Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Алесенкова Виктория Николаевна

Старший преподаватель кафедры мастерства актёра

Кандидат искусствоведения (2013)
Заслуженный работник науки и образования Российской Академии Естествознания (2015)

Преподаёт историю театра

  • Биография
  • Научная деятельность
  • Публикации
  • Ссылки
  • Новости

Родилась в 1972 году. В 1995 году окончила Орловский государственный институт искусств и культуры (факультет художественного творчества, кафедра режиссуры и мастерства актёра). В 2007 году окончила аспирантуру кафедры театроведения и сценографии (специализация 17.00.01 - Театроведение) Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств республики Молдова.

Преподаёт в СаТИ на кафедре мастерства актера. Ведёт занятия по дисциплине "История зарубежного театра".

Руководит научной работой студентов, является организатором и куратором студенческих научно-практических конференций по театральному искусству.

В 2007 году окончила аспирантуру кафедры театроведения и сценографии (специализация 17.00.01 - Театроведение) Академии Музыки, Театра и Изобразительных искусств республики Молдова.

В 2011 году на кафедре гуманитарных дисциплин СГК им. Собинова успешно защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по теме "Символ как выразительное средство в театральной практике рубежа XX-XXI веков" (научный руководитель - доктор искусствоведения А.И. Демченко). Является автором статей в области театральной символики. В 2011 году выпустила учебное пособие для вузов "Театральный символ в теории искусства", в 2014 - монографию "Символ в театральной практике рубежа XX-XXI веков", а в 2015 - учебное пособие "Постдраматический театр Х.-Т. Лемана: эстетический дискурс".

Монографии и учебные пособия:

1. Алесенкова, В.Н. Символ в театральной практике рубежа ХХ–ХХI веков: монография. Саратов: «Наука», 2014. 154 с.
2. Алесенкова, В.Н. Постдраматический театр Х.-Т. Лемана: эстетический дискурс: учебное пособие. Саратов: Наука, 2015. 63 с.
3. Алесенкова, В.Н. Театральный символ в теории искусства: учеб. пособ. для вузов. Саратов: Издат-во СГК, 2011. 52 с.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ:
4. Алесенкова, В.Н. Путь к символу как выразительному средству через искания театрального французского авангарда // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 3; URL: http://www.science-education.ru/97-4673
5. Алесенкова, В.Н. Преимущество языка символов в создании режиссерской концепции // Альманах: Театр, живопись, кино, музыка. Москва: ГИТИС-РАТИ, 2009. Вып. 2. С. 65–77.
6. Алесенкова, В.Н. Постдраматический театр: на пересечении смысловых пространств // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5; URL: http://www.science-education.ru/119-14772.
7. Алесенкова, В.Н. Роль символических действий в спектакле // Альманах: Театр, живопись, кино, музыка. М.: ГИТИС-РАТИ, 2011. Вып. 3. С.63–76.
8. Алесенкова, В.Н. «Эстетическая логика» постдраматического театра Х.-Т. Лемана: pro et contra // Фундаментальные исследования. 2014. № 12 (8). С. 1785–1788; URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_ article&article_id=10005710
9. Алесенкова, В.Н. К вопросу о методологии анализа постдраматического театра // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2; URL: http://www.science-education.ru/129-21834.
10. Алесенкова, В.Н. Эстетика эпического театра Брехта, абсурда и постмодернизма в постдраматическом театре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11(61): в 3-х ч. Ч. II. С. 26–29.
11. Алесенкова, В.Н. Предпосылки для обновления теоретической базы в программе театрального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-21707.
12. Алесенкова, В.Н. Репрезентация невербальной метафоры в контексте театрального искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 5 (67). С. 33–36.
13. Алесенкова, В.Н. Перформативность в контексте театра // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2016. № 2 (61). С. 103–108.
14. Алесенкова, В.Н. Модель мифа в языковом и внеязыковом пространстве спектакля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 6(60): в 3-х ч. Ч. 3. С. 60–63.
15. Алесенкова, В.Н. Инверсия восприятия знака и символа в контексте невербального языка театра // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 2 (68): в 2-х ч. Ч.1. С. 55–57.
16. Алесенкова, В.Н. Диалектическая модель творчества как опыт познания // Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2017. № 1 (64). С. 26–29.
Научные статьи
17. Алесенкова, В.Н. Театр сновидений как форма мышления // Материалы Международной научно-практической конференции «Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика» (12-13 мая 2017) Саратов, СГК имени Л.В. Собинова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 193–197.
18. Алесенкова, В.Н. К вопросу о когнитивном потенциале невербального языка спектакля // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство. Сборник статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции 17 февраля 2017. Тамбов: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, 2017. С. 192–198.
19. Алесенкова, В.Н. Постдраматический театр как театр диалектический (у истоков когнитивного театроведения) // Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 20-24 июня 2016 г. / Отв.ред. Ю.И. Александров, К.В. Анохин. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 103–104.
20. Алесенкова, В.Н. Общие признаки перформативности в современном отечественном театре // Проблемы художественного творчества: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому, 26–28 ноября 2015 года. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С. 294–299.
21. Алесенкова, В.Н. Негативный аспект невербальной метафоры // Град Китеж русской литературы: сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции 28 октября 2015 года. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2016. С. 86–91.
22. Алесенкова, В.Н. Символическая концепция слова в семантической структуре спектакля // Проблемы художественного творчества в исполнительской интерпретации: Сборник статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому (27-28 ноября 2014). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2015. С. 3–7.
23. Алесенкова, В.Н. Symbolic image in theatre practice // Тезисы по итогам Всемирного Конгресса Международной федерации театральных исследований IFTR World Congress (Theatre & Stratification). Варвик (GB), 2014. – Р.17.
24. Алесенкова, В.Н. Evolution of the Symbol in contemporary theatre practice // Тезисы по итогам Всемирного Конгресса Международной федерации театральных исследований IFTR 2010 World Congress. Мюнхен (BRD), 2010. Р. 203.
25. Алесенкова, В.Н. Эволюция символа в современной театральной практике // Intertext. – Кишинёв: Международный Независимый Университет Молдовы (ULIM), 2011. № 1/2. С. 186–194.
26. Алесенкова, В.Н. К проблемам семиотики театрального языка: театральный символ как метаязык // Anuar stiinţific: muzică, teatru, arte plastice. Кишинёв, 2006. С. 96–100.
27. Алесенкова, В.Н. Символ, символизация как языковая структура сценического действия // Învăţământul artistic – dimensiuni culturale: Научно-дидактическая конференция преподавателей и докторантов AMTAP. Кишинёв, 2004. Выпуск IV. С. 180–182.
28. Алесенкова, В.Н. Катарсис как возможное средство познавания мира и духовного возрождения // Învăţământul artistic – dimensiuni culturale: материалы научно-дидактической конференции AMTAP. Кишинёв, 2002. Выпуск II. С. 47–51.
29. Алесенкова, В.Н. Способы восприятия символических связей в спектакле // Artă şi Educaţie Artistică: revistă de cultură, ştiinţă şi practică educaţională. Бельцы, 2009. № 1–2 (10–11). С. 66–73.
30. Алесенкова, В.Н. Интеграция символа в современном драматическом театре // Artă şi Educaţie Artistică: revistă de cultură, ştiinţă şi practică educaţională. Бельцы, 2007. № 1 (4). С. 67–76.
31. Алесенкова, В.Н. Драматургия М. Метерлинка: философия в символах // Искусство и культура. Витебск, 2011. № 2. С. 46–50.
32. Алесенкова, В.Н. К теории полярности театрального символа // Искусство и образование: журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания / гл. ред. Н.А. Кушаев. Москва: [Б.и.]. N. 17 (73): / гл. ред. Н.А. Кушаев. 2011. С. 95–99.
33. Алесенкова, В.Н. Forming semantic connections in theatrical performance // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 9. С. 20–22; URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article_id=6386
34. Алесенкова, В.Н. Способы образования символических связей в спектакле // Памяти В.З. Федосеева: сб. статей. Саратов, 2012. С. 36–41.
35. Алесенкова, В.Н. Символизация в постановке Ильи Шаца // Teatracţie, журнал UNITEM (Союза театральных деятелей Молдовы). Кишинёв, 2005. С. 76–79.
36. Алесенкова, В.Н. Символическая концепция «Вишнёвого сада» // Литературно-художественный и публицистический журнал «Русское поле». Кишинёв, 2010. № 1. С. 110–118.
37. Алесенкова, В. «Король Лир»: вне времени и пространства // Литературно-художественный и публицистический журнал «Русское поле». Кишинёв, 2010. № 2. С. 113–120.
38. Алесенкова, В.Н. Реминисценция в свете софитов // Литературно-художественный и публицистический журнал «Русское поле». Кишинёв, 2017. № 1. С. 140–144.
39. Алесенкова, В.Н. Символ в театральной практике рубежа ХХ–ХХI веков, Театральный символ в теории искусства // Catalog of the scientific educational and methodological literature presented by authors at the I-XXVIII All-Russian Exhibisions held by Academy of Natural History: Exposition oh the Paris Book Fair 2016. M.: Publishing House „Academy of Natural History”, 2016. P.10.
40. Алесенкова, В.Н. Постдраматический театр: на пересечении смысловых пространств // Научное обозрение. Реферативный журнал. 2015. № 2; С. 41–42.
41. Алесенкова, В.Н. Театр сновидений как форма мышления // Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (12-13 мая 2017) и Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках III Всероссийского конкурса пианистов имени С.С. Бендицкого «Фортепианное искусство и педагогика» (24 мая 2017). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. С. 193–197.

Перейти на старый сайт