Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Статья краеведа Владимира Вардугина о концерте памяти А.С. Ярешко, 25 мая

ЛЮБИТЬ – ЗНАЧИТ, ПРЕУМНОЖАТЬ!

25 мая 2019 года на сцене Рахманиновского зала Саратовской консерватории состоялся концерт памяти замечательного человека и музыканта, профессора Александра Сергеевича Ярешко.

Зрители собирались в зале, студенты – они и составили львиную долю выступавших на сцене – волновались за кулисами, а с большого портрета смотрел несколько иронично на эти хлопоты виновник торжества, словно размышляя: «Ну, ну, посмотрим, чем вы меня удивите!»

Несомненно, концертные номера понравились бы Александру Сергеевичу, ещё год назад учившему тех, кто сегодня пел и танцевал на сцене, на которую столько раз выходил и сам Александр Сергеевич с приветственными словами на фестивалях и конкурсах, на презентациях своих сборников фольклора (конечно же, на концерте прозвучали и песни, записанные Александром Сергеевичем Ярешко из его сборника «Народные песни Великой Отечественной войны», в том числе и «Я встретил его под Одессой родной» в замечательном исполнении Елены Андреевны Сапоговой, Народной артистки России). Многогранной была деятельность доктора искусствоведения, профессора, академика РАЕ, лауреата премии им. Д.С. Лихачёва, президента Ассоциации колокольного искусства России, основателя научной школы «Русская музыкальная кампанология» Александра Сергеевича Ярешко. Именно колокольные звоны стали визитной карточкой нашего замечательного земляка, возродившего это древнее искусство в России, не давшего ему исчезнуть в утробе атеистического государства. Помню, с каким восторгом слушали саратовчане мелодии колоколов в сентябре 1990 года, лившиеся с колокольни Свято-Троицкого собора, когда к нам впервые приехали на фестиваль колокольного звона звонари со всей России. А душой того фестиваля был Александр Сергеевич. И не случайно концерт его памяти начался именно с колокольного звона, наполнившего сердца слушателей звуками скорби и светлой грусти: «Не говори с тоской: их нет, // но с благодарностию: были». Студенты Александра Сергеевича, представлявшие на сцене номер за номером, могут так светло вспоминать своего Учителя, продолжающего и ныне их учить: как всякий большой мастер, Александр Сергеевич будет и дальше влиять на своих учеников, формировать их вкусы и пристрастиия, поскольку оставил после себя свою школу, своё видение места фольклора в богатейшей палитре музыкального искусства. И именно – как фундамента всех жанров, ибо прав Михаил Глинка: музыку творит народ, а музыканты лишь огранивают бриллианты народного вдохновения.

25 мая мы и увидели не один такой бриллиант, сверкавший на сцене: в исполнении коллег Александра Сергеевича  и его учеников прозвучало немало шедевров. Обо всех в краткой заметке не расскажешь, вспомню лишь те, что наиболее запомнились. Вдохновенная игра профессора кафедры специального фортепиано Александра Рыкеля – он исполнил «Прелюдию» Сергея Рахманинова – подсказала: чуть более столетия назад именно на этой сцене играл сам Сергей Васильевич, неслучайно долгое время Большой зал консерватории (в советские годы – Октябрьский) именовали Рахманиновским залом.

Один за другим сменяли на сцене ансамбль древнерусского певческого искусства,  ансамбль народных инструментов «Лель», ансамбль «Благодать», народный хор колледжа искусств, хор факультета СПО, театр народной музыки «Балаган». Поразила пронзительностью музыки и смысла слов работа из дипломной программы Кристины Лиховицкой – песня Виктора Захарченко на стихи Александра Блока «Девушка пела в церковном хоре» в исполнении хора кафедры народного пения и этномузыкологии (руководитель Галина Бурданова, хормейстер Мария Бондаренко). Виктор Гаврилович Захарченко и Александр Сергеевич Ярешко – земляки-кубанцы, их роднит рыцарское служение музыке, народному искусству.

В академической среде саратовскую гармонику не очень-то жалуют, Александр же Сергеевич любил этот звонкоголосый инструмент, и на концерте его памяти прозвучали саратовские переборы в исполнении лучших гармонистов Евгения Евгеньевича Яркина и Игоря Александровича Карлина.  

«Папа любил всё русское», – заметила Оксана Александровна Ярешко, предваряя исполнение  песни иеродиакона Феофила (Боголюбова) на стихи монаха Лаврентия «За Святую Русь помолюсь». Завершающие слова песни – «Чтобы русский дух не потух, чтобы русский глас не угас» – можно взять эпиграфом ко всей жизни Александра Сергеевича Ярешко: все силы он отдавал тому, чтобы продолжилась песенная судьба России, и его любовь ко всему русскому не была созерцательной, но действенной: любить – значит, преумножать. И он это завещал своим ученикам, теперь им продолжать традиции нашего народа, сохранять и преумножать те богатства, которые нам оставили предки.

Владимир ВАРДУГИН

Перейти на старый сайт