Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Грачева Татьяна Владиславовна

Доцент кафедры народных инструментов

  • Общие сведения
  • Публикации
  • Благодарность
  • Новости

Т.В. Грачева работает в Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова с 2006 года в должности преподавателя кафедры народных инструментов, с 2011 в должности старшего преподавателя, с 1 сентября 2013 года – в должности доцента.

Т.В. Грачева окончила Саратовскую государственную консерваторию по классу домры в 2002 году и исполнительскую аспирантуру в 2005 году. В 2003 году она окончила Саратовский государственный университет (филологический факультет). В 2008 и 2010 годах Т.В. Грачева проходила стажировку в Вашингтоне (США), в 2014 году Т.В. Грачева проходила курсы повышения квалификации в Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, где во всех случаях ей был вручен соответствующий сертификат.

Т.В. Грачева имеет звание лауреата всероссийского и международных конкурсов: 2004 год – лауреат международного конкурса «Надежды. Таланты. Мастера» (Болгария) в номинации домра-соло (III премия) и в номинации камерный ансамбль в составе квартета (I премия). 2008 год – лауреат международного конкурса «Фольклор без границ» (Добрич, Болгария), номинация домра-соло (I премия). 2008 год – лауреат международного конкурса Music «Golden Trophy» (New York, USA) в номинации «солисты» (I премия). 2011 год – лауреат всероссийского конкурса «Золотая пальмира» в Санкт-Петербурге (I премия). 2013 год – лауреат международного конкурса «Citta di Lanciano» в номинации «дуэты» (I премия).

В составе квартета «Graziozo» Т.В. Грачева стала лауреатом международного конкурса «Internet music competition» (Сербия, Белград), лауреатом I Всероссийского конкурса ансамблей народных инструментов «Россия молодая» (Пенза), лауреатом IX Международного фестиваля «Созвездие мастеров» (Москва, РАМ им.Гнесиных).

Т.В. Грачева многократно выступала с сольными концертами (партия фортепиано – заслуженный артист России, профессор Н.С. Бендицкий, лауреат международных конкурсов Е. Писанова), играла в концертах в концертном зале РАМ им. Гнесиных, в гостиной дома Шуваловых (Москва). В 2008 году в Вашингтоне (США) Т. Грачева играла в дуэте с народным артистом России, профессором РАМ им. Гнесиных В.П. Кругловым в сопровождении оркестра русских народных инструментов «The American Balalaika Symphony». Видеозаписи некоторых концертных выступлений расположены на сайте http://www.youtube.com/user/tskorodumchik.

Т.В. Грачева играла в сопровождении оркестра русских народных инструментов «The American Balalaika Symphony» (Вашингтон, США, художественный руководитель и дирижер – П.Трофименко), в сопровождении оркестра русских народных инструментов г. Уральска (Казахстан, художественный руководитель и дирижер – С.Плетнев), в сопровождении оркестра русских народных инструментов им. Г. Шендерева (г. Симферополь, художественный руководитель и дирижер – В. Лобанов), в сопровождении камерного оркестра г. Энгельса (художественный руководитель и дирижер – М. Мясников), а также в сопровождении камерного оркестра консерватории (художественный руководитель и дирижер – Т. Быкова) и оркестра русских народных инструментов (художественный руководитель и дирижер – заслуженный артист РФ, профессор В.И. Егоров).

Также Т. Грачева активно концертировала в составе квартета «Graziozo».

Студенты класса Т.В. Грачевой становились лауреатами и дипломантами всероссийских и международных конкурсов в Саратове, Самаре, Пензе, Ростове-на-Дону, Судаке (Россия), Донецке, Одессе (Украина), Белграде (Сербия), Нью-Йорке (США). В классе Т.В. Грачевой студенты неоднократно занимали призовые места в номинации «Соло», а также лауреатами становились студенты класса ансамбля – 2 дуэта и квинтет домр «Каприз».

За время работы в консерватории Т.В. Грачевой сделаны транскрипции для домры и фортепиано, переложения и инструментовки для оркестра и ансамблей русских народных инструментов. По результатам этой работы изданы сборники «Педагогический репертуар домриста» (2007), «Педагогический репертуар для ансамблей народных инструментов» (2009), «Педагогический и концертный репертуар для альтовой домры» (2010), в которые вошли переложения и обработки Т.В. Грачевой, а также авторский сборник «Транскрипции, обработки и переложения для домры и фортепиано» (2015), «Хрестоматия педагогического репертуара для ансамблей струнных народных инструментов» (2017).

Т.В. Грачева занимается научной работой и постоянно принимает участие во многих научно-практических конференциях в Саратове, Тольятти, Астрахани, Москве. Результатом работы конференций явилось издание сборников, в состав которых вошли статьи Т.В. Грачевой. Всего ей написано 17 статей, в том числе, 3 из них в изданиях, рецензируемых ВАК. Т.В. Грачева работает над исследованием по теме «Программность в оригинальных произведениях для оркестра русских народных инструментов». В Германии в 2012 году издательством LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG издана монография по теме исследования «Программная музыка для оркестра русских народных инструментов. Программность как ключ к идентификации знаков и кодов музыкального сочинения».

В 2006 и 2012 годах Т.В. Грачева получила Почетную грамоту от Министерства культуры Саратовской области, Благодарность Министерства культуры Саратовской области «за добросовестный труд и вклад в развитие культуры области» (2013 год). Губернатор Саратовской области П.Л. Ипатов объявил Т.Грачевой Благодарность «за многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм в работе». В 2009 году правительство Саратовской области объявило Т.В. Грачевой Благодарность «за участие в подготовке и проведении всероссийских мероприятий Дня славянской письменности и культуры». В 2013 году Т.В. Грачева получила Благодарность Общественной палаты Саратовской области «за большой вклад в популяризацию народной музыки».

В 2012 году Т.В. Грачева получила Благодарность акимата г.Уральска (Казахстан) «за значительный вклад в развитие приграничного сотрудничества». В 2013 году Управление культуры администрации Энгельсского муниципального района объявило благодарность Т.Грачевой за методическую помощь в секции «Народные инструменты» районного методического Совета преподавателей ДШИ и ДМШ Энгельсского муниципального района в качестве члена жюри IX районного конкурса ансамблей народных инструментов «Родные напевы 2013». В 2014 году Т.В. Грачевой была объявлена Благодарность администрации МОУДОД «ДШИ Каменского района» (Пензенская обл.) «за творческий подход и активную жизненную позицию в популяризации исполнительства на домре и балалайке».

Т. В. Грачева неоднократно работала в составе жюри различных исполнительских конкурсов: открытого всероссийского конкурса исполнителей на народный инструментах «Сурская весна» (Пенза), международного конкурса исполнителей на народный инструментах имени Г. Шендерева (Крым, Судак), международного интернет-конкурса «Internet music competition» в номинации «Домра», «Мандолина», «Дуэты» (Сербия, Белград), IX районного конкурса ансамблей народных инструментов «Родные напевы 2013» (Энгельс), I открытого межрегионального фестиваля-конкурса исполнительского мастерства на домре и балалайке «Поющая струна» (Каменка, Пензенская обл.), II открытого межрегионального фестиваля-конкурса исполнительского мастерства на домре и балалайке «Поющая струна» (Пенза).


1. Грачёва, Т.В. Бинарная сущность программной музыки. Синтез кодовых систем // Европейские научные исследования: сборник статей III Международной научно-практической конференции/ Под общ.ред. Г.Ю. Гуляева –Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». –2017. –С. 172-176.
2. Грачёва, Т.В. Возвращаясь к истокам [Текст] / Т.В. Грачёва // Хрестоматия педагогического репертуара для ансамблей струнных народных инструментов. Саратов, 2017. С. 102.
3. Грачёва, Т.В. Рабочая программа по учебной дисциплине ПЦ.В.11. Изучение оркестровых инструментов Направление подготовки: 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство». Программа подготовки: 05 «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты». Уровень образования: бакалавриат. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. 25 с.
4. Грачёва, Т.В. Рабочая программа по учебной дисциплине ПЦ.В.12. Изучение оркестровых партий. Направление подготовки: 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство». Программа подготовки: 05 «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты». Уровень образования: бакалавриат. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. 33 с.
5. Грачёва, Т.В. Хрестоматия педагогического репертуара для ансамблей струнных народных инструментов. Хрестоматия педагогического репертуара для ансамблей струнных народных инструментов. Саратов, 2017. 104 с.
6. Грачёва, Т.В. Программная музыка для оркестра русских народных инструментов. Программность как ключ к идентификации знаков и кодов музыкального сочинения (монография). Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 100 с.
7. Грачёва, Т.В. Программность как ключ к идентификации знаков и кодов музыкального сочинения // Вестник ЧелГУ, № 35. Челябинск, 2009. С. 168–173.
8. Грачёва, Т.В. Лингво-музыкальный диалог в программной музыке для оркестра русских народных инструментов на примере сочинения Г. Зайцева // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5; URL: www.science-education.ru/111-10155
9. Грачёва, Т.В. Программность в оригинальных произведениях для оркестра русских народных инструментов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3; URL: www.science-education.ru/117-13651
10. Грачёва, Т.В. Музыка как особый компонент художественного текста в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» // Филологические этюды: Сборник научных статей молодых учёных. Саратов, 2004. Вып. 7. С. 43–49.
11. Грачёва, Т.В. Музыкальность драматургии романа И.С. Тургенева «Накануне» // Б.В.Асафьев и современное музыкальное исполнительство. Материалы VI студенческой научно-практической конференции. Тольятти, 2004. С. 65–73.
12. Грачёва, Т.В. Сюжетная программность (симфоническая поэма М. Карловича «Эпизод на маскараде») // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодёжи: преемственность и новаторство: Сборник статей по материалам открытой межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Саратов, 2005. Вып.3. С. 206–211.
13. Программность: синтетический способ мышления в музыке // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодёжи: преемственность и новаторство: Сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Саратов, 2006. С. 130–135.
14. Грачёва, Т.В. // Влияние творчества И.Я. Паницкого на развитие современного исполнительства на баяне и аккордеоне: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 2006. С. 34–39.
15. Грачёва, Т.В. Роль программности в начальном обучении игре на струнных народных инструментах // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 16–17 ноября 2006 года. Астрахань, 2006. С. 256–263.
16. Грачёва, Т.В. Роль универсально-предметного кода и знаков в программной музыке // Науки о культуре в XXI веке: Сборник статей по материалам Всероссийской конференции-семинара молодых учёных. М., 2007.
17. Грачёва, Т.В. Некоторые особенности исполнения пьес с программным названием // Педагогический репертуар домриста. Саратов, 2007. С. 73–75.
18. Грачёва, Т.В. Программность как элемент метатекстового пространства в свете музыкальной методологии М. Арановского // Художественное образование: преемственность и традиции: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 95-летию Саратовской государственной консерватории им Л.В. Собинова. Саратов, 2008. С. 68–73.
19. Грачёва, Т.В. Лингвистические элементы и черты внутренней речи человека в программной музыке // Музыка XX века в ряду искусств: параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 15–16 октября 2008 года. Астрахань, 2008. С. 69–75.
20. Грачёва, Т.В. Программность в знаково-кодовой системе музыкального языка и метатекстовом пространстве // Исследования молодых учёных. Саратов, 2009. С. 16–25.
21. Грачёва, Т.В. Возвращаясь к истокам // Хрестоматия педагогического репертуара для ансамблей струнных народных инструментов. Саратов, 2017. С. 102.

1

Перейти на старый сайт