Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Демченко Александр Иванович

Доктор искусствоведения

Профессор кафедры истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики

E-mail:   alexdem43@mail.ru

 

 

 

 

  • Общие сведения
  • Публикации
  • Новости

Доктор искусствоведения

Профессор Саратовской государственой консерватории им. Л.В. Собинова
Профессор Саратовского государственного университета 
Профессор Саратовского государственного социально-экономического университета 
Профессор Оренбургского государственного института искусств имени Л. и М.Ростроповичей 
Действительный член (академик) Российской академии естествознания 
Действительный член (академик) Европейской академии естествознания 
Заслуженный деятель искусств России 
Заслуженный деятель науки и образования 
Член Союза композиторов и Союза журналистов РФ 
Председатель Объединённого докторского диссертационного совета при Саратовской консерватории
Член диссертационного совета при Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова 
Лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую музыковедческую работу (1974) 
Знак Министерства культуры РФ «За достижения в культуре» (2001) 
Лауреат Всероссийского конкурса на лучшее учебно-методическое пособие (2009) 
Золотая медаль им. В.И. Вернадского за успехи в развитии отечественной науки (2009)
Почётное звание «Основатель научной школы» 
Инициатор создания и член редакционной коллегии общероссийского журнала «Проблемы музыкальной науки»

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Родился в 1943 году в Москве. Закончив дирижёрско-хоровое отделение Псковского музыкального училища, поступил в Белорусскую консерваторию (г. Минск) по классу композиции. Прервав занятия после II курса, профессионально занимался журналистикой и литературным трудом, много ездил по стране. Возобновив занятия, теперь уже на музыковедческом отделении Саратовской консерватории, совершенствовался затем в аспирантуре Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Л.Н. Раабен) и в докторантуре Московской консерватории (научный консультант - доктор искусствоведения, профессор Е.Б. Долинская). По окончании Саратовской консерватории остался работать здесь же с 1974 года.

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Основной круг научных интересов долгое время был связан с отечественной музыкой ХХ века. Первым серьёзным трудом в данном направлении была монография о творчестве С. Слонимского, отмеченная премией Всесоюзного конкурса на лучшую музыковедческую работу (1974). Со временем в орбиту исследований вошли все более или менее примечательные явления и имена (И. Стравинский, С. Прокофьев, Н. Мясковский, Д. Шостакович, Г. Свиридов, Р. Щедрин, А. Шнитке, Б. Тищенко, В. Гаврилин и многие другие). Помимо русских авторов постоянно обращался и к творчеству тех, кого ныне относят к так называемому ближнему зарубежью (М. Чюрлёнис, Н. Леонтович, У. Гаджибеков, А. Хачатурян, К. Караев, О. Тактакишвили, А. Тертерян, Г. Канчели, Э. Бальсис, В. Тормис, А. Пярт и т.д.). Итоговыми в этой области стали монографические труды «Вокально-хоровые жанры в русской музыке 1950-1970-х годов», «Очерки истории русской музыки ХХ века», «Отечественная музыка ХХ века». 

На протяжении ряда лет самое пристальное внимание было обращено к периоду рубежа и начала ХХ века, как ключевому, переломному моменту эволюции художественной культуры. Чтобы убедиться в этом, достаточно назвать круг статей по различным вопросам, связанным с данным историческим этапом: «1890-1920-е годы как единый переходный период в развитии отечественной музыки», «На рубеже столетий», «В преддверии нового», «Чайковский и ХХ век», «У истоков отечественного музыкального неоклассицизма», «На заре ХХ века», «"Колокола" Рахманинова как социально-психологический феномен», «Симфония перепутья (О Пятой симфонии Мясковского)», «"Микромир" в русской музыке начала ХХ века», «Жанр фольклорной обработки в музыкальном искусстве России начала ХХ века», «Феномен "язычества" в русской музыке начала ХХ века», «Племя младое, незнакомое...», «Фольклоризм и проблема хронотопа в творчестве Комитаса», «В едином потоке времени» и т.п. Своё завершение эти искания нашли в монографиях «Оперы З. Палиашвили», «Отечественная музыка начала ХХ века», «Картина мира в музыкальном искусстве России начала ХХ столетия». 

Влечение к постижению музыкальной классики обнаружил ещё на студенческой скамье, когда выполнил две весьма объёмистые «штудии»: «Драматургические особенности оперы Даргомыжского "Каменный гость"» и «Архитектонические процессы в сказочных операх Римского-Корсакова». Влечение это не остывало и впоследствии, только временами оттесняемое на второй план обращением к остроактуальным пластам художественного творчества. Не считая многочисленных статей и этюдов, с наибольшей явственностью об этом говорят четыре обстоятельных труда, которые носят резюмирующий характер: «Периодизация европейской музыки и закономерности её эволюции», «Европейская музыка второй половины XVIII столетия», «Европейская музыка первой половины XIX столетия» и «Всеобщая история музыки» (учебное пособие для гуманитарных вузов и колледжей). В настоящее время ведётся работа над большими сериями «Классики зарубежной музыки» и «Классики отечественной музыки». К тому же, опыт педагога находит своё отражение в издании цикла брошюр под общим названием «Лекции по истории музыки». 

Сосредотачивая свои усилия, главным образом, на изучении различных сторон музыкально-исторического процесса, исследовал попутно и ряд общеэстетических проблем (к примеру, в очерках «О трагическом в музыке», «Категория эпического в музыкальном искусстве»). Сквозной среди них можно назвать теорию романтизма как в его типологическом целом, так и в его классической фазе развития в первой половине XIX столетия, чему посвящено свыше десятка статей (одна из них - «Essentia и existentia романтического менталитета») и три монографии («Система романтических качеств в европейской музыке 1810-40-х годов», «Романтическое движение в русской музыке второй половины ХХ века», «Взаимодействие романтизма и реализма как принцип развития искусства).

Разработал концепционный метод музыкально-исторического анализа, суть которого состоит в том, что во главу угла ставится выявление образно-смыслового содержания и все компоненты (от общеисторических сведений до технологических выкладок) подчиняются его раскрытию. Иными словами, целью данного аналитического метода являются не средства выразительности, а собственно выразительность, то есть образ, характер, идея, концепция, возникающие на основе использования определённых средств. Подробное рассмотрение названного метода с обилием разноплановых образцов содержится в учебном пособии «Концепционный анализ избранных произведений отечественной музыки начала ХХ века» (во втором, переработанном издании - «Концепционный метод музыкально-исторического анализа»). В большинстве своих работ стремится неукоснительно следовать данному методу. В этом отношении особенно показательна монография «Балет И. Стравинского "Весна священная" (Опыт концепционного анализа)».

Никогда не замыкался в сфере сугубо музыковедческих вопросов, время от времени обращаясь даже к специальным изысканиям в различных отраслях гуманитарного знания: эстетика, философия, экономическая наука (большие монографические очерки «О свободе художественного творчества», «О стадиальности в развитии мировой философской мысли», «Искусство и экономика»), а также в сфере литературоведения (развёрнутые эссе о творчестве Гёте, Пушкина, Фейхтвангера и некоторых других). С начала 1990-х годов основные усилия нацелены на освоение мировой художественной культуры, рассматриваемой в максимальном объёме. В её изучении внедряет принципы комплексного подхода, состоящие в следующем: 1) восхождение от региональной специфики и локальных особенностей к выявлению общего, магистрального в развитии мирового художественного процесса, взятого в его интернациональном охвате; 2) преодоление традиционных барьеров между различными видами искусства, а внутри них - преодоление рубрикации по родам и жанрам; 3) последовательное движение по историческим периодам с синхронизацией различных ареалов цивилизации. Этот метод художественных исследований «единым потоком» впервые удалось реализовать в конспекте-программе, а затем в вузовском курсе и учебном пособии «История мировой художественной культуры». Отдельными изданиями вышли брошюры серии «Лекции по культурологии и мировой художественной культуре» и книги «Барокко», «Романтизм». В настоящее время работает над фундаментальным многотомным исследованием «Вселенная слова, цвета, звука (История мировой художественной культуры)», в котором все виды искусства рассматриваются в их эволюции от истоков до наших дней, и параллельно этому - над «Художественной энциклопедией (Литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка, театр и кино)». 

Признан одним из ведущих отечественных музыковедов, его труды последнего десятилетия открывают новое научное направление - всеобщее (универсальное) искусствознание. Подготовил более 30 кандидатов и докторов наук, автор свыше 400 научных публикаций и около 100 книг и брошюр.

При всей интенсивности научных занятий поддерживает высокую активность и разносторонность художественно-просветительской деятельности. Как музыкальный критик,  заявил о себе в 1962 году и ныне его «послужной список» насчитывает свыше 900 статей и рецензий в местной и центральной прессе, не менее 300 выступлений по радио и телевидению (в том числе, Всесоюзному и Российскому). Музыкальная жизнь, композиторское творчество и исполнительская культура Саратова постоянно находится в поле его зрения:  трудно назвать какой-либо местный творческий коллектив или видного музыканта, которому не были бы посвящены его статьи, рецензии, критические обзоры. Многократно откликался на творчество коллег по Саратовской композиторской организации: композиторов Е. Бикташева, А. Бренинга, Е. Гохман, В. Ковалёва, В. Кривилёва, Ю. Массина, О. Моралёва, М. Симанского, Б. Сосновцева; музыковедов Б. Манжоры, Л. Христиансена и многих других. В книгах и статьях, адресованных широкому читателю, придерживается  таких качеств, как доброжелательность и искренний интерес к объекту разговора, стремление поддержать всё ценное и значительное, вдумчивый анализ и способность схватить глубинную суть явления, а также квалифицированность профессиональных оценок, нестандартность подачи материала, яркий литературный язык. Своего рода итогом этой деятельности стали брошюры и книги о композиторах Е. Гохман и Ю. Массине, певце Л. Сметанникове, пианисте Л. Шугоме, балерине Л. Телиус, а также сводные работы: «Саратовские пианисты», «Музыкальная культура Саратова», «Два столетия музыкального искусства Саратова», соответствующие статьи в «Энциклопедии Саратовского края». 

С 1970 года начал работу в качестве лектора и с тех пор провёл около 400 встреч с самой различной аудиторией. Помимо Саратова и городов Саратовской области неоднократно выезжал с выступлениями в другие регионы страны (Москва, Петербург, Минск, Харьков, Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Астрахань, Чебоксары, Ростов-на-Дону, Оренбург, Тамбов и т.д.). Тематически круг его лекций и вступительных слов к концертам охватывает едва ли не абсолютный спектр музыкального искусства - во всех исторических стадиях и национальных проявлениях. В своём слове о музыке стремится к содержательной наполненности, серьёзности обобщений, нетрафаретности лексики и вместе с тем живости, доходчивости в изложении материала, к дифференцированному подходу в зависимости от конкретного состава слушателей. 

С 1996 года на базе Саратовской универсальной научной библиотеки провёл художественно-познавательный цикл «Панорама столетий (История мировой художественной культуры от истоков до ХХ века)», продолжавшийся свыше шести лет. С 1997 года начал распространение этого популяризаторского цикла в другие города области и за её пределы (Тамбов, Оренбург, Ростов-на-Дону и т.д.). С 2002 года началась реализация нового «сериала», рассчитанного на долговременную перспективу, - «Энциклопедия искусств (Художественные стили, школы и направления)». 

Как педагог вот уже около тридцати лет ведёт в Саратовской консерватории различные предметы музыкально-исторического цикла (преподавать здесь начал ещё будучи студентом, с 1971 года). Неизменной задачей для себя ставит соединение тщательного анализа специфических возможностей музыкального искусства с раскрытием его общечеловеческой сущности, сочетание историзма с вниманием к тому, что диктует актуальное состояние общества. Ищет нестандартные подходы, практикует проблемные формы обучения, стремясь пробудить в студентах самостоятельность суждений и оценок, заботясь о максимальном расширении их познавательных горизонтов. Многократно апробировал различные методики преподавания, постоянно обновляет содержание читаемых курсов. С лекциями, консультациями и в качестве председателя государственной аттестационной комиссии выезжает в музыкальные училища Саратовской и других областей, в музыкальные вузы страны (Ростовская консерватория, Тамбовский музыкально-педагогический институт, Оренбургский, Волгоградский и Северо-Кавказский институты искусств и т.д.). 

Свойственный ему общественный темперамент нашёл своё выражение в организации и проведении фестивалей (самый крупный из них - фестиваль отечественной музыки прошлых лет «Ретроспектива»), больших концертных циклов (например, цикл молодёжных музыкальных вечеров), авторских встреч (А. Петров, С. Слонимский, Б. Тищенко, Б. Кравченко, В. Бибик, О. Тактакишвили, Г. Канчели, А. Тертерян, саратовские композиторы), вечеров различной тематики (в том числе, посвящённых Н. Некрасову, А. Блоку, М. Цветаевой), концертных исполнений и телепостановок оперных спектаклей. Выступает  также как автор либретто ряда произведений для музыкального театра (в том числе, опер Е. Гохман «Цветы запоздалые», «Мошенники поневоле» и её балета «Гойя»), а также в качестве сценариста, художественного руководителя и режиссёра-постановщика видеоварианта названных опер Е. Гохман (впервые в практике Саратовского телевидения). Автор ряда музыкальных сочинений (песни, вокальные циклы и кантаты, пьесы и сонаты для фортепиано, композиции для камерных ансамблей различных составов, «Прелюдия, скерцо и постлюдия для симфонического оркестра») и литературных произведений (стихи, два сборника новелл, повести, романы «Вендетта по-абхазски», «Перевёрнутый мир»).

Монографии
1. Демченко, А.И. О новых подходах в вузовском художественном образовании // Григорь-евские чтения. М., 2012.
2. Демченко, А.И. Сокровищница искусства Нижнего Новгорода. Н. Новгород, 2012.
3. Демченко, А.И. Врубель и его время. СПб, 2012.
4. Демченко, А.И. Рембрандт и его время. СПб, 2012.
5. Демченко, А.И. Космогония авангарда. Саратов, 2012.
6. Демченко, А.И. Музыка ХХ века. Саратов, 2012.
7. Демченко, А.И. Творчество Р.К. Щедрина. Саратов, 2012.
8. Демченко, А.И. Сокровищница искусства Ульяновска. Ульяновск, 2012
9. Демченко, А.И. Сокровищница искусства Самары. Самара, 2012.
10. Демченко, А.И. Саратовская консерватория (1912–2012). Саратов, 2012.
11. Демченко, А.И. Классический реализм Постромантизма. Петербург, 2012.
12. Демченко, А.И. Маньеризм и рококо как ипостаси стиля барокко. Новосибирск, 2012 .
13. Демченко, А.И. Сокровищница искусства Волгограда. Волгоград, 2012.
14. Демченко, А.И. Сокровищница искусства Астрахани. Астрахань, 2012.
15. Демченко, А.И. Два солнца мировой литературы. М., 2012.
16. Демченко, А.И. Аналогии и параллели. Саратов, 2013.
17. Демченко, А.И. Сергей Рахманинов. Звёзды и тернии «русского пути». Тамбов, 2013.
18. Демченко, А.И. Мир музыкальной культуры. Саратов, 2013.
19. Демченко, А.И. Сводная редакция евангелий Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Саратов, 2013.
20. Демченко, А.И. Немеркнущие идеалы Античности. Пенза, 2013.
21. Демченко, А.И., Демченко Г.И. «Золотой фонд» столицы Поволжья. Саратов, 2015.
22. Демченко, А.И. Коллаж и полистистилистика: от экспериментов авангарда в общехудо-жественное пространство (монография). Саратов, 2015.
23. Демченко, А.И. Коллаж и полистистилистика (учебное пособие). Саратов, 2015.
24. Демченко, А.И. За линией горизонта. Саратов, 2015.
25. Демченко, А.И., Демченко, Г.Ю. Вехи. События. Лица (Искусство Саратова). Саратов, 2015.
26. Демченко, А.И. Творчество Г.В. Свиридова. Саратов, 2015.
27. Демченко, А.И. Творчество А.И. Хачатуряна. Саратов, 2015.
28. Демченко, А.И.Con tempo. Композитор Елена Гохман. М., 2016.
29. Демченко, А.И. Творчество С.С. Прокофьева. Саратов, 2016.
30. Демченко, А.И. Творчество А.Г. Шнитке. Саратов, 2016.
31. Демченко, А.И. Творчество М.И. Глинки. Саратов, 2016.
32. Демченко, А.И. Азбука музыкального искусства. Саратов, СГК, 2017.
33. Демченко, А.И. Два гения с берегов Волги. Саратов, СГК, 2017.
34. Демченко, А.И. Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Революции М., Композитор, 2017. 448 с.
35. Демченко, А.И. Избранные статьи о музыке. Вып.3. Композиторы России ХХ века. Саратов, СГК, 2017.
36. Демченко, А.И. Классики отечественной музыки. Михаил Иванович Глинка. М., Музыка, 2017. 88 с.
37. Демченко, А.И. Очерки музыкального искусства. Барокко. Саратов, СГК, 2017. 76 с.
38. Демченко, А.И. Освободительная эпопея в зеркале музыкального искусства России // Beau Bassin, LAMBERT Academic Publishing, 2017. 424 с.
39. Демченко, А.И. «…Тяжкий путь познания». Лион Фейхтвангер. Тамбов, ТГМПИ, 2017. 64 с.
Статьи, в изданиях, рецензируемых ВАК
1. Демченко, А.И. Прогрессия художественно-исторического процесса // Искусство и куль-тура. 2012, № 2 (Беларусь).
2. Демченко, А.И. Итог: мудрая сдержанность и душевный покой // Музыкальная академия. 2012, № 2. С. 21-24.
3. Демченко, А.И. О книге «Онтология искусства» и её авторе // Музыкальная академия. 2012, № 2.
4. Демченко, А.И. К 100-летию Саратовской консерватории // Музыкальная академия. 2012, № 3.
5. Демченко, А.И. Художественный вуз в региональном формате // Искусство, философия, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. 2012, № 5. С. 56-61.
6. Демченко, А.И. О научном потенциале музыкального вуза // Проблемы музыкальной науки. 2012, № 2. С. 164–173.
7. Демченко, А.И. We and the West // Проблемы музыкальной науки. 2012, № 2. С. 178–180.
8. Демченко, А.И., Филиппова, Ю.Г. Возвращаясь к советской музыкальной классике // Про-блемы музыкальной науки. 2012, № 2. С. 239–243.
9. Демченко, А.И. Альфред Шнитке и авангард // Искусство и культура. 2012, № 3. С. 52–57.
10. Демченко, А.И. Панорама композиторского творчества // Музыка и время. 2012, № 11. С. 55–62.
11. Демченко, А.И. Фундаментально о фундаментальном // Музыкальная академия. 2012, № 4. С. 152–153.
12. Демченко, А.И. Творчество Рахманинова 1910-х годов в контексте «модерна» и «аван-гарда» // Искусство и культура. 2013, № 2. С. 51–60.
13. Демченко, А.И. Пейзажные мотивы в творчестве С.В. Рахманинова // Исторические науки и искусствоведение. 2013, № 4. С. 49–52.
14. Демченко, А.И. Рахманинов и «серебряный век» // Музыка и время. 2013, № 4. С. 9–12.
15. Демченко, А.И. Позднее творчество С.В. Рахманинова // Проблемы музыкальной науки. 2013, № 4.
16. Демченко, А.И. «Итак, звалась она Татьяной…» // Музыкальная академия. 2013, № 2. С. 149–152.
17. Демченко, А.И. Музыкальная космогония // Проблемы музыкальной науки. 2013, № 2. С. 125–134.
18. Демченко, А.И. У истоков ХХ века // Проблемы музыкальной науки. 2013, № 2. С. 230–234.
19. Демченко, А.И. Сакральные монументы С.В. Рахманинова // Обсерватория культуры. 2013, № 5. С. 72–77.
20. Демченко, А.И. Позднее творчество Рахманинова // Проблемы музыкальной науки. 2013, № 2. С. 134–140.
21. Демченко, А.И. Творчество Рахманинова 1910-х годов в контексте «модерна» и «аван-гарда» // Искусство и культура. 2013, № 2.
22. Демченко, А.И. Прогрессия художественно-исторического процесса // Искусство и куль-тура. 2014, № 12. С. 33–42.
23. Демченко, А.И. «Центральный элемент» художественной системы Альфреда Шнитке // Музыка и время. 2014, № 12. С. 19–26.
24. Демченко, А.И. Возвращаясь к творчеству Валерия Гаврилина // Исторические, фило-софские науки, культурология и искусствоведение. 2014, № 5. С. 51–55.
25. Демченко, А.И. Постмодерн Альфреда Шнитке // Искусство и культура. 2014, № 4. С. 6–17.
26. Демченко, А.И. Диалог времён в музыке Альфреда Шнитке // Проблемы музыкальной науки. 2014, № 4. С. 87–92.
27. Демченко, А.И. Горизонты полистилистики // Историческая, философская науки, куль-турология и искусствознание. 2015, № 5. С. 56–63.
28. Демченко, А.И. Коллаж в искусстве ХХ века // Обсерватория культуры. 2015, № 4.
29. Демченко, А.И. Оратории военных лет // Культура и искусство. 2015, № 3. С. 14–23.
30. Демченко, А.И. О взаимодействии искусств на примере коллажа и полистилистики // Искусство и культура. 2015, № 2. С. 58–68.
31. Демченко, А.И. Военная соната // Музыкальная академия. 2015, № 2. С. 29–33.
32. Демченко, А.И. Военная тетралогия Дмитрия Шостаковича // Музыка и время. 2015, № 7. С. 38–43.
33. Демченко, А.И. Оратории войны и мира // Проблемы музыкальной науки. 2015, № 2. С. 79–84.
34. Демченко, А.И. Прогнозы иной эпохи // Проблемы музыкальной науки. 2015, № 2. С. 114–120.
35. Демченко, А.И. «Испания в сердце…» // Музыкальная академия. 2015, № 3. С. 19–27.
36. Демченко, А.И. Третье направление // Музыка и время. 2015, № 12. С. 36–47.
37. Демченко, А.И. «Московская осень» расширяет формат // Музыкальная академия. 2015, № 4. С. 6–7.
38. Демченко, А.И. «Звёздное» десятилетие Георгия Свиридова // Проблемы музыкальной науки. 2015, № 4. С. 25–37.
39. Демченко, А.И. О взаимодействии искусств на примере коллажа и полистилистики // Искусство и культура. 2015, № 2. С. 58–68.
40. Демченко, А.И. Скиф-неофит начала ХХ века // Проблемы музыкальной науки. 2016, № 1. С. 33–41.
41. Демченко, А.И. Прогрессия художественно-исторического процесса // Искусство и куль-тура. 2016, № 1. С. 66–74.
42. Демченко, А.И. Юность эпохи // Исторические науки, культурология и искусствоведе-ние. 2016, № 3. С. 60–67.
43. Демченко, А.И. Сергей Прокофьев: возвращение в Большевизию // Музыка и время. 2016, № 5. С. 28–35.
44. Демченко, А.И. Романтизм без берегов // Проблемы музыкальной науки. 2016, № 2. С. 14–23.
45. Демченко, А.И. Герои-богоборцы // Филологические науки. 2016, № 6. Ч. 2. С. 13–16.
46. Демченко, А.И. Homo faber // Музыкальная академия. 2016, № 2. С. 1–7.
47. Демченко, А.И. Эпицентр творческой эволюции // Дмитрий Шостакович и мировая ху-дожественная культура. Донецк, ДГМА, 2016. С. 7–23.
48. Демченко, А.И. К проблеме взаимодействия личности и среды в последних инструмен-тальных концертах Д.Д. Шостаковича // Проблемы музыкальной науки. 2016, № 4. С. 46–59.
49. Демченко, А.И. «Лебединые песни» трёх выдающихся симфонистов // Музыкальная ака-демия. 2016, № 3. С. 24–29.
50. Демченко, А.И. Итог итогов // Музыкальная академия. 2016, № 3. С. 64–69.
51. Демченко, А.И. Концептуальный потенциал искусства: музыкально-исторический этюд на материале 1930-х годов // Искусство и культура. 2016, № 4. С. 70–81.
52. Демченко, А.И. К проблеме взаимодействия личности и среды в последних инструмен-тальных концертах Д.Д. Шостаковича // Проблемы музыкальной науки. 2016, № 4. С. 48–58.
53. Демченко, А.И. The Regular Laws of the Process of Art History // Проблемы музыкальной науки. 2016, № 4. С. 48–58, 90–100.
54. Демченко, А.И. Проект преподавания общих дисциплин в музыкальном вузе // Пробле-мы музыкальной науки. 2017, № 1. С. 137–142.
55. Демченко, А.И. На волне «новой фольклорной волны» // Музыка и время. 2017, № 3. С. 57–63.
56. Демченко, А.И. Проект преподавания общих дисциплин в музыкальном вузе // Пробле-мы музыкальной науки. 2017, № 1. С. 137–143.
57. Демченко, А.И. Об одной из магистралей советского музыкального искусства. Очерк первый (1920–1930-е годы) // Музыкальная академия. 2017, № 1. С. 70–79.
58. Демченко, А.И. Летопись слома времён // Проблемы музыкального искусства. 2017, № 3. С. 59-67.
59. Демченко, А.И. Третья в России, первая в провинции. Очерк первый // Музыка и врем я. 2017, № 7.
60. Демченко, А.И. Третья в России, первая в провинции. Очерк второй // Музыка и время. – 2017, № 8.
61. Демченко, А.И. Третья в России, первая в провинции. Очерк третий // Музыка и время. – 2017, № 9.
Научные статьи
1. Демченко, А.И. Глобально о глобальном // Искусствознание современной России. М., 2012.
2. Демченко, А.И. Духовная составляющая музыки А. Шнитке // Общественные науки. 2012, № 2.
3. Демченко, А.И. Взаимодействие романтизма и реализма как фактор художественной эво-люции // Альянс наук: учёный – учёному. – Киев, 2012.
4. Демченко, А.И. Наследие К. Федина – взгляд из сегодня // Константин Федин и его совре-менники. Саратов, 2012.
5. Демченко, А.И., Филипова, Ю.Г. «Медный всадник» как одна из тем русского искусства // Музыкальное произведение в общехудожественном контексте. Астрахань, 2012.
6. Демченко, А.И. Religioso как нравственный постулат творчества Альфреда Шнитке // Ак-туальные проблемы искусствознания. Оренбург, 2012.
7. Демченко, А.И. Созвездие // Камертон. 2012, № 42.
8. Демченко, А.И. Зигзаги прямой (начало) // Волга – XXI век. 2012, № 3–4.
9. Демченко, А.И. Концепты романтического мирочувствия // Исследования о русской и за-рубежной музыкальной культуре. Тамбов, 2012.
10. Демченко, А.И. Римский-Корсаков: канун ХХ века // Исследования о русской и зарубеж-ной музыкальной культуре. Тамбов, 2012.
11. Демченко, А.И. Два взгляда на концерт ансамбля «Скиф» // Квартет «Скиф». 20 лет вме-сте. Астрахань, 2012.
12. Демченко, А.И. Художественная мастерская Ф.И. Шаляпина // Проблемы исполнитель-ской интерпретации. Саратов, 2012.
13. Демченко, А.И. Об одной из возможных перспектив художественного образования // Концепция образования в искусстве и науке. М., 2012.
14. Демченко, А.И. Эволюционная модель: от искусствознания к общеисторической науке // Концепция образования в искусстве и науке. М., 2012.
15. Демченко, А.И. Римский-Корсаков: кануны нового века // Актуальные проблемы искус-ствознания. Оренбург, 2012.
16. Демченко, А.И., Филиппова Ю.Г. «Медный всадник»: два этюда // Актуальные проблемы искусствознания. Оренбург, 2012.
17. Демченко, А.И. Великое «Я» Марии Юдиной // PianoФорум. 2012, № 2.
18. Демченко, А.И. О путях совершенствования художественного образования // Образова-ние и наука XXI века. София, 2012.
19. Демченко, А.И. Зигзаги прямой (окончание) // Волга – XXI век. 2012, № 7–8.
20. Демченко, А.И. Гохман Елена Владимировна // Саратовская государственная консерва-тория имени Л.В. Собинова: 1912–2012: Энциклопедия. – Саратов: Изд. ИП Везметинова, 2012.
21. Демченко, А.И. Демченко Ольга Александровна // Саратовская государственная консер-ватория имени Л.В. Собинова: 1912–2012: Энциклопедия. – Саратов, 2012.
22. Демченко, А.И. Глобализация и художественное образование // Образование и культура в условиях глобализации. Оренбург, 2012.
23. Демченко, А.И. Маньеризм и рококо как «прелюдия» и «постлюдия» искусства Барокко // Музыкальное искусство и наука в современном мире. Астрахань, 2012.
24. Демченко, А.И. Мультимедийные технологии в современном образовательном процессе // Актуальные проблемы современного образовании в сфере культуры и искусства. Рязань, 2012.
25. Демченко, А.И., Парусова Е. Художественный вуз как центр культуры // Культурное наследие Саратова. Саратов, 2012.
26. Демченко, А.И., Демченко Г.Ю. Пианистические традиции Саратова // Культурное наследие Саратова. Саратов, 2012.
27. Демченко, А.И. Путь длиной в столетие // Искусство и образование. 2012, № 4. С. 5–15.
28. Демченко, А.И. 100 лет Саратовской консерватории // PianoФорум. 2012, № 3.
29. Демченко, А.И. Эмиль Гилельс: на вершине Парнаса // PianoФорум. 2012, № 3.
30. Демченко, А.И. Астраханская консерватория отметила 100-летие Саратовской консерва-тории // Камертон. 2012, № 46.
31. Демченко, А.И. Родион Щедрин – парабола творчества // Международная научная кон-ференция, посвящённая 80-летию Р.К. Щедрина. Екатеринбург, 2012.
32. Демченко, А.И. Классическая эпоха: границы и контуры // Музыка в современном мире. Тамбов, 2012. С. 40–53.
33. Демченко, А.И. Саратовской консерватории – 100 лет // Волга XXI век. – 2012, №№11–12.
34. Демченко, А.И. Художественная мастерская Шаляпина // Проблемы исполнительской интерпретации. Саратов, 2012. С. 57–67.
35. Демченко, А.И., Демченко, Г.Ю. Из истории фортепианной педагогики Саратова // Ис-полнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика. Саратов, 2012.
36. Демченко, А.И. «Золотой фонд» современного саратовского пианизма // Исполнитель-ская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика. Саратов, 2012.
37. Демченко, А.И., Демченко, Г.Ю. Рахманинов – парабола эволюции // Личность и творчество Рахманинова. Тамбов, 2012.
38. Демченко, А.И. Пианистическая плеяда // Фортепиано. 2012, № 3–4.
39. Демченко, А.И. Позднее творчество Римского-Корсакова // Актуальные проблемы куль-туры. Вып. 12. Оренбург, 2012.
40. Демченко, А.И. Региональная специфика деятельности художественного вуза // Орен-буржье музыкальное. 2012, № 3.
41. Демченко, А.И., Филиппова, Ю.Г. Сергей Васильевич Рахманинов: траектория творче-ства // Музыка в современном мире. Тамбов, 2013.
42. Демченко, А.И. «Нос» Гоголя и Шостаковича: два «авангарда» // Современные проблемы науки и образования. 2013, № 5. С. 599–610.
43. Демченко, А.И. Творчество С.В. Рахманинова в контексте ведущих художественных направлений его времени // Музыка в современном мире. 2013. С. 3–10.
44. Демченко, А.И. Зигзаги прямой. Вместо автобиографии // Аналогии и параллели. Сара-тов, 2013.
45. Демченко, А.И. Пути развития музыкальной герменевтики // Аналогии и параллели. Са-ратов, 2013.
46. Демченко, А.И. Генри Пёрселл в спектре художественной культуры Барокко // Аналогии и параллели. Саратов, 2013.
47. Демченко, А.И. Евангельские искания Иоганна Себастьяна // Аналогии и параллели. Са-ратов, 2013.
48. Демченко, А.И. Феликс Мендельсон-Бартольди: ракурсы романтического мирочувствия // Аналогии и параллели. Саратов, 2013.
49. Демченко, А.И. Ференц Лист: вехи эволюции // Аналогии и параллели. Саратов, 2013.
50. Демченко, А.И. Космогония авангарда // Аналогии и параллели. Саратов, 2013.
51. Демченко, А.И. «Медный всадник» как одна из тем русского искусства // Аналогии и па-раллели. Саратов, 2013.
52. Демченко, А.И. Контексты, подтексты и «посттексты» творчества М.И. Глинки // Анало-гии и параллели. Саратов, 2013.
53. Демченко, А.И. «Русский путь» и «русская идея» в рефлексиях творчества Рахманинова // Аналогии и параллели. Саратов, 2013.
54. Демченко, А.И. Форпост мирового музыкального авангарда // Аналогии и параллели. Саратов, 2013.
55. Демченко, А.И. Фольклоризм и проблема хронотопа // Аналогии и параллели. Саратов, 2013.
56. Демченко, А.И. Religioso как нравственный постулат творчества Альфреда Шнитке // Аналогии и параллели. Саратов, 2013.
57. Демченко, А.И. Подводя итоги // Аналогии и параллели. Саратов, 2013.
58. Демченко, А.И. Художественная мастерская Шаляпина // Аналогии и параллели. Сара-тов, 2013.
59. Демченко, А.И. Романтика Марии Юдиной // Аналогии и параллели. Саратов, 2013.
60. Демченко, А.И. Несколько аспектов мультимедиа // Аналогии и параллели. Саратов, 2013.
61. Демченко, А.И. Рахманинов и основные стилевые тенденции его времени // Искусство-ведение в контексте других наук. М., 2013.
62. Демченко, А.И. Драма сильных страстей // Искусство и искусствоведение. Кемерово, 2013.
63. Демченко, А.И. На волне высокого жизненного подъёма // Искусство и искусствоведе-ние. Кемерово, 2013.
64. Демченко, А.И. В ситуации разлома эпох // Искусство и искусствоведение. – Кемерово, 2013.
65. Демченко, А.И. Христианские дискурсы музыки Альфреда Шнитке // Христианство и славянское культурное наследие. Кемерово, 2013.
66. Демченко, А.И. О значении народного компонента в академическом образовании // Во-сток и Запад: этническая идентичность. Астрахань, 2013 .
67. Демченко, А.И. Россия Рахманинова // Рахманинов и мировая культура. Тамбов, 2013.
68. Демченко, А.И. Веяния Постмодерна в музыке российской провинции // Проблемы со-временной музыки. Пермь, 2013.
69. Демченко, А.И. О значении народного компонента в академическом образовании // Во-сток и Запад. Астрахань, 2013.
70. Демченко, А.И. Уроки выдающегося мастера // Исполнительская интерпретация. Сара-тов, 2013. С. 86–99.
71. Демченко, А.И. О значении народного компонента в академическом образовании // Во-сток и Запад. Астрахань, 2013.
72. Демченко, А.И. Художественное образование на путях интеграции // Культура, искус-ство и образование. Оренбург, 2013.
73. Демченко, А.И. Пианистические традиции Саратовского колледжа искусств // Культур-ное наследие Саратова. Саратов, 2013.
74. Демченко, А.И. Художественный вуз как центр культуры // Культурное наследие Сара-това. Саратов, 2013.
75. Демченко, А.И. Знаки и знамения инобытия в музыкальном искусстве // Музыкальная семиотика. Астрахань, 2013.
76. Демченко, А.И. На переломе времён // Музыка в современном мире. Тамбов, 2013.
77. Демченко, А.И. Постмодерн Елены Гохман // Современное музыкальное искусство. Са-мара, 2013.
78. Демченко, А.И. Музыкально-теоретические постулаты Древнего мира и Античности // Проблемы художественного творчества. Саратов, 2013. С. 159–173.
79. Демченко, А.И. Альфред Шнитке – гений из Энгельса // Практический журнал для учи-теля. 2013, № 7. С. 9–14.
80. Демченко, А.И. Глобализация и художественное образование // Актуальные проблемы культуры. Вып. 13. Оренбург, 2013.
81. Демченко, А.И. К проекту модернизации художественного образования // Гуманитарное образование в художественном вузе. Саратов, 2013.
82. Демченко, А.И. Саратовская консерватория: горизонты исследовательской деятельности // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры. Сара-тов. 2013. С. 3–17.
83. Демченко, А.И. Эволюционная модель: от искусствознания к общеисторической науке // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры. Саратов, 2013. С. 280–291.
84. Демченко, А.И. Интегративный подход в современном изучении мировой художествен-ной культуры // Интегративная психология и педагогика искусства. Майкоп, 2013.
85. Демченко, А.И. Веяния Постмодерна в музыке русской провинции // Проблемы совре-менной музыки. Пермь, 2013.
86. Демченко, А.И. О значении народного компонента в академическом образовании // Pax sonoris, 2013. Вып. VII. С. 38–43.
87. Демченко, А.И. Искусствознание как метанаука // Искусствоведение в контексте других наук. М., 2014. С. 112–120.
88. Демченко, А.И. Великий ровесник С.В. Рахманинова // Музыка в современном мире. Тамбов, 2014.
89. Демченко, А.И. Смысловая траектория одного из шедевров Рахманинова // Музыка в со-временном мире. Тамбов, 2014. С. 14–18.
90. Демченко, А.И. Валерий Гаврилин: ракурсы национальной самобытности // От авангарда до наших дней. Петербург, 2014. С. 37–42.
91. Демченко, А.И. Древности музыкознания // Музыкальная наука в едином культурном пространстве. М., 2014.
92. Демченко, А.И. На пути к авангарду // Проблемы современной музыки. Пермь, 2014.
93. Демченко, А.И. Художник планетарного масштаба // Искусство и культура. 2014, № 4.
94. Демченко, А.И. В пике творческой зрелости (о пианизме Льва Шугома) // Исполнитель-ское искусство и педагогика. Саратов 2014. С. 27–35.
95. Демченко, А.И. Контуры театрального искусства // Исполнительское искусство и педагогика. Саратов, 2014. С. 156–181.
96. Демченко, А.И. Великий ровесник Рахманинова // Музыка в современном мире. Тамбов, 2014. С. 13–28.
97. Демченко, А.И. На переломе времён // Музыка в современном мире. Тамбов, 2014.
98. Демченко, А.И. Мир личности в творчестве Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке по-свящается. Вып. 9. М., 2014.
99. Демченко, А.И. «Немецкий композитор из России» // Культура и искусство Германии. Тамбов, 2014.
100. Демченко, А.И. На исходных рубежах художественного поиска // Музыкальное искус-ство и наука в XXI веке. Астрахань, 2014.
101. Демченко, А.И. «Полиэтника» Альфреда Шнитке // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования. Оренбург, 2014. С. 46–52.
102. Демченко, А.И. Музыкознание Средневековья // Проблемы художественного творче-ства. Саратов, 2014.
103. Демченко, А.И. Шнитке и город его детства // Музыкант-классик. 2014, № 11–12.
Демченко, А.И. Маленькая история одной почтовой карточки // Музыкант-классик. 2014, № 11–12.
104. Демченко, А.И. Regularities of Artistic-Historical Evolution // Horizonty imeia. Banska By-strica, 2014. s. 93–101.
105. Демченко, А.И. Альфред Шнитке и город его детства // К 80-летию со дня рождения А.Г. Шнитке. Энгельс, 2015.
106. Демченко, А.И. Военный эпос Сергея Прокофьева // Летопись огненных лет. Смоленск, 2015. С. 78–112.
107. Демченко, А.И. Шедевры для свалки истории? // Искусствоведение в контексте других наук. М., 2015. С. 130–138.
108. Демченко, А.И. Художник-мыслитель // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования. Вып. 17. Оренбург, 2015. С. 32–46.
109. Демченко, А.И. Отечественная фортепианная соната военных лет // Актуальные про-блемы культуры, искусства и художественного образования. Вып. 18. Оренбург, 2015. С. 20–29.
110. Демченко, А.И. Военные оратории // Актуальные проблемы культуры, искусства и ху-дожественного образования. Вып. 18. Оренбург, 2015. С. 151–159.
111. Демченко, А.И. Симфонии Шостаковича военных лет // Альманах современной науки и образования . 2015, № 5. С. 41–47.
112. Демченко, А.И. Саратовской композиторской организации – три четверти века // Обра-зование в сфере искусства. 2015, № 1. С. 19–26.
113. Демченко, А.И. Эпос огненных лет // Проблемы современной музыки. Пермь, 2015. С. 259–270.
114. Демченко, А.И. Историко-революционная эпопея Георгия Свиридова середины XX сто-летия (произведения 1950-х годов и «Поэма памяти Сергея Есенина») // Музыка в совре-менном мире. Тамбов, 2015. С. 103–116.
115. Демченко, А.И. Историко-революционная эпопея Георгия Свиридова середины XX столетия (произведения на стихи В. Маяковского) // Музыка в современном мире. Тамбов, 2015. С. 116–135.
116. Демченко, А.И. «Миг истории» // Musician classic. 2015, № 7–8. С. 27–29.
117. Демченко, А.И. Муза Александра Пушкина // Музыка и слово. Параллели и пересече-ния. Оренбург, 2015.
118. Демченко, А.И. Георгий Свиридов середины века // Музыкальное искусство и наука в современном мире. Астрахань, 2015. С. 163–170.
119. Демченко, А.И. «Двенадцать» Бориса Тищенко: интертексты и контексты // Musicus. 2015, № 4. С. 32–41.
120. Демченко, А.И. Столетие назад // Оренбуржье музыкальное. 2015, № 4.
121. Демченко, А.И. Ораториальный цикл Елены Гохман // Музыкант-классик. 2015, № 11–12. С. 7–12.
122. Демченко, А.И. На волне «новой фольклорной волны» // Проблемы художественного творчества. Саратов, 2015. С. 53–59.
123. Демченко, А.И. Истоки национальной классики (На материале композиторских школ Закавказья) // Музыка как национальный мир искусства. Казань, 2015. С. 77–87.
124. Демченко, А.И. Альфред Шнитке и авангард // Малевич. Классический авангард. Ви-тебск, 2015. С. 141–148.
125. Демченко, А.И. Гёте эпохи «Бури и натиска». Вертер // Культура и искусство Германии. Тамбов, 2016. С. 42–54.
126. Демченко, А.И. Германия Третьего рейха глазами Л. Фейхтвангера. Формула успеха то-талитаризма // Культура и искусство Германии. Тамбов, 2016. С. 124–133.
127. Демченко, А.И. Искусствознание: ретроспекции и прогнозы // Музыкальная наука в едином культурном пространстве. М., 2016.
128. Демченко, А.И. Британский Орфей // Музыкальная наука в едином культурном про-странстве. М., 2016.
129. Демченко, А.И. Браво-брависсимо! // Камертон. 2016, № 85–86. С. 22–26.
130. Демченко, А.И. Титан-собрат Святослава Рихтера // Исполнительское искусство и педа-гогика. Саратов, 2016. С. 12–24.
131. Демченко, А.И. Андрей Белый: Ракурсы символизма // Альманах современной науки и образования. 2016, № 4. С. 37–46.
132. Демченко, А.И. Контур творческого облика // PianoФорум. 2016, № 2. С. 72–76.
133. Демченко, А.И. Муза Александра Пушкина // Актуальные проблемы культуры. Вып. 19. Оренбург, 2016. С. 9–32.
134. Демченко, А.И. «В сердце светит Русь…» // Актуальные проблемы культуры. Вып. 19. Оренбург, 2016. С. 93–100.
135. Демченко, А.И. Архитектурно-исторический пейзаж Саратова // Волга XXI век. 2016, №№ 7–8. С. 52–86.
136. Демченко, А.И. Музыкознание Возрождения // Проблемы художественного творчества. Саратов, 2015. С. 64–17.
137. Демченко, А.И. Антимиры // Проблемы художественного творчества. Саратов, 2015. С. 3–17.
138. Демченко, А.И. Гимнотворец национальной идеи // Проблемы художественного творчества. Саратов, 2015. С. 317–323.
139. Демченко, А.И. Рефлексы памяти генотипа Альфреда Шнитке // Память в искусстве и науке. М., 2016. С. 63–80.
140. Демченко, А.И. Путь длиною в жизнь // Музыкальная жизнь в едином культурном про-странстве. М., 2016. С. 423–478.
141. Демченко, А.И. Диссонансы. Личность и мир в инструментальных концертах Д.Д. Шо-стаковича 1960-х годов // Музыкальное искусство и наука в современном мире. Астрахань, 2016. С. 69–74.
142. Демченко, А.И. В камне и кистью // Волга XXI век. 2016, №№ 9–10. С. 135–153.
Демченко, А.И. Мировая художественная культура в формате мультимедиа // Образование в сфере искусства. 2016, № 1. С. 63–68.
143. Демченко, А.И. Концептуальный потенциал искусства // Музыка в современном мире. Тамбов, 2016. С. 79–99.
144. Демченко, А.И. Поэтическая душа Испании // Музыка в современном мире. Тамбов, 2016. С. 144–186.
145. Демченко, А.И. Елена Гохман. «Испанские мадригалы». Тамбов, ТГМПИ, 2016. С. 3–4.
146. Демченко, А.И. Маленькая история одной почтовой карточки // Альфреду Шнитке по-свящается. Вып. 10. М, Композитор, 2016. С. 93–96.
147. Демченко, А.И. Позднее творчество Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвящает-ся. Вып. 10. М., Композитор, 2016. С. 111–128.
148. Демченко, А.И. Уходя из жизни // Музыкант-классик. 2016, № 7–8. С. 7–11.
149. Демченко, А.И. Кредо «железной леди» // Исполнительское искусство и педагогика. Саратов, СГК, 2016. С. 3–17.
150. Демченко, А.И. Прекрасное лицедейство // Волга –ХХI век, 2016, № 11–12. С. 88–112.
151. Демченко, А.И. Концептуальный потенциал искусства // Музыка в современном мире. Тамбов, 2016. С. 79–99.
152. Демченко, А.И. Поэтическая душа Испании // Музыка в современном мире. Тамбов, 2016. С. 144–166.
153. Демченко, А.И. Проект реформирования вузовского музыкального образования // Му-зыкальное образование. Проблемы и вызовы XXI века. М., 2016. С. 37–57.
154. Демченко, А.И. Сергей Прокофьев: две симфонии – две войны // Искусство и образова-ние. 2016, № 4. С. 6–19.
155. Демченко, А.И. Прокофьев и Рахманинов // С.В.Рахманинов и Тамбовский край. Там-бов, 2016. С. 48–57.
156. Демченко, А.И. «Фагот – моё вдохновение!» // Камертон. 2017, № 95. С. 15–18
емченко, А.И. Истинный самородок (к 140-летию Николая Леонтовича) // Студії мистецтво-знавчі. 2017, № 2. С. 120–129.
157. Демченко, А.И. Наследие М.И. Глинки в трёх измерениях // М.И. Глинка: тайны твор-чества, проблемы интерпретации. М., РАМ имени Гнесиных, 2017. С. 9–33.
158. Демченко, А.И. Литературное прошлое Саратова (Часть I) // Волга XXI век. 2017, № 3–4. С. 152–174.
159. Демченко, А.И. Гёте эпохи «Бури и натиска» («Клавиго», «Эгмонт») // Культура и ис-кусство Германии. Тамбов, ТГМПИ, 2017. С. 12–22.
160. Демченко, А.И. Ровесник и очевидец эпохального слома времён // Искусство и образо-вание. 2017, № 2. С. 7–30.
161. Демченко, А.И. Литературное прошлое Саратова (Часть II) // Волга XXI век. 2017, № 5–6. С. 151–171.
162. Демченко, А.И. Эмилис Мелнгайлис // Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Ре-волюции. М., Композитор, 2017. С. 136–138.
163. Демченко, А.И. Станислав Людкевич // Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Революции. М., Композитор, 2017. С. 138–150.
164. Демченко, А.И. Николай Мясковский // Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Революции. М., Композитор, 2017. С. 150–162.
165. Демченко, А.И. Сергей Прокофьев // Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Ре-волюции. М., Композитор, 2017. С. 162–172.
166. Демченко, А.И. Дмитрий Шостакович // Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Революции. М., Композитор, 2017. С. 172–189.
167. Демченко, А.И. Георгий Свиридов // Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Революции. М., Композитор, 2017. С. 189–221.
168. Демченко, А.И. Сергей Слонимский // Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Ре-волюции. М., Композитор, 2017. С. 221–243.
169. Демченко, А.И. Родион Щедрин // Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Рево-люции. М., Композитор, 2017. С. 243–247.
170. Демченко, А.И. Борис Тищенко // Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Рево-люции. М., Композитор, 2017. С. 247–254.
171. Демченко, А.И. Олег Галахов // Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Револю-ции. М., Композитор, 2017. С. 254–257.
172. Демченко, А.И. Марк Карминский // Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Революции. М., Композитор, 2017. С. 257–274.
173. Демченко, А.И. Карэн Хачатурян // Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Рево-люции. М., Композитор, 2017. С. 274–278.
174. Демченко, А.И. Елена Гохман // Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Револю-ции. М., Композитор, 2017. С. 278–291.
175. Демченко, А.И. Семантика революционной образности // Иллюзии и аллюзии. Мифопоэтика музыки о Революции. М., Композитор, 2017. С. 297–309.
176. Демченко, А.И. «Русский путь» и «русская идея» в рефлексиях творчества Сергея Рах-манинова // Избранные статьи о музыке. Вып. 3. Саратов, СГК, 2017. С. 6–15.
177. Демченко, А.И. О полузабытом шедевре Игоря Стравинского // Избранные статьи о му-зыке. Вып. 3. Саратов, СГК, 2017. С. 15–24.
178. Демченко, А.И. Летопись слома времён (Пятая и Шестая симфонии Николая Мясков-ского) // Избранные статьи о музыке. Вып. 3. Саратов, СГК, 2017. С. 24–37.
179. Демченко, А.И. Сергей Прокофьев: возвращение в Большевизию // Избранные статьи о музыке. Вып. 3. Саратов, СГК, 2017. С. 37–60.
180. Демченко, А.И. Военная тетралогия Дмитрия Шостаковича // Избранные статьи о му-зыке. Вып. 3. Саратов, СГК, 2017. С. 60–77.
181. Демченко, А.И. «Лебединые песни» трёх выдающихся симфонистов // Избранные ста-тьи о музыке. Вып. 3. Саратов, СГК, 2017. С. 77–88.
182. Демченко, А.И. «Звёздное» десятилетие Георгия Свиридова // Избранные статьи о му-зыке. Вып. 3. Саратов, СГК, 2017. С. 88–111.
183. Демченко, А.И. Из плеяды «шестидесятников» (Сергей Слонимский) // Избранные ста-тьи о музыке. Вып. 3. Саратов, СГК, 2017. С. 111–123.
184. Демченко, А.И. Форпост балетного жанра второй половины ХХ века (Родион Щедрин) // Избранные статьи о музыке. Вып. 3. Саратов, СГК, 2017. С. 123–147.
185. Демченко, А.И. «Центральный элемент» художественной системы Альфреда Шнитке // Избранные статьи о музыке. Вып. 3. Саратов, СГК, 2017. С. 147–166.
186. Демченко, А.И. Два этюда о мастерах из северной Пальмиры (Борис Тищенко, Валерий Гаврилин) // Избранные статьи о музыке. Вып. 3. Саратов, СГК, 2017. С. 166–179.
187. Демченко, А.И. Романтизм без берегов (на материале творчества Елены Гохман) // Из-бранные статьи о музыке. Вып. 3. Саратов, СГК, 2017. С. 179–194.
188. Демченко, А.И. Композитор Евгений Бикташев // Браво, «Поволжье»! Саратов, При-волжская книжная палата, 2017. С. 77–80.
189. Демченко, А.И. Кульминационный фазис великого симфониста // Проблемы художе-ственного творчества. Саратов, СГК, 2017. С. 16–30.
190. Демченко, А.И. 30-й заключительный // Анатолий Селянин Моя творческая жизнь. Са-ратов, СГК, 2017. С. 81–82.
191. Демченко, А.И. Волга-Бэнд: сотворение праздника // Анатолий Селянин Моя творческая жизнь. Саратов, СГК, 2017. С. 89–91.
192. Демченко, А.И. Путь в профессиональное искусство // Проблемы художественного твор-чества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому и 105-летию Саратовской консерватории (23-24 ноября 2017 г.). Саратов: Сара-товская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 175–183.
193. Демченко, А.И. Антимиры // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому и 105-летию Са-ратовской консерватории (23-24 ноября 2017 г.). Саратов: Саратовская государственная кон-серватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 242–255.
194. Демченко, А.И. Л.Л. Христиансен – общественный деятель // История, теория и практика фольклора. Сборник научных статей по материалам V Всероссийских научных чтений памяти Л.Л. Христиансена. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова,2017. С. 22–26.
195. Демченко, А.И. ВЕЛИКИЙ МАСТЕР. Вехи артистического восхождения // Исполни-тельское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 мая 2017) и Всерос-сийской научно-практической конференции, проводимой в рамках III Всероссийского кон-курса пианистов имени С.С. Бендицкого «Фортепианное искусство и педагогика» (24 мая 2017). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 271–291.

Перейти на старый сайт