Ю. Киреева // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л.Яворскому. — Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010 — С. 341-344.
25. Киреева, Н.Ю. Театрализованная деятельность исполнительских коллективов [Текст] / Н.Ю. Киреева // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. статей по материалам XVIмеждународной заочной научно-практической конференции — М.,Изд. «Международный центр науки и образования», 2013. 9 (16) — С. 43-51.
26. Киреева, Н.Ю. Феномен театрализации в исполнительской деятельности [Текст] / Н.Ю. Киреева // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. II часть. — Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. — С. 83-93.
27. Киреева, Н.Ю. Коммуникативный подход к изучению явлений музыкально-театрального искусства» [Текст] / Н.Ю. Киреева // Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе. — Майкоп, 2013. — С. 31-37.
28. Киреева, Н.Ю. Влияние внемузыкальных факторов на реализацию художественной коммуникации [Текст] / Н.Ю. Киреева // Проблемы современной музыки: сб. материалов VI междунар. научно-практ. конференции. — Пермь: ПГГПУ, 2013. — С. 171-179.
29. Киреева, Н.Ю. Ценностное значение театрально-музыкальных действ первобытного общества: у истоков проблемы [Текст] / Н.Ю. Киреева // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. статей по материалам XV международной заочной научно-практической конференции — М., Изд. «Международный центр науки и образования», 2014. 1 (20) — С. 30-36.
30. Киреева, Н.Ю. Музыкальная театрализация как способ реализации художественной коммуникации в системе «искусство-социум» [Текст] / Н.Ю. Киреева // Научный журнал Ассоциации музыкальных образовательных учреждений «Образование в сфере искусства» №1 (2) июнь 2014. — Магнитогорск: МГК им. М.И. Глинки, 2014. — С. 32-40.
31. Киреева, Н.Ю. Роль коммуникативного фактора в становлении музыкальной деятельности на раннем этапе развития общества [Текст] / Н.Ю. Киреева // Проблемы современного творчества: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции — Пермь, 13-14 сентября 2014. — С. 118-124.
32. Киреева, Н.Ю. К вопросу о типах исполнительских стилей [Текст] / Н.Ю. Киреева // Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (23 мая 2014 г.) — Саратов, 2014. — С. 119-125.
33. Киреева, Н.Ю. Коммуникативные возможности музыкального искусства: взгляд Р. Вагнера [Текст] / Н.Ю. Киреева // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. — Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. — С. 114-123.
34. Киреева, Н.Ю. Развитие музыкально-театральных представлений в России XV-XVII вв.: коммуникативный и аксиологический аспекты [Текст] / Н.Ю. Киреева // Механизмы обеспечения качества подготовки кадров в рамках стандартов нового поколения: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, ИЦ «Наука», 2014. — С. 356-361.
35. Киреева, Н.Ю. Начальный этап развития музыкально-театральных представлений в Европе: коммуникативный и аксиологический аспекты // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Саратов: Изд. центр «Наука», 2015. С. 355-360.
36. Киреева, Н.Ю. Развитие музыкально-театральных представлений в России XVIII-XX веков: коммуникативный и аксиологический аспекты [Текст] / Н.Ю. Киреева // Образование в сфере искусства. Издательство: государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Челябинской области «Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки» (Магнитогорск), 2015. — С. 40-46.
37. Киреева, Н.Ю. Компетенции коммуникативной компетентности преподавателя музыкального вуза [Текст] / Н.Ю. Киреева // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. — Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2015. — С. 232-247.
38. Киреева, Н.Ю. Коммуникативные возможности театрализованных форм реализации музыкального материала // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 206. С. 293-301.
39. Киреева, Н.Ю. Коммуникативная компетентность в педагогической деятельности как системное понятие // Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Саратов: Изд. центр «Наука», 2016. — С. 72-75.
40. Киреева, Н.Ю. Функциональные особенности реализации музыкальной театрализации: коммуникативный подход // Образование в сфере искусства. Изд-во Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Челябинской области "Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки" (Магнитогорск). 2016. — С. 34-39.

Перейти на старый сайт