Сервис перевода не доступен. Попробуйте позже.

Новости
Афиша

Издания СГК 2020 год (часть II)

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподава-телей высших и средних специальных заведений по дисциплинам «Специаль-ный класс», «Методика преподавания», «Педагогическая практика».

Волжская рапсодия. Из репертуара оркестра русских народных инструментов Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова
Второй выпуск сборника партитур «Из репертуара оркестра русских народных инструментов Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова» сформирован из произведений, исполненных студенческим коллективом в различные годы. Методические рекомендации по их исполнению представляются с учётом репетиционной работы и концертных выступлений.

Сборник адресуется слушателям курсов повышения квалификации – пре-подавателям учебных заведений культуры и искусства, руководителям ансам-блей народных инструментов, учащимся музыкальных школ и школ искусств.

В учебно-методическом пособии изложены современные подходы к обучению игре на баяне и аккордеоне. В работе представлены основные дидактические принципы, способы развития музыкальных способностей, принципы организации учебного процесса, формы и методы работы над произведением, раскрыт современный взгляд на проблему постановки игрового аппарата.

Учебно-методическое пособие предназначено для работников сферы дополнительного образования в области культуры и искусств, преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств, колледжей искусств, а также учащихся образовательных учреждений среднего профессионального образования.

В исследовательских очерках доктора искусствоведения А.И.Демченко на материале основных произведений огромного массива советской музыки, созданной в годы Великой Отечественной войны, прослеживается траектория этого исторического времени, получившего яркое отображение в художественной творчестве.

В орбиту изучения включены преддверие Великой Отечественной (рубеж 1940-х годов) и её «постскриптум» (вторая половина этого десятилетия), а также обзор развития военной темы в других видах искусства и за рубежом.

Читать

В пособии рассматриваются методические проблемы и даются практические рекомендации по работе с детским хоровым коллективом. Основываясь на многолетнем опыте работы, автор затрагивает организационные вопросы, связанные с деятельностью хора и его руководителя, классифицирует методы и приемы работы с детьми, дает конкретные практические рекомендации, касающиеся каждого из этапов работы хормейстера, включая концертную деятельность. В целом работа носит методический характер и имеет практическую значимость в преподавании таких дисциплин как «Хоровой класс», «Методика детского хорового воспитания». Материалы учебного пособия адресованы слушателям курсов повышения квалификации, хормейстерам и руководителям детских хоровых коллективов, преподавателям ДШИ, ДМШ, средних специальных учебных заведений сферы культуры, студентам и аспирантам музыкальных вузов.

Учебно-методическое пособие посвящено анализу сборника детских пьес Елены Гохман. Сочинения носят программный характер и представляют собой яркие по образному содержанию и музыкальному языку фортепианные миниатюры. Знакомство с современной музыкой помогает начинающему музыканту расширить свой кругозор и сделать занятия по фортепиано интересными и увлекательными.

Учебно-методическое пособие адресовано слушателям курсов повышения квалификации.

В предлагаемом альманахе представлены тексты, основными авторами которых являются научные сотрудники Центра комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова. Широкий тематический спектр этих текстов отражает различные направления многостороннего пространства научных изысканий участников данного творческого проекта, посвящённого изучению и популяризации искусства XVI–XVIII столетий во всех его ипостасях (литературное творчество, изобразительное искусство, архитектура, музыкальное искусство, театр, фольклор и т.д.), включая традиции эпохи Барокко в искусстве последующего времени и с привлечением исследований в других разделах научного знания. При этом важной составной частью является развитие принципов исторически ориентированного (аутентичного) исполнительства (как в музыке, так и в других видах исполнительского искусства).

Читать

Второй выпуск сборника партитур «Из репертуара оркестра русских народных инструментов Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова» сформирован из произведений, исполненных студенческим коллективом в различные годы. Методические рекомендации по их исполнению представляются с учётом репетиционной работы и концертных выступлений.

Сборник адресуется слушателям курсов повышения квалификации – преподавателям учебных заведений культуры и искусства, руководителям ансамблей народных инструментов, учащимся музыкальных школ и школ искусств.

Данную книгу автор посвящает памяти своего учителя – заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Льва Львовича Христиансена (1910–1985), – крупного учёного, фольклориста, создателя и первого художественного руководителя Уральского русского народного хора, основателя народно-певческого образования, выдающегося музыканта, педагога, организатора, просветителя. Он оставил неизгладимый след в истории культуры и искусства России XX века. В монографии впервые осуществляется попытка обобщить разнообразные направления многогранной деятельности Л. Л. Христиансена, раскрываются яркие стороны феномена личности. Здесь проводится анализ его профессиональных установок и основных методологических принципов собирания, изучения и исполнения народных песен, подчёркивается высокое значение фундаментальных трудов и научно-творческой концепции учёного. Его наследие играет исключительно важную роль в формировании взглядов на актуальные вопросы этномузыкознания, народно-певческого исполнительства и образования. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей народного музыкального творчества и исполнительского искусства. Она особенно будет полезна собирателям и исследователям песенного фольклора, педагогам и студентам высших и средних музыкальных учебных заведений, а также всем исполнителям народных песен.

Данное издание продолжает серию выпусков хрестоматий по оркестровому классу профессора кафедры дирижирования СГК имени

Л.В. Собинова Кирилла Владимировича Ершова и включает в себя инструментовки и переложения, предназначенные для исполнения школьным оркестром народных инструментов. Музыкальный материал сборника основан на оригинальных пьесах, а также на сочинениях отечественных и зарубежных композиторов, неоднократно звучавших под управлением автора в концертных выступлениях оркестра народных инструментов ЦДМШ г. Саратова.

Репертуарный состав хрестоматии включает как несложные миниатюры, которые вполне по силам освоить учащимся младших классов, так и развернутые произведения, рассчитанные на более подготовленных старшеклассников. В конце сборника приведено несколько оркестровых аранжировок с хором. К настоящему изданию прилагается комплект оркестровых голосов.

А. Марьенко. Избранные соло группы ударных инструментов в классической музыке. Предлагаемые «Избранные соло группы ударных инструментов в классической музыке» предназначены для пополнения учебного материала по предметам: «Изучение оркестровых соло», «Изучение оркестровых партий», «Ансамбль ударных инструментов», «Методика обучения игре на ударных инструментах» для более широкого ознакомления студентов с оркестровой литературой, а также для развития чтения нот с листа.

Учебное пособие предназначено для студентов исполнительских факультетов высших и средних специальных музыкальных учебных заведений.

Настоящее издание открывает серию публикаций архивных материалов Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, отражающих историю, научное и педагогическое наследие кафедры теории музыки и композиции. В первый выпуск данной серии вошли статьи педагогов, стоящих у истоков Консерватории, создавших фундамент и высокий профессиональный рейтинг кафедры теории музыки и композиции.

История кафедры оживает в воспоминаниях А.Н. Дмитриева, Я.К. Евдокимова, И.А. Тютьманова – очевидцев становления Саратовской консерватории и кафедры теории музыки и композиции. Научное наследие кафедры представлено, в данном выпуске, трудами Б.А. Сосновцева, Е.И. Вартановой и Е.В. Лебедевой – ярких творческих личностей, педагогов и музыковедов-исследователей.

Публикуемые архивные материалы предварены краткой информацией об их авторах, а также дополнены комментарием составителей. Большинство статей настоящего сборника издаѐтся впервые.

Сборник статей адресован читателям, интересующимся проблемами отечественной музыкальной культуры и науки.

Читать

В авторском сборнике представлены концертные пьесы, обработки и транскрипции И.Я. Паницкого для баяна в исполнительских редакциях педагогов кафедры народных инструментов Саратовской консерватории.

Сборник адресуется слушателям курсов повышения квалификации – преподавателям учебных заведений культуры и искусства, учащимся старших классов музыкальных школ и студентам средних и высших учебных заведений культуры и искусства.

Сборник составлен по итогам Международной научно-практической конференции, проходившей в Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова 14–15 мая 2020 г. В книге представлены статьи ученых и музыкантов-практиков России и зарубежья, посвященные актуальным проблемам музыкознания, исполнительской интерпретации, а также вопросам методики обучения музыке.

Читать

Сборник научных статей по материалам VI Международных научных чтений памяти Л.Л. Христиансена «История, теория и практика фольклора» 1–3 ноября 2017 г.

Сборник статей составлен по материалам прошедших в Саратове 1–3 но-ября 2017 года VI Международных научных чтений памяти Л.Л. Христиансена «История, теория и практика фольклора».

Научно-практический форум был посвящен 50-летию народно-певческого образования в России и 50-летию открытия специальности «руководитель народного хора» в Саратовской государственной консерватории имени Л.В Собинова, впоследствии преобразованной в кафедру Народного пения и этномузыкологии.

В сборнике представлен широкий круг тем, посвященных истории становления системы народно-певческого образования в российских вузах, проблемам бытования традиционной культуры в современном мире, вопросам методики и педагогики преподавания народного пения, изучению региональных фольклорных традиций с позиции современной этномузыкологии и смежных дисциплин, композиторскому и исполнительскому фольклоризму.

Материалы адресуются фольклористам, студентам музыкальных учебных заведений и широкому кругу читателей, интересующихся народным искусством.

Читать

Данное издание продолжает серию публикаций сочинений саратовских композиторов в рамках проекта кафедры теории музыки и композиции по сохранению научного, творческого и педагогического наследия Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова. В сборник вошли камерные произведения современных саратовских композиторов В. Мишле, С. Полозова, И. Субботина, В. Орлова.

Представленная в сборнике музыка ярко образна своей программой, написана современным музыкальным языком, учитывает реалии современной исполнительской техники, и предназначена для исполнителей (педагогов, учащихся, студентов) всех звеньев музыкального образования. Вошедшие в сборник произведения публикуются впервые.

Авторы переложений и составители нотного сборника: В.П. Скляренко заслуженный артист Российской Федерации, доцент кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, художественный руководитель ансамбля старинной музыки «Трио соната» Саратовской областной филармонии им. А.Г. Шнитке и Е.Ю. Лельчук солистка ансамбля старинной музыки «Трио соната» Саратовской областной филармонии им. А.Г. Шнитке, лауреат Международного конкурса в г. Рагуза (Италия) представили переложения произведений композиторов эпохи барокко Антонио Лучио Вивальди и Никола Антонио Джачинто Порпора.

Сборник предназначен для студентов высших и средних музыкальных заведений.

Cборник избранных статей и докладов выдающегося деятеля российской культуры кандидата искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Л.Л. Христиансена охватывает значительный по времени период его творческой деятельности. Особую значимость приобретают статьи, связанные с практической работой в руководимом им Уральском народном хоре, воспитанием народных исполнителей.

Впервые публикуется доклад Л.Л. Христиансена на Пленуме Правления Союза композиторов СССР в г. Киеве (1976) и текст выступления на итоговой теоретической конференции Всероссийского Смотра ансамблей песни и танца в Москве (1978). Представленные материалы не теряют своей актуальности и в настоящее время.

Сборник адресован руководителям народно-певческих коллективов, педагогам-этномузыкологам, работающим с народными голосами, а также всем, кому дороги наши национальные традиции.

Читать

Монография посвящена исследованию законов музыкального смыслообразования, рассматриваемых сквозь призму отношений слова и музыки. Избранный метод обусловлен фактом многовековой истории музыкально-словесных взаимодействий. Впервые слово рассматривается со стороны своих внутренних форм, или форм смысла. Такое слово-логос, пронизывающее все слои культуры и все сферы человеческой деятельности, вступая во взаимодействие с музыкой, незаметно входит в мир музыкального произведения, не нарушая имманентной логики звуковых структур. Его присутствие скрыто, но оно – такая же реальность музыкально-художественного целого, как и сам звук.

Книга адресована музыковедам, профессиональным музыкантам и любителям музыки, интересующимся проблемами музыкального смыслообразования.

Материал учебного пособия «Интервальное сольфеджио: от примы до октавы» нацелен на развитие мелодического интервального слуха. Он разработан для слушателей курсов повышения квалификации преподавателей ДШИ, ДМШ и средних музыкальных учебных заведений, которые проводятся на базе Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова.

Предназначен для использования как в классной, так и в домашней работы с юными музыкантами, содержит технические упражнения и примеры из художественной музыкальной литературы доступной сложности для пения, слухового и визуального анализа нотного текста, чтения с листа. Сборник составлен с учётом возрастных особенностей восприятия учащихся.

Учебное пособие, предназначенное для работы студентов с педагогом, представляет облегчѐнное краткое изложение курса академической гармонии, включающее диатонику и хроматику. Материал разработан в рамках московской гармонической школы и адаптирован для иностранных студентов, в т.ч. китайской национальности. В нѐм отражены основные формы работы по гармонии: наряду с теорией, предполагается гармонический анализ (в конце параграфов приводится список нотных примеров), имеются единичные образцы рекомендуемых для решения задач, взятых из «бригадного» учебника, а также минимальное число упражнений для игры на фортепиано. Более сложные темы, изучаемые после прохождения модуляции в тональности первой степени родства и хроматической секвенции, осваиваются в плане ознакомления.

Методическое пособие предназначено для начинающих изучать принципы барочного аккомпанемента на основе генерал-баса.

Для студентов средних и высших музыкальных учреждений, органистов и всех интересующихся старинной музыкой.

Учебно-методическое пособие для студентов музыкальных колледжей и вузов.

Настоящее учебно-методическое пособие адресовано студентам и преподавателям музыкальных колледжей и вузов, изучающим курс полифонии, а также всем, кому интересны вопросы контрапункта строгого письма. Оно имеет исключительно практическую направленность. В учебно-методическом пособии показаны этапы сочинения разновидностей подвижного контрапункта.

Сборник научных и учебно-методических материалов по итогам IV Всероссийской научно-практической конференции по педагогической практике. 20 марта 2020 года

В настоящий сборник вошли статьи участников IV Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическая практика: путь к индивидуальной педагогике» – студентов и преподавателей Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, преподавателей высших учебных заведений, музыкальных колледжей, ДМШ и ДШИ разных городов России.

Материал статей посвящѐн широкому кругу проблем музыкального обра-зования и сгруппирован в следующих рубриках сборника: Практическая подготовка музыканта, По страницам истории, Современные проблемы музыкального образования, Педагогическая практика.

Сборник адресован преподавателям разных звеньев музыкального образования, студентам средних и высших музыкальных учебных заведений, а так-же всем, интересующимся вопросами и состоянием современного отечественного музыкального образования.

Читать

В учебном пособии рассматриваются вопросы, связанные с методикой использования информационных компьютерных технологий при обучении музыке. Автор обсуждает области применения в учебном процессе программных продуктов двух видов: музыкальных редакторов и музыкальных обучающих компьютерных программ. Анализ некоторых программных продуктов даёт представления об их дидактическом потенциале, который может быть реализован в практической педагогической деятельности.

Материалы учебного пособия адресованы слушателям курсов повышения квалификации, преподавателям средних и начальных музыкальных учебных заведений, студентам и аспирантам музыкальных вузов, а также всем читателям, интересующимся проблемами использования информационных компьютерных технологий при обучении музыке.

Пособие содержит лекционный материал по курсу истории му-зыки. В нем рассматриваются эволюция музыкального мышления, развитие и трансформация музыкальных жанров и форм, а также творчество крупнейших композиторов с эпохи античности до первой половины XIX века.

Предназначено для иностранных студентов высших и средних специальных учебных заведений.

Музыка для детей и юношества занимает стратегическое положение в творчестве композиторов саратовской школы. Разное воплощение тема детства получила в сочинениях таких её корифеев, как М.Н. Симанский, А.А. Бренинг, Б.А. Сосновцев, В.В. Ковалёв, О.А. Моралёв, Е.В. Гохман. В данный сборник вошла детская фортепианная музыка саратовских композиторов старшего, среднего и младшего поколений. Это А.А. Бренинг, В.С. Мишле, А.В. Павлючук, В.В. Орлов, А.Н. Колдаева и С.Ю. Толкачёв.

Их сочинения ярко образны своей программой, написаны современным музыкальным языком и далеки от исключительно инструктивных задач обучения юных музыкантов. Художественное отражение мира детей, их игры, заботы, думы и мечты, мир сказки и природы, воспоминания самих композиторов о своём детстве – вот основное содержание представленных сочинений, которые могут значительно пополнить исполнительский репертуар юных пианистов. Большинство вошедших в сборник произведений публикуется впервые.

Материал сборника предназначен для слушателей курсов повышения квалификации – педагогов ДМШ и ДШИ, колледжей искусств и музыкальных училищ, а также учащихся и студентов образовательных организаций культуры и искусства.

Основу настоящего издания составили материалы лекционного курса, посвящѐнного важнейшим явлениям в русской музыке XX века – от первых послереволюционных десятилетий до конца столетия. Логика изложения исходит из паритета монографического и исторического подходов, поэтому освещаются как крупные творческие фигуры советского и постсоветского периодов, так и обзорные темы культурно-исторического плана. Учебно-методическое пособие подготовлено для иностранных студентов, что объясняет избранную стилистику: одной из ключевых задач стало сохранение высокой информативности текста при его относительной краткости.

Адресовано иностранным студентам специальностей «Искусство концертного исполнительства», «Музыкально-театральное искусство», «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором».

В учебнике Н.М. Смирновой «Фортепианные стили» для слушателей кур-сов повышения квалификации рассматриваются темы, связанные с вопросами стиля в музыкальной педагогике и фортепианном исполнительстве.

Учебник предназначен для педагогов детских музыкальных школ и школ искусств, для преподавателей средних учебных заведений.

Настоящее издание включает обработки народных и популярных мелодий, выполненные доцентом кафедры народных инструментов Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, лауреатом всероссийских и международных конкурсов Татьяной Грачевой.

Сборник адресуется слушателям курсов повышения квалификации – преподавателям учебных заведений культуры и искусства, руководителям ансамблей народных инструментов, учащимся музыкальных школ и школ искусств.

Настоящее издание включает переложения и транскрипции произведений зарубежных и русских композиторов и обработки народных и популярных мелодий, выполненные доцентом кафедры народных инструментов Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, лауреатом всероссийского и международных конкурсов Татьяной Грачевой, а также студентами ее класса.

Сборник адресуется слушателям курсов повышения квалификации – преподавателям учебных заведений культуры и искусства, руководителям ансамблей народных инструментов, студентам музыкальных училищ, музыкальных вузов, а также концертным исполнителям.

Оздоровительные технологии в подготовке студентов специальной медицинской группы

В учебно-методическом пособии «Тропинка к здоровью» даны рекомендации для студентов специальной медицинской группы и студентов основной группы при применении оздоровительных технологий, содержатся сведения о контроле и самоконтроле на занятиях физическим воспитанием, широко представлен материал по различным видам физических упражнений для оздоровительной тренировки и развития основных физических качеств. Положительно то, что указывается общий и специальный эффект от этих упражнений, что, на наш взгляд, мотивирует студентов на систематические занятия.

Предложенный материал может быть использован на занятиях по физической культуре преподавателями вузов и студентами на самостоятельных занятиях.

Соната для фортепиано in D (1987): стилевое и драматургическое наполнение» посвящено одному из наиболее прогрессивных и масштабных композиторов современности А.Г. Шнитке. Анализируются черты стиля, новации средств выразительности на примере одного из знаковых сочинений фортепианного репертуара – Сонаты in D, написанной в 1987 году.

Предназначается для студентов и педагогов исполнительских факультетов средних и высших музыкальных учебных заведений, специалистов в области фортепианного исполнительства и педагогики.

Пособие для слушателей курсов повышения квалификации

Материалы учебного пособия адресованы слушателям курсов повышения квалификации, преподавателям ДШИ, ДМШ, средних специальных учебных заведений сферы культуры, студентам и аспирантам музыкальных вузов, а также всем читателям, интересующимся вопросами древнерусского певческого искусства.

Хрестоматия предназначена для учащихся старших классов ДМШ, начинающих постигать искусство аккомпанемента. В данном сборнике собраны лучшие образцы из вокального репертуара русской и зарубежной музыки, доступные для учащихся по уровню сложности. Произведения охватывают несколько эпох и стилевых течений (от Баха до Чайковского) и, соответственно, ставят перед учеником различные задачи.

В настоящем сборнике находятся популярные эстрадные произведения в обработке для домры и фортепиано, а также для ансамбля народных инструментов, выполненные лауреатом всероссийских и международных конкурсов Татьяной Грачевой.

Издание адресовано учащимся музыкальных школ, музыкальных училищ, а также концертным исполнителям.

Задать вопрос об обучении

Здесь будет форма